Дело №12-65/2019
(26RS0026-01-2019-001362-47)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нефтекумск 16декабря 2019 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Апалькова А.В.,
с участием представителей юридического лица привлекаемого к административной ответственности ООО «РН-Ставропольнефтегаз» – Тагандурдыева С.Э.-Х., Лебеденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Тавлуй И.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз», предусмотренном ч.1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вынесено постановление о назначении административного наказания от 30.10.2019г., согласно которому ООО «РН-Ставропольнефтегаз» нарушило требования Земельного кодекса РФ, п.п. 3,6,8,26,30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 и признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которымназначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Тавлуй И.В. обратился в Нефтекумский районный суд с жалобой, в которой просит постановление от 30.10.2019 годаизменить, снизив размер административного штрафа до 200 000 рублей, мотивируя следующим.
Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вынесено постановление о назначении административного наказания от 30.10.2019г., согласно которому ООО «РН-Ставропольнефтегаз» нарушило требования Земельного кодекса РФ, п.п. 3,6,8,26,30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 и признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
По мнению Общества Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при вынесении постановления о назначении административного наказания от 30.07.2018 г. в отношении Общества, не учтены обстоятельства для применения статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Ч. 1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административный штраф на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.
В силу п.5 постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П назначаемый юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 000 и более, может быть снижен на основе требований Конституции РФ. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа. Поскольку вытекающие из Конституции РФ и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения и соответственно, сформулированные на их основе в настоящем Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкции должны быть направлены на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения.
Общество осуществляет социально значимую деятельность, а именно оказывает благотворительную помощь образовательным учреждениям, что подтверждается договорами благотворительного пожертвования. Кроме того, Общество является крупнейшим налогоплательщиком, и чрезмерный административный штраф, ухудшит, производственна деятельность, соответственно недополучит доходы, что усугубит финансовое положение Общества и уменьшится налогооблагаемая база.
Обществом проведены восстановительные работы на земельном участке, что подтверждается разрешениями на временное размещение отходов. Действия Общества не повлекли угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Таким образом, характер совершенного административного правонарушения незначительный.
Доводы общества о снижении размера назначенного административного штрафа, основаны на Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов и конституционных принципах соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда РФ № 11-П от 15.07.1999 г. и № 14-П от 12.05.1998 г. Оценивая фактические обстоятельства совершения правонарушения, в рассматриваемом случае наложение на Общество административного штрафа в размере 400 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Общество считает возможным изменить обжалуемое постановление в части размера наказания и назначить заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Мера административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей не соответствует требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам. Имеются основания для снижения размера административного штрафа.
В судебном заседании представители юридического лица привлекаемого к административной ответственности ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Тагандурдыев С. Э.-Х. и Лебеденко С.А. поддержали доводы жалобы, просилипроверить дело в полном объеме и отменить постановление о назначении административного наказания от 30.10.2019 г., а также представление № от 30.07.2018г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения в связи с нарушениями, допущенными при исследовании проб грунта и необоснованным сравнением земель сельскохозяйственного назначения с землями промышленности, уровнем загрязнения, являющимся допустимым для земель промышленности.
Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменное возражение, согласно которому Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользованиясчитает, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и подлежащим оставлению в силе по следующим основаниям.В своем Заявлении Общество просит суд уменьшить минимальный размер санкции, установленный ч.1 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях с 400 тысяч до 200 тысяч рублей и одновременно отменить вынесенное постановление от 30.10.2019г. № о назначении административного наказания и внесенное представление от 30.10.2019г. № об устранении причин и условий способствующих совершению административного правонарушения.
Управление считает, что заявителю необходимо определиться с заявленными требованиями, так как изначально Заявитель признает вину и заявляет требования о снижении снизить сумму штрафов, тогда как в дополнениях Заявитель не признает свою вину и просит вышеуказанное постановление и представление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события.
1. По результатам проведения плановой выездной проверки, согласно приказу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 17.09.2019 № установлено, что юридическим лицом ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не выполнена обязанность по рекультивации земель, а именно: не выполнена обязанность по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 26:14:090213:78.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в границах муниципального образования села Урожайное Левокумского района Ставропольского края, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Эксплуатацию напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное - ЦППН-1 осуществляет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в соответствии с договорами аренды от 01.01.2009 №, от 01.01.2009 №Д и изменением № к дополнительному соглашению от 01.07.2017 № к договору аренды от 01.01.2009 №Д с ПАО «НК «Роснефть».
В соответствии со ст. 42 «Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 №136-Ф3 собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Лица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель обязаны провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель в соответствии с согласованным и утвержденным должным образом Проектом рекультивации земель, путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Лица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель и использующие земельные участки, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель (пп. б, в, п. 26 Правил), соответственно до 31.08.2019г.
В соответствии с п. 30 Правил, завершение работ по рекультивации земель подтверждаются актом о рекультивации земель.
Уведомление о разработке проекта рекультивации нарушенных земель и акт рекультивации земель до настоящего времени в межрегиональное Управление не поступали.
В ходе проведения плановой выездной проверки представителем юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» С.А. Лебеденко, действующего по доверенности от 26.09.2019 № представлена информация об отсутствии у юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» проекта рекультивации нарушенных земель и актов рекультивации земель.
Таким образом, ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не выполнило требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части проведения работ по рекультивации земель и сдачи рекультивированных земель нарушив требования: ч. 5 ст.13, ст.42 Федерального закона от 25.10.2001 №136-Ф3 «Земельный кодекс Российской Федерации», п. 3, 6, 8, 26, 30 «Правил проведения рекультивации и консерваций земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
Статья 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с нормами Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возможно назначить наказание в виде административного штрафав размере менее минимального размера административного штрафа, в случае если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысячрублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, а для юридических лиц - в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица. В свою очередь, Обществом объективных причин, необходимых для снижения штрафа до ниже низшего не представлено.
При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа.
Также отклонению подлежит довод о социально значимой деятельности Общества, об оказании, якобы, благотворительной помощи образовательным учреждениям, так как доказательств такой помощи Обществом, опять - таки не представлено и по факту, не имеет никакого отношения к существу рассматриваемого дела.
2. По вопросу характера совершенного правонарушения.
Управление считает, что в п.1.2 письменных пояснений Общество признает свою вину в нарушении норм права.Вместе с тем, Общество водит суд, в заблуждение, указывая на то, что сравнение отобранных проб происходило с разных глубин, так как согласно таблицы 1 экспертного заключения от 21.10.2018 №, протокола испытания (измерений) почва испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 18.10.2019 №-п, протокола отбора (измерений) проб почва испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИпо Ставропольскому краю от 04.10.2019 №-п, пробы с номерами № и № отбирались на глубине 0-0,05 м., а пробы с номерами № и № отбирались на глубине 0,05-0,2 м и сравнение их также приведено в выводе простым делением, если бы сравнивались пробы с номерами 53/1 и 53/2 превышение составило в 2,6 раза, еслибы сравнивались пробы с номерами 53/2 и 53/4 превышения составляли в 2,3 раза, что не соответствует значениям экспертного заключения от 21.10.2018 №.
Кроме того Общество ссылается на Письмо Минприроды России от 27.12.1993 №04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», в котором все ссылки сделаны на не действующие нормативно правовые акты, в связи с чем данное письмо не может быть применимо.
Так в п. 2.1. Письма Минприроды России от 27.12.1993 №04-25/61-5678 указано, что порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствиис Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (документ утратил силу 10.01.2002)и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичнымипромышленными отходами и радиоактивными веществами» (документ утратил силу 04.12.2002) и от 17 августа 1992 г. №594 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» (документ утратил силу 23.12.1993).
Соответственно сравнение содержания нефтепродуктов с допустимым уровнем загрязнения, регламентируемымПисьмом Минприроды России от 27.12.1993 №04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» не допустимо.
Общество указывает, что нарушенные земли были приведены в состояние пригодное для их использования комплексом работ.
Однако подтверждением проведения работ согласно действующему законодательству Российской Федерации является согласованный и утвержденный должным образом Проект рекультивации земель и акты о рекультивации земель, которые у Общества отсутствует. За данный факт и нарушения требований п. 3. 6, 8, 26, 30 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 Общество и было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как было указано ранее лица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель обязаны провести мероприятия по рекультивации нарушенных земельв соответствии с согласованным и утвержденным должным образом Проектом рекультивации земель, путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно п. 14 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 проект рекультивации земель содержит следующие разделы:
а) раздел "Пояснительная записка", включающий: описание исходных условий рекультивируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;
кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости;
сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;
информацию о правообладателях земельных участков;
сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий);
б) раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий:
экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;
описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель;
обоснование постижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель:
в) раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель", включающий:
состав работ по рекультивации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий:
описание последовательности и объема проведения работ по рекультиваций земель;
сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;
планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель;
г) раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель» содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проведение работ в отсутствие проекта рекультивации земель и актов по рекультивации земель говорит о том, что Обществом рекультивация не проведена, так каклица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель и использующие земельные участки, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель (пн. б, в, п. 26 Правил), соответственно до 31.08.2019.
В соответствии с п. 30 Правил, завершение работ по рекультивации земель подтверждаются актом о рекультивации земель.
Уведомление о разработке проекта рекультивации нарушенных земель и акт рекультивации земель до настоящего времени в межрегиональное Управление не поступали.
В ходе проведения плановой выездной проверки представителем юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» С.A. Лебеденко, действующего по доверенности от 26.09.2019 № представлена информация об отсутствии у юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» проекта рекультивации нарушенных земель и актов рекультивации земель.
Таким образом, ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не выполнило требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части проведения работ по рекультивации земель и сдачи рекультивированных земель.
Соответственно, вина Заявителя доказана имеющимися материалами административного производства, в связи с чем, постановление о назначении административного наказания, а также выданное на его основании представление являются законными, обоснованными и подлежащими оставлению в силе.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления с прекращением производства по делу, либо его изменение.
Порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен.
Постановление о привлечении юридического лица - ООО «РН- Ставропольнефтегаз» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по мнению Управления является соразмерным и справедливым. При назначении наказания учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления от 30.10.2019 № о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представления от 30.10.2019 №3 об устранении причин и условий способствующих совершению административного правонарушения не имеется.
Изучив жалобу, исследовав материалы дела в совокупности, выслушав представителей юридического лица привлекаемого к административной ответственности ООО «РН-Ставропольнефтегаз», суд приходит к следующему.
Согласно постановлению о назначении административного наказания № от 30.10.2019 года ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
По результатам проведения плановой выездной проверки, согласно приказу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 17.09.2019 № установлено, что юридическим лицом ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не выполнена обязанность по рекультивации земель, а именно: не выполнена обязанность по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 26:14:090213:78, который находится в границах муниципального образования села Урожайное Левокумского района Ставропольского края, категория земель - землипромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Эксплуатацию напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное - ЦППН-1 осуществляет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в соответствии с договорами аренды от 01.01.2009 №, от 01.01.2009 № и изменением № к дополнительному соглашению от 01.07.2017 № к договору аренды от 01.01.2009 № с ПАО «НК «Роснефть».
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Лица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель обязаны провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель в соответствии с согласованным и утвержденным должным образом Проектом рекультивации земель, путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Лица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель и использующие земельные участки, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель (пп. б, в, п. 26 Правил), соответственно до 31.08.2019г.В соответствии с п. 30 Правил, завершение работ по рекультивации земель подтверждаются актом о рекультивации земель.
Уведомление о разработке проекта рекультивации нарушенных земель и акт рекультивации земель в Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользованияне поступали.
В ходе проведения плановой выездной проверки представителем юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Лебеденко С.А., действующим по доверенности №131 от ДД.ММ.ГГГГ представлена информация об отсутствии у юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» проекта рекультивации нарушенных земель и актов рекультивации земель.
Таким образом, ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не выполнило требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части проведения работ по рекультивации земель и сдачи рекультивированных земель, нарушив требования ч. 5 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, п. 3, 6, 8, 26, 30 «Правил проведения рекультивации и консерваций земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
В пункте 1.2 письменных пояснений ООО «РН-Ставропольнефтегаз» за № от 04.12.2019г. признает свою вину в нарушении норм права.Вместе с тем, Общество указывает на то, что сравнение отобранных проб происходило с разных глубин, так как согласно таблицы 1 экспертного заключения от 21.10.2018 №, протокола испытания (измерений) почва испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 18.10.2019 №-п, протокола отбора (измерений) пробпочва испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от04.10.2019 №-п, пробы с номерами № и № отбирались на глубине 0-0,05 м., а пробы с номерами № и № отбирались на глубине 0,05-0,2 м и сравнение их также приведено в выводе простым делением, если бы сравнивались пробы с номерами 53/1 и 53/2 превышение составило в 2,6 раза, если бы сравнивались пробы с номерами 53/2 и 53/4 превышения составляли в 2,3 раза.
Кроме того Общество ссылается на Письмо Минприроды России от 27.12.1993 №04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», в котором все ссылки сделаны на не действующие нормативно правовые акты, в связи с чем данное письмо не может быть применимо.
Так в п. 2.1. Письма Минприроды России от 27.12.1993 №04-25/61-5678 указано, что порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствиис Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (документ утратил силу 10.01.2002)и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» (документ утратил силу 04.12.2002) и от 17 августа 1992 г. №594 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» (документ утратил силу 23.12.1993).
Соответственно сравнение содержания нефтепродуктов с допустимым уровнем загрязнения, регламентируемымПисьмом Минприроды России от 27.12.1993 №04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» не допустимо.
Общество указывает, что нарушенные земли были приведены в состояние пригодное для их использования комплексом работ.
Однако подтверждением проведения работ согласно действующему законодательству Российской Федерации является согласованный и утвержденный должным образом Проект рекультивации земель и акты о рекультивации земель, которые у Общества отсутствует. За данный факт и нарушения требований п. 3. 6, 8, 26, 30 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как указано ранее лица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель обязаны провести мероприятия по рекультивации нарушенных земельв соответствии с согласованным и утвержденным должным образом Проектом рекультивации земель, путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Проведение работ в отсутствие проекта рекультивации земель и актов по рекультивации земель говорит о том, что Обществом рекультивация не проведена, так каклица, деятельность которых привела к нарушению, деградации земель и использующие земельные участки, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель (пн. б, в, п. 26 Правил), соответственно до 31.08.2019.
В соответствии с п. 30 Правил, завершение работ по рекультивации земель подтверждаются актом о рекультивации земель.
Уведомление о разработке проекта рекультивации нарушенных земель и акт рекультивации земель в Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не поступали и в ходе проведения плановой выездной проверки представителем юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Лебеденко С.А.представлена информация об отсутствии проекта рекультивации нарушенных земель и актов рекультивации земель.
Таким образом, ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не выполнило требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части проведения работ по рекультивации земель и сдачи рекультивированных земель.
Выраженное в жалобе несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления с прекращением производства по делу.
Порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен.
Постановление о привлечении юридического лица - ООО «РН-Ставропольнефтегаз» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности судом не установлено.
Наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № от 30.10.2019 года, не имеется.
В соответствии с договорами пожертвования денежных средств ООО «РН-Ставропольнефтегаз» осуществляет социально значимую деятельность, безвозмездно жертвует денежные средства образовательным учреждениям. В соответствии с бухгалтерскими балансами за 2016 – 2018 г.г. финансовое состояние Общества неустойчивое.
Согласно ч.1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание ввиде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3. ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, благотворительную деятельность, полагаю необходимым назначить ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административное наказание по ч.1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № от 30.10.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз», предусмотренном ч.1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменить;
назначить ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей;
в остальной части постановление № от 30.10.2019 года - оставить без изменений, жалобу генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Тавлуй И.В. - удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
Нефтекумского районного суда
Ставропольского края Апальков А.В.