ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-472/18 от 21.12.2018 Калининского районного суда (Тверская область)

Дело № 12-472/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

21 декабря 2018 года г. Тверь

Судья Калининского районного суда Тверской области Мантрова Н.В.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности Румянцева С.А.,

защитника Кириллова Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Румянцева С.А. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Калининского района Тверской области Куликовой Ю.В. от 26.10.2018 о привлечении главы Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцева С. А. к административной ответственности по ч.3 ст.15.15 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Калининского района Тверской области Куликовой Ю.В. от 26.10.2018 глава Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцев С. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), а именно в допущении просрочки возврату бюджетного кредита в сумме 4 200 000 рублей, при следующих обстоятельствах:

между Министерством финансов Тверской области (кредитор) и Администрацией МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области (заемщик) в лице главы Администрации МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцева С.А. заключен договор о предоставлении для частичного покрытия дефицита бюджета муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области из областного бюджета Тверской области бюджетного кредита от 20.06.2016 №2 (далее Договор), в соответствии с п. 1.1 которого Кредитором были предоставлены Заемщику кредитные средства в сумме 8 400 000 рублей платежным поручением от 23.06.2016 №198.

Согласно п. 1.2 Договора срок возврата кредита определен: до 25.12.2017 – 4 200 000 рублей; до 25.12.2018 – 4 200 000 рублей.

По карточке учета выданных кредитов, займов (ссуд) на 01 января 2018 года (форма по ОКУД 504057) по получателю Администрация муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области остаток задолженности по Договору по состоянию на 01.01.2018 составил 8 400 000 рублей, то есть до 25.12.2017 предоставленные денежные средства в сумме 4 200 000 рублей не были возвращены в областной бюджет.

По информации, предоставленной Министерством финансов Тверской области от 03.07.2018, Министерством приняты меры по взысканию просроченной задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному из областного бюджета Тверской области муниципальному образованию «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области в соответствии с Договором от 20.06.2016 №2 и по состоянию на 02.07.2018 задолженность по основному долгу погашена в полном объеме.

Главе Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцеву С.А. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Румянцев С.А. обратился в суд с жалобой об отмене постановления. В обоснование указано, что просрочка возврата бюджетного кредита допущена по причине недостаточности бюджетных денежных средств, что вызвано значительным недопоступлением в бюджет поселения налоговых платежей юридических и физических лиц по земельному налогу и наличием текущих платежей, направленных на обеспечение жизнедеятельности сельского поселения, таких как финансирование работ по функционированию систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, обеспечению безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности. Отказ от надлежащего исполнения указанных полномочий органа местного самоуправления поселения повлекло бы создание опасности для жизни и здоровья граждан, тогда как просрочка возврата бюджетного кредита не повлекла за собой вредных последствий и является по своей сути формальным нарушением. Кроме того, в сложившейся ситуации Администрация с учетом недостатка бюджетного финансирования не имела реальной возможности обеспечить своевременный возврат бюджетного кредита, так как на момент наступления даты внесения платежа по договору бюджетного кредита у Администрации помимо наличия обязательств по оплате необходимых текущих платежей, направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности поселения, возникло необеспеченное средствами местного бюджета обязательство на сумму 30 575 274 рублей по муниципальному контракту на выполнение комплекса работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в д. Захарьино Бурашевского сельского поселения, финансирование 99% суммы которого было предусмотрено из бюджета Тверской области, однако субсидирование из бюджета региона по данному контракту было ограничено 2017 годом. Отказ от исполнения муниципального контракта на стадии его частичного исполнения для Администрации невозможен, поскольку ремонт дорог не завершен и состояние дорожного полотна не обеспечивает возможность его безопасного использования, что создает риск аварийных ситуаций и угрозу жизни и здоровья граждан. Кроме того, до настоящего времени не исполнено решение Арбитражного суда Тверской области от 19.01.2016 о взыскании с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области за счет средств казны Тверской области в пользу Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области 7 202 556 рублей 40 копеек убытков, что создает существенный дефицит местного бюджета и явилось одной из причин невозможности своевременного возврата бюджетного кредита. Также Администрацией направлялось обращение в Совет депутатов поселения с предложением об уменьшении расходной части бюджета поселения на 2017 год в целях обеспечения реальной возможности возврата бюджетного кредита в размере 4 200 000 рублей, на которое Глава поселения ответил отказом. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Администрации реальной возможности обеспечить своевременный возврат бюджетного кредита и является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании Румянцев С.А. и его защитник Кириллов Я.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, пояснив, что не отрицают факт наличия состава административного правонарушения, однако, указывая на отсутствие тяжких последствий, угрозы охраняемым общественным отношениям, а также на погашение кредитных обязательств в полном объеме, привлечение к административной ответственности впервые, просили признать совершенное правонарушение малозначительным, производство по делу прекратить. Также пояснили, что до настоящего времени Министерством финансов Тверской области не исполнено решение Арбитражного суда Тверской области 19.01.2016 о взыскании за счет средств казны Тверской области убытков на сумму 7202556 рублей 40 копеек в пользу Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

Изучив доводы жалобы, исследовав доказательства, выслушав объяснения Румянцева С.А. и его защитника Кириллова Я.В., суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15 КоАП РФ административным правонарушением признается возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата.

Как следует из статьи 6 БК РФ, бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

На основании пунктов 1, 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Факт совершения административного правонарушения и вина главы Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцева С. А. подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 32 (57) от 28.09.2018; копией договора, заключенного между Министерством финансов Тверской области и Администрацией МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области в лице главы Администрации МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцева С.А. от 20.06.2016 №2 о предоставлении бюджетного кредита; платежным поручением №198 от 23.06.2016, карточкой учета выданных кредитов, займов (ссуд) на 01.01.2018; решением Министра финансов Тверской области о взыскании остатков непогашенных бюджетных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, предоставленных из областного бюджета Тверской области бюджету Бурашевского сельского поселения Калининского района по состоянию на 12.01.2018; журналом хозяйственных операций и другими имеющимися в материалах дела доказательствами, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мотивированы.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение срока возврата бюджетного кредита, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Мировым судьей верно установлено, что действия главы Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцева С.А., являющегося должностным лицом, в соответствии со специальными полномочиями осуществляющим функции представителя власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в муниципальном образовании, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что в отношении Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в пользу Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Арбитражным судом Тверской области 19.01.2016 принято решение о взыскании за счет средств казны Тверской области убытков на сумму 7202556 рублей 40 копеек.

Министерство ТЭК и ЖКХ и Министерство финансов с решением суда не согласились, обратившись в Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Постановлением от 21.04.2016 решение Арбитражного суда Тверской области от 19.01.2016 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.08.2016 указанные судебные решения оставлены без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 Министерству ТЭК и ЖКХ Тверской области и Министерству финансов Тверской области отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, установлено, что на момент возврата первой части кредита – 25.12.2017 предоставленные Министерством финансов Тверской области денежные средства Администрацией муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области в сумме 4200000 рублей не были возвращены, как и не было исполнено Министерством финансов Тверской области решение Арбитражного суда Тверской области 19.01.2016 о взыскании за счет средств казны Тверской области убытков на сумму 7202556 рублей 40 копеек в пользу Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

Кроме того, согласно платежным поручениям кредитные обязательства по договору от 20.06.2016 №2 Администрацией муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области в настоящее время исполнены в полном объеме.

Таким образом, принимая во внимание все обстоятельства по делу, характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, впервые привлекаемого к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства, прихожу к выводу, что конкретные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что просрочка возврата кредита не повлекла за собой тяжких последствий, действия главы Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцева С.А., формально и содержащие признаки состава административного правонарушения, не создали существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Учитывая указанные выше обстоятельства, полагаю необходимым применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в виду малозначительности деяния.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка №3 Калининского района Тверской области Куликовой Ю.В. от 26.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15 КоАП РФ, в отношении главы Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцева С. А. отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить главе Администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области Румянцеву С.А. устное замечание.

Судья Н.В. Мантрова