Дело №2-8/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2017 года город Мирный
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой В.В.,
при секретаре Бабушкиной И.Б.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г. Мирного Ковчуга Д.С..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), Муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – Администрации МО «Город Мирный»). В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Мирного проведена проверка соблюдения Администрацией МО «Город Мирный» законодательства о безопасности дорожного движения по исполнение приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», в ходе которой выявлено, что на <адрес> на пешеходном переходе дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» не соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности знаки выполнены не защитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети», соответствующий требованиям федерального законодательства. По мнению истца, отсутствие надлежащих информационных табличек о запрете курения на детской площадке влечет за собой угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает их право на отдых и оздоровление.
Поскольку к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, а также ссылаясь на то, что нормативные акты, устанавливающие правила установки дорожных знаков иных технических средств действуют с <дата> органом местного самоуправления длительное время не принимаются меры по обеспечению безопасности на дорогах, прокурор просит обязать Администрацию МО «Город Мирный» принять меры по оснащению дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» вблизи <адрес> в срок до <дата>.
Определением судьи от <дата> по делу в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинский район Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – МКУ «УЖКХ»).
<дата> истец, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит обязать Администрацию МО «Город Мирный», МКУ «УЖКХ» установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на перекрестке улиц <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» вблизи <данные изъяты> в срок до <дата>.
Представители соответчиков, третьего лица, уведомленные в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, ходатайствуют о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании представитель истца Ковчуга Д.С., основываясь на доводах иска, поддержала уточненные исковые требования и настаивает на удовлетворении.
Выслушав доводы иска, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора исходя из следующего.
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага, охрана которых гарантируется Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по оборудованию технических средств организации дорожного движения согласно правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Как следует из вышеуказанных положений, казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций - не их задача.
Из представленного в материалы дела копии Устава МКУ «УЖКХ», утвержденного главой МО «Город Мирный» 23.08.2013, следует, что муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) является юридическим лицом, учредителем является муниципальное образование «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия). Целью и предметом деятельности Учреждения является, в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения города Мирного Республики Саха (Якутия), а также иные задачи в области комплексного содержания автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 4.1.2). Пунктом 4.2 Устава предусмотрено, что в целях реализации предмета деятельности Учреждение за счет средств городской Администрации выполняет функции муниципального заказчика по организации, в том числе установки и содержания светофорных объектов; разметки автомобильных дорог; установки, ремонта и содержания дорожных знаков; ямочного ремонта автодорог; установки искусственных сооружений и неровностей (пункт 4.2.10 Устава).
Таким образом, установка дорожных знаков на автомобильной дороге, в том числе на объектах улично-дорожной сети, местного значения в границах МО «Город Мирный» возложена на МКУ «УЖКХ» МО «Город Мирный».
При этом, передача Администрацией МО «Город Мирный» части возложенных на нее обязанностей по содержанию автомобильных дорог на МКУ «УЖКХ» не освобождает ее как органа местного самоуправления, на которого данные обязанности возложены в силу закона, от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таковых.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Национального стандарта Российской Федерации "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" ГОСТ Р 52289-2004, утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что дорожные знаки 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 должны быть выполнены на щитах световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяются для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу (пункт 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004); знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских у4чреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов (пункт 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004).
Из материалов дела видно, что прокуратурой г. Мирного проведена проверка соблюдения Администрацией МО «Город Мирный» законодательства о безопасности дорожного движения по исполнение приказа Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», в ходе которой выявлено, что на <адрес> на пешеходном переходе дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» не соответствуют требованиям федерального законодательства, в частности знаки выполнены не щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, при этом отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети».
Указанные обстоятельства не оспаривается ответчиками и не опровергнуты.
При таком положении, суд считает доводы истца о том, что отсутствие и несоответствие указанных дорожных знаков создает угрозу безопасности лиц участников дорожного движения, в том числе детей, обучающихся в школе.
При таком положении, в силу ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" требования ГОСТ Р 52289-2004 являются обязательными для ответчиков, поскольку в данном случае указанные технические нормы направлены на соблюдение безопасности дорожного движения, имеющей своей целью обеспечить защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий, что неразрывно связано с охраной жизни, здоровья и имущества граждан, участников такого движения, а потому отвечают обязательным требованиям, обеспечивающим достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
Таким образом, обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Избранный прокурором способ защиты гражданских прав отвечает положениям ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований заместителя прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия), а потому иск подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» вблизи <данные изъяты> в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня его принятия в окончательной форме.
Решении в окончательной форме принято 13 января 2017 года.
Председательствующий В.В. Михайлова