ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-473/16 от 24.08.2016 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№12-473/2016

решение

24 августа 2016 г. г.Саратов

Судья Волжского районного суда г.Саратова Гончарова Н.О.,

при секретаре Рохман С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бурханова Сергея Сергеевича на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области Измайлова И.М. от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью Бюро судебной экспертизы "Инсайт-Эксперт" Бурханова С.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 как директор общества с ограниченной ответственностью Бюро судебной экспертизы "Инсайт-Эксперт" (далее – ООО БСЭ "Инсайт-Эксперт") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере руб.

В жалобе на указанное постановление Бурханов С.С. просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указано, что ООО БСЭ "Инсайт-Эксперт" не занимается деятельностью, к которой в соответствии с действующим законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, в связи с чем при приеме на работу предоставление соответствующей справки не требуется.

Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения Бурханова С.С., поддержавшего жалобу, выслушав мнение государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО7., полгавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Саратовской области (по охране труда) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с рассмотрением входящей информации -ПВ о нарушении трудового законодательства, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО БСЭ "Инсайт-Эксперт".

В ходе проверки, оформленной актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в п.2.2 Правил внутреннего трудового распорядка ООО БСЭ "Инсайт-Эксперт" в перечне документов, необходимых для приема на работу, не указана справка о наличии (отсутствии ) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, что не соответствует требованиям ст.65 ТК РФ.

Оспариваемым постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ Бурханов С.С. как директор ООО БСЭ "Инсайт-Эксперт" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере руб.

Однако вывод должностного лица о том, что в действиях Бурханова С.С. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств нельзя признать правильным.

Статьей 22 ТК РФ регламентированы основные обязанности работодателя, к числу которых в частности отнесено соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно абз.7 ст.57 ТК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Так, справка об отсутствии судимости предъявляется:

при поступлении на работу, связанную с осуществлением педагогической деятельности (ст.331 ТК РФ);

при поступлении на работу, связанную с осуществлением деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст.351.1 ТК РФ);

при поступлении на должность специалиста авиационного персонала (ст.52 Воздушного кодекса РФ);

при поступлении на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ст.10 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");

при поступлении на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности");

при поступлении на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности (ст.16 Федерального закона от 03.04.1995 №40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности");

при поступлении на службу в органы внутренних дел (ст.14 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры (ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");

при поступлении на службу в Следственный комитет Российской Федерации (ст.16 Федерального закона от 28.12.2010 №403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации");

при поступлении на гражданскую службу (ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

при поступлении на работу в ведомственную охрану (ст.7 Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ "О ведомственной охране");

при поступлении на должность судебного пристава (ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ "О судебных приставах");

при поступлении на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны (ст.18 Федерального закона от 27.05.1996 №57-ФЗ "О государственной охране");

при поступлении на службу в федеральную противопожарную службу (ст.14 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

при поступлении на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя (ст.16 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности");

при поступлении на должность руководителя саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 №223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка");

при поступлении на работу в качестве главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов – в отношении преступлений в сфере экономики (ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете");

при поступлении на работу в качестве руководителя (лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа), члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, а также главного бухгалтера лизинговой компании (фирмы) – в отношении преступлений в сфере экономической деятельности или против государственной власти (ст.5 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)");

при осуществлении деятельности в качестве лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) и члена коллегиального исполнительного органа организатора торговли на товарном и (или) финансовом рынках, руководителя его филиала, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителя службы внутреннего аудита, контролера (руководитель службы внутреннего контроля), руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов – в отношении преступлений в сфере экономической деятельности или против государственной власти (ст.6 Федерального закона от 21.11.2011 №325-ФЗ "Об организованных торгах");

при осуществлении деятельности в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа, руководителя филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителя службы внутреннего контроля, контролера профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителя службы внутреннего аудита, должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителя структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителя отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг – в отношении преступлений в сфере экономической деятельности или против государственной власти (ст.10.1 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");

при осуществлении деятельности в качестве единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера организации, не являющейся кредитной организацией, являющейся оператором платежной системы – в отношении преступлений в сфере экономики (ст.15 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ "О национальной платежной системе");

при осуществлении деятельности в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа микрофинансовой организации (ст.4.1 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях");

при осуществлении деятельности в составе правления кредитного кооператива, контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива (наблюдательного совета кредитного кооператива, ревизионной комиссии или ревизора кредитного кооператива), при поступлении на должность единоличного исполнительного органа кредитного кооператива – в отношении преступлений в сфере экономики (ст.15 Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ "О кредитной кооперации");

при осуществлении деятельности в качестве члена правления жилищного накопительного кооператива, единоличного исполнительного органа кооператива, члена коллегиального исполнительного органа кооператива, члена ревизионной комиссии (ревизора) кооператива – в отношении преступлений в сфере экономики (ст.45 Федерального закона от 30.12.2004 №215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах");

при осуществлении деятельности в качестве единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда и в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда (ст.8 Федерального закона от 29.11.2001 №156-ФЗ"Об инвестиционных фондах");

при осуществлении деятельности в качестве ревизора-консультанта сельскохозяйственных кооперативов и их союзов – в отношении преступлений в сфере экономики, а также преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений (ст.32 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");

при осуществлении деятельности в качестве актуария и ответственного актуария – в отношении преступлений в сфере экономики, а также преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений (ст.7 Федерального закона от 02.11.2013 №293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации");

при осуществлении деятельности в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа субъекта страхового дела – юридического лица (ст.32.1 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации");

для приобретения правового статуса частного охранника (ст.11.1 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации");

при осуществлении деятельности в качестве руководителя частного агентства занятости – в отношении преступлений против личности или в сфере экономики (ст.18.1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации");

при осуществлении деятельности в качестве лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) и члена коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководителя ее филиала, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностного лица или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, – в отношении преступлений в сфере экономической деятельности или против государственной власти (ст.6 Федерального закона от 07.02.2011 №7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте");

при осуществлении деятельности в качестве лица, осуществляющего, в том числе временно, функции члена совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства (ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 №222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации");

при осуществлении деятельности в составе органов управления центрального депозитария – в отношении преступлений в сфере экономической деятельности или против государственной власти (ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 №414-ФЗ "О центральном депозитарии");

при осуществлении деятельности в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа ломбарда – в отношении преступлений в сфере экономической деятельности или против государственной власти (ст.2.1 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ "О ломбардах").

Вместе с тем ООО БСЭ "Инсайт-Эксперт" не осуществляет ни один из вышеперечисленных видов деятельности ни в качестве основного, ни в качестве дополнительного, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

При таких обстоятельствах, поскольку деятельность ООО БСЭ "Инсайт-Эксперт" не связана с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работодатель не обязан требовать справку об отсутствии судимости и проверять факт соответствия работника установленным требованиям при заключении трудового договора.

В связи с изложенным отсутствует событие инкриминируемого Бурханову С.С. административного правонарушения.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

С учетом изложенного постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью Бюро судебной экспертизы "Инсайт-Эксперт" Бурханова С.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу – прекратить.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья