Дело №12-74/2021
Р Е Ш Е Н И Е
16 февраля 2021 года город Черкесск
Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Дядченко А.Х., рассмотрев жалобу начальника финансово-экономического отдела ГУ МЧС по КЧР Денисенко Натальи Лембитовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: КЧР, <адрес> об отмене постановления Управления Федерального казначейства по КЧР №21-26-15/2020 от 15.01.2021г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КОАП РФ, в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Натальи Лембитовны,
установил:
Руководителем Управления Федерального казначейства по КЧР в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Натальи Лембитовны 15 января 2021 года вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, Денисенко Н.Л. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения. При этом заявитель ссылается на то обстоятельство, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Постановлением №21-26-15/2020 руководителя УФК по КЧР от 15 января 2021 года начальник финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Н.Л. привлечена к административной ответственности по части 1 статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности с нарушением сроков, установленных законодательство РФ о бухгалтерском учете. 08 декабря 2020 года главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по КЧР ФИО8 в отношении начальника финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Н.Л. возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что она предоставила бюджетную отчетность с нарушением сроков.
Управлением Федерального казначейства по КЧР в суд представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в котором содержится просьба об отказе в его удовлетворении, мотивируя тем, что в нарушение пункта 4 Инструкции, формы по квартальной бюджетной отчетности на 01 июля 2019 г. в подсистеме «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» и пункта 2 Приказа МЧС России № 53 «О порядке и сроках представления бюджетной (бухгалтерской) и иной оперативной отчетности в 2019 году» ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике направлялись в 2019 году несвоевременно, а именно форма по ОКУД 0503125 - 12 июля 2019 г. согласно пункта 6 Должностного регламента (должностной инструкции) начальника финансово-экономического отдела (главного бухгалтера) ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике от 01 марта 2017 г. бухгалтер финансово-экономического отдела ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике несет ответственность за организацию деятельности отдела, состояние финансово-экономической работы ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике, соблюдение бюджетного законодательства в работе финансово-экономического отдела. Заявитель в своей жалобе указывает, что в допущенное ей административное правонарушение никоем образом не посягнуло на интересы государства, не повлияло на здоровье и жизнь населения, не содержит опасной угрозы для общественных отношений, интересы сторонних организаций и физических лиц не затронуты и не ущемлены и полагает что ущерб ее действиями не причинен. Управление обращает внимание на то, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица - начальника финансово-экономического отдела (главного бухгалтера) к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Заявитель занимает должность начальника финансово-экономического отдела (главного бухгалтера) на протяжении 6-ти лет с 29 января 2015 г., что подтверждается Выпиской из приказа по личному составу Северо-кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 6-НС от 29 января 2015 г. Учитывая данный факт, должностное лицо - начальник финансово-экономического отдела (главный бухгалтер) Денисенко Наталья Лембитовна не могла не осознавать тяжести проявленного пренебрежительного отношения и возможности наступления неблагоприятных для нее последствий, не проявила должную степень заботливости и осмотрительности и не предприняла всех мер для соблюдения требований законодательства.
В судебном заседании заявитель Денисенко Н.Л. поддержала заявленные требования по изложенным в жалобе основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель Управления Федерального казначейства по КЧР ФИО9 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях и оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобу Денисенко Н.Л. без удовлетворения.
Выслушав в судебном заседании участвующих в рассмотрении жалобы лиц, проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении, на которое подана жалоба, вынесено 15 января 2021 года, его копия получена Денисенко Н.Л. 18 января 2021 года, что подтверждается распиской.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении была направлена в Черкесский городской суд почтовой корреспонденцией 25.01.2021г. что подтверждается штампом на конверте.
Таким образом, срок для принесения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не пропущен.
Рассмотрев обращение Федерального казначейства от 31 июля 2020 г. № 20-03-14/15157-ДСП, содержащее признаки нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника финансово-экономического отдела (главного бухгалтера) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (далее - ГУ МЧС по Карачаево-Черкесской Республике) Денисенко Н.Л. было возбуждено дело об административном правонарушении определением от «08» декабря 2020 г. № 21-26-15/2020. В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Инструкция), бюджетная отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном субъектом консолидированной отчетности для субъектов бюджетной отчетности, показатели отчетности которых включаются при формировании консолидированной бюджетной отчетности.
Между тем в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (часть 1). Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (часть 2). Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку (часть 3). Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Отчет об исполнении федерального бюджета может содержать данные о кассовых поступлениях, не являющихся доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями между государствами - участниками Таможенного союза об установлении и о применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления. Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам подвидов доходов, подгрупп и (или) элементов видов расходов, видов источников финансирования дефицитов бюджетов. Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году (часть 4). Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности (часть 5).
На основании статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки (часть 1). Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств (часть 2). Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным (часть 3). Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется соответствующими финансовыми органами в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию (часть 4). Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (часть 5). Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В силу пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой отчетности, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 191н, бюджетная отчетность составляется: - на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета; - на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее - бюджетные, автономные учреждения), созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (далее - Учредитель), финансовые органы публично-правовых образований формируют сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, сформированной ими на основании бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, представленной бюджетными, автономными учреждениями по формам и в порядке, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
Лицом, ответственным за предоставление бюджетной отчетности, является начальник финансово-экономического отдела Денисенко Н.Л.
Статья 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из имеющегося в деле постановления по делу об административном правонарушении от 15 января 2021 года, вынесенного руководителем УФК по КЧР, начальник финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Н.Л. привлечена к административной ответственности по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10000 руб. Постановление вступило в законную силу, административный штраф не уплачен.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Из совокупного толкования вышеприведенных норм права следует, что объективная сторона административного правонарушения в рассматриваемом случае представляет собой представление уполномоченным должностным лицом бюджетной отчетности в виде единого документа (форма ОКУД 0503125).
Из установленных в судебном заседании обстоятельств дела следует, что в ходе проверок было установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность представлена с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Таким образом, в деянии начальника финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Н.Л. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За указанное правонарушение начальник финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Н.Л. была привлечена к административной ответственности на основании постановления руководителя УФК по КЧР по делу об административном правонарушении от 15 января 2021 года, которое вступило в законную силу.
Довод жалобы о том, что допущенное заявителем административное правонарушение никоем образом не посягнуло на интересы государства, не повлияло на здоровье и жизнь населения, не содержит опасной угрозы для общественных отношений, интересы сторонних организаций и физических лиц не затронуты, и не ущемлены, ни одной жалобы от МЧС России по данному нарушению не поступало, ущерб ее действиями не причинен, является несостоятельным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в не наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица – главного бухгалтера к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, дело об административном правонарушении было рассмотрено по существу.
Кроме того, в своей жалобе Денисенко Н.Л. в связи с тем, что совершила правонарушение впервые и считает, что обстоятельства, предусмотренные частью 3.4 КоАП РФ, отсутствуют, просит применить статью 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2.1 ст. 4.1 КоАП РФ 2.2. при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку Денисенко Н.Л. постановлением Управления Федерального казначейства по КЧР №23-26-15/2020 от 15.01.2021г. по ч.1 ст.15.15.6 КоАП РФ было назначено наказание в виде административного штрафа в размере минимального штрафа - 10000 рублей, считаю что основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Грубых нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, повлиявших на принятое по нему решение, не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении признается законным и обоснованным, а жалоба заявителя - подлежащей отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по КЧР от 15 января 2021 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника финансово-экономического отдела Главного управления МЧС по КЧР Денисенко Н.Л. - оставить без изменения, а жалобу Денисенко Н.Л. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
Черкесского городского суда КЧР А.Х. Дядченко
Дело №12-74/2021