Дело 12-54/2021
№
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
24 мая 2021 года г.Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Каблахова Р.Д., при секретаре Беляшкиной С.А., с участием заявителя - представителя ООО «Парижская Коммуна» Галустяна В.Я., действующего на основании доверенности от 22.01.2021, представителей заинтересованного лица Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Салпогарова М.Б., действующего на основании доверенности от 11.05.2021, и Косинова А.А., действующего на основании доверенности от 21.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Буденновского городского суда Ставропольского края административное дело по ходатайству представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности ООО «Парижская Коммуна» Галустяна В.Я. о восстановлении процессуального срока для подачи жалобы и жалобу представителя юридического лицаООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я.на постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике № от 18 марта 2021 года в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Парижская Коммуна» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике В.В.В.№ от 18.03.2021 года юридическое лицо ООО «Парижская Коммуна» в лице директора общества Е.В.Н. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществление мелиоративных, изыскательских иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов лесной инфраструктуры
Не согласившись с вышеуказанным постановлением представитель юридического лица ООО «Парижская Коммуна» действующий на основании доверенности Галустян В.Я. обратился в Буденновский городской суд с жалобой, в которой указано, что ООО «Парижская Коммуна» является арендатором земельного участка для сельскохозяйственного производства с КН №, по договору аренды № от 17.05.2016 года, расположенного на территории муниципального образования <адрес>
В 1992 году за счёт сил и средств СПК им «Парижской Коммуны» на земельном участке с КН № обустроен котлован, который использовался администрацией муниципального образования <адрес> в качестве системы полива для нужд СОНТ, образованного на территории муниципального образования в плоть до 2015 года, имеет подводящие, распределительные и отводящие коммуникации. Общество зарегистрировано 05.06.2000. Е.В.Н. является директором Общества с 06.05.2014 года.
В 2019 году на территории муниципального образования <адрес> силами ГУП СК «<данные изъяты>», которое в настоящее время является <адрес> филиалом <данные изъяты>», проводились дорожные работы.
30 июля 2019 года составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного на территории сельских поселений <адрес>№, согласно которому изымаемый из спорного котлована грунт используется для ремонта автомобильной дороги регионального значения «<адрес>», в связи с чем Общество по факту выявления указанных выше нарушений обратилось в обратилось в МО <адрес> сельсовета и инспекцию по охране и использованию земель. Администрация МО <адрес> сельсовета сообщила обществу, что порчу земель осуществило ГБУ СК «<данные изъяты>».
Считает, что порча земельного участка произошла не позднее 31.12.1992 года, в то время как Общество организовано 05.06.2000 года, следовательно, юридическое лицо ООО «Парижская Коммуна» не могло быть причастно к административному правонарушению.
Просит восстановить процессуальный срок для подачи жалобы; постановление о назначении административного наказания от 18.03.2021 года № управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель представитель юридического лица ООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я. доводы жалобы поддержал и просил суд восстановить процессуальный срок для подачи жалобы, постановление о назначении административного наказания от 18.03.2021 Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике в отношении ООО «Парижская Коммуна» отменить, производство по делу прекратить, пояснив, что котлован на вышеуказанном земельном участке был вырыт ранее в 1992 году за счет и средств ЧСПК им «Парижской Коммуны» и использовался администрацией МО <адрес> сельсовета в качестве системы полива для нужд СОНТ, образованного на территории муниципального образования вплоть до 2015 года, имеет подводящие, распределительные и отводящие коммуникации. Общество зарегистрировано с 2000 года. Земельный участок с кадастровым номером № в аренду согласно договора аренды № от 17.06.2016. В 2019 году из указанного котлована отбор грунта проводилась силами ГУП СК «<данные изъяты>», правопреемником которого в настоящее время является ГБУ «<данные изъяты>» и использовалось для ремонта автомобильной дороги «<адрес>» без разрешения ООО «Парижская Коммуна». Кроме того, 04.05.2021 после изучения материалов дела по иску ООО «Парижская Коммуна» к ГБУ СК «<данные изъяты>» о взыскании убытком, стало известно, что порчу земель фактически произвело имеено ГБУ СК «<данные изъяты>», что подтверждается отзывом и контрактом № от 28.05.20219 г. Ранее о данных доказательствах Обществу не было известно. Данное обстоятельство подтверждает позицию Общества о том, что оно не производило порчу земель ми в соответствии со ст. 13 ЗК РФ не должно производить восстановление данных земель.
Представители заинтересованного лица Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Салпогаров М.Б. и Косинов А.А. в судебном заседании просили постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республики оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав заявителя - представителя ООО «Парижская Коммуна» Галустяна В.Я., представителей заинтересованного лица Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Салпогарова М.Б. и Косинова А.А., изучив доводы жалобы с материалами административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен по письменному ходатайству лица, обратившегося с жалобой.
Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Из текста жалобы и исследованных в судебном заседании материалов административного дела следует, что жалоба представителем ООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я. на постановление по делу об административном правонарушении от 18.03.2021 в отношении юридического лица ООО «Парижская Коммуна» по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ направлена 05.04.2021 и поступила в Буденновский городской суд 07.04.2021, в установленный законом срок.
Определением Буденновского городского суда от 08.04.2021 поступившая жалоба представителя ООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я. на постановление по делу об административном правонарушении от 18.03.2021 в отношении юридического лица ООО «Парижская Коммуна» оставлена без рассмотрения и возвращена заявителю, в связи с тем, что поданная жалоба не подписана заявителем.
Настоящая жалоба представителя ООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я. на постановление от 18.03.2021 в отношении ООО «Парижская Коммуна» подана заявителем 14.04.2021 и поступила в Буденновский городской суд 16.04.2021.
Учитывая, что первоначальная жалоба представителем ООО «Парижская Коммуна» была подана в суд в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, а потом своевременно приняты меры к устранению нарушений при подаче жалобы, суд находит причину пропуска срока обжалования постановления от 18.03.2021 уважительной, в связи с чем пропущенный срок для подачи жалобы подлежит восстановлению.
Рассматривая жалобу представителя ООО «Парижская Коммуна» по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № от 10.02.2021 года администрация муниципального образования <адрес> расположенный по адресу: <адрес>, включена в государственный реестр юридических лиц ОГРН №, о чем 29.11.2007 произведена запись за №.
Согласно договора аренды от 17.05.2016 г. № земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> м2, (пашня), заключенного между администрацией муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в лице главы администрации муниципального образования <адрес> сельсовета Т.В.В. и ООО «Парижская Коммуна» в лице генерального директора Е.В.Н., заключили настоящий договор аренды на земельный участок, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию <адрес> сельсовета <адрес>, из категории земель «земли сельскохозяйственного производства». Вышеуказанный договор подписан сторонами и ни кем не оспорен.
Из п. 1.2. вышеуказанного договора следует, что на участке недвижимого имущества не имеется.
Пунктом 2.1 срок аренды земельного участка установлен 25 лет с 30 декабря 2015 года по 30 декабря 2040 года (с момента окончания предшествующего договора). Арендная плата определена порядком определения размера арендной платы.
Согласно п. 4.4.2 договора аренды, Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В соответствии с п. 4.4.4 вышеуказанного договора арендатор обязан выполнять обязанности, установленные Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае от 07.09.2010 года №-п; Статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.4.8 договора арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях.
Актом приема-передачи земельного участка, Арендодатель (администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в лице главы муниципального образования <адрес> сельсовета Т.В.В.) передал, а Арендатор – директор общества с ограниченной ответственностью «Парижская Коммуна» Е.Н.И. принял в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м (пашня) из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, ООО «Парижская Коммуна» в границах землепользования МО <адрес> сельсовета, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство. На участке недвижимого имущества нет. Претензий по передаваемым земельным участкам у Арендатора к Арендодателю не имеется. Также определен порядок арендной платы.
На основании распоряжения администрации <адрес> муниципального района от 19.07.2019 года № «Об утверждении планового (рейдового) осмотра обследования земельного участка, расположенного на территории сельских поселений <адрес> муниципального района, заместитель начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации <адрес> муниципального образования В.Р.А., главный специалист отдела имущественных и земельных отношений администрации Буденновского муниципального района С.С.В. и главный специалист управления сельского хозяйства администрации <адрес> муниципального района Т.О.В. направлены для проведения планового (рейдового) осмотра земельного участка с кадастровым номером № входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером №, находящийся в аренде ООО «Парижская Коммуна» по договору аренды земли сельскохозяйственного назначения № от 17.05.2016.
Актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка расположенного на территории сельских поселений <адрес> муниципального района № от 30.07.2019 года комиссией в составе В.Р.А., Т.О.В. и С.С.В. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, из категории земли сельскохозяйственного назначения, с видом использования для сельскохозяйственного производства площадью <данные изъяты> кв.м. входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером №, Арендатор ООО «Парижская Коммуна» (Договор аренды № от 17.05.2016) вырыт котлован, из которого ведется забор грунта для ремонта автомобильной дороги регионального значения «<адрес>».
Из сообщения главы <адрес> муниципального образования С.А.Н. на имя директора ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. следует, что глава <адрес> муниципального района С.А.Н. сообщает директору ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. о том, что по результатам планового (рейдового) осмотра выявлено нарушение законодательство-порча земли. Материалы проверки направлены в управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике для проведения мероприятий государственного надзора.
Протоколом осмотра № проведенным «27» октября 2020 г., в период времени с 12 часов 15 минут по 13 часов 30 минут государственного инспектора отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Косиновым А.А. с участием заместителя отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю С.Р.Ю. с ведением видеозаписи, произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № для сельскохозяйственного производства Буденновского района Ставропольского края с общей площадью <данные изъяты>,расположенного на южной стороне <адрес> в границах землепользования МО <адрес> сельсовета, используемое в настоящее время ООО «Парижская Коммуна» по договору аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения № от 17.05.2016 г. сроком на 25 лет, установлено: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м. (согласно выписке ФГИС ЕГРН), в северо-западной части данного участка, в низине, находится котлован, площадь которого составляет 1,3 га. На краях котлована видны следы работы сельскохозяйственной техники. Глубина котлована составляет от 1,5 до 4-х метров. На большей части котлована растет травянистая кустарниковая растительность (гребенщик, качим), не поедаемая сельскохозяйственными животными. Рядом с котлованом расположены насыпи грунта, высота которых составляет от 1 до 3-х метров, с площадью перекрытия до 10 метров. (Географические координаты №).
Географические координаты котлована: <данные изъяты>
Вдоль юго-западной границы данного земельного участка, примыкающей к селу <адрес>, находятся: фундамент капитальных строений, имеются следы механизированной обработки почвы, выразившиеся в многочисленных выемках, в которых расположены отходы производства и потребления (пластиковые бутылки, стеклянная тара, целлофановая пленка), расположены части разрушенных строений, допущено размещение строительного мусора в виде шифера, железо-бетонных плит., кирпичей, части деревьев, произрастают древесные насаждения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии – имеют структурные изъяны и дефекты. (Географические координаты <данные изъяты>). Географические исследования проводились навигатором Garmin etrex touch 35.
Данные протокола об осмотре места совершения административного правонарушения подтверждаются фототаблицей к протоколу осмотра места совершения административного правонарушения № от 27.10.2020 года земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управление по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике С.П.В. в адрес директора ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. направлено письмо, которым директору ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. предлагается незамедлительно, в срок до 22.07.2020 года направить в адрес надзорного органа проект по рекультивации земельного участка с КН № утвержденного надлежащим образом, а также информацию о проведении рекультивации нарушенного участка.
Обязанность по предоставлению проекта должностным лицом директором ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. не выполнена.
Также в силу требований п. 26 Правил ООО «Парижская Коммуна» обязана обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в сок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель, в противном случае наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Из письма директора ООО «Парижская Коммуна» за входящим № от 28.07.2020 года следует, что согласно сведений представленных АМО <адрес> сельсовета <адрес>, в границах которого расположен объект (котлован/резервуар), рекультивация невозможна в виду производства администрацией работ по оформлению части земельного участка, на котором расположен котлован (резервуар) с подведенными коммуникациями: подводящего и распределительного водопроводов и т.д., в муниципальную собственность.
Определением № от 19.10.2020 года государственный инспектор отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Косинов А.А. определил истребовать у директора ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. надлежащим образом заверенные документы необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Согласно протокола № об административном правонарушении от 04.12.2020 года в отношении должностного лица –директора ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. 13.07.2020 года в адрес директора ООО «Парижская Коммуна» Е.В.Н. направлена требование о необходимости разработки и направления в адрес Управления проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № включенного в состав земельного участка с кадастровым номером № за исходящим №№ от 07.07.2020 года.
Представлением начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике В.В.В. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 18.03.2021 года №, директору ООО «Парижская Коммуна» предписано безотлагательно рассмотреть представление и принять меры, направленные на устранение требований земельного законодательства.
Ранее государственным инспектором государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Б.Р.Х. в отношении ООО «Парижская Коммуна» был составлен протокол по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие плодородного слоя почвы земельного участка с кадастровым номером № входящий в состав единого земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., используемых ООО «Парижская Коммуна» по договору аренды № от 17.05.2016 года, вырыт котлован глубиной до 1,5 м., в восточной зоне котлована на поверхности насыпана куча грунта высотой около 3 м., шириной 4 м. и длиной 8 м, совершенное ООО «Парижская коммуна», то есть должностным лицом административный материал был составлен в отношении ООО «Парижская Коммуна» за нарушение законодательства по спорному земельному участку. Постановлением от 05.12.2019, которое вступило в законную силу 31.01.2020, ООО «Парижская Коммуна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа, который был оплачен Обществом 06.02.2020.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности(статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожение земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту l статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, земле, пользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить» в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия,
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лиц не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами» которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов» модных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения, плодородия земель сельскохозяйственного о назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
В силу требований ст.42 Федерального Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды» проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Постановление №800) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами. использующими земельные участки в условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и предоставления сервитутов.
Из п. 5 Постановления № 800 следует, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем, обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сель, сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно п. 6 Постановления №800, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Из п. 26 Постановления №800 лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключение 4 случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договорам, на основании которых используются земли, или земельного участка, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Парижская Коммуна» к административной ответственности) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Исходя из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Основанием для привлечения ООО «Парижская Коммуна» к административной ответственности на основании названной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы о том, что Обществом не выполнены обязанности по рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., входящего в состав земельного участка с кадастровым номером № в границах муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> примыкающее с южной стороны, качественное состояние земель которого было нарушено при проведении работ по выработке грунта на глубину 1,5 - 4 м в образованном карьере в котором находятся отходы производства и потребления (пластиковые бутылки, пустая тара, целлофановая пленка), расположены части разрушенных строений, допущено размещение иного мусора в виде шифера, железобетонных плит, кирпичей, части деревьев.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Также разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; (пп. 4 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ); предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пп. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ).
Таким образом, юридическим лицом ООО «Парижская Коммуна» земельный участок не используется по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не выполняет установленных требований и обязательных мероприятий по сохранению почв и плодородия, по предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель-зарастание сорной растительностью на землях сельскохозяйственного назначения на общей площади 201,2 га.
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Косиновым А.А. 04 декабря 2020 года в отношении юридического лица ООО «Парижская Коммуна» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.7 КРФоАП. Копия протокола получена представителем юридического лица ООО «Парижская Коммуна» Галустяном В.Я. в тот же день.
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике В.В.В.№ от 18.03.2021 юридическое лицо «Парижская Коммуна» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Также суд учитывает, что ст. 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья – пашни сенокосы пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В судебном заседании установлено, что юридическим лицом – ООО «Парижская Коммуна» допущено нарушение земельного законодательства в области охраны указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, а также угроза правоохраняемым интересам в сфере регулируемого государством порядка в области охраны окружающей среды и природопользования.
Таким образом, бездействие юридического лица ООО «Парижская Коммуна» верно квалифицировано по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения и виновность юридического лица ООО «Парижская Коммуна» подтверждается материалами дела и доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Из представленных материалов дела и жалобы судом установлено, что в отношении ООО «Парижская Коммуна» ранее в 2019 году государственным инспектором государственного земельного надзора по Ставропольскому краю был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ по земельному участку с кадастровым номером № входящий в состав земельного участок с кадастровым номером №, то есть по спорному земельному участку. Постановлением от 05.12.2019 ООО «Парижская Коммуна» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. Указанное постановление от 05.12.2020 вступило в законную силу.
С учетом изложенного, суд полагает, что начальник отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике В.В.В. пришел к обоснованному выводу о том, что действия юридического лица ООО «Парижская Коммуна» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.7 КоАП РФ.
Действия юридического лица ООО «Парижская Коммуна» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания должностным лицом органа государственного контроля были учтены обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи, с учетом всех обстоятельств.
К доводам заявителя представителя ООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я. о том, что Общество не причастно к порче земель, поскольку порчу земель фактически произвело ГБУ СК «Стававтодор», суд относится критически, поскольку они опровергаются материалами дела и считает, что таким образом юридическое лицо желает уйти от административной ответственности.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, равен одному году.
Таким образом, срок привлечения ООО «Парижская Коммуна» к административной ответственности по ч. 1 статье 8.7 КоАП РФ не истек.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обжалуемое постановление от 18 марта 2021 года в отношении юридического лица ООО «Парижская Коммуна» оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица ООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я. без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Восстановить ООО «Парижская Коммуна» срок для подачи жалобы на постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 18 марта 2021 года в отношении ООО «Парижская Коммуна» по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, ходатайство представителя ООО «Парижская Коммуна» Галустян В.Я. удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике В.В.В.№ от 18 марта 2021 года о назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Парижская Коммуна» по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400000 рублей - оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица ООО «Парижская Коммуна» Галустяна В.Я. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Решение составлено в совещательной комнате.
Судья Р.Д. Каблахов