Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Кудлаевой Т.В.,
при секретаре Муратовой Е.В.,
с участием представителя истца Благовещенского транспортного прокурора Амурской области - помощника прокурора Селемджинского района Амурской области Цеона А.С.,
представителя ответчика ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» - Аксёнова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к федеральному казённому предприятию «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности обеспечить охрану аэропорта Экимчан,
у с т а н о в и л:
Благовещенский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с указанным иском к ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», в котором просит обязать ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства охрану аэропорта Экимчан силами ФГУП «УВО Минтранса России» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В обосновании иска прокурором указано, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» образовано распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2021 № 1247-р, на праве оперативного управления использует имущество аэропорта Экимчан, являющееся федеральной собственностью - здание аэровокзала, гараж, склад ГСМ, лётное поле. Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О ведомственной охране» федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание государственной ведомственной охраны, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» утверждён соответствующий перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, согласно которому Министерство транспорта Российской Федерации (далее по тексту - Минтранс России) наделено соответствующим правом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743 утверждено Положение о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации (далее по тексту - Положение о ведомственной охране). Пунктом 3 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации предусмотрено, что основными задачами ведомственной охраны являются: а) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Ведомственная охрана создаётся Минтрансом России для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения (пункт 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.11.2008 № 192). Таким образом, охрана объектов, включённых в перечень, утверждённый соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны объектов иными силами (субъектами охраны) исключается или может носить только вспомогательный характер. Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной названного министерства. В соответствии с п. 10 Положения о ведомственной охране перечень охраняемых ведомственной охраной Минтранса России объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222 утверждён Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГУП «УВО Минтранса России») (далее по тексту - Перечень). В Перечень включён аэропорт Экимчан ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (пункт 867 Перечня). Из указанного следует, что аэропорт Экимчан ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в силу императивных требований ст. 8 ФЗ «О ведомственной охране», п. 10 Положения о ведомственной охране, п. 867 Перечня являясь объектом, имеющим особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, подлежит обязательной государственной охране. Таким образом, поскольку имущество относится к объектам, указанным в Перечне №, возможность его охраны иными силами (субъектами охраны) без привлечения ведомственной охраны исключается. Между ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (Заказчик) и ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» (исполнитель) заключён договор от ДД.ММ.ГГГГ№, предметом которого является оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности. Согласно п. 5 приложения № к договору силами ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» осуществляется защита на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Экимчан» от актов незаконного вмешательства. Предметом данного договора является охрана периметра внешней границы зоны транспортной безопасности объекта, а не охраны объектов аэропорта, являющихся государственной собственностью. Иных договоров на охрану объектов федеральной собственности, расположенных в аэропорту Экимчан, предприятие не заключало. Обязанность предприятия по обеспечению в соответствии с требованиями закона по охране объектов федеральной собственности аэропорта Экимчан ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не исполнена.
В судебном заседании помощник прокурора Селемджинского района Цеона А.С. заявленные требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик - ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» по доводам иска возражал, о чём представил письменный отзыв, в котором просил суд в удовлетворении требований истца отказать, указал, что в обоснование заявленного требования истец ссылается на Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», из статьи 8 которого, как считает истец, следует, что охрана объектов федеральной собственности осуществляется исключительно силами ведомственной охраны. А поскольку аэропорт Экимчан, как объект транспортной инфраструктуры находится в ведении Минтранса России, то его охрана должна осуществляться исключительно силами ведомственной охраны Минтранса России. Такой вывод истец, не ссылаясь ни на какой нормативный правовой акт, изложил в следующем виде: «Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной названного министерства».
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в, большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть чётко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чём отказано. Таким образом, решение суда должно быть исполнимым. Требование «Обязать ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» обеспечить в соответствии с требованиями федерального законодательства охрану аэропорта Экимчан силами ФГУП «УВО Минтранса России» в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу» считает несоответствующим перечисленным выше критериям и явно вызовет затруднения при исполнении, а формулировка «в соответствии с требованиями федерального законодательства» должна быть заменена на перечень конкретных нормативных правовых актов, которыми ответчик должен будет руководствоваться при исполнении решения суда. Также считает необоснованным требование об установлении срока исполнения решения суд в 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Так же из искового заявления не следует, на основании какой нормы права обязанность по обеспечению охраны аэропорта Экимчан возложена на ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», а не, например, на ФГУП «УВО Минтранса России».
Кроме того, с требованиями транспортного прокурора ответчик не согласен по следующим основаниям.
ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в ДД.ММ.ГГГГ проводило закупку охранных услуг своих аэропортов, в том числе аэропорта Экимчан. В аукционе приняли участие 4 аккредитованных подразделения транспортной безопасности, при этом заявки от ФГУП «УВО Минтранса России» не поступало. При анализе нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере транспорта, выяснилось, что одним из основных таких актов являются Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 (далее - Правила). Пунктом 3 Правил установлено, что организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры. Таким образом, обязанность по организации охраны аэропорта Экимчан возложена на ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» Правилами, а не Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и иными правовыми актами, перечисленными в иске. Согласно пунктам 4, 5 Правил, охрана границ территории аэропорта (не относящегося к международным аэропортам), а также охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется подразделениями транспортной безопасности. При этом Правила допускают возможность охраны объектов аэропорта подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации. Таким образом, охрана границ территории аэропорта осуществляется подразделениями транспортной безопасности, а к охране объектов аэропорта могут привлекаться подразделения Росгвардии. Вместе с тем, истец делает вывод о том, что охрана аэропортов, включённых в Перечень, утверждённый приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222, должна осуществляться ФГУП «УВО Минтранса России», а возможность охраны объектов может носить исключительно вспомогательный характер. При этом, в Правилах ФГУП «УВО Минтранса России» в отличие от подразделений транспортной безопасности не упоминается.
Согласно пункту 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», подразделения транспортной безопасности осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица. То есть, понятие «подразделение транспортной безопасности» более широкое по отношению к понятию «подразделение ведомственной охраны» и включает в себя последнее.
Правила изданы в соответствии с пунктом 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, который определяет круг субъектов, уполномоченных осуществлять охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры. К таким субъектам Воздушный кодекс Российской Федерации относит подразделения транспортной безопасности (к которым как указано выше относится и ФГУП «УВО Минтранса России» и подразделения Росгвардии). Пункт 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации введён Федеральным законом от 21.02.2005 № 20-ФЗ и действует в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 88-ФЗ. До редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 88-ФЗ, Кодекс предписывал обеспечивать охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры не подразделениями транспортной безопасности, а исключительно подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
В пояснительной записке к законопроекту № 722371-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» указано, что действовавшие в редакции на момент внесения законопроекта Правила ограничивают охрану не относящихся к международным аэропортов и объектов их инфраструктуры исключительно подразделениями ведомственной охраны Минтранса России, в то время как Федеральный закон «О транспортной безопасности» допускает охрану таких аэропортов подразделениями транспортной безопасности, аккредитованными для этих целей. По мнению членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, внесших данный законопроект, в сегодняшней сложной экономической ситуации монопольное положение подразделения ведомственной охраны в области обеспечения транспортной безопасности приводит к неоправданной, значительной дополнительной финансовой нагрузке на бюджеты аэропортов с небольшим пассажиропотоком, что в свою очередь сказывается на повышении аэропортовых сборов и цен на пассажирские авиаперевозки и, как следствие, на снижение авиаперевозок в целом. Позиция субъекта законодательной инициативы подтверждается коммерческим предложением ФГУП «УВО Минтранса России», которое предложило осуществлять охрану объектов транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в ДД.ММ.ГГГГ за 1 11 240 641,88 руб. В настоящий момент охрана осуществляется аккредитованным подразделением транспортной безопасности за 26 919 129,6 руб. Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона от 01.04.2020 № 88-ФЗ и внесения изменений в Правила (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 к охране аэропортов и объектов их инфраструктуры может привлекаться не только ФГУП «УВО Минтранса России», но и иные аккредитованные для этих целей подразделения транспортной безопасности. В целях организации охраны аэропорта Экимчан между ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» и обществом с ограниченной ответственностью «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» (ООО «ПТБ «ВАБК») заключён договор от ДД.ММ.ГГГГ№, который действует с момента подписания и до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям, содержащимся в Реестре аккредитованных подразделений, транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта (опубликован на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) ООО «ПТБ «ВАБК» прошло соответствующую аккредитацию, ему присвоен реестровый №, а также выдано свидетельство об аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» полностью выполнило требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и обеспечило охрану аэропорта Экимчан установленным порядком.
Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» Аксёнов Д.А., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве, полагал требования прокурора не обоснованными, просил в иске отказать, дополнительно пояснил, что ни истец, ни третье лицо ФГУП «УВО Минтранса России» не ссылаются на Воздушный Кодекс России с изданными в его исполнение нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а руководствуются лишь законом «О ведомственной охране». Полагал, что Законом «О ведомственной охране» нужно руководствоваться только в том случае, если принято решение привлекать для этих целей ФГУП «УВО Минтранса России». ФГУП «УВО Минтранса России» привёл свою практику, которая сформировалась в сфере морского транспорта на примере «Архангельского морского порта», «Таганрогского морского порта». Они, соответственно, не руководствуются требованиями Воздушного Кодекса России. Члены Совета Федерации имели цель в ДД.ММ.ГГГГ снизить финансовую нагрузку на субъекты транспортной инфраструктуры и тем самым исключили монопольное положение ФГУП «УВО Минтранса России» в сфере охраны наших объектов, но истец оценку этому обстоятельству не даёт. Кроме того, считает, что если бы истец руководствовался этими нормами права, то он бы не подменял понятия. В первом пункте Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. То есть, в данном случае понятие «охрана» отождествлено с понятием «защита», в то время как истец, ни чем не обосновывая, говорит о том, что для охраны нужно ФГУП «УВО Минтранса России», а для защиты следует нанимать вспомогательные организации. В данном случае на входе люди стоят, на КПП, периметр охраняется визуально, ведётся видеонаблюдение. Для пресечения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта не нужно расставлять часовых по объектам. Помимо предмета договора есть техническое задание и спецификация, где расписан комплекс охранных услуг. В п. 2 Постановления Правительства № 42 указано, что «Задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов». То есть, если замкнут периметр, то задача выполнена. Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры - основной документ, на основании которого осуществляются эти функции, выполняются эти обязанности, которые предусмотрены п. 6 ст. 84 Воздушного Кодекса РФ. Проверки в области транспортной безопасности со стороны Благовещенского транспортного прокурора, со стороны УФСБ России по Амурской области проводятся регулярно. Предписаний никаких не выносилось. Финансирование на указанные цели состоит из субсидии из федерального бюджета и собственных средств, в основном из средств предприятия, поскольку вся субсидия покрывает расходы на зарплату. Коммерческое предложение ФГУП «УВО Минтранса» составило 111 240 641,88 руб. в ценах ДД.ММ.ГГГГ, поэтому, они вынуждены были отказаться и провести закупочную процедуру, по итогам которой заключили договор с ООО «ПТБ «ВАБК», которое выполняет свои функции.
Третье лицо – Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) о судебном заседании уведомлено надлежаще, просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, представило в суд возражение на исковое заявление, в котором полагало его необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищённости авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Пунктом 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее - Правила). Согласно п. 4 Правил охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта; в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности. В силу вышеуказанных норм права охрана аэропортов, не относящихся к международным, может осуществляться любым подразделением транспортной безопасности. В этой связи обязанность по заключению договора на оказание услуг по охране аэропорта с ФГУП УВО «Минтранса России» у Ответчика не возникла. Более того, из искового заявления усматривается, что требования вышеуказанных норм права, регулирующих правоотношения по охране аэропортов исполнены ответчиком. Охрана аэропорта Экимчан осуществляется ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК». Ссылка прокурора в обосновании своих требований на приказ Минтранса России от 03.08.2016 № 222, устанавливающий Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» является необоснованной, поскольку нормы Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил имеют большую юридическую силу и не устанавливают обязанности операторов аэропортов по заключению договоров на охрану исключительно с подразделениями ФГУП УВО «Минтранса России». Кроме того, согласно пункту 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц, а в силу пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлены доказательства нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц. То обстоятельство, что охрана аэропорта Экимчан осуществляется ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» не свидетельствует о нарушении интересов неопределенного круга лиц. Доказательств некачественного оказания услуг вышеуказанным юридическим лицом, прокурором в материалы дела не представлено.
Третье лицо – ФГПУ «УВО Минтранса России» о судебном заседании извещено установленным образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в представленном в суд отзыве требования прокурора поддержало, мотивировав следующим.
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон №77-ФЗ). Согласно ст. 8 Закона №77-ФЗ перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Закона № 77-ФЗ). Минтранс России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 514 «Об организации ведомственной охраны». Во исполнение Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 743, п.1 приказа Минтранса России от 14 октября 2002 г. № 130 «О ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» создано ФГУП «УВО Минтранса России».
В силу ст. 1 Федерального закона «О ведомственной охране» ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для охраны объектов в целях предотвращения противоправных посягательств и выполнения иных задач, возложенных на ведомственную охрану. Статьей 8 названного федерального закона установлено, что ведомственная охрана осуществляет охрану объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности.
Пунктом 3 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации предусмотрено, что основными задачами ведомственной охраны являются: а) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутри объектового режимов; в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Ведомственная охрана создаётся Минтрансом России для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения (п. 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24 ноября 2008 г. № 192).
Таким образом, охрана объектов включённых в Перечень (Приказ Минтранса № 222 от 03.08.2016), утверждённый соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны объектов иными силами (субъектами охраны) исключается или может носить только вспомогательный характер. Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной названного Министерства.
Поскольку указанные в исковом заявлении объекты включены в Перечень, утверждённый соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) исключается. Обязательность охраны объектов, включённых в Перечень № 222, утверждённый Приказом Минтранса России от 03.08.2016 как для ведомственной охраны Минтранса России, так для правообладателей объектов, а также невозможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны), подтверждена, позицией Верховного суда РФ (Определением ВС РФ от 03.12.2020 № 305-ЭС20-7387 (по делу № А40- 134139/2019).
Третье лицо – ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» о судебном разбирательстве извещено надлежаще, просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, представило письменный отзыв, в котором указало, что в соответствии с п. 1 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Пунктом 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 (ред. от 24.12.2020) утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. В соответствии с п. 4 Правил охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта; в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности. Таким образом, охрана границ территории аэропортов, не относящихся международным, может осуществляться любым подразделением транспортной безопасности. Ссылка Истца в обосновании своих требований на приказ Минтранса России от 03.0.2016 № 222, устанавливающий перечень охраняемых объектов подразделения ФГУП УВО «Минтранса России» является необоснованной, поскольку нормы Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил, утв. Правительством Российской Федерации имеют большую юридическую силу и не устанавливают обязанности операторов аэропортов заключать договоры исключительно с ведомственными организациями. ООО ПТБ «ВАБК» осуществляет свою деятельность на основании свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ. В целях организации обеспечения транспортной безопасности (охраны) аэропорта Экимчан между ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» и ООО ПТБ «ВАБК» заключён договор от ДД.ММ.ГГГГ№, который действует до ДД.ММ.ГГГГ. Услуги оказываются надлежащим образом. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требованиях в полном объёме.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав доводы иска, выслушав стороны, изучив отзывы ответчика и третьих лиц на иск, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, далее – Воздушный кодекс РФ).
Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 5 Воздушного кодекса РФ).
Согласно ст. 7 Воздушного кодекса РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.
К объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты: аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов; объекты единой системы организации воздушного движения; наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации; здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг (ст. 7.1 Воздушного кодекса РФ).
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приёма и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование (п. 3 ст. 40 Воздушного кодекса РФ).
Согласно ст. 83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В силу ч. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 (ред. от 24.12.2020) "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры" охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта; в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности.
В соответствии с п. 5 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется подразделениями транспортной безопасности, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчик ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" является юридическим лицом, имеет филиалы и представительства, в том числе филиал Аэропорт Экимчан.
Согласно Уставу ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" предприятие создано в целях обеспечение деятельности аэропортов, посадочных площадок и аэропортового обслуживания авиационных перемазок, авиационных работ на территориях <адрес> и <адрес>. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности (п. п. 8 – 9 Устава).
Для достижения целей, указанных в п. 9 настоящего Устава предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, деятельность, связанную с обеспечением авиационной безопасности (пп. 3 п. 10 Устава).
Из представленного в материалы дела договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» и ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК», следует, что его предметом является оказание услуг по защите объектов транспортный инфраструктуры ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности.
Согласно п. 5 приложения 1 к указанному договору ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» осуществляет защиту на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Экимчан от актов незаконного вмешательства.
Таким образом, ответчиком ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» исполнены требования действующего законодательства, связанные с обеспечением авиационной безопасности Аэропорта Экимчан.
Доказательств того, что указанный договор признан недействительным, не исполняется либо исполняется не надлежаще, вследствии чего ответчиком не обеспечивается безопасность объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта Экимчан от актов незаконного вмешательства, что создает угрозу жизни и здоровья людей, имущественного ущерба, и наступления иных тяжких последствий, а также то, что данный договор оспорен в установленном порядке, прокурором не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу ст. 1 названного Федерального закона определено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10); под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, а также здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (п. 5); подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (п. 7.1).
Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности (ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности").
Федеральный закон от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ "О ведомственной охране" определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране" ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств и выполнения иных задач, возложенных на ведомственную охрану; охрана - деятельность по обеспечению состояния защищенности объекта охраны (охраняемого объекта), осуществляемая в целях решения задач, возложенных на ведомственную охрану; охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие охране в целях предотвращения противоправных посягательств.
Одной из основных задач ведомственной охраны является защита охраняемых объектов от противоправных посягательств (статья 2 Закона № 77-ФЗ).
Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране".
Ведомственная охрана осуществляет охрану, в том числе, объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ "О ведомственной охране").
В перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 514 включено, в том числе Министерство транспорта Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.11.2008 № 192 "Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2008 № 13013) предусмотрено, что ведомственная охрана создаётся Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения.
Охрана объектов, не являющихся государственной собственностью, осуществляется ведомственной охраной на договорной основе.
Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него изменения утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации
В Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", утвержденный Приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222 "Об утверждении Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2016 № 43459), включён, в том числе Аэропорт Экимчан (ФКП "Аэропорты Дальнего Востока"), отнесённый к ведению Росавиации распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1114-р (п. 867).
Указанный Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" не исключает возможность осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе, на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованных для этой цели в установленном порядке юридических лиц, что опровергает доводы истца и третьего лица ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" о том, что возможность охраны объектов иными силами (субъектами охраны) исключается или может носить только вспомогательный характер, и не противоречит доводам указанных лицо о том, что охрана объектов, включённых в перечень, утверждённый соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке.
Пунктом 3унктом 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42, определено, что организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что обязанность по организации охраны аэропорта Экимчан, возложенная на ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» данными Правилами, исполнена, что подтверждается заключением соответствующего договора с ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВАБК» по результатам проведенных конкурентных закупочных процедур.
Сами по себе проводимые закупочные процедуры на право заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры направлены на исполнение требований Закона о транспортной безопасности и не отменяют обязательности обеспечения подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти на указанных объектах защиты от противоправных посягательств в соответствии с требованиями Закона о ведомственной охране и принятого в его исполнение Перечня.
Согласно представленным ответчиком протоколам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, проведения электронного аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ по закупке: оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" заявку на участие в электронном аукционе не подавало, при этом иной способ заключения договора на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры для ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» с подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами в силу действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусмотрен.
Сведений о принятых мерах прокурорского реагирования в части не обеспечения ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации сохранности объектов аэропорта Экимчан, являющихся государственной собственностью, материалы дела не содержат.
Кроме того, обращаясь в суд с требованием о понуждении ответчика обеспечить охрану аэропорта Экимчан силами ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с требованиями федерального законодательства, прокурор не указал, о каком конкретно федеральном законодательстве идёт речь.
Согласно ч. 2 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
При распределении бремени доказывания, для правильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, проверки доводов истца, приводимых им в исковом заявлении, с целью соблюдения требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, истцу предлагалось уточнить заявленные исковые требования, однако, определение суда Благовещенским транспортным прокурором оставлено без внимания.
Неконкретизированные требования в рассматриваемом случае (не указание прокурором в соответствии с требованиями какого федерального законодательства нужно обязать ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» обеспечить охрану аэропорта Экимчан силами ФГУП «УВО Минтранса России») при их удовлетворении повлекут неисполнимость судебного акта.
Исполнимость судебного решения - элемент судебной защиты, гарантированной частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если исполнение судебного акта невозможно, поскольку иное противоречило бы конституционному принципу исполнимости судебных решений.
Заслуживает внимание и довод представителя ответчика о стоимости услуг, предложенной ФГУП «УВО Минтранса России» предложившей осуществлять охрану объектов транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в ДД.ММ.ГГГГ за 111 240 641,88 рублей.
Тогда как, для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридическое лицо - ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» за ДД.ММ.ГГГГ затратило на охрану объектов транспортной инфраструктуры 26 919 129,6 рублей.
Не оставили подобную ситуацию без внимания и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (к законопроекту № «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»), которые отметили, что в нынешней сложной экономической ситуации монопольное положение подразделения ведомственной охраны в области обеспечения транспортной безопасности приводит к неоправданной, значительной дополнительной финансовой нагрузке на бюджеты аэропортов с небольшим пассажиропотоком, что в свою очередь сказывается на повышении аэропортовых сборов и цен на пассажирские авиаперевозки и, как следствие, на снижение авиаперевозок в целом. Аэропорт Экимчан имеет минимальный пассажиропоток, не сопоставимый с многопрофильным предприятием ОАО «Архангельский морской торговый порт» международного уровня, судебную практику по которому (апелляционное определение по делу № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>) ошибочно просит применить ФГУП «УВО Минтранса России» Приморский филиал к правоотношениям по настоящему делу.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования Благовещенского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, в рассматриваемом случае удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Благовещенского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к федеральному казённому предприятию «Аэропорты Дальнего Востока» о возложении обязанности обеспечить охрану аэропорта Экимчан, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Селемджинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В.Кудлаева