РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадом 15 апреля 2014 года
Кадомский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Копейкина С.Н.,
с участием:
представителя истца Барановой Л.Н. - адвоката Пановой Л.Н.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования – Кадомский муниципальный район – Наместниковой О.А.,
при секретаре Нехориной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кадомского районного суда материалы дела по иску Барановой Л.Н. к администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области об обязании во включении их в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признании права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Баранова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО - Кадомский муниципальный район Рязанской области о включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, в связи с паводком, произошедшим на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенним паводком 2012 года, дом в котором она проживает, оказался в зоне подтопления.
Распоряжением администрации МО - Кадомский муниципальный район № от ДД.ММ.ГГГГ на территории Кадомского района был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 г» предусмотрен порядок признания гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, а также размер и порядок предоставления компенсаций пострадавшим гражданам, а именно: единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. руб. на человека; финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека.
Истец признана пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, что ответчиком не оспаривается, а также подтверждается актом обследования жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка 2012 года, от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный акт был составлен для получения пострадавшими единовременной материальной помощи, что отражено в содержании акта. При этом данный акт не содержит сведений о повреждении (либо отсутствии повреждения) имущества первой необходимости. Министерство соцзащиты предоставило истцу копию данного акта, которая прилагается вместе с письмом указанного министерства.
Указанные акты составлялись по результатам обследования домовладений рабочими группами, созданными на основании распоряжения администрации МО - Кадомский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ Непосредственно при обследовании члены рабочей группы заполняли бланк «Информация о собственниках жилья рабочего поселка Кадом, пострадавших от наводнения», где имелась графа - перечень утраченного имущества. Однако впоследствии эти бланки оказались утрачены. Таким образом, акт обследования жилого помещения в котором бы было отражено наличие или отсутствие факта утраты имущества истца, не составлялся, что подтверждается письмами Министерства социальной защиты населения Рязанской области об отказе в представлении истцу финансовой помощи.
Тем не менее, как указывает истец, в результате паводка было повреждено и пришло в негодность следующее имущество истца: <данные изъяты>. Это имущество было истцу необходимым. Она была вынуждена купить новую обувь и одежду. Газовый котёл вынуждена постоянно ремонтировать. В выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества ей было отказано в связи с отсутствием акта обследования, содержащего описание утраченного имущества.
Истец полагает, что бездействие администрации МО - Кадомский муниципальный район, выразившееся в не составлении вышеуказанного акта обследования, является незаконным, так как такой акт необходим для включения её в список граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Указанное бездействие послужило причиной не включения истца в список граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и нарушило её право на получение указанной финансовой помощи.
На основании изложенного истец просила обязать администрацию МО - Кадомский муниципальный район включить еёв список граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года.
В дальнейшем истец письменно уточнила вышеуказанные исковые требования, дополнив их требованием о признании за нею права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года, а также теми обстоятельствами, что перечень и содержание документов для оказания единовременной материальной и финансовой помощи пострадавшим гражданам, закреплен в п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Методические рекомендации), разработанных в 2010 году МЧС России. В подпункте 9.2 указан «список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества», который подписывается руководителями ОУФМС, ГУ МЧС, руководителем органа местного самоуправления.
Правила выделения бюджетных ассигнований для целей выплаты вышеуказанной финансовой помощи регулировались в 2012 году Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
В соответствии с п.2 указанных Правил Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.4 указанных Правил «При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
При проведении мероприятий по ликвидации паводка в апреле-мае 2012 года ответчик руководствовался вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований и вышеуказанными Методическими рекомендациями. Были созданы рабочие группы для обследования домовладений. По результатам обследования были составлены списки граждан, на основании которых было сделано обращение в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований. Истцу неизвестно, где в настоящее время находятся указанные списки. Истец полагает, что копии этих списков должны находится во всех ведомствах, согласовавших эти списки. Также факт составления указанных списков подтверждается письмом администрации МО -Кадомский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ на коллективное обращение граждан.
Обследование домовладения истца проводили члены одной из рабочих групп – ФИО6 и ФИО5 Непосредственно при обследовании истец указывала на поврежденное имущество, члены рабочей группы заполняли бланк «Информация о собственниках жилья рабочего поселка Кадом, пострадавших от наводнения», где имелась графа – перечень утраченного имущества. Однако, впоследствии эти бланки оказались утрачены.
Также истцу известно, что финансовую помощь в связи с утратой имущества получила семья ФИО1, проживающей на одной с ней улице по адресу: <адрес>. В отношении нее составлялись соответствующие акты обследования, которые также подтверждают, что уровень воды на указанной улице был высокий, дома были подтоплены и имущество, находящееся в домах и постройках, не могло не пострадать.
В судебном заседании представитель истца адвокат Панова Л.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и по тем же основаниям. Истец Баранова Л.Н., своевременно и надлежащим образом извещённая о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие и указав, что исковые требования поддерживает в полном объёме.
Представитель истца адвокат Панова Л.Н. в судебном заседании также пояснила, что с актом обследования жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка 2012 года от ДД.ММ.ГГГГ, по которому размер единовременной материальной помощи, выделенной истцу, как пострадавшей, составил <данные изъяты> рублей, истец согласна. В то же время вышеуказанный акт обследования жилого помещения не содержал графы о перечне утраченного имущества. Непосредственно при обследовании члены рабочей группы заполняли бланк «Информация о собственниках жилья рабочего поселка Кадом, пострадавших от наводнения», где имелась графа - перечень утраченного имущества. Однако впоследствии эти бланки оказались утрачены. Членам комиссии истец говорила о том, какое имущество повреждено и перечисляли данное имущество, однако финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости ей оказана не была.
Кроме того, на момент составления актов обследования жилого помещения гражданина, пострадавшего в результате паводка и актов обследования имущества гражданина, подтверждающих утрату имущества первой необходимости, содержащих заключения комиссии о выплате единовременной материальной помощи или финансовой помощи, Положение о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, являющееся приложением к Постановлению Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года» не было утверждено. В связи с этим, по мнению представителя истца адвоката Пановой Л.Н., данный нормативный правовой акт не подлежит применению при разрешении данного спора.
При этом, в обоснование возражений относительно пропуска истцом установленного законом срока для обращения в суд представитель истца указала, что глава 25 ГПК РФ к заявленным истцом требованиям неприменима, поскольку предметом иска является защита гражданином своего права на получение социальной выплаты в виде финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, а не обжалование действия либо бездействия должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Смыслом заявленных истцом требований, по мнению представителя истца адвоката Пановой Л.Н., является получение истцом финансовой помощи посредством включения её в список пострадавших от наводнения граждан. Данные требования являются материально-правовыми.
Таким образом, поданное истцом исковое заявление (с учетом уточнения) подлежит рассмотрению в исковом порядке. При этом, срок исковой давности по данному делу составляет три года, который до настоящего времени не истек.
В связи с изложенными обстоятельствами представитель истца адвокат Панова Л.Н. просила суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации МО – Кадомский муниципальный район – инспектор-юрист Наместникова О.А. исковые требования не признала, поддержав письменные возражения администрации относительно предъявленного иска, согласно которым в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года» (далее - постановление Правительства Рязанской области), истец Баранова Л.Н. признана пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Кадомского района Рязанской области. На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области (далее - Комиссия) заявителю предоставлена компенсация в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека в соответствии с п.3.1 постановления Правительства Рязанской области.
Требования истца, направленные на включение её в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, неосновательны.
Во-первых, постановление Правительства Рязанской области, регламентирующее порядок принятия решения о признании гражданина пострадавшим, виды, размеры и порядок предоставления компенсации пострадавшим гражданам в результате паводка, предусматривает для предоставления компенсации в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости оформление акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости, а не включение гражданина (Барановой Л.Н.) в списки пострадавших, которые ранее уже признаны таковыми решением Комиссии и получили компенсацию в виде единовременной материальной помощи. Также постановление Правительства Рязанской области не содержит норм, определяющих признание гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка дважды.
Во - вторых, имущество, утраченное истцом в результате паводка 2012 года, не отнесено к имуществу первой необходимости Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ зам. Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО2, которыми руководствовались созданные при администрации Кадомского муниципального района комиссии (рабочие группы) при определении утраты имущества первой необходимости пострадавших граждан. Следовательно, и акт обследования имущества заявителя, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, одной из вышеуказанных комиссий в отношении истца Барановой Л.Н. не составлялся, так как отсутствовали основания в предоставлении компенсации вышеуказанному лицу в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Более того, на момент получения единовременной материальной помощи истец была согласна с предоставленной Министерством социальной защиты населения Рязанской области компенсацией и не оспаривала бездействие администрации, исходя из доводов искового заявления Барановой Л.Н., в части не составления акта обследования имущества гражданина. В настоящее время установленный законом (ст. 256 ГПК РФ) трёхмесячный срок со дня, когда заявителю стало известно о нарушении её прав истёк. Кроме того, о нарушении своих прав истцу окончательно стало известно в 2012 году, когда ею была получена материальная помощь и не предоставлена финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на человека. Указанные виды материальной помощи выплачивались в одно и то же время. Кроме того, обстоятельствами, обосновывающими факт осознания заявителем нарушения её прав, служит коллективное обращение жителей <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с просьбой оказать содействие в получении компенсационных выплат к председателю комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов ФИО3, в списках подписавшихся которого, в том числе, значится истец Баранова Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ коллективные обращения граждан, не согласных с произведёнными им выплатами финансовой помощи, рассматривались прокуратурой Кадомского района, одним из заявителей выступала Баранова Л.Н.
На основании вышеизложенного, представитель администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области просила суд в удовлетворении исковых требований Барановой Л.Н. к администрации МО - Кадомский муниципальный район отказать.
Третье лицо - министерство социальной защиты населения Рязанской области, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения данного дела, представителя в судебное заседание не направило, об отложении разбирательства дела не просило, направив в суд письменные возражения относительно предъявленного иска, в которых указало, что частью 2 статьи 10 Закона Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемые на территории Рязанской области гражданам Российской Федерации, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, в соответствии с частью 1 указанной статьи устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.
Статьей 10.1 указанного Закона Рязанской области определено, что компенсации и социальные гарантии предоставляются гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области, в денежном и (или) натуральном выражении. При этом, условиями получения компенсаций и социальных гарантий являются введение в Рязанской области режима чрезвычайной ситуации и признание лица пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации на территории Рязанской области на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области.
Перечень документов для принятия решения о признании лица пострадавшим на территории Рязанской области вследствие чрезвычайной ситуации определяется постановлением Правительства Рязанской области.
Размеры и порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, определяется постановлениями Правительства Рязанской области конкретно в каждом случае.
В соответствии с названными положениями Закона Рязанской области принято постановление Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года», которым утверждено Положение о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года (далее - Положение).
Согласно Положению гражданам, признанным пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, на основании решения Комиссии (далее - граждане), предоставляются компенсации в виде:
единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
Для принятия решения Комиссией о признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка необходим определенный перечень документов, приведенный в пункте 2.1 Положения. 3
Заявление о признании пострадавшими вследствие ЧС и необходимые документы предоставляются гражданами в министерство социальной защиты населения Рязанской области, за исключением акта обследования жилого помещения гражданина, пострадавшего в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, составленного администрацией соответствующего муниципального образования, который запрашивается Министерством в администрации муниципального образования. Впоследствии необходимый пакет документов направляется Министерством в Комиссию для принятия решения.
После принятия Комиссией решения о признании граждан пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации у них возникает право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью, которую граждане могут получить, обратившись в соответствии с пунктом 4.1. Положения в районное структурное подразделение Министерства с заявлением по форме утвержденной Министерством, с предъявлением документа, удостоверяющего их личность.
Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждане лично либо через представителей подают в районное структурное подразделение Министерства заявление, форма которого утверждается министерством, с предъявлением документа, удостоверяющего их личность.
Министерство в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает акт обследования имущества гражданина, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, в органах местного самоуправления, в распоряжении которых он находится.
Решение об отказе финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости принимается министерством в течение 30 дней со дня подачи гражданином соответствующего заявления, о чем гражданин уведомляется в течение 5 дней со дня его принятия.
Основанием для отказа в предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в том числе является отсутствие акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости.
В апреле-мае 2012 года на территории Кадомского муниципального района Рязанской области произошел паводок, в связи с чем на территории Кадомского муниципального района Рязанской области был введен режим чрезвычайной ситуации.
Органами местного самоуправления были сформированы рабочие группы по обследованию частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, связанной с весенним паводком 2012 года, которыми производилось обследование жилых помещений граждан, проживающих на территории Кадомского муниципального района Рязанской области и составлялись акты обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате паводка, а также акты обследования имущества граждан, подтверждающие утрату имущества первой необходимости.
Впоследствии для предоставления на рассмотрение Комиссии Министерством были запрошены в администрации Кадомского муниципального района акты обследования жилых помещений граждан, которые обратились с заявлением о признании их пострадавшими вследствие ЧС. Полученные акты были приобщены к заявлению и другим документам и направлены в Комиссию.
Гражданам, которые были признаны Комиссией пострадавшими вследствие ЧС, по их заявлениям была выплачена единовременная материальная помощь, в том числе и истцам.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.
Министерством в порядке межведомственного информационного
взаимодействия были запрошены в администрации Кадомского
муниципального района акт обследования имущества истца, подтверждающий утрату ею имущества первой необходимости.
Согласно ответу администрации муниципального образования при обследовании рабочей группой по оценке ущерба, причиненного весенним паводком в рабочем поселке Кадом в апреле-мае 2012 года жилого помещения, в котором проживают истец, утраты имущества первой необходимости не установлено, в связи с чем соответствующие акты, подтверждающие такую утрату, не составлялись.
В соответствии с пунктом 4.5. Положения истцу было отказано в предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к полномочиям органов местного самоуправления в рамках рассматриваемых правоотношений, относится составление акта обследования жилых помещений граждан, пострадавших в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости, а также последующее их направление по запросам министерства социальной защиты населения Рязанской области в порядке межведомственного взаимодействия.
Составление каких-либо списков граждан, имеющих право на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года, к компетенции Администрации муниципального образования -Кадомский муниципальных район не отнесено.
В связи с чем администрацией МО - Кадомский муниципальный район Рязанской области в силу реализуемых полномочий не нарушены права истца и наложение на нее обязанности совершить действия согласно заявленным исковым требованиям не правомерно и не может быть исполнено.
Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с устранением последствий паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, протокол заседания которой от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложениями, содержащими информацию в отношении истца, имеется в материалах дела, в соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р, копия которого прилагается, создана с целью решения спорных вопросов и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Рязанской области, связанных с устранением последствий паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.
На ее заседании ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены обращения граждан (в том числе коллективные), проживающих в <адрес>, по вопросу размера предоставленных компенсаций пострадавшим в результате паводка и правомерности в соответствии с действующим регулированием отказа в предоставлении финансовой помощи. Нарушений законодательства при назначении и выплате компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, не было установлено. В отношении истца подтверждены факты наличия у неё права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека и отсутствия у неё права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
В связи с изложенными обстоятельствами, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ФИО4, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст. 167 п.п. 3,4,5 ГПК РФ и ст. 257 ч.2 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца Барановой Л.Н. и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Выслушав объяснения представителя истца - адвоката Пановой Л.Н., допросив свидетелей, а также изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу подп. л п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона Рязанской области от 05.02.1997 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемые на территории Рязанской области гражданам Российской Федерации, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, в соответствии с частью 1 настоящей статьи устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.
Статьей 10.1 указанного закона Рязанской области определено, что компенсации и социальные гарантии предоставляются гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области, в денежном и (или) натуральном выражении. Условиями получения компенсаций и социальных гарантий являются введение в Рязанской области режима чрезвычайной ситуации и признание лица пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации на территории Рязанской области на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области.
Перечень документов для принятия решения о признании лица пострадавшим на территории Рязанской области вследствие чрезвычайной ситуации определяется постановлением Правительства Рязанской области.
Виды, размеры и порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской области, определяется постановлениями Правительства Рязанской области конкретно в каждом случае.
Во исполнение Закона Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принято постановление Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года», которым утверждено Положение о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года (далее Положение).
Согласно п. 3.1 Положения гражданам, признанным пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, на основании решения Комиссии (далее - граждане), предоставляются компенсации в виде:
единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
В силу п. 2.1 Положения для принятия решения Комиссией о признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, необходимы определенные документы.
В соответствии с п.п. 2.3, 2.4 Положения Комиссия принимает решение о признании (отказе в признании) гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, в соответствии с Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области, утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение 20 дней с даты поступления документов от министерства. Основанием для принятия Комиссией решения об отказе в признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года, является отсутствие документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 Положения для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждане лично либо через представителей подают в территориальный отдел (сектор) министерства заявление, форма которого утверждается министерством, с предъявлением документа, удостоверяющего их личность. Министерство в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает акт обследования имущества гражданина, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, в органах местного самоуправления, в распоряжении которых он находится.
В силу п. 4.5. Положения основаниями для отказа в предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости являются: отсутствие решения Комиссии о признании гражданина пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле - мае 2012 года; отсутствие акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости.
Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела:
Истец Баранова Л.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности.
В апреле – мае 2012 года на территории Кадомского района Рязанской области произошел паводок.
Распоряжением главы администрации МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области Щевьева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ№, с 10 час. 00мин. ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения на территории Кадомского муниципального района был объявлен режим чрезвычайной ситуации, связанный с ухудшением паводковой обстановки на территории Кадомского муниципального района.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения была создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, были сформированы рабочие группы по обследованию жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, связанной с паводком.
Комиссией администрации МО-Кадомский муниципальный район было обследовано жилое помещение истца, расположенное по адресу: <адрес>. По результатам обследования был составлен акт обследования частного жилого помещения, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО-Кадомский муниципальный район и начальником сектора ГО и ЧС администрации МО-Кадомский муниципальный район, в котором отражены частичные повреждения, имеющиеся в доме, а именно: вода в подполе дома, размыв грунта под тесовыми сенями с внешней стороны, в помещении брусовой пристройки размером 5кв.м, где расположен газовый котёл, частично в углах имеются трещины в бетонном полу. Газовый котёл затапливался, но на момент обследования находится в исправном состоянии. Имеется неполный притвор входной двери.
С данным актом от ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Л.Н. была согласна, о чём свидетельствует её подпись под указанным актом. Также истец была согласна с заключением комиссии и с суммой единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей (из расчета 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью). При этом вышеуказанный акт истец не оспаривала.
Приказом Министерства социальной защиты населения Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выделении денежных средств» истцу Барановой Л.Н. оказана единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка, произошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года.
Министерством социальной защиты населения Рязанской области в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с п. 4.2 Положения о предоставлении компенсаций гражданам, пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года в администрации МО-Кадомский муниципальный район был запрошен акты обследования имущества истца, подтверждающий утрату ею имущества первой необходимости.
В связи с тем, что при обследовании рабочей группой жилого помещения истца, расположенного по адресу: <адрес>, в апреле-мае 2012 года утраты имущества первой необходимости не установлено, акт обследования имущества истца, подтверждающий утрату имущества первой необходимости, не составлялся, в предоставлении истцу указанной выше финансовой помощи в соответствии с п. 4.5 указанного выше Положения было отказано, о чем сообщено истцу письмом Министерства социальной защиты населения Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которые сомнения в их достоверности не вызывают.
Между тем, как усматривается из содержания искового заявления, заявленное требование истца о включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по своей сути является требованием об обжаловании неправомерного бездействия органа местного самоуправления администрации МО - Кадомский муниципальный район Рязанской области, выразившегося, как полагают истец, в не составлении акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости и не включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
То есть, фактически, вышеуказанное требование, заявленное в рамках искового производства, подано по делу, возникшему из публичных правоотношений, которое должно быть рассмотрено по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Частью 1 статьи 256 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии с п. 24 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, истец должна была узнать и узнала о бездействии органа местного самоуправления – администрации МО - Кадомский муниципальный район, выразившемся в не составлении в её отношении акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости и не включении её в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, ДД.ММ.ГГГГ, когда был составлен акт обследования частного жилого помещения, по которому предусматривалось получение истцом единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на человека, и которую она получила ДД.ММ.ГГГГ, что истцом и её представителем не оспаривается.
В судебном заседании установлено, что в январе 2013 года истец Баранова Л.Н. подписала коллективное обращение жителей <адрес>, адресованное Председателю комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов ФИО3 с просьбой оказать содействие в решении вопроса об оказании финансовой помощи в размере <данные изъяты> рублей, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате паводка 2012 года, произошедшего на территории Рязанской области.
Кроме того, по указанному вопросу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец Баранова Л.Н. обращалась в прокуратуру Кадомского района Рязанской области. Также истцом, начиная ДД.ММ.ГГГГ, велась переписка с органами государственной власти и управления всех уровней по интересующему её вопросу. Указанные обстоятельства стороной истца в судебном заседании не оспаривались.
Вместе с тем, своим правом на обжалование неправомерного, по её мнению, бездействия органа местного самоуправления администрации МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области, выразившегося в не составлении акта обследования имущества гражданина, подтверждающего утрату имущества первой необходимости в её отношении, а, следовательно, не включении её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, истец в установленный законом трехмесячный срок с момента обнаружения возможных нарушений своих прав и свобод не реализовала.
Как следует из материалов дела, истец обратилась в суд с исковым заявлением об обжаловании названного бездействия ответчика ДД.ММ.ГГГГ, пропустив тем самым указанный выше трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ на обращение в суд для обжалования указанного бездействия. При этом, каких-либо достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у истца уважительных причин для пропуска указанного срока, ею либо её представителем в судебное заседание не представлено.
Более того, представитель истца адвокат Панова Л.Н. в судебном заседании заявила, что срок исковой давности по указанной категории дел составляет три года, в связи с чем, по её мнению, срок на обращение истца в суд не пропущен. Эти доводы стороны истца суд считает несостоятельными, поскольку они не основаны на требованиях действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Барановой Л.Н. в части включения её в список пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Разрешая требования истца о признании права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, прошедшим на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, суд приходит к выводу, что оснований для их удовлетворения также не имеется, поскольку администрация МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области не является надлежащим ответчиком по данному спору.
Согласно указанному выше Положению, функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки пострадавшим в результате паводка, прошедшего на территории Рязанской области в апреле-мае 2012 года, осуществляет Министерство социальной защиты населения Рязанской области, которое принимает решение о предоставлении либо в отказе в предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Судом, в порядке ст. 41 ГПК РФ предлагалось представителю истца. – адвокату Пановой Л.Н. произвести замену ненадлежащего ответчика администрацию МО-Кадомский муниципальный район Рязанской области на надлежащего - Министерство социальной защиты населения Рязанской области, однако на указанную замену представитель истца адвокат Панова Л.Н. не согласилась.
Таким образом, суд, рассматривая дело по предъявленному иску, в рамках заявленных требований приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. ст. 256 ч.2, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Барановой Л.Н. к администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район Рязанской области об обязании во включении её в списки пострадавших от наводнения граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признании права на компенсацию в виде финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком 2012 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суд через Кадомский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Копейкин С.Н.