ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-874/20 от 10.12.2020 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-874/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 10 декабря 2020 года

ул.Баумана 91 А

Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием лица, в отношении которого ведется административное производство, - Габдуллина Р.З.,

представителя Марийского Управления Федеральной антимонопольной службы России Мурашовой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Габдуллина Р.З.на постановление Марийского Управления Федеральной антимонопольной службы России № 012/04/7.30-712/2020 от 08 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, которым

Габудллин Р.З., <иные данные>», ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшегося,

привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012/04/7.30-712/2020 от 08 октября 2020 года Габдуллин Р.З. привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в действиях Габдуллина Р.З., как члена единой комиссии государственно бюджетного учреждения бюджетного учреждения РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» (далее - ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» усматриваются нарушения требований части 7 статьи 69 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), выразившегося в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе на обучение по охране труда, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, Габдуллин Р.З. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона №273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (часть 2 статьи 91 Закона №273-Ф3);

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона №273-ФЗ в Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение.

Согласно части 4 статьи 91 Закона №273-Ф3 в приложении к лицензии, являющейся ее неотъемлемой частью должны указываться: сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам обучения.

Из указанных положений следует, что оказание дополнительных образовательных услуг, является образовательной деятельностью и подлежит обязательному лицензированию.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Закона №273-Ф3).

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона об образовании, в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона об образовании, к основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы, переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об образовании, к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Согласно части 2 статьи 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 Закона об образовании).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Закона об образовании).

Исходя их предмета закупки, а именно, оказание услуг по обучению по охране труда по программе повышения квалификации, является получением дополнительного профессионального образования. Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями в соответствии с части 3 статьи 32 Закона №273-Ф3 не предусматривается.

Аналогичная позиция отражена в письме Минобранауки России от 09.10.2013 №06-735 "О дополнительном профессиональном образовании".

Т.е. ИП ААВ не вправе оказывать услуги по дополнительным профессиональным программам.

По мнению Управления, поскольку индивидуальный предприниматель в соответствии с частью 2 Закона об образовании, вправе осуществлять образовательную деятельность непосредственно, без получения лицензии, ИП ААВ неправомерно отклонена.

Позиция об оказании образовательных услуг непосредственно ИП ААВ опровергается общедоступными данными.

Если воспользоваться информацией, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) будет видно, что ИП ААВ с даты регистрации в качестве участника закупок (12.02.2020 г.) до даты принятия решения Марийским УФАС России по делу (15.07.2020 г.) за 104 рабочих дня приняла участие в более чем 3900 закупках на оказание образовательных услуг, при том, что, согласно её выписке ЕГРИП, на которую ссылается Управление, образовательная деятельность является дополнительным видом деятельности заявителя. Т.е. в среднем по 37 закупок в день. При этом круг преподаваемых дисциплин неограничен - по всем областям знаний.

Таким образом, утверждение об оказании образовательных программ ИП ААВ лично, не более чем обман.

Согласно абзацу 3 статьи 217 ТК РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Вывод антимонопольной службы, что неуказание иных лиц в приведенной норме является основанием, исключающим обязательную аккредитацию индивидуальных предпринимателей противоречит нормативно-правовым актам.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (статья 209 ТК РФ).

В соответствии со статьи 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Марийский УФАС России игнорирует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. №205н и Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29, являющимися подзаконными актами, изданными на основе и во исполнение, в том числе и статья 217 ТК РФ. Они конкретизируют указанную норму, при этом соответствуют и в соответствии со статьей 5 ТК РФ не противоречат ей, являясь средством реализации закона.

В соответствии с подпунктом 3 Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. №205н и пунктом 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. №205н обучение работодателей и работников вопросам охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

Из содержания Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. №205н следует, что аккредитацию на оказание услуг области охраны труда могут получить только организации. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок)

В соответствии с пунктом 1.2 порядка его исполнение является обязательным федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

Согласно пункту 2.3.2 порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности (2.3.6. Порядка).

Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:

-подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;

-подтверждения полномочий организации оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы,

-обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.

Считает, что именно с указанным выше связано, то что индивидуальные предприниматели не указаны в качестве обучающих по рассматриваемой дисциплине.

Поскольку обучение по охране труда руководителей и специалистов осуществляют только организациями, имеющими лицензию и штат преподавателей, а реализация дополнительных профессиональных программ не предусмотрена для индивидуальных предпринимателей, тем более осуществляющих такую деятельность лично, заявитель ввиду его статуса индивидуального предпринимателя не мог быть признан участником соответствующим требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а его заявка соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: документы и информацию документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

ИП ААВ в составе второй части заявки не представила лицензию на образовательную деятельность и сведения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Аукционная комиссия Заказчика на основании п. 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе рассмотрела вторую часть заявки ИП ААВ и приняла решение о несоответствии данной заявки требованиям документации об аукционе.

Считает, что вывод Управления об обоснованности жалобы ИП ААВ, строится на не полном выяснении обстоятельств дела и поэтому нарушает требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, составом административного правонарушения является отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу отсутствия события административного правонарушения, в действиях членов Единой комиссии ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В судебном заседании Габдуллин Р.З. доводы и требования жалобы поддержал.

Представитель Марийского УФАС Мурашова Л.В. считает постановление законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, дел № 012/04/7.30-712/2020 УФАС по Республике Марий Эл, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ административным правонарушением является, в том числе, отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1,2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (при наличии таких требований), или копии этих документов.

Пунктом 3.8.13 Раздела II установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки «Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, согласно пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Порядок реализации образовательных программ в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона № 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями в случаях, установленных настоящим Законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 1 статьи 91 Закона № 273-ФЗ, образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Закона № 273-ФЗ, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм следует, что, в случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности- непосредственно, получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Закона № 273-ФЗ не требуется.

В связи с этим, довод заявителя о том, что ИП ААВ обучает с привлечением других лиц, предоставив скриншоты, принять нельзя, поскольку заключение с ИП ААВ по итогам аукциона контракта, как с индивидуальным предпринимателем, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, и дальнейшее привлечение других лиц, необходима лицензия, в противном случае частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Наличие дополнительного требования в пункте 3.8.13 Раздела II «Уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в части «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда» или сведения о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в части «обучение работодателей - и работников вопросам охраны труда» на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», в рассматриваемом случае, к индивидуальным предпринимателям отнести нельзя.

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 №205н.

Согласно пункту 3 Приложения №1 указанного Приказа услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда входят в Перечень.

Однако, статьей 217 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязательная аккредитация только организаций. Какой-либо аккредитации для получения права?оказания услуг в области охраны труда для индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

Марийским УФАС России был направлен запрос в Министерстве образования и науки Республики Марий Эл (исх. № 02-11/1733 от 01.10.2020).

В ответе (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) на данный запрос Министерство образования и науки Республики Марий Эл указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения Педагогических работников, лицензированию не подлежит.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых, необходима аккредитация, а также Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Однако в статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная аккредитация только организаций. Какой-либо аккредитации для получения права оказания услуг в области охраны труда для индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

Таким образом, заявка ИП ААВ неправомерно отклонена Единой комиссией в связи с непредставлением уведомления о внесении в реестр аккредитованных, организаций, оказывающих услуги в области труда, в части «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда» или сведений о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в части «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда».

Вместе с этим, согласно пункту 3.4 информационной карты аукционной документации ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено. Требования к участникам установлены пунктом 3.8 Информационной карты.

Таким образом, аукционной документацией не установлено, что участниками аукциона могут быть только юридические лица.

При этом, заказчиком в составе документации не приложен перечень лиц, которые должны проходить обучение, поскольку согласно пункту 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

В силу пункта 2.3.6. обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

Вместе с этим, согласно Письма Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО"(вместе с "Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования"), (Вопрос 15), исходя из изложенного, обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда разрабатываются на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда и проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией.

Аналогичное имеется и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2016 года № 12-179, программы по охране труда не являются образовательными программами, в связи с чем предъявление требования об аккредитации является не правомерным.

Таким образом, административный орган правомерно пришел к выводу о том, что заявка ИП ААВ неправомерно отклонена Единой комиссией в связи с непредставлением лицензии на осуществление образовательной деятельности и аккредитации, в связи чем имеется нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) - физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом главного врача ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ в учреждении создана единая комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, Габдуллин Р.З. является членом аукционной комиссии.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, Габдуллин Р.З., являясь членом аукционной комиссии принял решение о признаний заявки (ИП ААВ) несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается: решением Комиссии по контролю в сфере закупок по делу от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении, аукционной документацией и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в деянии должностного лица Габдуллина Р.З. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи7.30 КоАП РФ, следовательно, УФАС России по РМЭ имелись основания для привлечения его к административной ответственности.

Изложенные в жалобе доводы, опровергаются вышеизложенным, и довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения принять нельзя, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Габдуллина Р.З. по делу не усматривается.

Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенного заявителем правонарушения.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Учитывая, что действия должностного лица посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношении, направленных на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, важность, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства контрактной системы Российской Федерации, где запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере антимонопольного законодательства, в создании угрозы основам рыночных экономических отношений и развитию конкуренции, в пренебрежительном отношении к публичным правовым обязанностям, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение Габдуллина Р.З. к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № 012/04/7.30-712/2020 от 08 октября 2020 года о признании Габдуллина Р.З. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 5000 рублей оставить без изменения, жалобу Габдуллина Р.З. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Р.Я. Сабирьянов