ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1025/18 от 09.04.2018 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2-1025/18г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 апреля 2018 года г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Айгуновой З.Б., при секретаре Магомедовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы к ООО «Спецгазстройсервис», Магомаеву ФИО12, третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований ОНД и ПР №1 по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по РД, Кавказское управление Ростехнадзора по РД об обязании устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности и прекращении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Махачкалы обратился в суд с иском к ООО «Спецгазстройсервис», Магомаеву Гаруну Османовичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований ОНД и ПР №1 по г.Махачкале УНД ГУ МЧС России по РД, Кавказское управление Ростехнадзора по РД о признании деятельности ООО «Спецгазстройсервис», осуществляемой Магомаевым Г.О. по эксплуатации объектов: станция газонаполнительная, участок транспортирования опасных веществ, резервуары для хранения сжиженных углеводородных газов, станция газозаправочная, резервуар для хранения СУГ на АГЗС, расположенных по <адрес>, а также АЗС (<адрес>), незаконной, обязании Магомаева Г.О. привести осуществляемую им деятельность по эксплуатации объектов ООО «Спецгазстройсервис» в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной и пожарной безопасности, указанные в справке специалистов Кавказского управления Ростехнадзора и ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, прекращении деятельности ООО «Спецгазстройсервис до приведения в соответствие с действующим законодательством, указав при этом, что комиссией генеральной прокуратуры РФ проведена проверка деятельности ООО «Спецгазстройсервис» в ходе которой выявлены многочисленные нарушения.

Установлено, что общество на основании лицензии противопожарных производственных объектов от 24.02.2009 использует в предпринимательской деятельности следующие ОПО 3 класса опасности: станция газонаполнительная, участок транспортирования опасных веществ, 2 станции газозаправочные.

Оборудование и технологические узлы на ГНС и станции газозаправочной (автомобильной) в нарушение 4.1, 2 ст.8, ч.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ размещено с отступлением от проектной документации.

Так, резервуары для хранения, расположенные на территории ГНС ООО «Спецгазстройсервис» оснащены одним предохранительным сбросным клапаном, при этом проектной документацией предусмотрено установка 2 клапанов на каждый резервуар. При въезде на территорию ГНС размещен резервуар для хранения СУГ в надземном исполнении, не предусмотренный проектом. Резервуар СУГ станции газозаправочной (автомобильной) не огорожен брандмауэрной стенкой, выполненной из монолитного бетона, с последующей засыпкой песчаным грунтом.

В нарушение ст. 15 Федерального закона №116-ФЗ, ч.1 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ООО «Спецгазстройсервис» не произведено страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте - участке транспортирования опасных веществ (per. № А32-00665-0004).

Вопреки положениям ч. 2 ст. 7, ч.1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона №116-ФЗ, п. 6 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, предприятием не проведена экспертиза промышленной безопасности используемого резервуара для хранения СУГ и компрессоров для его перекачки, в результате чего не определен срок их безопасной эксплуатации.

Не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, что является нарушением ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 2, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730.

Соединительные рукава для налива СУГ в автоцистерны используются при наличии видимых дефектов (трещины, потертости), чем нарушены требования п. 155 Правил № 558.

В нарушение п. 156, 157 Правила № 558 эстакада слива СУГ из железнодорожных цистерн, а также пункт налива СУГ в автоцистерны оснащены соединительными рукавами не прошедшими гидравлические испытания на прочность и не имеют необходимых обозначений.

Не обеспечена возможность отсоединения резервуаров для хранения СУГ от подводящих газопроводов с помощью заглушек для очистки, дегазации, обслуживания резервуаров, произведена установка задвижек путем вварки в газопровод без фланцевых соединений, что является нарушением п. 143 Правил № 558, п. 328 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее - Правила № 116).

Вопреки положениям п. 57, 234 Правил № 558 не произведена установка опоры на участке трубопровода паровой фазы СУГ, имеющего провисание в зоне налива в автоцистерны.

Не проведен комплекс мероприятий по содержанию в безопасном состоянии ГНС ООО «Спецгазстройсервис», территория ГНС засорена сухой растительностью и кустарниками, чем нарушен п. 27 Правил № 558.

На резервуаре для хранения СУГ не вывешена табличка с указанием: номера оборудования, разрешенных параметров, даты следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания, в результате чего нарушаются требования п. 212 Правил № 116.

Вопреки требованиям п. 158 Правил № 558 отсутствует заземление железнодорожных цистерн на железнодорожной эстакаде слива СУ Г.

В нарушение п. 169 Правил № 558 ГНС не укомплектована тормозными башмаками в искробезопасном исполнении для закрепления железнодорожных цистерн на эстакаде слива СУГ, закрепление железнодорожных цистерн производится с помощью деревянного бруса.

Железнодорожный путь ООО «Спецгазстройсервис» не очищен от растительности, чем нарушены п. 1.1.2, 1.1.7, 6.1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50.

В ходе проверки ООО «Спецгазстройсервис» установлены также нарушения требований пожарной безопасности.

На территории ГНС - пожарный щит, расположенный возле компрессорной не укомплектован соответствии с проектом (п. 481 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее ^Правила №390); отсутствует система наружного пожаротушения (п. 9.4.12 СНиП 42-01-2002); компрессоры размещены в неотапливаемом помещении (п. 9.4.2 СНиП 42-01-2002); не предусмотрена стационарная автоматическая система водяного охлаждения _ надземных резервуаров хранения ГНС (п. 9.4.15 СНиП 42-01-2002); отсутствует устройство сигнализаторов довзрывоопасных концентраций 1 категории надежности электроснабжения (п. 9.4.23-9.4.24 СНиП 42-01-2002); не предусмотрены лестницы-переходы (п. 9.4.3 СНиП 42-01-2002); не оборудована вентиляция компрессорной (п. 9.4.17 и 9.4.18 СНиП 42-01-2002); отсутствует аварийное освещение компрессорной (9.4.22 СНиП 42-01-2002).

На территории АЗС, расположенной по адресу: г, Махачкала, пр. А. Султана, 152 - на въезде и выезде отсутствуют пологие повышенные участки или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»); не доукомплектован пожарный щит (п. 481 Правил № 390); площадка для автоцистерн не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны и аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка (п. 35* НПБ 111-98*);-расстояние от территории АЗС до строящегося здания составляет менее 15м (таблица П.6.1. ПБ 111 -98*).

Указанные нарушения отражены в информации по результатам проверки деятельности ООО «Спецгазстройсервис» комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации и справках специалистов ГУ МЧС России по Ставропольскому краю и Кавказского управления Ростехнадзора.

Выявленные нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, допущенные ООО «Спецгазстройсервис» при эксплуатации опасных производственных объектов могут привести к возникновению аварийных ситуаций и, тем самым, создают непосредственную угрозу причинению вреда жизни и здоровью граждан, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В судебное заседание старший помощник прокурора Ленинского района г. Махачкалы Кадыров Н.С., будучи надлежаще извещенным, не явился, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ООО «Спецгазстройсервис»- Насрутдинов И.А. исковые требования не признал, указав при этом большинство нарушение требований пожарной и промышленной безопасности в настоящее время устранены.

Устранении некоторых нарушений требует сварочных работ, которые можно проводить только при опустошении резервуаров от СУГ, полной вытравки их из резервуаров.

В настоящее время в резервуарах находится от 100 до 150 тонн СУГ, которые можно опустошить только по их реализации. Выпустить их просто в воздух нельзя, что может привести к экологической катастрофе и влечёт уголовному ответственность по ч. 1 ст. 217 УК РФ.

Прекращение деятельности практически лишает ответчика устранить указанные нарушения, что ставит последнего в безвыходное положение.

Считает незаконным требование прекратить деятельность ответчика до приведения в соответствие с действующим законодательством.

Прекращение деятельности означает ликвидация организации, в да случае имеет место приостановление деятельности, которое предусмотрено КоАП РФ за указанные выше правонарушения и ответчик и его руководитель Магомаев Г.О. привлечены к административной ответственности.

Само требование о прекращении деятельности ответчика до приведение в соответствие с действующим законодательством противоречит само себе. Из вышеизложенного вытекает, что при прекращении (приостановлении) деятельности невозможно полностью устранить все нарушения.

В судебном заседании Магомаев Г.О. исковые требования не признал.

В судебное заседание третьи, лица не заявляющие самостоятельных требований- ОНД и профилактической работы № 1 по г. Махачкале МЧС России по РД и Кавказское управление Ростехнадзора, будучи надлежащим образом извещенным не явились своих представителей не направили.

Суд выслушав стороны изучив материалы дела приходит к следующему:

Согласно сведениям о юридическом лице ЕГРЮЛ- ООО «Спецгазстройсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2005.

Согласно приказу № 01 от 19.01.2018 Магомаев Г.О. назначен директором ООО «Спецгазстройсервис» с 19.01.2018.

В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ РФ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону; они подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, пунктом 3 которых предусмотрено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.

Как установленном в судебном заседании и это не оспаривалось сторонами станция газозаправочная (автомобильная) 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0001); станция газонаполнительная 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0002) (далее - ГНС); станция газозаправочная (автомобильная) 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0003) (далее - АГЗС); участок транспортирования опасных веществ 3 класса опасности, эксплуатируемые ООО «Спецгазстройсервис», зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.

В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ РФ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

Федеральным законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, государственного и муниципального имущества определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям (далее - N 123-ФЗ).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "Об утверждении норм пожарной безопасности "перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ-110-03), устанавливающие основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации.

Судом установлено, что названные требования федерального законодательства на станции газозаправочной (автомобильная) 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0001); станции газонаполнительной 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0002) (далее - ГНС); станции газозаправочной (автомобильная) 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0003) (далее - АГЗС); участок транспортирования опасных веществ 3 класса опасности ООО «Спецгазстройсервис» не соблюдаются, что подтверждается соответствующими справками ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 01.02.2018 и Управления по надзору нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

Согласно справке по результатам осмотра территории, на которой расположены опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Спецгазстройсервис», в части обеспечения пожарной безопасности от 01.02.2018 проведено обследование ГНС ООО «Спецгазстройсервис», расположенного по адресу: <адрес>), в ходе осмотра установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: ненадлежащим образом укомплектованы пожарные щиты (п.481 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390). На ГНС отсутствует система наружного пожаротушения, включающую резервуары с противопожарным запасом воды, насосную станцию и кольцевой водопровод высокого давления с пожарными гидрантами (9.4.12 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); Компрессоры ГНС размещены в не отапливаемом помещении (9.4.2 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы).; на ГНС с надземными резервуарами хранения СУГ не предусмотрена стационарная автоматическая система водяного охлаждения резервуаров (9.4.15 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); на территории ГНС не предусмотрено устройство сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, I категории надежности электроснабжения (9.4.23-9.4.24 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); для входа на территорию резервуарного парка по обе стороны обвалования или ограждающей стенки не предусмотрены лестницы- переходы шириной 0,7 м, не менее двух, расположенные с противоположных сторон обвалования (9.4.3 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы); отсутствует вентиляция компрессорной (9.4.17 и 9.4.18 СНиП 42-01- 2002 Газораспределительные системы); отсутствует аварийное освещение компрессорной, предусмотренное аккумуляторными фонарями во взрывозащищенном исполнении (9.4.22 СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы): согласно справке от 01.02.2018 по итогу проведенной проверки в отношении ООО «Спецгазстройсервис» (ИНН 0562060632) заместителем начальника отдела по надзору за объектами газораспределения и газопотребления Управления по надзору за объектами эго комплекса Ростехнадзора Прокофьевым А.А., заместителем межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора управления Ростехнадзора Суюнчевым Т.А., главным государственным инспектором межрегионального отдела общепромышленного надзора Кавказского управления Ростехнадзора Ухиным А.В. в 0.01.2018 по 01.02.2018 совместно с представителями комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения ООО «Спецгазстройсервис» законодательства в области промышленной безопасности.

Установлено, что эксплуатация опасных производственных объектов ООО «Спецгазстройсервис» осуществляется в соответствии с лицензией на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных генных объектов I, II и III классов опасности от 24.02.2009.

Согласно свидетельству о регистрации от 15.05.2013 № А32-00665 ООО «Спецгазстройсервис» зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов следующие объекты: станция газозаправочная (автомобильная) 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0001); станция газонаполнительная 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0002) (далее - ГНС); станция газозаправочная (автомобильная) 3 класса опасности (peг. № А32-00665-0003) (далее - АГЗС); участок транспортирования опасных веществ 3 класса опасности.

В ходе проведенной проверки ОПО: станция газонаполнительная, участок транспортирования опасных веществ ООО «Спецгазстройсервис», расположенных по адресу: <адрес>), выявлены следующие нарушения законодательства в области промышленной безопасности: резервуары для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ), расположенные на территории ГНС ООО «Спецгазстройсервис» не оснащены двумя предохранительными сбросными клапанами, предусмотренными проектной документации 2006 года «Газонаполнительная станция ООО «Спецгазстройсервис» в г. Махачкале», разработанной ООО «МАРС-», а именно: фактически на резервуарах СУГ установлено по одному предохранительному сбросному клапану, что является нарушением частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; при въезде на территорию ГНС ООО «Спецгазстройсервис» установлен резервуар для хранения СУГ в надземном исполнении, который не предусмотрен проектом, что является нарушением частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; не произведено страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте - участок транспортирования опасных веществ, что является нарушением частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9, статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», части 1 статьи 4 ФЗ РФ от 07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате шарии на опасном объекте»; не определен срок безопасной эксплуатации резервуаров для хранения СУГ, компрессоров для перекачки СУГ, используемых на ГНС ООО «Спецгазстройсервис», что является нарушением ч. 2 ст. 7, ч.1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538: не разработаны планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО ООО «Спецгазстройсервис»: станция газонаполнительная (per. № А32-00665-0002), участок транспортирования опасных веществ (per. № А32-00665-0004), что является нарушением части 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 2, 9 положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.13 № 730: не произведена замена соединительных рукавов для налива СУГ в автоцистерны, имеющих видимые дефекты (трещины, потертости) на новые, что является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 155 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558: эстакада слива СУГ из железнодорожных цистерн, пункт налива СУГ в автоцистерны оснащены соединительными рукавами для проведения сливоналивных операций, которые не подвергнуты гидравлическим испытаниям на прочность и не имеющим обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год), что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 156, 157 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»: не обеспечена возможность отсоединения резервуаров для хранения СУГ от подводящих газопроводов с помощью заглушек для очистки, дегазации, обслуживания резервуаров, а именно: произведена установка задвижек путем вварки в газопровод без фланцевых соединений, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «0 промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558, пункта 328 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116: не произведена установка опоры на участке трубопровода паровой фазы СУГ, имеющем провисание в зоне налива СУГ в автоцистерны, что является | нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 57, 234 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558: не проведен комплекс мероприятий по содержанию в безопасном состоянии ГНС ООО «Спецгазстройсервис», а именно: территория ГНС засорена сухой растительностью и кустарниками, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «0 промышленной безопасности опасных производственных объектов», кта 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности равила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 558: на резервуарах для хранения СУГ не вывешены таблички с указанием: мера оборудования (по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией); разрешенных параметров (давление, температура); даты следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания, о является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ РФ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных "объектов», пункта 212 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116: отсутствует заземление железнодорожных цистерн на железнодорожной эстакаде слива СУГ, что является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 158 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558: станция газонаполнительная ООО «Спецгазстройсервис» не укомплектована тормозными башмаками в искробезопасном исполнении для закрепления железнодорожных цистерн на эстакаде слива СУГ (закрепление железнодорожных цистерн производится с помощью деревянного бруса), что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013; нарушены требования к содержанию железнодорожный путей, а именно: железнодорожный путь необщего пользования на территории ГНС ООО «Спецгазстройсервис» не очищен от растительности, вследствие чего невозможно оценить его прочность, устойчивость и состояние всех элементов, появляется нарушением ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 к 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 1.1.2, 1.1.7, 6.1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Росгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50.

В ходе проведенной проверки ОПО: станция газозаправочная 3 класса опасности (per. № А32-00665-0001) ООО «Спецгазстройсервис», расположенного по адресу: <адрес>), выявлены следующие нарушения законодательства в области промышленной безопасности: на территории АГЗС ООО «Спецгазстройсервис» допущено размещение резервуара для хранения СУГ объемом 10 куб.м. в надземном исполнении без выполнения комплекса мероприятий предусмотренных проектной документацией 2004 года на «Строительство газовой автозаправочной станции го пр. А.Султана в районе ООО «Силикат» гор. Махачкала» (заказ № 12/2004),разработанной ООО «МАРС-5», а именно: не произведено ограждение резервуара СУГ брандмауэрной стенкой, выполненной из монолитного бетона, последующей засыпкой песчаным грунтом, что является нарушением частей, 2 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 1ункта 18 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»,подтвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 № 559 ; не определен срок безопасной эксплуатации резервуара для хранения СУГ используемого на АГЗС ООО «Спецгазстройсервис», что является нарушением ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст.13 ФЗ РФ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной ясности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538: не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО АГЗС ООО «Спецгазстройсервис», что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 2 и 10 ФЗ РФ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 2, 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах; соединительные рукава для слива СУГ из автоцистерн не подвергнуты гидравлическим испытаниям на прочность и не имеют обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и следующего испытания (месяц, год), что является нарушением части 1. и 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной опасности опасных производственных объектов», пунктов 180, 181 : Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»; на резервуаре для хранения СУГ не вывешена табличка с указанием: номера оборудования (по системе нумерации, принятой эксплуатирующей организацией); разрешенных параметров (давление, температура); даты следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания, является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 212 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116.

Выявленные нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, допущенные ООО «Спецгазстройсервис» при эксплуатации опасных производственных объектов могут привести к возникновению аварийных ситуаций и тем самым создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Согласно письму и.о. заместителя руководителя Кавказского управления Ростехнадзора от 16.03.2018 ООО «Спецгазстройсервис» устранены все нарушения, кроме нарушений связанных с проведением сварочных работ и ремонтом резервуаров.

Проведение ремонтных работ резервуаров до полного опорожнения и дегазации, в соответствии с п. 141 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» от 21.11.2013 № 558, не допускается.

Согласно письму начальника ОНД №1 по г. Махачкала УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ОТ 21.03.2018 в ходе обследования АГЗ установлено, следующее: на территории АГЗС выполнено устройство дренажного лотка с устройством емкости для промасленных атмосферных осадков; на площадке для АЦ выполнены пологие участки; укомплектован имеющийся на территории пожарный щит; представлен договор со специализированной организацией на выполнение работ по дегазации и установки устройств охлаждения резервуара, установка газаана- лизатров.

Для проведения данных работ согласно п. 143 ПНР в РФ №390 руководитель организации при выполнении планового или внепланового ремонта или профилактического осмотра технологического оборудования обеспечивает соблюдение следующих необходимых мер пожарной безопасности 1) согласно п. 330. ППР в РФ №390 ремонт цистерны, его элементов, а также его внутренний осмотр разрешается проводить только после дегазации объема цистерны; 2)согласно п.441. ППР в РФ №390 ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20 процентов нижнего концентрационного предела распространения пламени, и при непрерывном контроле газовой среды.

Считает необходимым в целях исключения и недопушения образования горючей среды способствующей воспламеняться при воздействии источника зажигания и в целях исключения возникновения пожара, взрыва с предсказуемыми последствиями при проведении сварочных работ, разрешить временную эксплуатацию АГЗС для полного опорожнения и дегазации резервуара для хранения СУГ.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Судом установлено, что выявленные вышеуказанные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.

Оснований для применения положений абзаца 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ, суд не усматривает.

Несмотря на то, что допущенные ответчиком ООО «Спецгазстройсервис» нарушения требований пожарной и промышленной безопасности, частично устранены, эксплуатация указанных объектов с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы, ввиду того, что жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его, подвергаются опасности.

Суд приходит к выводу, что дальнейшее функционирование объектов ООО «Спецгазстройсервис» при наличии вышеназванных нарушений законодательства в сфере промышленной и пожарной безопасности представляет реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью многочисленного количества людей, наступления аварии или техногенной катастрофы, которая может причинить существенный вред экологии, в связи с чем, исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы к ООО «Спецгазстройсервис» являются обоснованными.

Ссылку представителя ООО «Спецгазстройсервис»- Насрутдинова И.А. на то, что в целях устранения допущенных нарушений опустошение резервуаров СУГ возможно только путем реализации СУГ, что невозможно в случае удовлетворения требований о прекращении деятельности ООО «Спецгазстройсервис», суд находит необоснованной.

Порядок проведения ремонта резервуаров СУГ регламентирован "ГОСТ Р 54982-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация".

Согласно положениям данного Национального стандарта п.п. 9.1.1.12.- перед ремонтом, техническим освидетельствованием или диагностированием резервуаров СУГ должны быть выполнены следующие работы: - освобождение резервуаров от СУГ, неиспарившихся остатков; - дегазация резервуаров водой, водяным паром или азотом; - отсоединение резервуаров от газопроводов паровой и жидкой фаз СУГ; - установка заглушек на газопроводы.

Проводить снятие технических устройств с резервуаров без предварительного освобождения их от СУГ и продувки инертным газом не допускается. Согласно п. 9.1.1.23. слив остатков СУГ из сосудов автомобильных цистерн и резервуаров перед проведением ремонта, технического освидетельствования или технического диагностирования должен проводиться в отдельный резервуар или автомобильную цистерну. При этом согласно п. 9.1.1.22. техническое диагностирование и текущий ремонт должна выполнять специализированная организация.

Требования промышленной безопасности при организации ремонтных работ при организации работы на объектах, использующих СУГ, регламентированы приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 558 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30993).

Суд приходит к выводу, что действительно ремонтные работы резервуаров СУГ не могут проводиться без предварительного освобождения от СУГ в отдельный резервуар, однако, это не предполагает опустошением резервуаров посредством реализации СУГ путем продажи, более того эксплуатация резервуаров при наличии нарушений требований пожарной и промышленной безопасности в случае непринятие мер по их устранению может повлечь неизбежные тяжкие последствия, сопровождающиеся массовой гибелью людей и уничтожением имущества.

Суд, принимая во внимание, что запрет в форме приостановления деятельности, в отличие от ее прекращения, является временной мерой, действующей до тех пор, пока нарушитель не исключит потенциальную опасность своей деятельности, приходит к выводу о необходимости исковые требования прокурора Ленинского района г. Махачкалы удовлетворить частично - приостановить деятельность ООО «Спецгазстройсервис до приведения в соответствие с действующим законодательством.

Требования ФЗ РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты. В указанную категорию субъектов попадают как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

В то же время, в отношении физических лиц – граждан проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводиться не могут.

Таким образом, требования прокурора к Магомаеву Г.О., как к физическому лицу, суд находит необоснованным, поскольку Магомаев Г.О. не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязание Магомаева Г.О. привести деятельности по эксплуатации объектов ООО «Спецгазстройсервис» в соответствии с действующим законодательством, охватывается требования о признании деятельности ООО «Спецгазстройсервис» незаконными и прекращении деятельности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положением ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Махачкалы к ООО «Спецгазстройсервис», Магомаеву ФИО13 удовлетворить частично.

Признать деятельности ООО «Спецгазстройсервис», осуществляемой Магомаевым Г.О. по эксплуатации объектов: станция газонаполнительная, участок транспортирования опасных веществ, резервуары для хранения сжиженных углеводородных газов, станция газозаправочная, резервуар для хранения СУГ на АГЗС, расположенных по <адрес>), незаконной.

Приостановить деятельность ООО «Спецгазстройсервис до приведения в соответствие с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В мотивированном виде решение изготовлено 13 апреля 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке.

Председательствующий Айгунова З.Б.