Гр. дело №2-101/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2018 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Верхуша Н.Л.,
при секретаре Макаровской В.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора г. Апатиты Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №5» о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №5» (далее – МБОУ «СОШ №5») о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Апатиты по обращению Нестерова С.П. от 27 ноября 2017 года была проведена проверка деятельности МБОУ «СОШ №5» в части обеспечения безопасности образовательного процесса на территории образовательной организации при эксплуатации. В результате проверки установлено, что за МБОУ «СОШ №5» на праве постоянного (бессрочного) пользования в целях размещения школы №5 закреплен земельный участок с кадастровым номером <.....>свидетельство о регистрации права от 09 апреля 2007 года сер.51АВ №003591). На указанном участке расположена теплица, которая представляет собой сооружение и находится на балансе образовательной организации (инвентарный номер АД 0111001). В ходе обследования указанной теплицы, проведенного 22 декабря 2017 года, установлено, что теплица выполнена из металлических и железобетонных конструкций, остекление отсутствует, металлические конструкции, в том числе, расположенные на высоте находятся в свободном доступе, состояние сооружения не позволяет обеспечить безопасность несовершеннолетних, которые в связи с беспрепятственным доступом в теплицу постоянно посещают ее и могут, в том числе, забираться на металлоконструкции. Таким образом, в данном случае неисполнение МБОУ «СОШ № 5» обязанности по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в сооружение, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
МБОУ «СОШ № 5» на основании лицензии №297-16 от 05 декабря 2016 года, выданной Министерством образования и науки Мурманской области, п.2.2 Устава МБОУ «СОШ № 5», утвержденного приказом Управления образования Администрации г. Апатиты №175-4/0 от 24 октября 2016 года, осуществляется образовательная деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. При таких обстоятельствах, МБОУ «СОШ № 5» не приняты меры к обеспечению безопасности неопределенного круга несовершеннолетних при осуществлении образовательной деятельности.
Просит возложить на МБОУ «СОШ № 5» обязанность в срок до 01 июля 2017 года принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по адресу: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 40а.
В судебном заседании помощник прокурора г. Апатиты поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в исковом заявлении допущена опечатка в части срока принятии мер, просила возложить на ответчика обязанность в срок до 01 июля 2018 года принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в указанное здание.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования прокурора г. Апатиты признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании ч.5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из смысла указанных норм, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Как следует из статьи 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ (далее – Технический регламент), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу положений статьи 7 Технического регламента, строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Технического регламента, при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Из материалов дела следует, что МБОУ «СОШ № 5» внесено в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1025100509785 и является действующим юридическим лицом. В соответствии с лицензией от 05 декабря 2016 года №297-6 МБОУ «СОШ № 5» на осуществление образовательной деятельности учреждение оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии: общее образование (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых).
Согласно пунктам 1.3, 4.15-4.16. Устава МБОУ «СОШ № 5» является бюджетным учреждением, его финансирование за счет бюджетных ассигнований производится строго по целевому назначению.
В постоянном (бессрочном) пользовании МБОУ «СОШ № 5» находится земельный участок общей площадью 22331,0 кв. м, адрес места нахождения: Мурманская область, МО г. Апатиты с подведомственной территорией, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д.40а, на земельном участке расположено здание № 40а, которое находится в оперативном управлении МБОУ «СОШ № 5».
В судебном заседании установлено, что по обращению <.....> от 27 ноября 2017 года прокуратурой г. Апатиты проведен осмотр теплицы на территории МБОУ «СОШ № 5» с участием представителя образовательной организации. В ходе проведенной проверки установлено, что за МБОУ «СОШ № 5» закреплен земельный участок с кадастровым номером <.....> (свидетельство о регистрации права от 09 апреля 2007 года сер.51АВ №003591). На указанном участке расположена теплица, которая представляет собой сооружение и находится на балансе образовательной организации (инвентарный номер АД 0111001). В ходе обследования указанной теплицы, проведенного 22 декабря 2017 года, установлено, что теплица выполнена из металлических и железобетонных конструкций, остекление отсутствует, металлические конструкции, в том числе, расположенные на высоте находятся в свободном доступе, состояние сооружения не позволяет обеспечить безопасность несовершеннолетних.
Из информации МБОУ «СОШ № 5» от 07 декабря 2017 года следует, что предложение <.....>., связанное с демонтажем металлических конструкций учтено администрацией школы. 10 марта 2017 года комиссия, созданная приказом директора школы, произвела осмотр теплицы. Было предложено разобрать металлические и железобетонные конструкции теплицы. Составлена смета на их демонтаж. Стоимость составляет 124000 рублей. В течение летнего периода, являющегося наиболее благоприятным для проведения работ, не представлялось возможности изыскать средства на их выполнение. В настоящее время теплица не эксплуатируется, за состоянием теплицы установлен постоянный контроль: она оборудована входными металлическими дверями, закрытыми на замок, окна также закрыты, свободный доступ в здание теплицы исключен. Администрацией школы подготовлено инициативное предложение по принятию расходных обязательств г. Апатиты по муниципальной программе г. Апатиты «Развитие образования» 2018 года о выделении финансовых средств на проведение демонтажа металлических и железобетонных конструкций теплицы в 2018 года в соответствии с представленной сметой.
Таким образом, факт несоблюдения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ в теплице МБОУ «СОШ № 5» по адресу г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 40а, подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается и ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №5» о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок устранения нарушений требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, - до 01 июля 2018 года, суд полагает разумным и достаточным.
При этом ответчик, в случае невозможности устранить указанные нарушения в срок, в предусмотренном законом порядке, при наличии документов, подтверждающих указанные сведения, вправе в порядке производства, связанного с исполнением решения суда, обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с тем, что иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, с ответчика в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в том размере, в котором её должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец – физическое лицо, т. е. в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №5» о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №5» в срок до 01 июля 2018 года принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание теплицы, расположенной по адресу: Мурманская область, город Апатиты, улица Ферсмана, дом 40а.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа №5» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Л. Верхуша