ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-46/2016 от 16.06.2016 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-46/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

16 июня 2016 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Пучкина М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Некоммерческого партнерства «Горнолыжный клуб «Альмир» Шагимардинова Х. Н. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району Костырева А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ директор Некоммерческого партнерства «Горнолыжный клуб «Альмир» Шагимардинов Х.Н. привлечен к административной ответственности, ему назначено наказание в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данным постановлением должностное лицо - директор Некоммерческого партнерства «Горнолыжный клуб «Альмир» Шагимардинов Х.Н. признан виновным в том, что им допущено осуществление рекреационной хозяйственной деятельности Некоммерческого партнерства «Горнолыжный клуб «Альмир» в водоохраной зоне водного объекта - реки Амур протока Шаpголь в Галичном-2 участковом лесничестве, квартал , выделы <данные изъяты> без получения в установленном порядке решения о согласовании с АТУ Росрыболовства, чем нарушены ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, что установлено проверкой, проведенной Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности директор НП «ГЛК «Альмир» Шагимардинов Х.Н. обратился в суд с жалобой об отмене постановления и освобождении от наказания, считая наказание неправомерным, поскольку деятельность горнолыжным клубом ведется в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ года № на основании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Рекреационная деятельность горнолыжного клуба «Альмир» не наносит вреда окружающей среде, напротив, направлена на организацию цивилизованного отдыха людей. На общественных началах, на энтузиазме любителей горнолыжного социальным объектом, способствующим развитию внутреннего туризма, обеспечению населения возможностью занятий спортом и культурным отдыхом. НП «ГЛК «Альмир» вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с ежеквартальным расчетом. В настоящее время заключен договор с ФГБУ «Амуррыбвод», проведена оценка за воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания на арендуемом участке, на левом берегу протоки Шарголь реки Амур в Комсомольском районе Хабаровского края, произведена оплата, согласно проведенной оценке, за период ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере <данные изъяты> рублей, а также подготовлены документы на согласование с Амурским ТУ Росрыболовства.

Шагимардинов Х.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении по основаниям, в ней изложенным, дополнив, что в настоящее время с АТУ Росрыболовство согласование пройдено, нарушение устранено. Считает, что существенный урон природным ресурсам не нанесен, деятельность предприятия в водоохранной зоне не повлекла неблагоприятных последствий для природной среды, в связи с чем полагает возможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Веселов Е.Ф. с доводами жалобы не согласился, полагает постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району законным и обоснованным.

Представитель Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Пыжов М.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с доводами жалобы не согласился, полагает постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району законным и обоснованным.

Начальник отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району Костырев А.Н., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дате и месте судебного заседания, не явился. Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району.

Выслушав прокурора, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья не находит оснований для отмены постановления должностного лица.

В соответствие с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст.ст. 42, 58 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Требования по охране окружающей среды и непосредственно водных объектов установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) и Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс).

Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Объектами, охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, согласно ч. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды, являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 32 Закона об охране окружающей среды, в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду проводится оценка воздействия ее на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 3 ст. 32 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с ч.1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Частью 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ определено, что деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, в лице территориальных органов. На территории Хабаровского края данное согласование осуществляет Амурское территориальное управление Росрыболовства.

Часть 1 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

В судебном заседании актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, информацией АТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии решения о согласовании хозяйственной деятельности в водоохранной зоне р. Амур НП «Горнолыжный клуб «Альмир»; постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Некоммерческое партнерство «Горнолыжный клуб «Альмир» осуществляет рекреационную хозяйственную деятельность в водоохраной зоне водного объекта - реки Амур протока Шаpголь в Галичном-2 участковом лесничестве квартал , выделы <данные изъяты> а именно на расстоянии 50 метров от уреза воды установлены флагштоки, скамейки со столиками, туалеты; на расстоянии 71 метра от уреза воды находится административное здание предприятия, пост оператора канатной дороги, мусорные контейнеры, огороженная площадка с техникой, без получения в установленном порядке решения о согласовании с АТУ Росрыболовства, чем нарушены ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, что установлено проверкой, проведенной Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ.

Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении и оценены должностным лицом при рассмотрении дела с учетом требований ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Действия должностного лица директора НП «Горнолыжный клуб «Альмир» Шагимардинова Х.Н. правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судьей не установлено каких-либо нарушений, допущенных должностным лицом при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления, а указанные в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановления.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, наказание назначено в пределах санкции ст.8.42 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушений, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого постановления, не имеется.

Доводы жалобы о том, что деятельность горнолыжным клубом ведется в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГп на основании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, рекреационная деятельность горнолыжного клуба «Альмир» не наносит вреда окружающей среде, напротив, направлена на организацию цивилизованного отдыха людей, НП «ГЛК «Альмир» вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с ежеквартальным расчетом, заключен договор с ФГБУ «Амуррыбвод», проведена оценка за воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания на арендуемом участке, на левом берегу протоки Шарголь реки Амур в Комсомольском районе Хабаровского края, произведена оплата, а также подготовлены документы на согласование с Амурским ТУ Росрыболовства, по существу совершенного административного правонарушения отмену обжалуемого судебного постановления повлечь не могут, поскольку изложенных в этом постановлении выводов ничем не опровергают.

Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, поскольку в настоящее время согласование с АТУ Росрыболовство пройдено, заключение получено, существенный урон природным ресурсам не нанесен, его нахождение в водоохранной зоне не повлекло неблагоприятных последствий для природной среды, судьей не принимаются по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснения, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Совершенное должностным лицом правонарушение посягает на отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. С учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения должным образом установлен, назначенное за это правонарушение наказание является справедливым, поэтому в удовлетворении жалобы об отмене законного и обоснованного постановления должностного лица по делу об административном правонарушении следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району Костырева А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - директора Некоммерческого партнерства «Горнолыжный клуб «Альмир» Шагимардинова Х. Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора Некоммерческого партнерства «Горнолыжный клуб «Альмир» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В.Пучкина