ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10682/2016 от 24.01.2017 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2017 года Дело № 2-585/2017

Абаканский городской суд Республики Хакасии в городе Абакане в составе:

председательствующего Соловьева В.Н.,

при секретаре Чепурновой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

с участием: Абаканского транспортного прокурора – Безгин ЮЕ,

представителя ответчика – Самойлова ОЮ,

УСТАНОВИЛ:

Абаканский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») об обязании совершить определенные действия, требования мотивировал тем обстоятельством, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение нормативных требований из 241-ой радиостанции типа РВ-1М и РВ-1М2, которыми оборудованы локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II, у 94-х выработан временной ресурс в 10 лет. Так, радиостанции типа РВ-1М, предназначенные для организации поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте, с номерами произведены в 1997 году, техническими условиями на данные радиостанции установлен назначенный срок эксплуатации в 10 лет, следовательно, срок эксплуатации радиостанций истек в 2007 году. По информации завода-изготовителя дальнейшая эксплуатация радиостанций может быть разрешена после проведения экспертной оценки технического состояния на соответствие требования ТУ и продления назначенного ресурса, однако такая экспертная оценка не проводилась. Пунктом 4.10 ГОСТа 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия и определения» установлено, что назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. В связи с эксплуатацией средств поездной радиосвязи сверх назначенного ресурса главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ. Истец полагает, что эксплуатация радиостанций без проведения экспертной оценки технического состояния на соответствие требованиям ТУ и продления назначенного ресурса не отвечает требованиям безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта и создает предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью работникам локомотивных бригад, лицам, пользующимися услугами железнодорожного транспорта. Просил запретить ОАО «РЖД» оборудовать локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II радиостанциями типа РВ-1М с номерами .

В судебном заседании Абаканский транспортный прокурор – Безгин ЮЕ требования поддержал по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика – Самойлова ОЮ (по доверенности) требования не признала, в письменном отзыве указала, что локомотивы оборудованы средствами поездной радиосвязи, согласно п. 24 Приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, при техническом обслуживании локомотивов проверяется также исправность действия устройство радиосвязи. Иных требований к радиостанциям Правилами не предусмотрено. ГОСТ 27.002.-89, на который ссылается истец, не устанавливает запрет на эксплуатацию технических объектов по истечении срока службы, кроме того, национальные стандарты применяются на добровольной основе. На необходимость проведения экспертной оценки технического состояния радиостанций на соответствие требованиям ТУ указывается только в письме ОАО «Корпорация – Новосибирский завод Электросигнал», правовые нормы, устанавливающие необходимость проведения такой экспертной оценки, не приводятся. Также говорится, что оценка проводится на договорной основе, то есть при наличии добровольного волеизъявления завода-изготовителя и покупателя радиостанций. Несоответствие радиостанций требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта истцом не приведено. Также не представлено ни одного доказательства, подтверждающего наличие неисправностей в радиостанциях, которые создавали бы угрозу безопасности движения. Указанные радиостанции своевременно проходят планово-предупредительный ремонт, техническое обслуживание и содержатся в исправном состоянии, позволяющем в случае его эксплуатации обеспечить бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда. Основания для признания незаконной эксплуатации радиостанций и запрете их эксплуатации отсутствуют.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2.1.2 Положения об эксплуатационном локомотивном депо Абакан-II – структурном подразделении Красноярской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД», одной из основных задач эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II является обеспечение безопасности движения поездов.

В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Статьей 6 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, контейнерам, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, элементам верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружениям, расположенным на них, специальным программным средствам, используемым для организации перевозочного процесса, и формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу ст. 3 указанного Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В пределах предоставленных полномочий Министерством транспорта России приказом от 21.12.2010 № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее – Правила).

Пунктом 2 Приложения № 2 к Правилам установлено, что все участки железнодорожного транспорта, на которых обращаются поезда, должны быть оборудованы поездной радиосвязью.

Поездная радиосвязь должна обеспечивать устойчивую двустороннюю связь машинистов поездных локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава: с диспетчером поездным в пределах всего диспетчерского участка; с дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон; с машинистами встречных и вслед идущих локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава, находящихся на одном перегоне в пределах зоны действия локомотивных радиостанций; с дежурными по железнодорожным переездам на расстоянии не менее длины участков приближения к ним; с начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и помощником машиниста при выходе его из кабины на расстояние, необходимое для ограждения поезда и при удалении его от оси пути следования поезда в пределах действия носимой радиостанции.

В соответствии с п. 9 Приложения № 5 к Правилам локомотивы и моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав должны быть оборудованы средствами поездной радиосвязи, совместимыми с поездной радиосвязью инфраструктуры по маршрутам обращения поездов.

Пункт 21 Приложения № 5 к Правилам прямо указывает : запрещается установка на железнодорожный подвижной состав деталей и узлов, назначенный срок службы которых истек (абзац введен Приказом Минтранса России от 30.03.2015 N 57).

Поскольку установка средств поездной радиосвязи (радиостанций) является обязательной на всех локомотивах, то суд соглашается с доводами транспортного прокурора о том, что оборудование локомотивов средствами поездной радиосвязи с истекшим сроком службы запрещается.

Доводы ответчика о том, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает запрета на оборудование локомотивов узлами и деталями, включая средства связи, с истекшим сроком службы, суд признает необоснованными и свидетельствующими о недостаточной осведомленности.

Проверка соблюдения правил технической эксплуатации на железнодорожном транспорте в Локомотивном депо Абакан-2 проводилась Абаканским транспортным прокурором в пределах его полномочий.

В материалах проверки имеется Перечень локомотивов приписки депо Абакан, оборудованных радиостанциями типа РВ-1М и РВ-1М2 с истекшим сроком службы. Данный перечень составлен и подписан главным инженером эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II НРВ В перечне значится 92 радиостанции с истекшим сроком службы, в том числе радиостанции, выпущенные ОАО «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал»:

- , 1999 года выпуска, срок службы истек в 2009 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году,

- , 1997 года выпуска, срок службы истек в 2007 году.

Перечень содержит сведения о номерах локомотивов, на которых установлены радиостанции с истекшим сроком службы.

Таким образом, суд признает установленным факт оборудования локомотивов радиостанциями с истекшим сроком службы.

Из сообщений ОАО «Копрорация – Новосибирский завод Электросигнал» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что Техническими условиями ИЖ1.101.043 ТУ на радиостанцию РВ-1М и ИЖ1.101.043 ТУ Дополнение на радиостанцию РВ-1М2 установлен назначенный ресурс эксплуатации 10 лет. Дальнейшая эксплуатация радиостанций может быть разрешена после проведения экспертной оценки технического состояния радиостанций специалистами предприятия на соответствие требований ТУ на договорной основе.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II ГСВ Абаканским транспортным прокурором внесено представление о принятии мер к устранению допущенных нарушений законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта, а также причин и условий, им способствующих, в том числе в связи с эксплуатацией средств поездной радиосвязи с истекшим сроком службы.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II – НРВ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб. Основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица ответчика явилось, в том числе, оборудование локомотивов радиостанциями с истекшим сроком службы.

В силу п. 4.10 Межгосударственного стандарта: Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ 27.002-89, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.89 № 3375 (далее - ГОСТ 27.002-89) срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

В Приложении к указанному ГОСТу 27.002-89 «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» разъяснено, что данный термин является технико-экономической характеристикой и не относится к показателям надежности (показателям долговечности). При достижении объектом назначенного ресурса (назначенного срока службы) в зависимости от назначения объекта, особенности эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть списан, направлен в средний или капитальный ремонт, передан для применения не по назначению, переконсервирован или может быть принято решение о продолжении эксплуатации.

Ответчиком не представлено доказательств, что используемые радиостанции с номерами прошли средний или капитальный ремонт, проведена экспертная оценка их технического состояния и принято решение о продолжении их эксплуатации.

Доводы представителя истца о проверке исправности действия устройств радиосвязи при проведении технического обслуживания локомотивов судом во внимание не принимаются, поскольку доказательств принятия решения уполномоченными лицами о продлении срока службы радиостанций не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что транспортный прокурор доказал то обстоятельство, что на локомотивах ответчика в нарушение прямого запрета, содержащегося в Правилах технической эксплуатации, были установлены радиостанции с истекшим сроком службы, а ответчик, в свою очередь, не представил суду доказательств, что указанные радиостанции имеют иной, более продолжительный срок службы, либо доказательств принятия решения о продлении срока службы и разрешения на дальнейшую эксплуатацию радиостанций, либо доказательств списания и утилизации радиостанций с истекшим сроком службы.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Учитывая, что эксплуатация радиостанций с истекшим сроком службы не отвечает требованиям безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта и прямо противоречит общественным интересам, суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования о запрете ответчику оборудовать локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II радиостанциями типа РВ-1М с номерами с истекшим сроком службы.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Запретить Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» оборудовать локомотивы приписки эксплуатационного локомотивного депо Абакан-II радиостанциями типа РВ-1М с номерами с истекшим сроком службы.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» госпошлину в местный бюджет в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий Соловьев В.Н.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.01.2017.