ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/2021 от 01.07.2021 Богородицкого районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

01 июля 2021 года пос. Волово Тульской области

Судья Богородицкого районного суда Тульской области Кожухова Л.А.,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

с участием

представителей ООО «КНИ» по доверенностям Макеевой Т.В. и Борисова П.О.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении Богородицкого районного суда Тульской области жалобу ООО «Комбината нерудоископаемых» на постановление заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 26 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2КоАП РФ, в отношении ООО «КНИ»,

установил:

постановлением от 26.03.2021 года заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ООО «КНИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «КНИ» обратилось с жалобой в Богородицкий районный суд Тульской области, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по административному делу прекратить.

Заявитель указал, что требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления ООО «КНИ» нарушены не были, при этом отметили, что согласно оспариваемому постановлению ООО «КНИ» осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности (суглинистые вскрышные породы практически неопасные (ФККО ), что подтверждается статистической формой отчетности 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 годы на объекте размещения отходов -отвале горных пород в Ленинском и Воловском районах Тульской области.

Заявитель указал, что хранение отходов определено законом как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Обезвреживание отходов определено законом как уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Заявитель отмечает, что согласно проектам «Технического перевооружения карьера строительных известняков на участке Правобережный I Турдейского месторождения в Тульской области» и «Технического перевооружения карьера строительных известняков на Байдиковском участке Хомяковского месторождения в Тульской области» , согласованным Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 28.07.2017 , от 16.11.2016 , основное направление использования вскрышных пород (ПРС) - для рекультивации для всех направлений реабилитации (сельскохозяйственной, лесной) (п. 11.1.4 «Использование вскрышных и вмещающих пород»). В п. 11.2.1 «Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель» также указано, что ПРС (почвенно-растительный слой) отвала-склада должен быть использован для целей рекультивации. В данном пункте проектной документации установлено, что на площади карьера, а также с площади отвала-склада ПРС и на участках постоянных технологических карьерных дорог, связывающих карьер со складами, снимается слой почвенно-растительного грунта. Почвенный слой согласно ГОСТ 17.5.1-86 «Охрана природы. Земли», может использоваться для биологической рекультивации, а именно: под пашню, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения с зональными типовыми агротехническими мероприятиями, а также под лесонасаждения различного назначения. Рекультивация карьера проводится в течение первого года по завершению работ, после осуществления запланированного объёма добычи. Согласно Техническим условиям на рекультивацию нарушенных земель, проектом предусматривается сельскохозяйственное направление рекультивации - дно карьера - под сенокосы, борта карьера - самозаростание кустарником и мелколесьем. При этом отмечает, что восстановительные работы на карьере производятся после завершения запланированных добычных работ и сводятся к приведению поверхности карьера к поверхностям, нормируемым для сельскохозяйственной рекультивации, а на участке размещения отвала ПРС - планировочные работы по возвращению земель в прежнее состояние. Горнотехническая рекультивация выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.05-84 «Охрана природы. Общие требования к землеванию. Рекультивация земель» и ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель». По окончании горнотехнического этапа необходимо выполнить биологический этап рекультивации, который, согласно заданию, заключается в посеве многолетних трав по дну карьера, самозаростание бортов карьера и устройство лесопосадки.

Заявитель полагает, что поскольку ООО «КНИ» в процессе осуществления производственной деятельности по добыче полезных ископаемых складирует вскрышные породы на отвале горных пород не в целях утилизации, обезвреживания либо захоронения, а в целях рекультивации земель, то использование отходов производства в целях рекультивации не может быть признано тождественным понятию размещения отходов в контексте Закона об отходах производства, равно, как объект, подлежащий рекультивации, не может быть признан тождественным объекту размещения отходов в контексте этого же Федерального закона.

Заявитель считает, что поскольку ООО «КНИ» не осуществляет размещение отходов в смысле, придаваемом этому термину Законом об отходах производства и потребления (захоронение или хранение в целях утилизации, обезвреживания, захоронения), а использует их в целях рекультивации земель, то нарушения п. 7 ст. 12 Закона об отходах производства со стороны ООО «КНИ» допущено не было. В связи с тем, что ООО «КНИ» не осуществляет размещение (хранение, захоронение) отходов V класса опасности на объекте (горный отвал), не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, а складирует данные отходы в целях дальнейшего использования для рекультивации земель, соответственно, не нарушает п.7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления, событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствует, а оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу -прекращению в соответствии с п.1 ч. ст.24.5, п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В связи с чем просят суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 19.03.2021 года, прекратив по нему производство.

В судебном заседании представитель ООО «КНИ» по доверенности Макеева Т.В. поддержала жалобу по доводам, изложенным в ней, просила отменить вынесенное постановление. Пояснила, что в пункте 3.4 –«отвальное хозяйство» проектной документации описано, каким образом формируются отвалы. В разделе 11.1.4-«использование вскрышных и вмещающих горных пород» проектной документации указано. что основное направление использования вскрышных пород, почвенно-растительного слоя-для рекультивации, для всех направлений реабилитации (сельскохозяйственной, лесной). В разделе 11.2.1 «охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель» проектной документации расписан порядок проведения рекультивации карьера и сроки. Из него следует, что вскрышные породы складируются в целях дальнейшей рекультивации карьера. Наш отвал объектом размещения отходов не является, так как отходы там не размещаются, он не должен быть включен в реестр ГРОРО, как того требует проверяющий орган.

В судебном заседании представитель ООО «КНИ» по доверенности Борисов П.О. доводы жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в ней, при этом пояснил, что ООО «КНИ» привлекли к ответственности за то, что отвал не поставлен в реестр. К отвалу относится разрыхленный вскрышной грунт, перевозимый с места работ на место складирования. Самая верхняя вскрышная часть - это почвенно-растительный слой, доходит до 1 метра, перевозится на расстояние 600 метров от места его залегания. Далее идет вскрышной грунт, разрабатывается экскаваторами, грузится в самосвалы и перевозится на отвал на расстояние 600 метров от его залегания. Ниже начинается пласт полезного ископаемого, отрабатывают его экскаваторами. Вскрышной грунт экскавируется при помощи экскаваторов, грузится в самосвалы и везется на внутренний отвал, расположенный в границах горного отвода в место, согласованное планом развития горных работ в соответствии с проектом отработки. Данный материал складируется по мере продвижения горных выработок в выработанном пространстве с целью дальнейшего применения при горно-техническом этапе рекультивации карьера. Рекультивация-это два последних этапа выполнения работ. Первый этап - горно-техническая рекультивация, в которой применяется вскрышной грунт для выполаживания откосов бортов карьера. Второй этап -биологическая рекультивация, где используется почвенно-растительный слой, который размещается поверх вскрышного грунта, выстилается при помощи бульдозеров, далее в него высаживаются определенные проектом растения. После этого выработка считается рекультивированной.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Молчанова Е.М. в судебном заседании от 17.06.2021 года полагала необходимым обжалуемое постановление оставить без изменения, при этом указав, что ООО «КНИ» эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за и относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за и относится ко III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В ходе плановой (выездной) проверки установлено, что у ООО «КНИ» образуются суглинистые вскрышные породы, согласно ФККО являющиеся отходом V класса опасности (Код ФККО 20013002395). ООО «КНИ» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение 29.04.2015, согласно которым суглинистые вскрышные породы практически неопасные отнесены к V классу опасности, в <адрес> - в объеме 972000,0 т/г, в <адрес> - в объеме 333300,0 т/г. Согласно данным учета в области образования с отходами в <адрес> на конец 2019 года, начало 2020 года отходы V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО ) учтены в объеме 744140,80 т, на конец 2020 года учтено 1744223,4 т (включая образованные на начало 2020 года). Такие же данные содержатся в форме 2-ТП (отходы). Согласно данным учета в области образования с отходами в <адрес> на начало 2020 года, отходы V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО ) учтены в объеме 1174146,0 т, на конец 2020 года учтено 2132007,0 т (включая образованные на начало 2020 года). Формой 2-ТП (отходы) также подтверждается наличие данного вида на начало 2020 года и на конец отчетного периода. Таким образом, данные отходы Обществом хранятся свыше 11 месяцев на объекте размещения отходов - отвале горных пород. Поскольку в ходе проверки было установлено, что ООО «КНИ» осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности, что подтверждается статистической формой отчетности 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 год на объекте размещения отходов - отвале горных пород в Ленинском и Воловском районах Тульской области, не внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов, просит постановление министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 26 марта 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «КНИ» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса» оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

.Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками как противоправность и виновность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии со ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

В силу ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого правонарушения выступает несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (их размещении).

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Размещение отходов представляет собой хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Исходя из ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации

Согласно п. 1 ч. 2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 6 ст.12 вышеназванного Закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, который вступил в законную силу 01.08.2014 года.

Из содержания пункта 16 указанного Порядка следует, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В силу положений пунктов 18, 19, 20 Порядка ведения государственного кадастра ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

Согласно указанным правилам, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах (пункт 6). Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора, в том числе для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).

Из материалов дела следует, что в отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых» министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в период с 16.02.2021г. по 09.03.2021г. проведена плановая выездная проверка.

По итогам данной проверки 09.03.2021 года был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица , согласно которому, при проведении проверки присутствовали: <данные изъяты>ФИО1, <данные изъяты>ФИО2, <данные изъяты>. В ходе проведения проверки на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Комбинат нерудоископаемых» является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.

Проверяемое лицо эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

- эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за и относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за и относится ко III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Выявлены нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды, изложенных в форме прилагаемого к акту проверочного листа: ООО «КНИ» не представлена с целью актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Информация об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды на основании проведенной в 2020 голду инвентаризации объектов, оказывающих негативное воздействие на эксплуатируемых площадках, что является нарушением требований абз.4 п.6 ст.69.2 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ООО «КНИ» не обеспечено предоставление полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по отдельным загрязняющим веществам (алканы, азота диоксид, сера диоксид), выбрасываемых в атмосферный воздух при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на промплощадках, что что является нарушением требований п.6 ст.69 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Выявлены нарушения обязательных требований в области обращения с отходами, установлено: виды отходов, образуемых у проверяемого лица, указаны в форме2-ТП (отходы), данных учета в области обращения с отходами за 2019 год, 2020 год). На отходы 1-1V класса опасности разработаны паспорта, лимиты. Образованные отходы передаются специализированным организациям согласно заключенным договорам. Проверяемое лицо осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности (форма 2-ТП (отходы), за 2019 год, 2020 год) на объекте размещения отходов – отвале горных пород. ООО «Комбинат нерудоископаемых» осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО 20013002395) на объекте– отвале горных пород не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, что является нарушением требований: п.7 ст.12 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», применяемого при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

19.03.2021 года в отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых» заместителем начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Вертиевой А.С. составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано. что 19.03.2021 года в 13 часов 30 минут, установлено, что ООО «Комбинат нерудоископаемых» не соблюдаются требования законодательства РФ в области обращения с отходами. В отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых» министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в период с 16.02.2021г. по 09.03.2021г. проведена плановая выездная проверка. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Комбинат нерудоископаемых» является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.

Проверяемое лицо эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

- эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за П и относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за -П и относится ко III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Виды отходов, образуемых у проверяемого лица, указаны в форме 2-ТП (отходы), данных учета в области обращения с отходами за 2019 год, 2020 год), в том числе отходы V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО ).

Проверяемое лицо осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности, что подтверждается статистической формой отчетности 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 годы на объекте размещения отходов – отвале горных пород в Ленинском и <адрес>х <адрес>.

Таким образом установлено, что ООО «Комбинат нерудоископаемых» осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО ), на объекте (отвале горных пород) не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ответственным за совершение указанного административного правонарушения является ООО «Комбинат нерудоископаемых».

Административная ответственность за совершенное административное правонарушение предусмотрена ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

26.03.2021 года постановлением по делу об административном правонарушении от 26.03.2021 года заместителем начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Вертиевой А.С. на основании протокола об административном правонарушении от 19.03.2021 года , административная ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых» установлено, что нарушаются требования законодательства РФ в области обращения с отходами. 19.03.2021 в 13 час. 30 мин. по адресу: <адрес> установлено, что ООО «Комбинат нерудоископаемых» не соблюдаются требования законодательства РФ в области обращения с отходами. В отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых» министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в период с 16.02.2021 по 09.03.2021, в том числе 26.02.2021 в 11 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, 02.03.2021 в 11 час. 30 мин. по адресу: <адрес> проведена плановая выездная проверка.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Комбинат нерудоископаемых» является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина.

Проверяемое лицо эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:

- эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за и относится к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- эксплуатируемая ООО «Комбинат нерудоископаемых» промышленная площадка по адресу: <адрес> включена в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за и относится ко III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Проверяемым лицом утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение 29.04.2015, согласно которым суглинистые вскрышные породы практически неопасные отнесены к V классу опасности, в <адрес> – в объеме 972000,0 т/г, в <адрес> – в объеме 333300,0 т/г.

Согласно данным учета в области образования с отходами в <адрес> на конец 2019 года, начало 2020 года отходы V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО ) учтены в объеме 744140,80 т, на конец 2020 года учтено1744223,4 т (включая образованные на начало 2020 года). Такие же данные содержатся в форме 2-ТП (отходы).

Согласно данным учета в области образования с отходами в <адрес> на начало 2020 года, отходы V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ) учтены в объеме 1174146,0 т, на конец 2020 года учтено 2132007,0 т (включая образованные на начало 2020 года). Формой 2-ТП (отходы) также подтверждается наличие данного вида на начало 2020 года и на конец отчетного периода. Таким образом, проверяемое лицо осуществляет деятельность по размещению отходов V класса опасности, что подтверждается статистической формой отчетности 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 год на объекте размещения отходов – отвале горных пород в Ленинском и Воловском районах Тульской области.

В ходе проверки, установлено, что ООО «КНИ» осуществляется деятельность по размещению отходов V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО 20013002395) на объекте (отвале горных пород) не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ответственным за совершение указанного административного правонарушения является ООО «КНИ».

При составлении протокола об административном правонарушении представителем по доверенности ФИО3 даны объяснения.

На рассмотрении дела об административном правонарушении представитель по доверенности от 11.12.2020 года б/н ФИО4 пояснила, что с объяснениями, данными при составлении протокола об административном правонарушении от 19.03.2021 согласна, а также, поскольку ООО «КНИ» не осуществляет размещения отходов с целью захоронения или хранения, а также в целях утилизации, обезвреживания, а использует их в целях рекультивации земель п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в данном случае не применим.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также смягчающих и отягчающих вину должностного лица, не имеется.

Ранее к административной ответственности министерством природных ресурсов и экологии Тульской области по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «КНИ» не привлекалось.

В связи с чем ООО «Комбинат нерудоископаемых» было признано в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из вышеприведенной нормы, обязательным условием для привлечения юридического лица к административной ответственности является то, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения жалобы представители ООО «Комбинат нерудоископаемых» указали, что при разработке карьеров самая верхняя вскрышная часть - почвенно-растительный слой, высота которого доходит до 1 метра, перевозится на расстояние 600 метров от места его залегания. Далее идет вскрышной грунт, который разрабатывается экскаваторами, грузится в самосвалы и перевозится также на отвал на расстояние 600 метров от его залегания. Вскрышной грунт экскавируется при помощи экскаваторов, грузится в самосвалы и везется на внутренний отвал, расположенный в границах разрабатываемого карьера в место, согласованное планом развития горных работ в соответствии с проектом отработки. Данный материал складируется по мере продвижения горных выработок в выработанном пространстве с целью дальнейшего применения при горно-техническом этапе рекультивации карьера.

Указанные обстоятельства подтверждаются обозренной в ходе рассмотрения жалобы проектной документацией проекта «Технического перевооружения карьера строительных известняков на <данные изъяты>» и проекта «Технического перевооружения карьера строительных известняков на участке Правобережный 1 Турдейского месторождения в Тульской области» и картой разрабатываемого карьера.

Однако как установлено в ходе рассмотрения жалобы и подтверждается материалами дела, ООО «КНИ» с 2019 года и до дня проведения административным органом проверки размещало вскрышные породы на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица ООО «Комбинат нерудоископаемых» не приведено каких либо объективных обстоятельств и доказательств, ставящих под сомнение внесение данных ООО «Комбинат нерудоископаемых» в статистическую форму отчетности 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 год на объекте размещения отходов – отвале горных пород в Ленинском и Воловском районах Тульской области, отнесенную к осуществлению деятельности по размещению отходов V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО 20013002395).

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у административного органа имелись законные основания для привлечения ООО «Комбинат нерудоископаемых» к административной ответственности, обжалуемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает его права и законные интересы.

ООО «Комбинат нерудоископаемых» не приведено объективных причин по невнесению в ГРОРО объектов размещения отходов.

Доводы о том, что ООО «КНИ» в процессе осуществления производственной деятельности по добыче полезных ископаемых складирует вскрышные породы на отвале горных пород не в целях утилизации, обезвреживания либо захоронения, а в целях рекультивации земель, не имеют правового значения по рассматриваемому делу, поскольку опровергаются данными ООО «КНИ», внесенными в статистическую форму отчетности 2-ТП (отходы) за 2019, 2020 год на объекте размещения отходов – отвале горных пород в Ленинском и Воловском районах Тульской области, отнесенную к осуществлению деятельности по размещению отходов V класса опасности суглинистых вскрышных пород практически неопасных (Код ФККО ).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, должностным лицом соблюдены, учитывая, что правонарушение было выявлено ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки Тульской природоохранной прокуратуры.

Доводы ООО «Комбинат нерудоископаемых» как изложенные в жалобе, так и приведенные в ходе судебного заседания, не принимаются судьей, поскольку не могут являться основанием к отмене состоявшегося обжалуемого постановления заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Вертиевой А.С.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.

Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена ответственность, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.

Постановление о привлечении ООО «Комбинат нерудоископаемых» к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом, в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Выводы, изложенные в постановлении о назначении ООО «Комбинат нерудоископаемых» административного наказания, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных доказательств.

Наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановлением от 26.03.2021 года заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области Вертиевой А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Комбинат нерудоископаемых» оставить без изменения, а жалобу ООО «Комбинат нерудоископаемых» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения

Судья