Дело №12-78/2021, 51RS0002-01-2020-005707-91
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
28 января 2021 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Дурягина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Мурманская судоремонтная компания» Елькина К.А. на постановление *** Главного управления МЧС России по *** Малий А.А. №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мурманская судоремонтная компания» (ООО «МСК»), ***
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением *** Малий А.А. от *** юридическое лицо ООО «МСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, защитником Общества – Елькиным К.А. подана жалоба, в которой он просит постановление отменить.
В обоснование жалобы указывает на незаконность проверки, проведенной помощником прокурора ***, поскольку данная проверка проведена в нарушение положений ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так как ООО «МСК» является субъектом малого и среднего предпринимательства, сведения о которой включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проверки в отношении общества не должны проводиться ***.
В судебное заседание защитник ООО «МСК» Елькин К.А., законный представитель ООО «МСК» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. До судебного заседания защитник ООО «МСК» Елькин К.А. представил устное ходатайство, в котором поддержал требования жалобы, просил рассмотреть дело в свое отсутствие и в отсутствие законного представителя ООО «МСК».
В судебном заседании помощник прокурора *** Тарнягин М.С. полагал, что оснований для отмены постановления не имеется, поскольку положения законодательства, на которые указывает защитник Общества, на проверки, проведенные прокурором, не распространяются. Проверок в рамках Федерального закона №294-ФЗ в отношении общества не проводилось. Более того в данном случае существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
*** Малий А.А. в судебном заседании полагал постановление законным и обоснованным.
Заслушав помощника прокурора, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, в виде предупреждения или административного штрафа административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом несут ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.
Частями 1,2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что настоящий закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности, разработке технической документации на объекты защиты.
Пунктом 19 части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы: переносные и передвижные огнетушители; пожарные краны и средства обеспечения их использования; пожарный инвентарь; покрывала для изоляции очага возгорания; генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Статьей 60 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что Здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями. Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.
Согласно ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно частям 1,2 указанных правил, настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (ч.1).
В отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения.
В соответствии с пп. «ж» п. 23 Правил № 390 на объектах защиты запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир.
Пунктом 61 указанных правил №390 установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно пункту 63 указанных правил №390 руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты от пожаров.
В соответствии с п. 478 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 утверждены «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее - СП 5.13130.2009).
В соответствии с пунктом 1.1, 1.2 СП 5.13130.2009 данный свод правил устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Данный свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.
Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту А4 приложения А указанного свода правил в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Пунктом А.10 указанного СП приведен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен далее в данном документе.
В соответствии с пунктом 9 таблицы А1 такой защите подлежат здания общественного и административно - бытового назначения (кроме указанных в п. п. 11, 13) независимо от площади и этажности, а также, в соответствии с пунктом 38 таблицы А3 указанных СП, помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные независимо от площади.
Согласно п. 1.1 СП 3.13130.2009 настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).
Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре». Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условий обеспечения безопасной эвакуации людей.
В пункте 6 СП 3.13130.2009 в таблице 1 приведена классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, которая, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов.
В пункте 7 СП 3.13130.2009 в таблице 2 приведены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Пунктом 17 таблицы 2 установлено, что СП 3.13130.2009 установлено, что производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности) СОУЭ зданий с категориями А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий, в том числе, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании решения заместителя прокурора ***ФИО1 от ***№***, принятого в соответствии с заданием и.о. прокурора ***ФИО2№***, в период с ***, сотрудниками прокуратуры *** совместно с сотрудникам ОНДиПР по *** УНДиПР Главного управления МЧС России по ***, привлекаемого в качестве специалиста, была проведена совместная проверка ООО «МСК» в части соблюдения требований действующего законодательства при формировании, размещении и выполнении заданий государственного оборонного заказа, требований о пожарной безопасности, охраны труда, о лицензировании отдельных видов деятельности предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также их контрагентами при производстве ремонтных работ в рамках государственного оборонного заказа.
В ходе совместной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В частности, в нарушение ч. 1 ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16, 17 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.», п. А.4, п. А.10 приложения А, таблица А.1 п. 9, таблица А.3 п. 38 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.22, пп. «ж» п.23, п.478 Правил противопожарного режима в РФ №390 на объекте защиты ООО «МСК» не обеспечена периодичность осмотра и проверки, а также своевременная перезарядка огнетушителей; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара; помещения складов и производственные помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; ограничен доступ к первичным средствам пожаротушения (рядом располагается оборудование).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора *** административного округа ****** постановления о возбуждении в соответствии со ст.25.11 КоАП РФ в отношении ООО «МСК» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.34 КоАП РФ вышеуказанное постановление, а также материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в УНД ПР ГУ МЧС России по ***.
По результатам рассмотрения указанных материалов *** начальником отделения ОНД *** УНДиПР Главного управления МЧС России по *** – *** Малий А.А. в отношении ООО «МСК» вынесено постановление №*** о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом, в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства.
Факт совершения вменяемого правонарушения подтверждается: постановлением заместителя прокурора ***ФИО1 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ***; информацией заместителя начальника ОНД *** УНДиПР Главного управления МЧС России по *** от ***; копией выписки из ЕГРЮЛ; заданием и.о. прокурора ***№***; решением о проведении проверки №*** от ***.
Таким образом, собранные административным органом доказательства в совокупности подтверждают факт совершения ООО «МСК» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Общества правильно квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Юридическим лицом в ходе производства по делу об административном правонарушении не представлено доказательств, подтверждающих, что им, в целях недопущения правонарушения, были приняты все возможные меры по соблюдению соответствующих норм и правил противопожарной безопасности. Обстоятельств объективной невозможности выполнения требований не установлено.
Доводы стороны защиты о том, что проверка ООО «МСК» проведена в нарушение части 1.1 статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виду того, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, нахожу несостоятельными.
Данная проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в связи с чем положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применялись.
В пункте 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Более того, часть 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ не применяется к проверкам, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно заданию исполняющего обязанности прокурора ***, целью проверки являлось, в том числе, соблюдение требований пожарной безопасности.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности ООО «МСК» отнесены к факторам возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Выводы административного органа о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным органом в установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок.
Учитывая изложенное, а также отсутствие объективных причин невозможности соблюдения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, принимая во внимание, что выявленные нарушения являются потенциально опасными для здоровья граждан, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Административное наказание ООО «МСК» назначено с учетом общих правил назначения наказания и находится в пределах санкции, соответствующей ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Назначенное наказание соразмерно допущенному правонарушению, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к юридическому лицу именно такой меры ответственности, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено. Иных доводов, способных повлечь к отмене или изменению постановления, не заявлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление *** Главного управления МЧС России по *** Малий А.А. №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Мурманская судоремонтная компания» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «МСК» Елькина К.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья М.С. Дурягина