ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1029/16 от 31.05.2016 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ __________

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,

при секретаре Шаганц А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» о возложении обязанности приостановления деятельности литейного цеха,

у с т а н о в ил:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Феникс», просил обязать ответчика приостановить деятельность литейного цеха, расположенного по адресу: <адрес> до устранения нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

- до оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по источнику литейного участка скруббер (выбивная решетка);

- до достижения нормативной очистки выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух через стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ГОК Strada Factory 15).

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «Феникс» по обращению жителей г.Тутаева установлено, что ООО «Феникс» осуществляет деятельность по выпуску товаров производственно-технического назначения методом литья, механообрабатывающее производство, производство различных металлических изделий. Производственная площадка предприятия расположена по юридическому адресу предприятия. В состав основных структурных подразделений предприятия входит, в том числе, литейный цех. ООО «Феникс» осуществляет производственную деятельность при наличии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Газоочистное оборудование на предприятии представлено газоочистным комплексом Strada канального типа (блочный), предназначенным для очистки газообразных вентиляционных выбросов, выделяющихся от работы производственного оборудования литейного цеха от мелкой и крупной пыли, токсичных газообразных веществ и их запахов, в том числе фенола, формальдегида, ацетона, меркаптана (проектная степень очистки составляет 97%). Тип фильтрующего материала газоочистного комплекса - сорбционная гранулированная насыпка; тип фильтрующих элементов - кассеты съемные, разборные; количество фильтрующего материала - <данные изъяты>; количество фильтрующих элементов - <данные изъяты>. При этом излишки пыли от процесса выбивки удаляются через местную вытяжную систему, и, проходя очистку в скруббере, выбрасываются в атмосферу. От скруббера в атмосферу происходит выброс не уловленной пыли и газов, образующихся при литье.

По результатам отбора специалистами филиала ЦЛАТИ по ЯО проб промышленных выбросов в атмосферу. по загрязняющим веществам фенол (гидроксибензол), формальдегид и аммиак со стационарного источника выбросов вредных

загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА - выход с фильтра газоочистного комплекса Strada (труба ГОК) установлено нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу по веществам, превышение установленных показателей ПДВ. Фактический выброс фенола от источника (помещение литейного цеха; газоочистной комплекс Strada Factory) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ превышает норматив выброса в <данные изъяты>. Из чего следует, что при эксплуатации ООО «Феникс» стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не соблюдаются правила охраны атмосферного воздуха, условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, очистка по фенолу установки ГОК Strada Factory неэффективна.

В ДД.ММ.ГГГГ исследование атмосферного воздуха на территории селитебной зоны г.Тутаева выявило превышение содержания фенола в атмосферном воздухе населенных мест. При этом в ходе совместных проверок прокуратуры и Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО предприятий промышленного узла, на котором расположено ООО «Феникс», нарушений, связанных с выбросами фенола, не выявлено.

Факт эксплуатации источника выделения загрязняющих веществ скруббер (наименование источника выделения - выбивная решетка) подтверждается протоколом количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу от ДД.ММ.ГГГГ и отчета филиала ЦЛАТИ по ЯО по результатам инструментального определения характеристик выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу.

Таким образом, ООО «Феникс» осуществляет деятельность при отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по источнику литейного участка скруббер. Ранее в деятельности ответчика выявлялись аналогичные нарушения, в частности отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нарушение условий разрешения на выброс. В отношении предприятия применялись различные меры реагирования, в том числе прокурорского.

В судебное заседание прокурор не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление об отложении дела ввиду занятости работников прокуратуры. Руководствуясь ч.З ст. 167 ГПК РФ, учитывая то, что в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми профессиональными правами и несет все процессуальные обязанности истца, а также то, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, суд признает причину неявки прокурора неуважительной.

Представитель ответчика ООО «Феникс» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом по юридическому адресу, конверт с почтовым отправлением возвращен в суд с пометкой «за истечением срока хранения». В соответствии со ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Третье лицо Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о слушании дела, в отзыве на исковое заявление сообщил, что исковые требования прокурора поддерживает. Дополнительно указал, что обращения граждан по факту несоблюдения ООО «Феникс» требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха в адрес Департамента поступают с ДД.ММ.ГГГГ. В отношении общества неоднократно проводились проверки, выявляющие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований. Должностные лица организации и само юридическое лицо за указанные правонарушения привлекались к административной ответственности.

Суд, признавая явку сторон неуважительной, рассматривает дело по существу в отсутствии сторон.

Изучив письменные материалы дела, суд, считает, что требования прокурора полежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 36, 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

По правилам ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц.

Основные требования в области охраны окружающей среды (одним из компонентов которой является атмосферный воздух) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха".

Согласно ч.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

По правилам ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 01.05.1999 г. N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Следовательно, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в окружающую среду (атмосферный воздух) является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Ответственность за нарушение указанного выше требования предусмотрена статьей 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьей 34 ФЗ «Об охране окружающей среды».

При отсутствии разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В соответствии со ст. 16.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или)

обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основании ст. 1065 ГК Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Ярославского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1. с участием представителя Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области -главного специалиста ФИО2. с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по ЯО на предприятии ООО «Феникс» была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в части соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Феникс» осуществляет производственную деятельность по выпуску товаров производственно-технического назначения методом литья, механообрабатывающее производство, производство различных металлических изделий на производственной площадке по адресу: <адрес>, при наличии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области на период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Газоочистное оборудование на предприятии представлено газоочистным комплексом Strada канального типа (блочный); наименование и тип пылегазоулавливающего оборудования на ООО «Феникс» - ГОК Strada Factory 15, Циклон и Скруббер.

И представленных доказательств, а именно протокола от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу, проведенного ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» филиал ЦЛАТИ по Ярославской области, и отчета филиала ЦЛАТИ по ЯО , составленного по результатам инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, установлено, что при использовании производственного оборудования литейного цеха, источник 0004 труба ГОК «Strada Factory» (выход с фильтра), выделяются фенол, формальдегид, аммиак. Причем предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющего вещества фенола превышает норматив выброса в <данные изъяты> (<данные изъяты>). По источнику «выбивная решетка» нормативы ПДВ не установлены. Указанные документы подтверждают факт эксплуатации источника выделения загрязняющих веществ скруббер (наименование источника выделения - выбивная решетка). Вещество фенол подлежит государственному учету и нормированию согласно «Перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию», утвержденный приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, при эксплуатации ООО «Феникс» стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ГОК Strada Factory 15) не соблюдаются правила охраны атмосферного воздуха и условия действия

разрешения на выбросы.

Также при проверке было установлено, что ООО «Феникс» осуществляет деятельность при отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по источнику литейного участка скруббер (выбивная решетка). Данные обстоятельства ответчиком в суде не оспорены, доказательств иного в материалы дела не представлено.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд считает, что деятельность ООО «Феникс» по эксплуатации литейного цеха предприятия, осуществляемая с превышением нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также без оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по источнику литейного участка скруббер (выбивная решетка) создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц), в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду. При отсутствии разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух дальнейшая деятельность ответчика не соответствует принципу приоритета права граждан на безопасную окружающую среду. Указанный принцип имеет главенствующее значение по отношению к экономическим интересам ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Феникс» приостановить деятельность литейного цеха, расположенного по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

до оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по источнику литейного участка скруббер (выбивная решетка);

до достижения нормативной очистки выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух через стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ГОК Strada Factory 15).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Ларионова Т.Ю.