(Мотивированное решение от 03.02.16) Дело № 2-25/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 29 января 2016 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,
при секретаре Батуевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района в интересах Зубарев И.И., Кнстантинова Л.П. и Цивилева В.М., к ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по организации транспортировки для прохождения процедуры гемодиализа,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Артинского района обратился в суд в интересах Зубарев И.И., Кнстантинова Л.П. и Цивилева В.М., к ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по организации транспортировки для прохождения процедуры гемодиализа.
Поводом для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.
Зубарев И.И., Цивилева В.М., Кнстантинова Л.П. являются инвалидами <данные изъяты> группы. Зубарев И.И. поставлен диагноз <данные изъяты>. Цивилева В.М. поставлен диагноз хроническая <данные изъяты>. Цивилева В.М. поставлен диагноз <данные изъяты> Все трое получают заместительную почечную терапию гемодиализом в ООО «Уральский медицинский центр» три раза в неделю. Диализная клиника находится в г. Красноуфимске. Согласно справке ООО «Уральский медицинский центр» от ДД.ММ.ГГГГ доезд до диализной клиники пациентами осуществляется общественным либо личным транспортом, что может привести к инвалидности и даже смерти пациента по пути следования в клинику и обратно. Это связано с особенностями заболевания и возможными осложнениями после проведения процедуры заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа. Пациентам на заместительную почечную терапию программным гемодиализом нужно организовать транспортировку до клиники и обратно специально выделенным транспортом. В Артинском городском округе программа, предусматривающая мероприятия по оказанию социальной помощи инвалидам на территории Артинского городского округа отсутствует. Просит обязать ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных Зубарев И.И., Кнстантинова Л.П. и Цивилева В.М. от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа, с момента вступления решения суда в законную силу, и обязать Министерство здравоохранения Свердловской области производить возмещение ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» соответствующих расходов.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области.
В судебном заседании помощник прокурора Гаина Л.П. заявленные требования полностью поддержала.
Истец Зубарев И.И. в судебном заседании также поддержал заявленные требования, дополнив, что после четырехчасовой процедуры гемодиализа очень сильно поднимается давление, начинаются судороги ног, бывает потеря сознания. С Ачитского района и с Пермского края осуществляют подвоз больных, а в Артинском районе он уже 11 месяцев пишет во все инстанции и не может решить этот вопрос.
Истцы Кнстантинова Л.П. и Цивилева В.М. в судебном заседании участия не принимали, ранее также поддержали исковые требования.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Соколов Д.Н. возражал против иска, указав, что Министерством организованы и функционируют отделения гемодиализа, в том числе в г.Красноуфимск, к которому прикреплены жители Артинского района. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «нефрология» не предусматривает транспортировку граждан, проходящих плановое лечение, до места предоставления медицинской услуги и обратно. Кроме того, указанная транспортировка не охватывается понятием специализированная медицинская помощь. В соответствии с п.15 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, медицинская помощь при заболеваниях мочеполовой системы, включая гемодиализ, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования, то есть ТФОМС Свердловской области. Уставом ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» также не предусмотрена транспортировка граждан для прохождения гемодиализа, поскольку данная медицинская помощь является плановой, а не экстренной. Полагает, что транспортировка больных может быть осуществлена в качестве социальной услуги (социальное такси), что входит в полномочия Министерства социальной политики Свердловской области. Кроме того, считает, что обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов, федеральным, региональным законодательством об общих принципах самоуправления, а также Уставом Артинского городского округа, отнесена к вопросам местно значения.
Представитель ответчика ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» Туканова И.В. также возражала против иска, поддержав доводы представителя Министерства здравоохранения.
Главный врач ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» Худяков В.А. пояснил, что доставка больных для прохождения гемодиализа не включена в техпрограмму. Он выходил с этим вопросом в Министерство здравоохранения, но там сказали что это будет нецелевое расходование бюджетных средств.
Представитель привлеченного к участию в деле соответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Лотоцкая О.Э. в судебном заседании не участвовала, предоставив письменный отзыв, в котором указала, что больным Зубарев И.И., Кнстантинова Л.П. и Цивилева В.М. в 2015 году была оказана медицинская помощь по МКБ №.0 общей стоимостью <данные изъяты>. Оплата указанной медицинской помощи в соответствии с утвержденными тарифами произведена за счет средств Фонда. При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС. Полагает что Фонд является ненадлежащим ответчиком.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица Министерства финансов Свердловской области Рат М.Е. в судебном заседании не участвовала, предоставив письменный отзыв, в котором указала, что полномочия субъектов РФ по организации транспортировки больных для проведения процедуры гемодиализа не установлены. Пунктом 15 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2016 год, специализированная медицинская помощь при болезнях <данные изъяты>, включая проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, то есть средств ТФОМС Свердловской области. Уставом ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» не предусмотрена ни процедура гемодиализа, ни транспортировка больных. Считает, что решение данного вопроса относится к компетенции органов местного самоуправления. В областном бюджете на 2016 год муниципальному образованию Артинский городской округ предусмотрены нецелевые дотации и субсидии в сумме <данные изъяты> рублей. Просит заменить ненадлежащих ответчиков Министерство здравоохранения и ГБУЗ СО «АЦРБ» на ТФОМС и Артинский городской округ.
Представители привлеченного к участию в деле третьего лица ООО «Уральский медицинский центр» в судебное заседание не явились, почтовая корреспонденция вернулась в суд за истечением срока хранения.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Артинского района обратились Зубарев И.И., Цивилева В.М., Кнстантинова Л.П., с заявлением о нарушении их прав при получении процедуры гемодиализа.
Зубарев И.И., Цивилева В.М., Кнстантинова Л.П. являются инвалидами <данные изъяты> группы. Зубарев И.И. поставлен диагноз <данные изъяты>. Цивилева В.М. поставлен диагноз <данные изъяты>. Цивилева В.М. поставлен диагноз <данные изъяты>. Все трое получают заместительную почечную терапию гемодиализом в ООО «Уральский медицинский центр» три раза в неделю. Диализная клиника находится в г. Красноуфимске. Согласно справкам ООО «Уральский медицинский центр» от ДД.ММ.ГГГГ доезд до диализной клиники пациентами осуществляется общественным либо личным транспортом, что может привести к инвалидности и даже смерти пациента по пути следования в клинику и обратно. Это связано с особенностями заболевания и возможными осложнениями после проведения процедуры заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа. К основным осложнениям после проведения процедуры относится гипотония, гипертензия, гипогликемия, цефалгия, тонические судороги конечностей и многое другое. Из вышеперечисленного понятно, что пациент испытывает трудности при самостоятельном возвращении домой. Общественный транспорт строго привязан к маршруту следования, и в случае возникновения осложнений пациенту нет возможности получить неотложную медицинскую помощь, либо эта процедура будет отсрочена, что может привести к функциональным или даже органическим изменениям жизненно важных органов. Пациентам на заместительную почечную терапию программным гемодиализом нужно организовать транспортировку до клиники и обратно специально выделенным транспортом.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным г7осударством, охраняется труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений ( статья 41 часть 1).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения ( ст. 10).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2014 № 1207-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Согласно п. 7 Территориальной программы бесплатно предоставляются:
- специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию;
- высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
В силу требований п. 4 Территориальной программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов (в связи с наделением органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственным полномочием Свердловской области по организации оказания медицинской помощи), средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.
Пункт 15 Территориальной программы гласит, что за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой ОМС застрахованным лицам на территории <адрес> оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при следующих заболеваниях и состояниях: болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим на территории Свердловской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Свердловской области, которое создано на основании Постановления Правительства Свердловской области от 04.05.2010 № 706-ПП.
Постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010 № 706-ПП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Свердловской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесены:
- разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни;
- разработка и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, контроль за ее исполнением;
- организация оказания населению Свердловской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в государственных медицинских организациях Свердловской области;
- утверждение перечня медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств областного бюджета;
- создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Свердловскую область в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Свердловской области.
Согласно Приложению № 4 к Территориальной программе государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Артинская центральная районная больница, в районе нахождения которой проживают Зубарев И.И., Кнстантинова Л.П. и Цивилева В.М., а также ООО «Уральский медицинский центр», где они получают необходимое лечение, внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий.
Таким образом, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что транспортировка больных для прохождения процедуры гемодиализа не охватывается понятием специализированная медицинская помощь, суд принять не может, по следующим основаниям.
Действительно, согласно п.14 раздела «Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования» Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов" предусмотрено, что заместительная почечная терапия методом гемодиализа проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке, за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС.
Вместе с тем, медицинская помощь определяется Федеральным законом № 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию ( ст. 2).
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по её оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования;
2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);
3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);
4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положения вышеуказанного Письма Минздрава России от 12 декабря 2014 года N 11-9/10/2-9388 о том, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не исключает возможности их финансирования Министерством здравоохранения Свердловской области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ.
Доводы ответчиков о том, что услугу по транспортировке истцов к месту лечения должен оказывать орган местного самоуправления также не могут быть приняты судом, по следующим основаниям.
Согласно ответу главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ в Артинском городском округе программа, предусматривающая мероприятия по оказанию социальной помощи инвалидам на территории Артинского городского округа отсутствует, т.к. в соответствии с федеральным законодательством мероприятия по оказанию социальной помощи инвалидам не относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 и п. 7 ст. 17 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который, согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Пунктами 1 - 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абз. 2 п. 1); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1).
Судом установлено, что среди участников Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, администрация Артинского городского округа не значится, выполнение указанной программы возложено вышеуказанными нормативными актами на субъект Российской Федерации - Свердловскую область.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Артинского района в интересах Зубарев И.И., Кнстантинова Л.П. и Цивилева В.М., к ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по организации транспортировки для прохождения процедуры гемодиализа, удовлетворить.
Обязать ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных Зубарев И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>; Кнстантинова Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>; Цивилева В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес> от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа, с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство здравоохранения Свердловской области производить возмещение ГБУЗ СО «Артинская центральная районная больница» расходов по доставке автомобильным транспортом больных Зубарев И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>; Кнстантинова Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>; Цивилева В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>; от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Прибытков И.Н.
Копия верна: Прибытков И.Н.