Дело № 2-1-261/2019
64RS0008-01-2019-000233-43
Решение
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Перепелова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саратовского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству,
установил:
истец обратился в суд с иском к Министерству природоохранных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству, указав, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки исполнения лесного законодательства на территории Саратовской области был установлен факт бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившийся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах Базарно-Карабулакского лесничества Саратовской области.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства.
Согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 3,4 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122, статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса и лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, резервных лесов, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 указанной Инструкции установлено, что проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Полномочия по проектированию лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов в соответствии с пунктом 26 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений и органам государственной власти субъектов РФ не передавались.
Пунктами 25,27 Лесоустроительной инструкции установлено, что закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальных просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей.
Закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
В соответствии с пунктами 29,35 Лесоустроительной инструкции таксация лесов производится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки.
В ходе проверки установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области требования пунктов 3-5 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, Лесоустроительной инструкции, не исполняются.
Базарно-Карабулакское лесничество расположено на территории Базарно-Карабулакского Воскресенского, Балтайского административных районов, общая площадь которого составляет 44488 га и включает в себя 5 участковых лесничества: Алексеевское – площадь 7273 га, Биклейское – площадь 8113 га, Вязовское – площадь 8660 га, Липовское – площадь 10242 га, Нееловское – площадь 10200 га.
Лесоустроительные работы на всей территории лесничества проводились в 1993 году. На территории лесных участков Базарно-Карабулакского лесничества площадью 1343 га, принятых в состав лесного фонда в период с 1995-2019 годы, лесоустроительные работы не проводились.
Данные обстоятельства подтверждаются проектом организации и развития лесного хозяйства Базарно-Карабулакского лесхоза Саратовской области от 1994 года, сведениями, представленными Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области. Имеющиеся материалы лесоустройства на настоящий момент не актуальны. Данные аэроснимков значительно устарели и не отражают реальной картины, имеющейся на территории Базарно-Карабулакского лесничества, прокуратурой устанавливаются многочисленные факты наложения земель лесного фонда на земли иных категорий и незаконного предоставления земель лесного фонда на земли иных категорий и незаконного предоставления земель лесного фонда, использование таких материалов лесоустройства значительно затрудняет возможность доказывания данных обстоятельств, поскольку реальная картина расположения лесных участков, а также таксационных показателей не совпадает с материалами лесоустройства 1993 года; разработка проектов освоения лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 является затруднительной.
В полномочия административного ответчика входит организация работ по лесоустройству. Однако, до настоящего времени лесоустроительные работы на территории Базарно-Карабулакского лесничества не выполнены.
Не проведение своевременного лесоустройства является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов, оказывают большое воздействие на состояние природной среды.
Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах Базарно-Карабулакского лесничества Саратовской области, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области провести лесоустройство Базарно-Карабулакского лесничества Саратовской области в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 марта 2018 года № 122, а именно: произвести закрепление на местности местоположение границ лесничества, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Базарно-Карабулакского лесничества. Указанные мероприятия выполнить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Базарно-Карабулакского района Саратовской области Перепелов О.А., действующий на основании доверенности № 29-8-2019 от 17 апреля 2019 года, поддержал исковые требования, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, просил удовлетворить, уточнив срок проведения мероприятий по выполнению лесоустроительных работ - в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, согласно которым не возражал против удовлетворения исковых требований, вместе с тем, просил учесть тот факт, что срок, в течение которого Министерство обязано обеспечить выполнение лесоустроительных работ не должно идти в разрез с распоряжением Правительства Саратовской области от 13 февраля 2019 года № 24-Пр.
Согласно части 7 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное хозяйство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства.
Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
29 марта 2018 года Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена Лесоустроительная инструкция № 122.
В соответствии с пунктами 3,4 инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса и лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, резервных лесов, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
Пунктом 5 указанной Инструкции установлено, что проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введение в действие Лестного кодекса РФ».
Согласно разделу II названной Инструкции лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.
При проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Пунктами 25,27 Лесоустроительной инструкции установлено, что закрепление на местности границ лесничеств, лесопарков производится по квартальных просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей.
Закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
В соответствии с пунктами 29,35 Лесоустроительной инструкции таксация лесов производится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.
Судом установлено, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения лесного законодательства на территории Саратовской области, установлен факт бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившийся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах Базарно-Карабулакского лесничества Саратовской области; так, лесоустроительные работы на территории лесничества проводились в 1993 году, а на территории лесных участков Базарно-Карабулакского лесничества площадью 1343 га, принятых в состав лесного фонда в период с 1995-2019 годы, лесоустроительные работы не проводились вообще.
Доводы административного истца подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 13.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 08 октября 2013 года № 537-П, в полномочия Министерства входит организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что не проведение своевременного лесоустройства является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов, оказывают большое воздействие на состояние природной среды; указанные действия должны были быть проведены административным ответчиком в пределах его полномочий, но до настоящего времени не проведены; отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Исковое заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» и части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин, суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает, что ответчик должен исполнить свои обязательства по устранению выявленных нарушений в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству в границах Базарно-Карабулакского лесничества Саратовской области.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области провести лесоустройство Базарно-Карабулакского лесничества Саратовской области в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 29 марта 2018 года, а именно: произвести закрепление на местности местоположение границ лесничества, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Базарно-Карабулакского лесничества.
Указанные мероприятия выполнить в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Карпачева Т.В.