№12-74/18
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д.6
РЕШЕНИЕ
13 марта 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре Шамсудиновой А.О., рассмотрев жалобу Стулова А.А. на постановление заместителя начальника управления – начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 18 декабря 2017 года № ТБ-ВТ-08/06/2017/42ПТК, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – командира воздушного судна Л-410 авиационной эскадрильи самолетов летного отряда Акционерного общества «Камчатское авиационное предприятие» Стулова Андрея Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника управления – начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 18 декабря 2017 года № ТБ-ВТ-08/06/2017/42ПТК, командир воздушного судна Л-410 авиационной эскадрильи самолетов летного отряда Акционерного общества «Камчатское авиационное предприятие» (далее по тексту АО «КАП») Стулов А.А. признан в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.30 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Стулов А.А. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указал, что в постановлении не сформулировано, в чем выразилась его вина в совершении административного правонарушения, не указано на наличие умышленной формы вины. По мнению заявителя, должностным лицом административного органа имевшие место события, связанные со срабатыванием на самолете типа Л410-УВП-Э сигнала «мин. запас топлива» неверно квалифицированы как авиационный инцидент, поскольку топливная система такого типа самолета не включает расходный бак. То есть в конструкции самолета отсутствуют элементы, срабатывание которых позволило бы квалифицировать авиационное событие в качестве авиационного инцидента. Термин минимальный запас топлива согласно словарю по международной гражданской авиации используется для описания ситуации, когда запас топлива на борту воздушного судна достиг уровня, при котором допускается небольшая задержка или не допускается никакая задержка. Это не означает аварийную ситуацию, а лишь указывает на возможность аварийной обстановки, если имеет место какая-либо непредвиденная задержка. Также обращал внимание на то, что на следующий день после окончания полета им в устной форме заместителю генерального директора по ОЛР Горб С.Ю. была доведена информация о том, что в процессе выполнения рейса ДЕ-140 по маршруту Никольское-Петропавловск-Камчатский (Елизово) при заходе на посадку в аэропорту Елизово произошло срабатывание сигнализации «Минимальный остаток топлива», То есть с его стороны имело место добровольное сообщение, что не может являться основанием для применения к нему мер ответственности.
В дополнениях к жалобе указал, что на финальной стадии полета был зафиксирован факт преждевременного срабатывания предупреждающего желтого табло «минимальный запас топлива», о чем он добровольно сообщил заместителю директора по ОЛР. Ссылаясь на действующие нормы международного права, указал, что эта информация, содержащаяся в добровольном сообщении не может являться основанием для применения к заявителю мер ответственности. Данная информация, между тем, не была принята во внимание при расследовании. Также указал, что срабатывание сигнализации «минимальный запас топлива» не является аварийным действием или неисправностью. По нормам ИКАО Doс 9715 термин «минимальный запас топлива» используется для описания ситуации, когда запас топлива на борту воздушного судна достиг уровня, при котором допускается небольшая задержка или не допускается никакая задержка. Это не означает аварийную ситуацию, а лишь указывает на возможность возникновения аварийной обстановки, если имеет место какая-либо непредвиденная задержка. Ставил под сомнение квалификацию членов комиссии по расследованию и обоснованность сделанных комиссией выводов. В том числе указал, что само событие комиссией по расследованию неверно квалифицировано как авиационный инцидент. Фактический остаток топлива комиссией в рамках внутреннего служебного расследования проверен не был. Вывод о недостаточном количестве топлива для выполнения безопасного полета не обоснован, произведенные расчеты неверны. Данные обстоятельства не приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела.
Стулов А.А. в судебном заседании жалобу и дополнения к ней поддержал в полном объеме по изложенным доводам. Дополнительно сообщил, что запас топлива позволял осуществить заход на посадку и уход на второй круг, но не позволял выполнить полет до запасного аэродрома Мильково.
Защитник Кравченко А.А. в судебном заседании жалобу и дополнения к ней поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.
Выслушав Стулова А.А., защитника, свидетеля Орешко А.В., изучив доводы жалобы, материалы дела и представленные документы, судья приходит к следующему.
Согласно оспариваемому постановлению по делу об административном правонарушении при проведении должностными лицами Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДВФО Ространснадзора внеплановой документарной проверки АО «КАП», которой установлено, что 2 ноября 2017 года экипаж АО «КАП» в составе командира воздушного судна Стулова А.А., пилота-инструктора Дашевского А.Н. на ВС Л-410 УВП Э RA-67662 выполняли рейс ДЕ 139/140 по маршруту Петропавловск-Камчатский (Елизово) – Усть-Камчатск – Никольское – Петропавловск-Камчатский (Елизово). Перелет до аэродрома Никольское прошел в штатном режиме. Согласно «Заданию на полет» от 2 ноября 2017 года №12 при вылете из а/п Никольское количество топлива составляло 820 кг. Расчет, заведомо выполненных экипажем в рабочем плане полета от 2 ноября 2017 года №3 по маршруту Никольское – Петропавловск-Камчатский (Елизово) по метеорологическим условиям (ветер по высотам: направление 70°, скорость 50 км/ч), не соответствовал условиям прогностического ветра по высотам, указанным в прогнозе, выданном экипажу на предполетной подготовке (направление 190°, скорость 60 км/ч), что привело к значительному несоответствию по времени полета (01 час 38 минут вместо 01 часа 58 минут). Между тем, ввиду неблагоприятных метеорологических условий а/п Усть-Камчатск, экипажем было принято решение следовать до а/п Петропавловск-Камчатский (Елизово) с запасным а/д Мильково. Взлет из а/п Никольское был произведен в 02 часа 50 минут (UTС). Взлетная масса и центровка воздушного судна не выходили за летные ограничения. В пилотской кабине левое пилотское кресло занимал КВС Стулов А.А., правое пилотское сидение занимал пилот-инструктор Дашевский А.Н. Через 01 час 47 минут полета (в 04 часа 37 минут UTС) загорелся световой сигнализатор «Минимальный запас топлива» правой группы баков. Через 1 час 50 минут полета (в 04 часа 40 минут UTC) загорелся световой сигнализатор «Минимальный запас топлива» левой группы баков, что означает наличие топлива в каждой группе баков по 108±15 кг (п.п. 8.3.4.5 п. 8.3 раздел 8 РЛЭ Л-410УВП Э). Далее в течение 00 часов 13 минут до завершения полета грел световой сигнализатор «Минимальный запас топлива» в обеих группах баков. Посадка была произведена в 04 часа 50 минут (UTC) на аэродроме Петропавловск-Камчатский (Елизово). Согласно представленным при проведении проверки документам ВС Л-410УВП Э RA-67662 было исправным, имело достаточный ресурс. На нем было выполнено необходимое оперативное и периодическое техническое обслуживание. Замечаний при техническом обслуживании ВС и после предполетного осмотра экипажем не было. При эксплуатации ВС Л-410УВП Э RA-67662 замечаний к работе топливной системы от летного состава до 2 ноября 2017 года не поступало. Согласно карте-наряду №7620 от 21 декабря 2016 года на периодическое техническое обслуживание по форме Ф-5 замечаний к топливной системе нет. По окончании полета в задании на полет от 2 ноября 2017 года №12 в графе «Предполетный разбор» имеется запись КВС Стулова А.А. об отсутствии замечаний. Запись в бортовой журнал ВС о загорании световых сигнализаторов «Минимальный запас топлива» левая/правая группы баков во время полета с 04 часов 37 минут (UTC) и полете в течение 00 часов 13 минут с горящими световыми сигнализаторами «Минимальный запас топлива», по завершению полета экипажем ВС не внесена.
Содеянное квалифицировано по ст. 11.30 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно искажение информации либо повреждение или уничтожение бортовых или наземных средств объективного контроля или других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов.
Указано, что капитаном воздушного судна Стуловым А.А. были допущены нарушения положений ч. 2 ст. 57, подп. 1 ч. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, пункты 1.1., 1.2, 1.6, 2.2, 2.3, 2.12, 2.17, 5.25, 5.26, 5.41 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации Российской федерации» утв. приказом Минтранса от 31 июля 2009 года (ФАП-128), положения п. 1.1.1, п. 1.1.3 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 года №609 (ПРАПИ-98).
В судебном заседании должностное лицо административного органа, вынесшее оспариваемое постановление – заместитель начальника управления – начальник Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДВФО Ространснадзора Орешко А.В., будучи опрошен в качестве свидетеля пояснил, что указание в постановлении на нарушение КВС Стуловым А.А. вышеперечисленных норм представляло собой изложение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связанного с сокрытием информации об авиационном инциденте. Событие, имевшее место с ВС Л-410УВП Э RA-67662 2 ноября 2017 года, выразившееся в загорании табло «Минимальный запас топлива», по решению Комиссии Камчатского МТУ Росавиации квалифицировано как авиационный инцидент. КВС Стулов А.А. не отразил информацию об авиационном инциденте в «Задании на полет», не проинформировал по установленной форме донесений соответствующие органы. Наоборот, сразу после посадки в а/п Петропавловск-Камчатский (Елизово) осуществил дозаправку самолета, чтобы скрыть фактическое количество оставшегося на момент приземления топлива. Таким образом, КВС Стулов А.А. скрыл информацию об авиационном инциденте. Отчеты по результатам расследования авиационного инцидента и служебного расследования полета ВС Л-410УВП Э RA-67662 2 ноября 2017 года исследовались им при рассмотрении дела и принятии решения. Копии данных отчетов приложены к материалам дела. Довод Стулова А.А. о добровольном сообщении об авиационном инциденте проверялся, но не нашел своего подтверждения, поскольку он сообщил о неисправности датчиков топливной системы, то есть исказил суть авиационного события.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 95 Воздушного кодекса РФ авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Согласно пункту 1.2.2.4. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 года №609 (ПРАПИ-98) авиационный инцидент это событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
Согласно п. 1.1.4. ПРАПИ-98 авиационное происшествие или инцидент с гражданским воздушным судном Российской Федерации либо с гражданским воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации подлежат обязательному расследованию в соответствии с настоящими Правилами.
Расследование проводится комиссией, назначаемой в порядке, установленном настоящими Правилами.
Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 30 Приложения 1 к ПРАПИ-98, в Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации, включены посадка с количеством топлива меньше потребного для выполнения повторного захода на посадку, а также срабатывание сигнализации о минимальном остатке топлива в расходном баке.
В соответствии с должностной инструкцией командира воздушного судна эскадрильи самолетов летного отряда АО «КАП» командир воздушного судна относится к категории руководителей. Согласно п. 2.23 должностной инструкции командир воздушного судна обязан уведомлять соответствующие органы в установленном порядке и в возможно короткие сроки о любом инциденте или происшествии с воздушным судном, которым он управляет.
Согласно п. 2.3.1. ПРАПИ-98 с момента авиационного происшествия ответственность за проведение первоначальных действий на месте авиационного происшествия возлагается на руководителя организации ГА и руководителя РУ ФАС России, в районе и на территории ответственности которых произошло авиационное происшествие, а до их прибытия - на командира воздушного судна.
В каждой организации ГА должна быть разработана специальная инструкция, определяющая, с учетом настоящих Правил, порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии, согласованная с соответствующим РУ ФАС России.
В АО «КАП» в соответствии с требованиями п. 2.31 ПРАПИ-98 разработана Инструкция по первоначальным действиям должностных лиц АО «КАП» при авиационном происшествии. Выполнение требований Инструкции обеспечивается в числе прочего своевременным оповещением и сбором руководства АО «КАП», а также полнотой и достоверностью информации об авиационном событии.
В соответствии с положением п. 2.1.5 данной Инструкции при любом авиационном событии (к их числу согласно классификации ПРАПИ-98 (п.1.2.1) относится и авиационный инцидент) командир ВС предпринимает все необходимые меры для спасения жизни и здоровья людей на борту ВС и вне его, сохранению воздушного судна и находящегося на нем оборудования и снаряжения, и только после этого, если позволяют условия, принимает меры по передаче информации о событии и обеспечению процедур расследования. Информация должна содержать, в том числе, указание на характер события, достоверные обстоятельства. Форма донесения находится в портфеле с бортовой документацией.
На основании имеющихся в распоряжении документов должностное лицо административного органа обоснованно установило то, что при выполнении ВС Л-410УВП Э RA-67662 2 ноября 2017 года рейса ДЕ 139/140 по маршруту Петропавловск-Камчатский (Елизово) – Усть-Камчатск – Никольское – Петропавловск-Камчатский (Елизово). Через 01 час 47 минут полета по маршруту Никольское – Петропавловск-Камчатский (Елизово) (в 04 часа 37 минут UTС) загорелся световой сигнализатор «Минимальный запас топлива» правой группы баков. Через 1 час 50 минут полета (в 04 часа 40 минут UTC) загорелся световой сигнализатор «Минимальный запас топлива» левой группы баков, что означает наличие топлива в каждой группе баков по 108±15 кг. Далее в течение 00 часов 13 минут до завершения полета грел световой сигнализатор «Минимальный запас топлива» в обеих группах баков.
Указанные обстоятельства подтверждаются результатами внутреннего служебного расследования полета ВС Л-410УВП Э RA-67662 и расследования авиационного инцидента, проведенного комиссией созданной по распоряжению и.о. руководителя Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (л.д. 104-117, 120-128).
Вопреки доводам заявителя оснований поставить под сомнения обоснованность выводов, сделанных в результате указанных проверок, не имеется.
По результатам проведенного служебного расследования полета комиссия пришла к выводу, что причиной загорания табло «мин.запас топлива» в полете явилась выработка топлива в каждой группе баков до 108 ± 15 кг из-за недостаточного количества фактического запаса топлива, требуемого для выполнения полета по маршруту Никольское-Елизово с учетом прогностического (соответствующего фактическому значению) ветра.
Согласно отчету по результатам расследования авиационного инцидента с самолетом Л-410УВП Э RA-67662 причиной срабатывания светосигнализаторов явилась выработка топлива менее 108 ± 15 кг в левой и правой стороне топливных баков. При этом проверка срабатывания системы сигнализации «Минимальный запас топлива» была проведена и выявлено, что срабатывание соответствует техническим требованиям предела срабатывания, указанным в РЛЭ ВС. Система сигнализации «Минимальный запас топлива» на данном самолете находилась в исправном состоянии.
Указанное событие квалифицировано как авиационный инцидент, что в полной мере соответствует положениям п. 30 Приложения 1 к ПРАПИ-98.
Из материалов дела также следует, что командиром ВС Л-410УВП Э RA-67662 являлся Стулов А.А., который, зная о произошедшем авиационном инциденте, скрыл полную и достоверную информацию о нем.
Установив указанные обстоятельства, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности КВС Стулова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения ввиду того, что расходные баки не предусмотрены конструкцией топливной системы ВС типа Л-410 УВП-Э, а также ввиду разницы понятий минимальный запас топлива и минимальный остаток топлива, являются несостоятельными.
Так, согласно руководству по летной эксплуатации Л-410 УВП-Э срабатывание сигнала МИН.ЗАПАС ТОПЛИВА предписывает совершить следующие действия. В случае срабатывания одного сигнала надлежит топливо для обоих двигателей подавать из группы баков на стороне, на которой сигнал не горит, выдерживая порядок действий, приведенный в абзаце Кольцевание топлива, пункт «а». В случае срабатывания двух сигналов это означает, что в данный момент запаса топлива хватает на 45 минут полета на экономическом режиме. По штурманскому расчеты можно определить, можно ли безопасно долететь до аэродрома посадки или необходимо применить другой аэродром, или же найти подходящее место для аварийной посадки. Согласно примечанию при срабатывании указанного сигнала стрелка указателя топливомера должна находиться в желтом секторе шкалы в местах, соответствующих запасу топлива 108±15 кг топлива.
В соответствии с положениями Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утв. приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293 минимальный запас топлива - ситуация, когда запас топлива на борту воздушного судна достиг уровня, при котором воздушное судно должно совершить посадку на конкретном аэродроме и дополнительная задержка не допускается.
Как видно из содержания подп. «б» п. 5.1.1. Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утв. приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293, минимальный запас топлива квалифицирован как причина, влияющая на безопасность полета воздушного судна.
Из п. 8.5.3. Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утв. приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293 следует, что при получении с борта воздушного судна сообщения о наличии минимального запаса топлива безопасность полета воздушного судна не гарантируется.
С силу п. 11.16. данных Федеральных авиационных правил сообщение "МИНИМАЛЬНЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА" информирует службу УВД о том, что все запланированные варианты использования аэродромов сводятся к использованию конкретного аэродрома намеченной посадки, и любое изменение полученного разрешения может привести к выполнению посадки с меньшим запасом топлива, чем было запланировано для минимального резерва. При сообщении пилота о ситуации с минимальным запасом топлива, диспетчер незамедлительно информирует пилота о любых задержках или о том, что задержек не ожидается.
Кроме того, в соответствии с Авиационными правилами. Часть 23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов, утв. МАК для двухдвигательных самолетов с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более 19, с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 8600 кгс (ВС типа Л-410 УВП-Э представляет собой многоцелевой двухмоторный самолет для местных воздушных линий, оборудовано двумя двигателями М601Е, количество пассажирских мест – 19, максимальный взлетный вес 6400 кг) устанавливается минимальный остаток топлива, не превышающий запаса топлива, необходимого для 45 минут полета в режиме максимальной продолжительной мощности.
С учетом изложенного, срабатывание при выполнении ВС Л-410УВП Э RA-67662 полета 2 ноября 2017 года двух сигналов «Минимальный запас топлива» как раз и свидетельствовало о выработке топлива до минимального остатка, и являлось ситуацией угрожающей безопасности полета, прямо предусмотренной п. 30 приложения 1 к ПРАПИ-98.
Довод заявителя о добровольности сообщения был предметом проверки при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и ему дана надлежащая оценка. Мотивы принятого решения изложены в определении об отказе в удовлетворении ходатайства. Оснований не согласиться с правильностью сделанных должностным лицом административного органа выводов нельзя.
Назначенное наказание соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не допущено.
При таких условиях оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника управления – начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 18 декабря 2017 года № ТБ-ВТ-08/06/2017/42ПТК, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – командира воздушного судна Л-410 авиационной эскадрильи самолетов летного отряда Акционерного общества «Камчатское авиационное предприятие» Стулова Андрея Анатольевича оставить без изменения, а жалобу Стулова А.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.А. Кулагина