ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-91/18 от 07.11.2018 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

№ 12-91/2018

РЕШЕНИЕ

г. Сибай 07 ноября 2018 года

Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Суфьянова Л.Х.,

с участием представителя заявителя Рекунова В.А.,

представителя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Сафиуллина Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Тандер» на постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего советника Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугмановой Г.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Акционерного общества «Тандер» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего советника Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугуманова Г. Ф. от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Тандер» (далее по тексту АО «Тандер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «Тандер» Рекунов В. А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по <адрес> было отказано по причине отсутствия объекта размещения отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором. В утверждении нормативов по <адрес> отказано по причине не подтверждения заявителем указанного в нормативах V класса опасности отходов, вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. На объекте заявителя по адресу: <адрес>, образуются сточные воды, а не жидкие неканализированные отходы. В ходе проведения проверки в административный орган был предоставлен договор на оказание услуг по откачке сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ. На объекте заявителя по адресу: <адрес>, административным органом не запрашивался паспорт отходов на жидкие отходы, между тем у АО «Тандер» имеется паспорт на данный вид отхода. В настоящее время в населенных пунктах: <адрес> физически отсутствуют организации, имеющие лицензию на оказание услуг по вывозу, транспортировке, размещению и захоронению отходов, соответственно у заявителя отсутствует возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно результатам исследования отходы «мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный» отнесен к V классу опасности для окружающей природной среды. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта составляют на I-IV классы опасности, на отходы V класса опасности паспорта не составляют. При проверке административным органом паспорт «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не запрашивался, соответственно данный паспорт не предоставлялся. На объекте по адресу: <адрес>. пользование септиком осуществляется не только заявителем, но и другими арендаторами/собственниками помещений в торговом центре. В материалах дела не содержится документов, подтверждающих нахождение септика на балансе АО «Тандер». АО «Тандер» не извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела административным органом, заявитель был лишен возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении рассмотрении дела, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности и основанием для отмены постановления.

В судебном заседании представитель заявителя Рекунов В. А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, жалобу поддержал в полном объеме. Также дополнил жалобу: не согласны с тем, что Административный орган в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указал на то, что выявлен разлив неочищенных сточных вод (жидких отходов жизнедеятельности) на почву на автопарковке магазина «Магнит у дома» в <адрес>. АО «Тандер» заключен договор с ООО «РСУ» на оказание услуг по откачке жидких нечистот. Считает недопустимыми доказательствами заключение лаборатории ГБУ РБ «Управления государственного аналитического контроля», так как лабораторные исследования были проведены без уведомления АО «Тандер», общество было лишено возможности постановки вопросов перед экспертами.

Представитель Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Сафиуллин Г. Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с доводами жалобы не согласился. Пояснил, что Общество извещалось о времени и месте составления протокола и его рассмотрении по месту нахождения юридического лица в <адрес>, извещения ими получены заблаговременно, однако, представитель Общества не явился. Не оспаривает, что откачку отходов магазина «Магнит у дома» в <адрес> производил РСУ <адрес>. Но у РСУ <адрес> отсутствует лицензия и отходы размещаются на городской свалке. Аналогичная ситуация в <адрес>. Имеются 2 организации, которые могут транспортировать отходы и вывозить для захоронения в <адрес>, но с ними Общество не заключало договора. Для подтверждения установленного Обществом класса опасности отходов производства, ими были взяты пробы и образцы отходов производства с четырех мест с разных филиалов Общества. Изъятие проб осуществлялось с участием представителей филиалов, образцы были опечатаны, закреплены подписями. Заключением лаборатории было установлено несоответствие класса опасности и, что Обществом не производится соответствующая сортировка отходов. Просит постановление в отношении АО «Тандер» оставить без изменений, жалобу представителя – без удовлетворения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, прихожу к следующему.

Административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую природную среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

Согласно «Санитарным правилам по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 года № 144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии для определения класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Установленный производителем (собственником) класс опасности отходов согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль на соответствующей территории.

Пунктами 2 и 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса должен быть составлен паспорт.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

Частью 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в части 2 вышеуказанной статьи следует, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Так, согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Из материалов дела следует, что Сибайским территориальным комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании распоряжения Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении Акционерного общества «Тандер».

Основным видом деятельности АО «Тандер» является – розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код по ОКВЭД – 47.11), в качестве дополнительного вида деятельности перечислены 136 видов деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Тандер» возбуждено административное дело, назначено административное расследование.

Материалами административного дела установлено, что АО «Тандер»:

не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на объектах (магазинам) АО «Тандер», расположенных по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>

в сведениях в области обращения с отходами производства и потребления за 2017год, в Проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствует «отходы коммунальные жидкие неканализованные объектов водопотребления» (ФККО 73210101304), которые фактически образуются при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах (магазинах) по адресу: <адрес>. АО «Тандер» не предоставил на данный вид отхода паспорт подтверждающий класс опасности отхода;

АО «Тандер» заключил договора на оказание услуг по вывозу, транспортировке, размещению и захоронению отходов, образованные на объектах (магазинах): <адрес>; <адрес><адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. с предприятиями, у которых отсутствуют лицензии на данный вид деятельности. Предприятия в дальнейшем размещают отходы, с целью захоронения, на объектах не внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов отходы производства;

АО «Тандер» согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, «мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически не опасный» отнесен к V классу опасности. В ходе проверки установлено, что мусор от помещений АО «Тандер», который образуется в ходе производственной деятельности, отнесены к III классу опасности. АО «Тандер» искусственно «снизил» класс опасности отходов производства;

АО «Тандер» не утвердил лимиты (нормативы) на временное хранение отходов «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства». АО «Тандер» в филиале <адрес>; <адрес>) передала на обезвреживание 25 шт. ламп типа ЛБ, ЛД (60) и 429 шт. ламп типа ЛБ, ЛД. (18);

АО «Тандер» не предоставил паспорт подтверждающий класс опасности отхода на «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)»;

В связи с отсутствием производственного экологического контроля в АО «Тандер» в частности на объекте (магазине), расположенном по адресу: <адрес> допущен разлив жидких отходов в виде «отходы коммунальные жидкие неканализованные объектов водопотребления» на рельеф местности.

Так в ходе проверки были выявлены следующие нарушения на объектах (магазинах) АО «Тандер».

1. <адрес> Магазин «Магнит» и «Магнит Косметик»

Местоположение объекта: <адрес>.

При осмотре установлено, что для освещения помещений торгового зала применяются светодиодные лампы (ленты), в подсобных помещения магазина применяются люминесцентные лампы. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения применяются светодиодные светильники типа «BASE LED 595» и ртутьсодержащие лампы типа Philips-TL-D18W и Philips-DL-D18W. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. При замене отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп образуются отходы «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» имеет код по ФККО 47110101521, который относится к I классу опасности отходов. Паспорт класса опасности отходов на отход вида «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» не предоставлен.

Согласно проектной документации, перечисленные выше виды отходов, использующиеся в качестве освещения, сразу передаются в специализированные организации для обезвреживания и размещения в ООО «Производственное объединение «ЭЦЕЗИС» на основании договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ в части приема отходов I класса опасности. Фактически проверкой установлено, что неисправные лампы забираются инженерно-техническим отделом филиала АО «Тандер» и только после этого отходы в виде ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утратившие потребительские свойства, передаются в специализированные организации – в ООО «ЭКОРТ» на основании договора на сбор, транспортирование и обезвреживание ртутьсодержащих отходов от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленным актам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АО «Тандер» передало на обезвреживание 25 шт. ламп типа ЛБ, ЛД (60) и 429 шт. ламп типа ЛБ, ЛД (18).

АО «Тандер» на вышеуказанный объект имеет Нормативы образования отходов, утвержденные в Управлении Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, и утверждены лимиты на размещение следующих видов отходов:

мусор от офисных и бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный);

Отходы упаковочного картона незагрязненные;

Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные;

Отходы полиэтиленовой тары незагрязнённой;

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами;

Смет с территории предприятия практически неопасный;

Тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная.

Сибайским территориальным комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан установлено, что согласно утвержденному Управлением Росприроднадзора по РБ нормативам образования отходов и лимитов на их размещения от ДД.ММ.ГГГГ на объекте, расположенном по адресу: <адрес>А, не установлены нормативы на отход вида «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», которые отходы фактически образуются в ходе производственной деятельности.

Магазин «Магнит» и «Магнит Косметик»

Местоположение объекта: <адрес>

При осмотре установлено, что для освещения помещений торгового зала применяются светодиодные лампы (ленты), в подсобных помещения магазина применяются люминесцентные лампы. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения применяются светодиодные светильники типа «BASE LED 595» и ртутьсодержащие лампы типа Philips-TL-D18W и Philips-DL-D18W. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. При замене отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп образуются отходы «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» имеет код по ФККО 47110101521, который относится к I классу опасности отходов. Паспорт отходов на отход вида «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» не предоставлен.

Филиалом АО «Тандер» в <адрес> предоставлен паспорт отходов на «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», код по ФККО 73310001724, где данный отход относится к IV классу опасности.

Присутствующие на проверке представители АО «Тандер» в лице директора магазина «Магнит» в <адрес>ФИО 5, директора магазина «Магнит» в <адрес>ФИО6 и супервайзера ФИО7 пояснили, что отходы производства, которые размещаются в мусорных контейнерах, ежедневно забирает ООО «Мечта», в качестве подтверждения предоставили договор на возмездное оказание услуг по сбору, размещению твердых бытовых отходов (ТБО) -О от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны магазины «Магнит» и «Магнит Косметик» по адресу: <адрес>А, и <адрес>.

Фактически, на запрос Сибайского ТК Минэкологии РБ, ООО «Мечта» (/э от ДД.ММ.ГГГГ) ответил, что за периоды 2017-2018 гг. не состоит в договорных отношениях с АО «Тандер» на территории <адрес>.

В ходе проверки установлено, что отходы производства АО «Тандер» передает в МУП «Хайбуллажилкомстрой», которое в дальнейшем размещает отходы с целью захоронения на сельской свалке <адрес>, на основании договора и от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ранее направленного в Управление Росприроднадзора по РБ запроса от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что у МУП «Хайбуллажилкомстрой» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещения отходов I-IV классов опасности отходов.

АО «Тандер» в <адрес> заключил договор на оказание услуг по вывозу, транспортировке, размещению и захоронению отходов производства с предприятием, у которого отсутствует лицензия на данный вид деятельности, и размещает на захоронение отходы на объекты размещения отходов, который не внесен в государственный реестр размещения отходов, что также является нарушением внутреннего документа п. 4.4 и п. 4.5 «Инструкции по накоплению, учету, сдаче и передаче малоопасных и практически не опасных отходов», утвержденного руководителем АО «Тандер» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

АО «Тандер», согласно утвержденным нормативам образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ должен передавать на захоронение мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) на полигон ТБО <адрес> (номер объекта размещения отходов в ГРОРО ), фактически передает отходы с целью захоронения на объект (сельскую свалку <адрес>), который не внесен в государственный реестр размещения отходов.

Филиал АО «Тандер» в <адрес> ведет единый учет отходов согласно Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ по всем объектам (магазинам) подведомственные филиалу, разделения по территориальной принадлежности объектов не осуществляется.

Сибайский территориальный комитет Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан изучив и сравнив предоставленные сведения, установил следующее.

По актам выполненных работ по оказанию услуг ООО «Мечта» принял в 2017 году от АО «Тандер» в I квартале 1 573,5 куб.м., во II квартале – 1 604 куб.м., в III квартале – 1 507 куб.м. и в IV квартале – 1 550,5 куб.м. отходов. В пересчете на массу при плотности 0,2т/м3 количество отходов составило за I квартал – 314,7 тонн, II квартал – 320,8 тонн, III квартал – 301,4 тонн, IV квартал – 310,1 тонн. Общее количество отходов в 2017году составило 1 247 тонн.

Согласно данных учета в области обращения с отходами в 2017 году АО «Тандер» передал ООО «Мечта» 638 тонн отходов производства.

То есть АО «Тандер» ведет недостоверный учет образования отходов производства и потребления на своих объектах, что привело к превышению лимитов на размещение отходов производства и потребления. По проекту утвержден ежегодный суммарный лимит на размещение отходов в объеме (502,300 + 645,300) 1 147,6 тонн, фактически в 2017 году образовалось и передано на захоронение 1 247 тонн.

В ходе проверки филиал АО «Тандер» в <адрес> предоставил сведения в области обращения с отходами производства и потребления за 2017 год (по форме 2-ТП), направленный в Управление Росприроднадзора по РБ ДД.ММ.ГГГГ. В сведениях включены все объекты (магазины), которые находятся в подчинении филиала. Всего перечислены 11 видов отходов:

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие свои потребительские свойства (код по ФККО 47110101521), в количестве 0,36 тонн;

Спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненные (код по ФККО 40211001624), в количестве 0,00 тонн;

Бой стекла (код по ФККО 34190101205), в количестве 0,00 тонн;

Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724), в количестве 170,00 тонн;

Тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код по ФККО 40414000515), в количестве 70,00 тонн;

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 40512202605), в количестве 1,00 тонн;

Отходы упаковочной бумаги незагрязненные (код по ФККО 40518201605), в количестве 0,00 тонн;

Отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605), в количестве 1400,00 тонн;

Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненный (код по ФККО 43411002295), в количестве 70,00 тонн;

Абразивные круги отработанные, дом отработанных абразивных кругов (код по ФККО 45610001515), в количестве 0,00 тонн;

Смет с территории предприятия практически неопасный (код по ФККО 73339002715), в количестве 15,00 тонн;

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код по ФККО 73510001725), в количестве 1800,00 тонн;

Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код по ФККО 73510002725), в количестве 920,00 тонн.

Из предоставленных сведений в области обращения с отходами производства и потребления за 2017 год (форма 2-ТП) невозможно определить с каких торговых площадках были собраны и рассчитаны количество образованных отходов производства и потребления в 2017 году, что определяет недостоверность предоставленных сведений по территории Республики Башкортостан.

<адрес> Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Водоснабжение централизованное, согласно договора с МУП СП Исянгуловский сельсовет МО <адрес> РБ «ЖКСК», централизованного водоотведения в магазине не предусмотрено, сбор сточных вод (жидких отходов жизнедеятельности) собирается в выгребную яму. Откачку жидких отходов жизнедеятельности осуществляет МУП СП Исянгуловский сельсовет МО <адрес> РБ «ЖКСК».

Согласно справке от МУП СП Исянгуловский сельсовет МО <адрес> РБ «ЖКСК», за 2017 год было принято твердых коммунальных отходов за 1-4 квартал 2017 года 121,5 куб.м. IV и V класса опасности отходов, за 1 квартал 2018 года было принято 18,6 куб.м. отходов.

Согласно классификационному каталогу отходов сточные воды из выгребных ям относятся к «отходам коммунальным жидким неканализованным объектов водопотребления» (ФККО 7 3 2 1 01 0 1 30 4), и относится к IV классу опасности. Так, вышеуказанные отходы – «отходы коммунальным жидким неканализованным объектов водопотребления» передали на сельскую свалку за 2017 год 18,6 куб.м., последнюю откачку жидких отходов жизнедеятельности произвели ДД.ММ.ГГГГ. На момент осмотра, выгребная яма переполнена.

Согласно ранее направленного в Управление Росприроднадзора по РБ запроса от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что у МУП СП Исянгуловский сельсовет МО <адрес> РБ «ЖКСК» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обработке, утилизации, обезвреживании, размещения отходов I-IV классов опасности отходов.

То есть АО «Тандер» в <адрес> заключил договор на оказание услуг по вывозу, транспортировке, размещению и захоронению отходов производства с предприятием, у которого отсутствует лицензия на данный вид деятельности, и размещает на захоронение отходы на объекты размещения отходов, который не внесен в государственный реестр размещения отходов. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предоставлены.

<адрес> Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>

Объектом осмотра является административное нежилое здание с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании располагается магазин «Магнит». Помещение арендуют у ИП ФИО1 на основании договора аренды № МгнФ-484/12 от ДД.ММ.ГГГГ. Предусмотрен санузел, система водоснабжения централизованное, водоотведение осуществляет в местный выгреб.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения применяются светодиодные светильники типа «MLT215-AC-IP20» в количестве 85 шт. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности на отход «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не предоставлен.

Для временного хранения отходов производства, предусмотрены три пластиковых контейнера маркированных, имеется «контейнер для ТБО», на момент осмотра контейнеры были пустые. Журнал Учета движения отходов производства непосредственно в магазинах, сотрудниками не ведется.

На указанный объект, расположенный по адресу: <адрес> не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Филиалом АО «Тандер» в <адрес> в проекте предусмотрены следующие виды отходов:

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически не опасный (код по ФККО 73310002725);

- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код по ФККО 73510001725);

- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код по ФККО 73510002725);

- отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605);

- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 43411002295);

- отходы полиэтиленовой тары незагрязнённой (код по ФККО 43411004515).

Согласно проекту, предполагаемый норматив образования отходов, где годовой норматив образования отходов составляет 56,859 т/год, с лимитом на размещение отходов 167,216 т/год.

На основании договора на выполнение работ по вывозу ТБО от ДД.ММ.ГГГГ, отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности АО «Тандер», ООО «Водоканал» вывозит и размещает на сельскую свалку. Согласно ранее направленного в Управление Росприроднадзора по РБ запроса от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что у ООО «Водоканал» <адрес>, отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещения отходов I-IV классов опасности отходов.

То есть АО «Тандер» заключил в <адрес> договор на оказание услуг по вывозу, транспортировке, размещению и захоронению отходов производства с предприятием, у которого отсутствует лицензия на данный вид деятельности, и размещает на захоронение отходы на объекты размещения отходов, который не внесен в государственный реестр размещения отходов, что является также нарушением внутреннего документа п. 4.4 и п. 4.5 «Инструкции по накоплению, учету, сдаче и передаче малоопасных и практически не опасных отходов», утвержденного руководителем АО «Тандер» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не утверждены лимиты на отходы вида «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие свои потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521), при этом фактически данный вид отходов образуется, что подтверждается данными учета в области обращения с отходами.

Организацией, которая осуществляет сбор, транспортировку и обезвреживание отходов I класса опасности является ООО «Компания «Чистые технологии», имеющая лицензию по обращению с отходами производства и потребления. Предоставлен договор на обезвреживание ртутьсодержащих отходов от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент проведения плановой выездной проверки установлено, что на указанный объект (магазин) не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Филиал АО «Тандер» в <адрес> ранее направлял для утверждения проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, но было выдано решение об отказе в утверждении в связи с тем, что на магазин «Магнит» отсутствует объект размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, зарегистрированный в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзора в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденный приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> и <адрес> Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>

Объектом осмотра является административное нежилое двухэтажное здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании, на первом этаже, справа от входа в здание располагается магазин «Магнит». В зимний период помещения отапливаются за счет централизованной котельной. Водоснабжение предусмотрено централизованное, предоставляет ООО «Водоканал» на основании Договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, под водоотведением предусматривается сброс сточных вод в систему централизованной канализационной сети. На данном объекте водоотведение неочищенных сточных вод (жидких отходов жизнедеятельности) осуществляется в выгребную яму, где откачку и вывоз на сельскую свалку обеспечивает ООО «Ремонтно-строительное управление» на основании договора на оказание услуг по откачке жидких нечистот от ДД.ММ.ГГГГ.

Предоставленный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработан в 2010 году, где лимиты на размещение отходов предусмотрены в период 2011-2015 года, с годовым нормативом образования отходов установлен 52,4888 тонн, с лимитом размещения отходов 262,444 тонн на 5 лет.

На указанный объект, расположенный по адресу: <адрес>, не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения применяются люминесцентные лампы марки «Philips TL-D 18w» в количестве 196 шт., но фактически на момент осмотра в торговом зале применяется светодиодные ленты». Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности отходов на «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не предоставлен. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что вывоз и размещение мусора от бытовых помещений организовано с привлечением специализированных организаций на основании договоров. Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» передается в МУП «Полигон», фактически проверкой установлено, что данный вид отходов размещается силами МУП «Баймакское ремонтно-строительное управление» на городскую свалку <адрес>, на основании договора на оказание услуг по вызову, приему, размещению и захоронению твердых бытовых отходов на объекте их размещения от ДД.ММ.ГГГГ.

У данной организации отсутствуют лицензии по обращению с отходами производства и потребления, отходы производства АО «Тандер» размещаются на объекты размещения отходов, которые не внесены в государственный реестр размещения отходов.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в АО «Тандер» образуются также, согласно классификационному каталогу отходов, «отходам коммунальным жидким неканализованным объектов водопотребления» (ФККО 73210101304), и относится к IV классу опасности. Факт образования данного вида отходов установлен ДД.ММ.ГГГГ.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в 08.45 часов на автопарковке магазина «Магнит у дома», расположенного по адресу: <адрес>, выявлен разлив неочищенных сточных вод (жидких отходов жизнедеятельности) на рельеф местности, на почву. При визуальном осмотре, на месте, где образовалось скопление сточных вод, имелся специфичный едкий запах подобный хозяйственно-бытовым стокам. Площадь скопления неочищенных сточных вод на земельном участке составил 5х10 м. В ходе осмотра территории, через пешеходную дорогу выявлена выгребная яма, откуда и наблюдался сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности. Выгребная яма располагается на земельном участке, отведенном под парковку, предназначенная для остановки и стоянки автотранспортных средств.

Так, для временного накопления жидких отходов – «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» предусмотрена специально оборудованная заглубленная емкость, где в последующем жидкие отходы передаются на размещение отходов специализированными организациями, в частности АО «Тандер» заключен Договор на оказание услуг по откачке жидких нечистот от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Ремонтно-строительное управление».

Однако ООО «РСУ» не имеет лицензию на деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно на вывоз, транспортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение отходов, в том числе «отходам коммунальным жидким неканализованным объектов водопотребления» (ФККО 73210101304), что подтверждается письмом Управления Росприроднадзора по РБ согласно запроса Сибайского ТК Минэкологии РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным счетам на оплаты, актам выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РСУ» произвело работы по ассенизации (откачке жидких нечистот) осуществив три рейса по откачке жидких отходов.

Вышеуказанные отходы «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» размещаются на городской свалке <адрес>.

Установлено, что в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по вышеуказанному объекту по адресу: <адрес>, не указывается вид отходов «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» и отсутствует паспорт класса опасности отходов. Не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Магазин «Магнит» и «Магнит Косметик»

Местоположение объекта: <адрес>

Объектом осмотра является административное нежилое двухэтажное здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании, на первом этаже располагается магазин «Магнит», на втором этаже располагается магазин «Магнит Косметик». В зимний период помещения отапливаются за счет централизованной котельной. Водоснабжение и водоотведение предусмотрено на объекте централизованное, предоставляет ООО «Водоканал» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения применяются люминесцентные лампы марки «Philips TL-D 18w» в количестве 204 шт., но фактически на момент осмотра в торговом зале применяется светодиодные ленты». Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что вывоз и размещение мусора от бытовых помещений организовано с привлечением специализированных организаций на основании договоров. Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» передается в МУП «Полигон», фактически проверкой установлено, что данный вид отходов размещается силами МУП «Баймакское ремонтно-строительное управление» на городскую свалку <адрес>, на основании договора на оказание услуг по вызову, приему, размещению и захоронению твердых бытовых отходов на объекте их размещения от ДД.ММ.ГГГГ.

У данной организации отсутствуют лицензии по обращению с отходами производства и потребления, отходы в виде мусора от бытовых помещений АО «Тандер» размещаются на объекты размещения отходов, которые не внесены в государственный реестр размещения отходов.

На объект (магазин), расположенный по вышеуказанному объекту по адресу: <адрес> не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

<адрес> «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Объектом осмотра является административное нежилое здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании АО «Тандер» арендует два этажа помещений: цокольный и первый этаж. Арендодателем помещений является ООО «Уральская транспортная компания», которая предоставляет его на основании Договора аренды № До/6174/14 от ДД.ММ.ГГГГ. Среднесписочная численность работников составляет 32 человека. Водоснабжение и водоотведение централизованное, поставщиком услуг является МУП «Сибайводоканал» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ.

В процессе работы зоны собственного производства (мясной цех, рыбный цех, цех подготовки кулинарной продукции, цех гриля) и комнаты приема пищи образуются следующие виды отходов – «Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» (код по ФККО 73610001305). Временное накопление отхода осуществляется в установленный контейнер для дальнейшей передачи на размещение на полигон. Согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что вывоз отходов осуществляется МУП «Полигон» согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ с последующим размещение на полигоне ООО «Чистый город+».

Кроме этого, пищевые отходы и продукция с истекшим сроком годности передаются физическому лицу ФИО9 на основании договора №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО9 принимает на себя обязанности по безвозмездному приему, вывозу, передаче пищевых отходов, продуктов с истекшим сроком годности. В ходе осмотра установлено, что при приготовлении мяса птицы в жарочных шкафах-гриль, от мясных продуктов начинает образовываться жир, данный жир в конце рабочего времени собирают и передают ФИО9

Установлено, что учет образования отходов в виде – пищевых отходов АО «Тандер» не осуществляется.

Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Объектом осмотра является административное нежилое здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании АО «Тандер» арендует у ИП ФИО10 на основании договора аренды нежилого имущества № МгнФ-/123/14 от ДД.ММ.ГГГГ. Водоснабжение и водоотведение централизованное, поставщиком услуг является МУП «Сибайводоканал» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. Отопление помещений в зимний период осуществляется при помощи электрического водогрейного котла.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения торговых залов и подсобных помещений применяются светодиодные лампы типа «MLT215-AC-IP20» в количестве 85 шт. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности на отходы «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не имеется. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Установлено, что по вышеуказанному объекту (магазину) не утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Объектом осмотра является трехэтажное административное нежилое здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании АО «Тандер» арендует у ИП ФИО11 первый этаж, предоставленный на основании договора аренды нежилого имущества № МгнФ-/292/12 от ДД.ММ.ГГГГ. Водоснабжение и водоотведение централизованное, поставщиком услуг является МУП «Сибайводоканал» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. Отопление помещений в зимний период осуществляется при помощи электрического водогрейного котла.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения торговых залов и подсобных помещений применяются светодиодные лампы типа «MLT215-AC-IP20» в количестве 70 шт. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности отходов на «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не имеется. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Установлено, что по вышеуказанному объекту (магазину) не утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Объектом осмотра является одноэтажное административное нежилое здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании АО «Тандер» арендует у ИП ФИО12, предоставленный на основании договора аренды нежилого имущества № МгнФ-/286/14 от ДД.ММ.ГГГГ. Водоснабжение и водоотведение централизованное, поставщиком услуг является МУП «Сибайводоканал» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. Отопление помещений в зимний период осуществляется при помощи электрического водогрейного котла.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения торговых залов и подсобных помещений применяются светодиодные лампы типа «MLT215-AC-IP20» в количестве 85 шт. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности отходов на «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не имеется. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Установлено, что по вышеуказанному объекту (магазину) не утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Объектом осмотра является одноэтажное административное нежилое здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании у АО «Тандер» имеется в собственности нежилое помещение общей площадью 473,4 кв.м. (Свидетельство о государственной регистрации права, серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Водоснабжение и водоотведение централизованное, поставщиком услуг является МУП «Сибайводоканал» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. Отопление помещений в зимний период осуществляется при помощи централизованного отопления.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения торговых залов и подсобных помещений применяются светодиодные лампы типа «MLT215-AC-IP20» в количестве 98 шт. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности на отходы «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не имеется. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Установлено, что по вышеуказанному объекту (магазину) не утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Объектом осмотра является одноэтажное административное нежилое здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании АО «Тандер» арендует у ИП ФИО11 первый этаж, предоставленный на основании договора аренды нежилого имущества № МгнФ-570/12 от ДД.ММ.ГГГГ. Водоснабжение и водоотведение централизованное, поставщиком услуг является МУП «Сибайводоканал» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. Отопление помещений в зимний период осуществляется при помощи централизованного отопления.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения торговых залов и подсобных помещений применяются светодиодные лампы типа «LSL14-16/N5 840 G5» в количестве 198 шт. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности отходов на «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не имеется. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Сибайским территориальным комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан установлено несоответствие наименования вида отхода и кода федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, размещаемым на объекте размещения отходов. В представленном проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в нарушении ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» который отнесен к 5 классу опасности.

Установлено, что по вышеуказанному объекту (магазину) не утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Магазин «Магнит»

Местоположение объекта: <адрес>.

Объектом осмотра является одноэтажное административное нежилое здание, с торговыми и подсобными помещениями. В данном административном здании у АО «Тандер» имеется в собственности нежилое помещение общей площадью 312,2 кв.м. (Свидетельство о государственной регистрации права, серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). Водоснабжение и водоотведение централизованное, поставщиком услуг является МУП «Сибайводоканал» на основании Договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ. Отопление помещений в зимний период осуществляется при помощи водогрейного электрического котла.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следует, что для освещения торговых залов и подсобных помещений применяются светодиодные лампы типа «MLT215-AC-IP20» в количестве 80 шт. Замена вышедших из строя светодиодных светильников приводит к образованию отхода «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)», где согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее по тексту – ФККО) имеет код 48242711524, который относится к IV классу опасности отходов. Паспорт класса опасности отходов на «Светильники и осветительные устройства (светодиодные светильники отработанные)» не имеется. В холодильных горках применяются люминесцентные лампы. При замене вышедших из строя люминесцентных ламп приводит к образованию отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 47110101521).

Филиалом АО «Тандер» в <адрес> разработан единый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объекты (магазины) расположенные по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. На текущий момент, по вышеуказанным объектам не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В проекте предусмотрены следующие виды отходов:

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически не опасный (код по ФККО 73310002725);

- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код по ФККО 73510001725);

- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код по ФККО 73510002725);

- отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605);

- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 43411002295);

- отходы полиэтиленовой тары незагрязнённой (код по ФККО 43411004515);

- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521).

Согласно проекту, предполагаемый норматив образования отходов, где годовой норматив образования отходов составляет 705,164 т/год, с лимитом на размещение отходов 1677,292 т/год. Установлено, что по вышеуказанному объекту (магазину) не утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Тандер» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки УТУ/МТК/СТК от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами к протоколам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; протоколам осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами к протоколам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами к протоколам осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами к протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблица к протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами.

Выявленные в ходе проверки нарушения, свидетельствуют о том, что АО «Тандер» не предприняло всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, не были приняты все зависящие меры по соблюдению норм и правил, установленных природоохранным законодательством. Таким образом, в действиях АО «Тандер» содержится состав вмененного правонарушения.

АО «Тандер» являясь ответственным за соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, обладая соответствующими властными полномочиями, не предприняло всех необходимых мер по соблюдению указанных требований, допустив нарушение законодательства об охране окружающей среды.

При указанных обстоятельствах в действиях (бездействии) АО «Тандер» постановлением должностного лица обоснованно констатировано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения АО «Тандер» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Доводы стороны заявителя о не извещении о времени и месте составления протокола и постановления опровергаются материалами административного дела.

Так, ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о времени и месте составления административного протокола, которое ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес АО «Тандер» - <адрес>, и получено последним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которое направлено в адрес заявителя и получено последним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении.

При таких обстоятельствах, старший государственный инспектор РБ в области охраны окружающей среды, ведущий советник Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Нугуманова Г. Ф. своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно привлекла АО «Тандер» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Субъектом указанного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, допустившие несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом закон не связывает субъект правонарушения с необходимостью осуществления им специальной деятельности по производству отходов либо опасных веществ. Достаточно установление нарушений приведенных требований при любом виде деятельности.

Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления, при производстве по данному делу не усматриваю.

Обжалуемое постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Учитывая характер правонарушения, наличие/отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, которое считаю справедливым.

Между тем, не могу согласиться с вменением АО «Тандер» искусственного «снижения» класса опасности отходов производства. В ходе изучения предоставленных тремя филиалами АО «Тандер» материалов и документаций у Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ возникли сомнения по установлению класса опасности на отход «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), где согласно ФККО имеет код 73310001724, на который установлен IV класс опасности. В представленных материалах АО «Тандер» путем биотестирования, данному виду отходов присвоен V класс опасности, при этом фактически морфологический состав отходов не поменялся. ДД.ММ.ГГГГ Сибайским территориальный комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан проведены четыре отбора проб и образцов отходов на объектах (магазинах) расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Изъятые пробы направлены в ГБУ РБ «Управление государственного аналитического контроля» для лабораторных исследований. ДД.ММ.ГГГГ в Сибайский территориальный комитет Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан поступило заключение лаборатории ГБУ РБ «Управления государственного аналитического контроля», из которого следует, что всем четырем образцам отходов установлен III класс опасности.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе - результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Вывод Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ о виновности Общества в нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства – снижении класса опасности, основан на заключении лаборатории ГБУ РБ «Управления государственного аналитического контроля».

Однако материалы дела свидетельствуют о том, что указанное заключение не является допустимым доказательством по делу ввиду следующего.

Частью 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы.

В силу части 2 данной статьи эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности. В соответствии с положениями указанной нормы и части 3 статьи 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

До направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить ему права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (часть 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 1 статьи 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологические экспертизы могут проводиться юридическими лицами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях, указанных в данной норме.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

В силу пункта 4 названного Порядка основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

- предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Исходя из анализа положений статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, в рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении экспертиза должна быть назначена определением должностного лица, в производстве которого находится дело, а не иным распорядительным актом должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, и подлежит проведению по правилам, предусмотренным статьей 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем приведенные выше требования закона должностным лицом Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ выполнены не были, в рамках возбужденного производства по настоящему делу об административном правонарушении определение о назначении экспертизы не выносилось, законный представитель АО «Тандер» о назначении экспертизы уведомлен не был, права ему не разъяснялись, сведения о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения отсутствуют.

Таким образом, заключение лаборатории ГБУ РБ «Управления государственного аналитического контроля» получено с нарушением закона и в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть использовано в качестве доказательства по настоящему делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, жалоба АО «Тандер» подлежит удовлетворению в части и из постановления от ДД.ММ.ГГГГ подлежит исключению вывод об искусственном «снижении» АО «Тандер» класса опасности отходов производства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7. КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего советника Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугуманова Г. Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Акционерного общества «Тандер» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменить в части.

Исключить из постановления старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего советника Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугуманова Г. Ф. от ДД.ММ.ГГГГ вывод об искусственном «снижении» Акционерным обществом «Тандер» класса опасности отходов производства.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего советника Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугуманова Г. Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Акционерного общества «Тандер» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу Акционерного общества «Тандер» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Председательствующий: Л.Х.Суфьянова