ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-106/2014 от 15.04.2014 Кадомского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Кадом 15 апреля 2014 года

Кадомский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Копейкина С.Н.,

с участием:

представителя истца Барановой Л.Н. - адвоката Пановой Л.Н.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования – Кадомский муниципальный район – Наместниковой О.А.,

при секретаре Нехориной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кадомского районного суда материалы дела по иску Барановой Л.Н. к администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области об обязании во включении их в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признании права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

Баранова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО - Кадомский муниципальный район Рязанской области о включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, в связи с паводком, произошедшим на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

В результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенним паводком 2012 года, дом в котором она проживает, оказался в зоне подтопления.

Распоряжением администрации МО - Кадомский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ на территории Кадомского района был введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 г» предусмотрен порядок признания гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, а также размер и порядок предоставления компенсаций пострадавшим гражданам, а именно: единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. руб. на человека; финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека.

Истец признана пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, что ответчиком не оспаривается, а также подтверждается актом обследования жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка 2012 года, от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный акт был составлен для получения пострадавшими единовременной материальной помощи, что отражено в содержании акта. При этом данный акт не содержит сведений о повреждении (либо отсутствии повреждения) имущества первой необходимости. Министерство соцзащиты предоставило истцу копию данного акта, которая прилагается вместе с письмом указанного министерства.

Указанные акты составлялись по результатам обследования домовладений рабочими группами, созданными на основании распоряжения администрации МО - Кадомский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ Непосредственно при обследовании члены рабочей группы заполняли бланк «Информация о собственниках жилья рабочего поселка Кадом, пострадавших от наводнения», где имелась графа - перечень утраченного имущества. Однако впоследствии эти бланки оказались утрачены. Таким образом, акт обследования жилого помещения в котором бы было отражено наличие или отсутствие факта утраты имущества истца, не составлялся, что подтверждается письмами Министерства социальной защиты населения Рязанской области об отказе в представлении истцу финансовой помощи.

Тем не менее, как указывает истец, в результате паводка было повреждено и пришло в негодность следующее имущество истца: <данные изъяты>. Это имущество было истцу необходимым. Она была вынуждена купить новую обувь и одежду. Газовый котёл вынуждена постоянно ремонтировать. В выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества ей было отказано в связи с отсутствием акта обследования, содержащего описание утраченного имущества.

Истец полагает, что бездействие администрации МО - Кадомский муниципальный район, выразившееся в не составлении вышеуказанного акта обследования, является незаконным, так как такой акт необходим для включения её в список граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Указанное бездействие послужило причиной не включения истца в список граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и нарушило её право на получение указанной финансовой помощи.

На основании изложенного истец просила обязать администрацию МО - Кадомский муниципальный район включить еёв список граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года.

В дальнейшем истец письменно уточнила вышеуказанные исковые требования, дополнив их требованием о признании за нею права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года, а также теми обстоятельствами, что перечень и содержание документов для оказания единовременной материальной и финансовой помощи пострадавшим гражданам, закреплен в п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Методические рекомендации), разработанных в 2010 году МЧС России. В подпункте 9.2 указан «список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества», который подписывается руководителями ОУФМС, ГУ МЧС, руководителем органа местного самоуправления.

Правила выделения бюджетных ассигнований для целей выплаты вышеуказанной финансовой помощи регулировались в 2012 году Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

В соответствии с п.2 указанных Правил Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.4 указанных Правил «При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

При проведении мероприятий по ликвидации паводка в апреле-мае 2012 года ответчик руководствовался вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований и вышеуказанными Методическими рекомендациями. Были созданы рабочие группы для обследования домовладений. По результатам обследования были составлены списки граждан, на основании которых было сделано обращение в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований. Истцу неизвестно, где в настоящее время находятся указанные списки. Истец полагает, что копии этих списков должны находится во всех ведомствах, согласовавших эти списки. Также факт составления указанных списков подтверждается письмом администрации МО -Кадомский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ на коллективное обращение граждан.

Обследование домовладения истца проводили члены одной из рабочих групп – ФИО6 и ФИО5 Непосредственно при обследовании истец указывала на поврежденное имущество, члены рабочей группы заполняли бланк «Информация о собственниках жилья рабочего поселка Кадом, пострадавших от наводнения», где имелась графа – перечень утраченного имущества. Однако, впоследствии эти бланки оказались утрачены.

Также истцу известно, что финансовую помощь в связи с утратой имущества получила семья ФИО1, проживающей на одной с ней улице по адресу: <адрес>. В отношении нее составлялись соответствующие акты обследования, которые также подтверждают, что уровень воды на указанной улице был высокий, дома были подтоплены и имущество, находящееся в домах и постройках, не могло не пострадать.

В судебном заседании представитель истца адвокат Панова Л.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и по тем же основаниям. Истец Баранова Л.Н., своевременно и надлежащим образом извещённая о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие и указав, что исковые требования поддерживает в полном объёме.

Представитель истца адвокат Панова Л.Н. в судебном заседании также пояснила, что с актом обследования жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка 2012 года от ДД.ММ.ГГГГ, по которому размер единовременной материальной помощи, выделенной истцу, как пострадавшей, составил <данные изъяты> рублей, истец согласна. В то же время вышеуказанный акт обследования жилого помещения не содержал графы о перечне утраченного имущества. Непосредственно при обследовании члены рабочей группы заполняли бланк «Информация о собственниках жилья рабочего поселка Кадом, пострадавших от наводнения», где имелась графа - перечень утраченного имущества. Однако впоследствии эти бланки оказались утрачены. Членам комиссии истец говорила о том, какое имущество повреждено и перечисляли данное имущество, однако финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости ей оказана не была.

Кроме того, на момент составления актов обследования жилого помещения гражданина, пострадавшего в результате паводка и актов обследования имущества гражданина, подтверждающих утрату имущества первой необходимости, содержащих заключения комиссии о выплате единовременной материальной помощи или финансовой помощи, Положение о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, являющееся приложением к Постановлению Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года» не было утверждено. В связи с этим, по мнению представителя истца адвоката Пановой Л.Н., данный нормативный правовой акт не подлежит применению при разрешении данного спора.

При этом, в обоснование возражений относительно пропуска истцом установленного законом срока для обращения в суд представитель истца указала, что глава 25 ГПК РФ к заявленным истцом требованиям неприменима, поскольку предметом иска является защита гражданином своего права на получение социальной выплаты в виде финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а не обжалование действия либо бездействия должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Смыслом заявленных истцом требований, по мнению представителя истца адвоката Пановой Л.Н., является получение истцом финансовой помощи посредством включения её в список пострадавших от наводнения граждан. Данные требования являются материально-правовыми.

Таким образом, поданное истцом исковое заявление (с учетом уточнения) подлежит рассмотрению в исковом порядке. При этом, срок исковой давности по данному делу составляет три года, который до настоящего времени не истек.

В связи с изложенными обстоятельствами представитель истца адвокат Панова Л.Н. просила суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО – Кадомский муниципальный район – инспектор-юрист Наместникова О.А. исковые требования не признала, поддержав письменные возражения администрации относительно предъявленного иска, согласно которым в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года» (далее - постановление Правительства Рязанской области), истец Баранова Л.Н. признана пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Кадомского района Рязанской области. На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области (далее - Комиссия) заявителю предоставлена компенсация в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека в соответствии с п.3.1 постановления Правительства Рязанской области.

Требования истца, направленные на включение её в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, неосновательны.

Во-первых, постановление Правительства Рязанской области, регламентирующее порядок принятия решения о признании гражданина пострадавшим, виды, размеры и порядок предоставления компенсации пострадавшим гражданам в результате паводка, предусматривает для предоставления компенсации в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости оформление акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости, а не включение гражданина (Барановой Л.Н.) в списки пострадавших, которые ранее уже признаны таковыми решением Комиссии и получили компенсацию в виде единовременной материальной помощи. Также постановление Правительства Рязанской области не содержит норм, определяющих признание гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка дважды.

Во - вторых, имущество, утраченное истцом в результате паводка 2012 года, не отнесено к имуществу первой необходимости Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ зам. Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО2, которыми руководствовались созданные при администрации Кадомского муниципального района комиссии (рабочие группы) при определении утраты имущества первой необходимости пострадавших граждан. Следовательно, и акт обследования имущества заявителя, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, одной из вышеуказанных комиссий в отношении истца Барановой Л.Н. не составлялся, так как отсутствовали основания в предоставлении компенсации вышеуказанному лицу в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Более того, на момент получения единовременной материальной помощи истец была согласна с предоставленной Министерством социальной защиты населения Рязанской области компенсацией и не оспаривала бездействие администрации, исходя из доводов искового заявления Барановой Л.Н., в части не составления акта обследования имущества гражданина. В настоящее время установленный законом (ст. 256 ГПК РФ) трёхмесячный срок со дня, когда заявителю стало известно о нарушении её прав истёк. Кроме того, о нарушении своих прав истцу окончательно стало известно в 2012 году, когда ею была получена материальная помощь и не предоставлена финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на человека. Указанные виды материальной помощи выплачивались в одно и то же время. Кроме того, обстоятельствами, обосновывающими факт осознания заявителем нарушения её прав, служит коллективное обращение жителей <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с просьбой оказать содействие в получении компенсационных выплат к председателю комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов ФИО3, в списках подписавшихся которого, в том числе, значится истец Баранова Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ коллективные обращения граждан, не согласных с произведёнными им выплатами финансовой помощи, рассматривались прокуратурой Кадомского района, одним из заявителей выступала Баранова Л.Н.

На основании вышеизложенного, представитель администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области просила суд в удовлетворении исковых требований Барановой Л.Н. к администрации МО - Кадомский муниципальный район отказать.

Третье лицо - министерство социальной защиты населения Рязанской области, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения данного дела, представителя в судебное заседание не направило, об отложении разбирательства дела не просило, направив в суд письменные возражения относительно предъявленного иска, в которых указало, что частью 2 статьи 10 Закона Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемые на территории Рязанской области гражданам Российской Федерации, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, в соответствии с частью 1 указанной статьи устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

Статьей 10.1 указанного Закона Рязанской области определено, что компенсации и социальные гарантии предоставляются гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области, в денежном и (или) натуральном выражении. При этом, условиями получения компенсаций и социальных гарантий являются введение в Рязанской области режима чрезвычайной ситуации и признание лица пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации на территории Рязанской области на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области.

Перечень документов для принятия решения о признании лица пострадавшим на территории Рязанской области вследствие чрезвычайной ситуации определяется постановлением Правительства Рязанской области.

Размеры и порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, определяется постановлениями Правительства Рязанской области конкретно в каждом случае.

В соответствии с названными положениями Закона Рязанской области принято постановление Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года», которым утверждено Положение о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года (далее - Положение).

Согласно Положению гражданам, признанным пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, на основании решения Комиссии (далее - граждане), предоставляются компенсации в виде:

единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;

финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.

Для принятия решения Комиссией о признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка необходим определенный перечень документов, приведенный в пункте 2.1 Положения. 3

Заявление о признании пострадавшими вследствие ЧС и необходимые документы предоставляются гражданами в министерство социальной защиты населения Рязанской области, за исключением акта обследования жилого помещения гражданина, пострадавшего в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, составленного администрацией соответствующего муниципального образования, который запрашивается Министерством в администрации муниципального образования. Впоследствии необходимый пакет документов направляется Министерством в Комиссию для принятия решения.

После принятия Комиссией решения о признании граждан пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации у них возникает право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью, которую граждане могут получить, обратившись в соответствии с пунктом 4.1. Положения в районное структурное подразделение Министерства с заявлением по форме утвержденной Министерством, с предъявлением документа, удостоверяющего их личность.

Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждане лично либо через представителей подают в районное структурное подразделение Министерства заявление, форма которого утверждается министерством, с предъявлением документа, удостоверяющего их личность.

Министерство в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает акт обследования имущества гражданина, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, в органах местного самоуправления, в распоряжении которых он находится.

Решение об отказе финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости принимается министерством в течение 30 дней со дня подачи гражданином соответствующего заявления, о чем гражданин уведомляется в течение 5 дней со дня его принятия.

Основанием для отказа в предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в том числе является отсутствие акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости.

В апреле-мае 2012 года на территории Кадомского муниципального района Рязанской области произошел паводок, в связи с чем на территории Кадомского муниципального района Рязанской области был введен режим чрезвычайной ситуации.

Органами местного самоуправления были сформированы рабочие группы по обследованию частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, связанной с весенним паводком 2012 года, которыми производилось обследование жилых помещений граждан, проживающих на территории Кадомского муниципального района Рязанской области и составлялись акты обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате паводка, а также акты обследования имущества граждан, подтверждающие утрату имущества первой необходимости.

Впоследствии для предоставления на рассмотрение Комиссии Министерством были запрошены в администрации Кадомского муниципального района акты обследования жилых помещений граждан, которые обратились с заявлением о признании их пострадавшими вследствие ЧС. Полученные акты были приобщены к заявлению и другим документам и направлены в Комиссию.

Гражданам, которые были признаны Комиссией пострадавшими вследствие ЧС, по их заявлениям была выплачена единовременная материальная помощь, в том числе и истцам.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.

Министерством в порядке межведомственного информационного
взаимодействия были запрошены в администрации Кадомского

муниципального района акт обследования имущества истца, подтверждающий утрату ею имущества первой необходимости.

Согласно ответу администрации муниципального образования при обследовании рабочей группой по оценке ущерба, причиненного весенним паводком в рабочем поселке Кадом в апреле-мае 2012 года жилого помещения, в котором проживают истец, утраты имущества первой необходимости не установлено, в связи с чем соответствующие акты, подтверждающие такую утрату, не составлялись.

В соответствии с пунктом 4.5. Положения истцу было отказано в предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к полномочиям органов местного самоуправления в рамках рассматриваемых правоотношений, относится составление акта обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости, а также последующее их направление по запросам министерства социальной защиты населения Рязанской области в порядке межведомственного взаимодействия.

Составление каких-либо списков граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года, к компетенции Администрации муниципального образования -Кадомский муниципальных район не отнесено.

В связи с чем администрацией МО - Кадомский муниципальный район Рязанской области в силу реализуемых полномочий не нарушены права истца и наложение на нее обязанности совершить действия согласно заявленным исковым требованиям не правомерно и не может быть исполнено.

Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с устранением последствий паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, протокол заседания которой от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, содержащими информацию в отношении истца, имеется в материалах дела, в соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, копия которого прилагается, создана с целью решения спорных вопросов и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Рязанской области, связанных с устранением последствий паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.

На ее заседании ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены обращения граждан (в том числе коллективные), проживающих в <адрес>, по вопросу размера предоставленных компенсаций пострадавшим в результате паводка и правомерности в соответствии с действующим регулированием отказа в предоставлении финансовой помощи. Нарушений законодательства при назначении и выплате компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, не было установлено. В отношении истца подтверждены факты наличия у неё права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека и отсутствия у неё права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

В связи с изложенными обстоятельствами, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ФИО4, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 167 п.п. 3,4,5 ГПК РФ и ст. 257 ч.2 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца Барановой Л.Н. и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Выслушав объяснения представителя истца - адвоката Пановой Л.Н., допросив свидетелей, а также изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу подп. л п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона Рязанской области от 05.02.1997 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемые на территории Рязанской области гражданам Российской Федерации, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, в соответствии с частью 1 настоящей статьи устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.

Статьей 10.1 указанного закона Рязанской области определено, что компенсации и социальные гарантии предоставляются гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области, в денежном и (или) натуральном выражении. Условиями получения компенсаций и социальных гарантий являются введение в Рязанской области режима чрезвычайной ситуации и признание лица пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации на территории Рязанской области на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области.

Перечень документов для принятия решения о признании лица пострадавшим на территории Рязанской области вследствие чрезвычайной ситуации определяется постановлением Правительства Рязанской области.

Виды, размеры и порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, определяется постановлениями Правительства Рязанской области конкретно в каждом случае.

Во исполнение Закона Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принято постановление Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года», которым утверждено Положение о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года (далее Положение).

Согласно п. 3.1 Положения гражданам, признанным пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, на основании решения Комиссии (далее - граждане), предоставляются компенсации в виде:

единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;

финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.

В силу п. 2.1 Положения для принятия решения Комиссией о признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, необходимы определенные документы.

В соответствии с п.п. 2.3, 2.4 Положения Комиссия принимает решение о признании (отказе в признании) гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, в соответствии с Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, в течение 20 дней с даты поступления документов от министерства. Основанием для принятия Комиссией решения об отказе в признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, является отсутствие документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.

Согласно п.п. 4.1, 4.2 Положения для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждане лично либо через представителей подают в территориальный отдел (сектор) министерства заявление, форма которого утверждается министерством, с предъявлением документа, удостоверяющего их личность. Министерство в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает акт обследования имущества гражданина, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, в органах местного самоуправления, в распоряжении которых он находится.

В силу п. 4.5. Положения основаниями для отказа в предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости являются: отсутствие решения Комиссии о признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года; отсутствие акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости.

Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела:

Истец Баранова Л.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности.

В апреле – мае 2012 года на территории Кадомского района Рязанской области произошел паводок.

Распоряжением главы администрации МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области Щевьева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, с 10 час. 00мин. ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения на территории Кадомского муниципального района был объявлен режим чрезвычайной ситуации, связанный с ухудшением паводковой обстановки на территории Кадомского муниципального района.

Во исполнение вышеуказанного распоряжения была создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, были сформированы рабочие группы по обследованию жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, связанной с паводком.

Комиссией администрации МО-Кадомский муниципальный район было обследовано жилое помещение истца, расположенное по адресу: <адрес>. По результатам обследования был составлен акт обследования частного жилого помещения, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО-Кадомский муниципальный район и начальником сектора ГО и ЧС администрации МО-Кадомский муниципальный район, в котором отражены частичные повреждения, имеющиеся в доме, а именно: вода в подполе дома, размыв грунта под тесовыми сенями с внешней стороны, в помещении брусовой пристройки размером 5кв.м, где расположен газовый котёл, частично в углах имеются трещины в бетонном полу. Газовый котёл затапливался, но на момент обследования находится в исправном состоянии. Имеется неполный притвор входной двери.

С данным актом от ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Л.Н. была согласна, о чём свидетельствует её подпись под указанным актом. Также истец была согласна с заключением комиссии и с суммой единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей (из расчета 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью). При этом вышеуказанный акт истец не оспаривала.

Приказом Министерства социальной защиты населения Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении денежных средств» истцу Барановой Л.Н. оказана единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.

Министерством социальной защиты населения Рязанской области в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с п. 4.2 Положения о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года в администрации МО-Кадомский муниципальный район был запрошен акты обследования имущества истца, подтверждающий утрату ею имущества первой необходимости.

В связи с тем, что при обследовании рабочей группой жилого помещения истца, расположенного по адресу: <адрес>, в апреле-мае 2012 года утраты имущества первой необходимости не установлено, акт обследования имущества истца, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, не составлялся, в предоставлении истцу указанной выше финансовой помощи в соответствии с п. 4.5 указанного выше Положения было отказано, о чем сообщено истцу письмом Министерства социальной защиты населения Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которые сомнения в их достоверности не вызывают.

Между тем, как усматривается из содержания искового заявления, заявленное требование истца о включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по своей сути является требованием об обжаловании неправомерного бездействия органа местного самоуправления администрации МО - Кадомский муниципальный район Рязанской области, выразившегося, как полагают истец, в не составлении акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости и не включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

То есть, фактически, вышеуказанное требование, заявленное в рамках искового производства, подано по делу, возникшему из публичных правоотношений, которое должно быть рассмотрено по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Частью 1 статьи 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В соответствии с п. 24 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Как усматривается из материалов дела, истец должна была узнать и узнала о бездействии органа местного самоуправления – администрации МО - Кадомский муниципальный район, выразившемся в не составлении в её отношении акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости и не включении её в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, ДД.ММ.ГГГГ, когда был составлен акт обследования частного жилого помещения, по которому предусматривалось получение истцом единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на человека, и которую она получила ДД.ММ.ГГГГ, что истцом и её представителем не оспаривается.

В судебном заседании установлено, что в январе 2013 года истец Баранова Л.Н. подписала коллективное обращение жителей <адрес>, адресованное Председателю комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов ФИО3 с просьбой оказать содействие в решении вопроса об оказании финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате паводка 2012 года, произошедшего на территории Рязанской области.

Кроме того, по указанному вопросу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Л.Н. обращалась в прокуратуру Кадомского района Рязанской области. Также истцом, начиная ДД.ММ.ГГГГ, велась переписка с органами государственной власти и управления всех уровней по интересующему её вопросу. Указанные обстоятельства стороной истца в судебном заседании не оспаривались.

Вместе с тем, своим правом на обжалование неправомерного, по её мнению, бездействия органа местного самоуправления администрации МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области, выразившегося в не составлении акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости в её отношении, а, следовательно, не включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, истец в установленный законом трехмесячный срок с момента обнаружения возможных нарушений своих прав и свобод не реализовала.

Как следует из материалов дела, истец обратилась в суд с исковым заявлением об обжаловании названного бездействия ответчика ДД.ММ.ГГГГ, пропустив тем самым указанный выше трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ на обращение в суд для обжалования указанного бездействия. При этом, каких-либо достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у истца уважительных причин для пропуска указанного срока, ею либо её представителем в судебное заседание не представлено.

Более того, представитель истца адвокат Панова Л.Н. в судебном заседании заявила, что срок исковой давности по указанной категории дел составляет три года, в связи с чем, по её мнению, срок на обращение истца в суд не пропущен. Эти доводы стороны истца суд считает несостоятельными, поскольку они не основаны на требованиях действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Барановой Л.Н. в части включения её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Разрешая требования истца о признании права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, прошедшим на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, суд приходит к выводу, что оснований для их удовлетворения также не имеется, поскольку администрация МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области не является надлежащим ответчиком по данному спору.

Согласно указанному выше Положению, функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, осуществляет Министерство социальной защиты населения Рязанской области, которое принимает решение о предоставлении либо в отказе в предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Судом, в порядке ст. 41 ГПК РФ предлагалось представителю истца. – адвокату Пановой Л.Н. произвести замену ненадлежащего ответчика администрацию МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области на надлежащего - Министерство социальной защиты населения Рязанской области, однако на указанную замену представитель истца адвокат Панова Л.Н. не согласилась.

Таким образом, суд, рассматривая дело по предъявленному иску, в рамках заявленных требований приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.

Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. ст. 256 ч.2, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Барановой Л.Н. к администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области об обязании во включении её в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признании права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суд через Кадомский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья Копейкин С.Н.