ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-538/2016 от 24.05.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья: Шевченко О.В. Дело № 12-538/2016

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы (протеста) по делу об административном правонарушении

Республика Крым г. Симферополь 24 мая 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Павловский Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» Абдукадырова Э.Т. на постановление судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2016 года в отношении

Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «<данные изъяты>», зарегистрированного по адресу: Российская Федерация, <адрес>,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2016 года Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» (далее - МУП «ЖЭО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Директор МУП «ЖЭО» ФИО1 не согласившись с вынесенным постановлением обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2016 года и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях МУП «ЖЭО» состава правонарушения, в обоснование чего указывает, на то, что МУП «ЖЭО» не может производить капитальный ремонт лифтов, поскольку данные работы не заложены в тариф и должны оплачиваться из фонда капитального ремонта. Без согласия собственников жилых помещений в МКД заложить данные работы в тариф невозможно. Соблюдение Правил содержания общего имущества, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, Правил предоставления коммунальных услуг, является обязательным в сфере управления МКД в целом, а не только для Управляющей Компании, имеющей лицензию, в связи с чем нарушение указанных нормативных актов нельзя считать нарушением лицензионных требований. Кроме того, МУП «ЖЭО» не является исполнителем услуги по газоснабжению, потребители услуг по газоснабжению заключают прямые договора с ресурсоснабрающей организацией. Кроме того, ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (ли) жилых помещений предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» Терновой И.Ю. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Красноперекопский межрайонный прокурор о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в судебном заседании не участвовал.

Проверив доводы изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 10 февраля 2016 года Красноперекопским межрайонным прокурором Гасенко В.А., по результатам проверки исполнения МУП «ЖЭО» требований законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении МУП «ЖЭО» (л.д. 1-10).

В ходе проведения проверки было установлено, что управляющей организацией МУП «ЖЭО», действующей на основании лицензии № 19 от 14 апреля 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, допускаются существенные нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе не выполняются работы по надлежащему содержанию и ремонту лифтов в многоквартирном доме, а также работы по надлежащему содержанию систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.

Постановлением судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2016 года МУП «ЖЭО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 3 указанного Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (далее – Правила), установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 11 Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").

Согласно п. 11(1) Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 21, 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов отнесены, в том числе работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению; а также работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирные дома, расположенные по адресу <адрес>, на основании договора управления многоквартирным домом от 28 сентября 2015 года и от 25 октября 2015 года находится на обслуживании МУП «ЖЭО», действующего на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 31).

В подтверждение того, что МУП «ЖЭО» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание и указано в постановлении в качестве доказательств: лицензия от 14 апреля 2015 года; договоры об управлении многоквартирным домом; справки о проведенной проверке; ведомости выявленных дефектов; акт проверки; объяснения Петрова А.А. и Абдукадырова Э.Т.

Указанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности МУП «ЖЭО» в совершении данного административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что МУП «ЖЭО» не может производить капитальный ремонт лифтов, поскольку данные работы не заложены в тариф и должны оплачиваться из фонда капитального ремонта, а также МУП «ЖЭО» не является исполнителем услуги по газоснабжению, потребители услуг по газоснабжению заключают прямые договора с ресурсоснабрающей организацией, являются несостоятельными ввиду того, что обязанность МУП «ЖЭО» выполнять работы, в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, а также работы, в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме прямо предусмотрена ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 21, 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Довод жалобы о неправильной квалификации вмененного МУП «ЖЭО» деяния со ссылкой на ст. 7.22 КоАП РФ не может быть принят во внимание, так как основан на ошибочном толковании закона.

Согласно материалам дела, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется МУП «ЖЭО» на основании лицензии №19 от 14 апреля 2015 года. Надлежащее содержание и ремонт лифтов в многоквартирном доме, а также содержание систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110). Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), имеющей приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и (или) жилых помещений).

Из изложенного следует, что правовых оснований для квалификации действий МУП «ЖЭО» по ст. 7.22 КоАП РФ не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии МУП «ЖЭО» состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

При назначении наказания судом первой инстанции учтен характер совершенного МУП «ЖЭО» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.

В соответствии с изложенным и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 февраля 2016 года в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «<данные изъяты>» оставить без изменения, а жалобу директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» ФИО1 без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Е.Г.Павловский

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>ш