ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1071/2016 от 31.12.9999 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-1071/2016г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Андайкиной А.В.,

с участием истца Холстининой Т.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Бологовский район Тверской области Спасской Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда 21 октября 2016 года гражданское дело по иску Холстининой Т.В. к администрации муниципального образования Бологовский район Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Холстинина Т.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Бологовский район Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что Холстинина Т.В. (истица) работает в должности заместителя <....> Администрации МО «Бологовский район» Тверской области. С истцом заключен трудовой договор №... от ДАТА.

Распоряжением №... от ДАТА Холстинина Т.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а именно, за нарушения в части составления нормативных документов.

Истец считает, что дисциплинарное взыскание было применено неправомерно по следующим основаниям.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах допущенного дисциплинарного проступка, затребовать с работника объяснение. Дисциплинарное взыскание должно быть применено работодателем на законных основаниях, должна быть установлена вина работника, обстоятельства, при которых совершено нарушение, оценена тяжесть проступка.

ДАТА<....> Администрации МО «Бологовский район» Холстининой Т.В. было дано поручение предоставить объяснения о несоответствии бюджетному законодательству Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» 27.11.2012 года № 405.

В объяснительной от ДАТА исх. №... Холстинина Т.В. написала о том, что каждое структурное подразделение Администрации, исполняющее определенные функции, установленные положением о структурном подразделении, самостоятельно осуществляет мониторинг действующего законодательства, в части, его касающееся, разрабатывает правовые акты, вносит изменения в НПА. Разработку бюджетной и налоговой политики, о численности работников и о расходах на их содержание, организацию бюджетного процесса осуществляет Финансовое Управление Администрации. Финансовое управление создано в целях осуществления полномочий в области бюджетного процесса, а также в целях реализации бюджетной, финансовой и налоговой политики в муниципальном образовании Бологовский район. В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ непосредственное составление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении осуществляют финансовые органы муниципальных образований. Соответственно, установление сроков предоставления информации об исполнении бюджета и опубликовании ежеквартальных сведений о ходе исполнения бюджета, о численности работников и о расходах на их содержание должно было обеспечить Финансовое Управление Администрации.

ДАТА Холстининой Т.В. было вручено распоряжение №... «О дисциплинарном взыскании».

В распоряжении №... от ДАТА не уточняется: какой нормативный документ истцом не был составлен, когда давалось поручение по составлению нормативного документа, когда Холстининой Т.В. был совершен дисциплинарный поступок.

Все поручения (в том числе устные поручения) Главы муниципального образования «Бологовский район», <....> администрации МО «Бологовский район», <....> Администрации МО «Бологовский район» Холстининой Т.В. исполнялись вовремя.

Если предположить, что истца привлекли к ответственности за несоответствие закону Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» 27.11.2012 года № 405, то разработка нормативных правовых актов регулирующих бюджетный процесс в муниципальном образовании - это полномочия Финансового Управления Администрации.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок применения дисциплинарных взысканий (статья 193 ТК РФ), который должен строго соблюдаться работодателем.

В соответствии с Законом, дисциплинарное взыскание не может быть применено по истечении шести месяцев со дня совершения проступка, независимо от времени его обнаружения.

Согласно должностной инструкции <....> Администрации МО «Бологовский район» Тверской области (далее - заместитель КИ и ЗО):

- осуществляет проверку соответствия действующему законодательству проектов МПА, инструкций, положений, административных регламентов, и других актов правового характера, подготавливаемых Финансовым Управлением, Комитетом имущественных и земельных отношений, отделом экономики, предпринимательский деятельности и инвестиций, отделом закупок, с правом их согласования, возврата проектов на доработку;

- участвует в разработке проектов актов правового характера, подготавливаемых Финансовым Управлением, Комитетом имущественных и земельных отношений, отделом экономики, предпринимательской деятельности и инвестиций, отделом закупок.

Пунктом 38 должностной инструкции установлено, что заместитель председателя КИ и ЗО несет ответственность за надлежащее и своевременное исполнение должностных обязанностей.

В должностной инструкции заместителя председателя КИ и ЗО не установлены обязанности по разработке НПА, регулирующих бюджетный процесс в муниципальном образовании.

В соответствии со статьей 3 ТК РФ установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Ранее работодатель незаконно уволил истицу (решением Бологовского городского суда Тверской области от 22 августа 2016 года по гражданскому делу № 2-831/2016 г. Холстинина Т.В. была восстановлена в должности). Наложение на истца необоснованного дисциплинарного взыскания указывает на факты препятствия работнику в работе, на преследование, гонение и дискриминацию, проявляемую к истцу работодателем в сфере труда.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается запрещение дискриминации в сфере труда.

Согласно п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" «В соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы)».

Незаконными действиями работодателя Холстининой Т.В. причинен моральный вред, который выразился в переживаниях, бессоннице. Учитывая повторяемость незаконных решений по отношению к ней, причиненный моральный вред истец оценивает в 100000 (сто тысяч) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 192, 193, 391 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 22, 24, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец Холстинина Т.В. просит суд отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на неё распоряжением №... от ДАТА «О дисциплинарном взыскании» в виде выговора и взыскать с Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области за счет средств бюджета муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в её пользу в счет компенсации морального вреда 100 000 (сто тысяч) рублей.

Истец Холстинина Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Бологовский район Тверской области Спасская Н.К. иск не признала по следующим основаниям.

Решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» Тверской области от 27.11.2012 г. № 405 было утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области (далее - Положение), разработчиком которого было Финансовое Управление Администрации МО «Бологовский район». <....> Холстинина Т.В. в свою очередь дала заключение на вышеуказанное Положение о проведении правовой экспертизы, где указала, что «коррупциогенных факторов не обнаружено».

В соответствии с должностной инструкцией, <....> при согласовании проектов муниципальных нормативно-правовых актов, подготавливаемых структурными подразделениями Администрации МО «Бологовский район» осуществляет проверку соответствия действующему законодательству, а так же участвует в разработке проектов актов правового характера, подготавливаемых Финансовым Управлением.

Только после заключения <....> Глава муниципального образования «Бологовский район» Тверской области подписывает муниципальный нормативно-правовой акт.

На основании Положения утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 27.1 1.2012г. № 405, Финансовое Управление Администрации МО «Бологовский район» работает по настоящее время.

При разработке в пункте 106 Положения указано, что бюджетная отчетность является годовой, составляется финансовым органом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и единой методологией и стандартами бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Однако Бюджетным кодексом РФ ст. 264.2 также установлено, что отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

В результате, Финансовое Управление Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области работало в нарушение ст. 3 ФЗ-273 от 26.12.2008 «О противодействии коррупции» и не предоставляло соответствующую отчетность в течение четырех лет в средства массовой информации. В течение всего времени в Положение вносились изменения, заключение на которые о соответствие действующему законодательству давала Холстинина Т.В. Однако данный пункт не затрагивался.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ работодатель затребовал от Холстининой Т.В. объяснение по факту несоответствия Положения бюджетному законодательству. В своем объяснении Холстинина Т.В ссылается на то, что каждое структурное подразделение Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области самостоятельно осуществляет мониторинг действующего законодательства, в части, его касающееся, разрабатывает правовые акты, вносит изменения в НПА, а так же устанавливает сроки предоставления информации об исполнении бюджета и опубликовании ежеквартальных сведений о ходе исполнении бюджета, о численности работников и о расходах на их содержание должно было обеспечить Финансовое Управление Администрации, что прямым образом противоречит ее должностной инструкции.

Далее, в соответствии со ст. 193 ТК РФ было подготовлено распоряжение о наложении на Холстинину Т.В дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Холстинина Т.В в своем исковом заявлении указывает на то, что она не поняла, за что на нее наложили дисциплинарное взыскание, не указан нормативный документ, который послужил основанием для наложения дисциплинарного взыскания, однако своевременно предоставила письменное объяснение с пониманием совершенного проступка на данное ей поручение.

Трудовое законодательство не устанавливает конкретных требований к содержанию приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания. Процедура наложения дисциплинарного взыскания была соблюдена в соответствии с Трудовым кодексом.

Факт увольнения Холстининой Т.В., указанный в исковом заявлении, не имеет отношения к наложению дисциплинарного взыскания. Увольнение Холстининой Т.В. было процедурой сокращения в Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области. Моменты препятствия работнику в работе, преследование, гонение и дискриминация в сфере труда является голословным и не подкреплено никакими фактами.

ДАТА проведенной Бологовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области, утвержденное решением Собрания депутатов Бологовского района от 27.11.2012 года № 405 регулирующее бюджетный процесс, не отвечает требованиям федерального законодательства. По результатам проверки Бологовской межрайонной прокуратурой в адрес Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области был направлен Протест на решение Собрания депутатов Бологовского района от 27.1 1.2012 года № 405.

Протест указывает на нарушения не только в части предоставления бюджетной отчетности, а так же на множество других нарушений бюджетного и федерального законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Администрация муниципального образования «Бологовский район» Тверской области просит суд в исковых требованиях об отмене дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда Холстининой Т.В. отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в РФ") за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (часть 3).

Положения, аналогичные части 1 статьи 27 указанного Федерального закона, содержатся в статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), которой также предусмотрено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Таким образом, из названных норм права следует, что дисциплинарным проступком, влекущим наложение на муниципального служащего дисциплинарного взыскания, признается совершение им виновного действия (бездействия), которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении муниципальным служащим обязанностей, возложенных на него федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, должностной инструкцией.

В соответствии со статьей 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме; дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени необходимого на учет мнения представительного органа работников; дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в Государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Холстинина Т.В. с ДАТА замещает муниципальную должность муниципальной службы – <....> администрации МО «Бологовский район» Тверской области. С ней заключен трудовой договор №..., по условиям которого Холстинина Т.В. обязана добросовестно выполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией, являющейся неотъемлемой частью трудового договора (пункт 2.1.3 трудового договора).

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно пункту 8 раздела 2 должностной инструкции <....> администрации МО «Бологовский район» Тверской области (далее - должностная инструкция), утвержденной постановлением главы администрации МО Бологовский район от ДАТА№..., <....> администрации МО «Бологовский район» Тверской области осуществляет проверку соответствия действующему законодательству проектов муниципальных правовых актов, инструкций, положений, административных регламентов и других актов правового характера, подготавливаемых Финансовым управлением, Комитетом имущественных и земельных отношений, отделом экономики, предпринимательской деятельности и инвестиций, отделом закупок, визировать их; в случае выявления фактов несоответствия действующему законодательству указанных проектов, возвращает их на доработку с правом подписи замечаний; несет персональную ответственность за сведения, указанные в данных замечаниях. Заместитель председателя несет ответственность за надлежащее и своевременное исполнение должностных обязанностей, организацию работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручения вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка (подпункт 38 должностной инструкции).

Распоряжением Главы МО «Бологовский район» №... от ДАТА Холстинина Т.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а именно, за нарушения в части составления нормативных документов, к ней была применена мера дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Поводом к изданию оспариваемого истцом распоряжения Главы МО «Бологовский район» №... от ДАТА послужили результаты проверки Бологоской межрайонной прокуратуры требований бюджетного законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений, противодействия коррупции должностными лицами Администрации МО «Бологовский район».

Проведенной Бологовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области, утвержденное решением Собрания депутатов Бологовского района от 27.11.2012 №305 (далее - Положение о бюджетном процессе МО «Бологовский район»), регулирующее бюджетный процесс, не отвечает требованиям федерального законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131.-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Однако пунктом 4 решения Собрания депутатов Бологовского района от 27.11.2012 №305 предусмотрено вступление в силу указанного решения с 01.01.2013, с последующим опубликованием, в связи с чем, данный пункт противоречит требованиям законодательства, и подлежит приведению в соответствие с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Подпунктом 1 пункта 3 раздела 2 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» дано определение муниципальной долгосрочной целевой программы, что не соответствует ч. 1 ст. 179 БК РФ, предполагающей разработку муниципальных программ.

В соответствии с пп. 6 п. 14 ст. 30 Устава МО «Бологовский район» Тверской области с изменениями от 07.07.2015 решение №187, Глава МО «Бологовский район» подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом МО «Бологовский район», нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов МО «Бологовский район». Указанное положение распространяется на нормативные правовые акты, в том числе, в сфере бюджетных правоотношений, в связи с чем, пункт 7 раздела 4 Положения о бюджетном. процессе МО «Бологовский район», содержащий перечень полномочий Главы МО «Бологовский район» необходимо дополнить вышеуказанной нормой.

Согласно п.5 ст.2642 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется в соответствующий представительный орган и созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля.

Пункт 9 раздела 4 Положения о бюджетном- процессе МО «Бологовский район» не содержит норм об утверждении администрацией поселения ежеквартальных отчетов, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 158 БК РФ к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесено обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В нарушение данной нормы подпунктом 10 пункта 13 раздела 4 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» к полномочиям главного распорядителя средств местного бюджета отнесены осуществлению предоставления подведомственным учреждениям субсидий на иные цели в соответствии законодательством.

Кроме того, пп. 11 пункта 13 раздела 4 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» к полномочиям главного распорядителя средств местного бюджета отнесены полномочия по организации и осуществлению ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности, что противоречит требованиям БК РФ, так как данные полномочия Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключены.

На основании п. 1 ст. 1601 БК РФ к бюджетным полномочиям главного администратора доходов бюджета отнесены: формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представление сведений для составления и ведения кассового плана; формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета; ведение реестра источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; утверждение методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации; осуществление иных бюджетных полномочий, установленных БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

К полномочиям администратора доходов бюджета отнесено: осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные" суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирование и представление главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; принятие решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет; осуществление иных бюджетных полномочий, установленных БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Полномочия главного администратора (администратора) доходов местного бюджета, указанные в п. 14 раздела 4 Положения о бюджетном процессе Мо «Бологовский район», не соответствуют требованиям ст. 1601 БК РФ и подлежат приведению в соответствие с указанной нормой.

Согласно п. 1 ст. 1602 БК РФ к бюджетным полномочиям главного администратора источников финансирования дефицита бюджета отнесены, в том числе, формирование перечней подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществление планирования(прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечение адресности и целевого характера использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета; распределение бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполнение соответствующей части бюджета; формирование бюджетной отчетности главного администратора источников финансирования дефицита бюджета; утверждение методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации; составление обоснования бюджетных ассигнований.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с п. 2 1 602 БК РФ обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования (прогнозирования) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; контролю за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета; обеспечению поступлений в бюджет и выплат из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; формированию и представлению бюджетной отчетности; в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществлению отдельных бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится; осуществлению иные бюджетных полномочий, установленных БК РФ и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Раздел 4 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не содержит перечень полномочий главного администратора (администратора) доходов источников финансирования дефицита бюджета, в соответствии с требованиями ст. 1602 БК РФ и подлежат приведению в соответствие с указанной нормой.

Как следует из п. 18 подраздела 2 раздела 4 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» прогноз социально - экономического развития разрабатывается отделом экономики администрации МО «Бологовский район», что не соответствует требованиям п. 2 ст. 173 БК РФ, исходя из которого прогноз социально-экономического развития муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном местной администрацией.

Таким образом, полномочия по определению структурного подразделения, ответственного за составление прогноза социально -экономического развития муниципального образования, предоставлены администрации МО «Бологовский район.

В соответствии с п. 1 ст. 1741 БК РФ доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта решения о бюджете в представительный орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, Пункт 21 подраздела 3 раздела 5 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» в указанной части не соответствует требованиям федерального законодательства, в связи с чем, подлежит приведению в соответствие с БК РФ.

Также пункт 21 раздела 3 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не содержит положений о том, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие внесение изменений в нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о налогах и сборах, принятые после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (п.2 ст. 1741 БК РФ).

Пунктом 27 подраздела 4 раздела 5 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» предусмотрено формирование расходной части бюджета с учетом утвержденных муниципальных долгосрочных целевых программ, что не соответствует ч. 1 ст. 179 БК РФ, определяющей понятие муниципальные программы. Аналогичное применения понятия «муниципальная долгосрочная целевая программа» предусмотрено п.23 подраздела 6 раздела 5, п. 48 подраздела 4 раздела 6 Положения о бюджетном процессе Мо «Бологовский район.

Кроме того, раздел 5 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не содержит положений, определяющих понятие и порядок создания дорожного фонда муниципального образования в соответствии со ст. 1794БК РФ.

Пунктом 3 статьи 1841 БК РФ определен перечень информации, утверждаемый решением о бюджете, в том числе, (решением) о бюджете утверждаются: перечень главных администраторов доходов бюджета; перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования; ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов; общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств; объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде); общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение); источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям; иные показатели местного бюджета, установленные соответственно настоящим Кодексом, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Пункт 33 подраздела 6 раздела 5 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» в данной части не соответствует требованиям пункту 3 статьи 1841 БК РФ.

Статьей 184.2. БК РФ определен перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета, к которым относятся: основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики; предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год; прогноз социально-экономического развития соответствующей территории; прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита 1 (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо утвержденный среднесрочный финансовый план; пояснительная записка к проекту бюджета; методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), и (или) верхний предел государственного внешнего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода; оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год; проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет; реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; иные документы и материалы.

Пункт 34 подраздела 7 раздела 5 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не содержит полного перечня документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета, в связи с чем, подлежит приведению в соответствие нормам бюджетного законодательства.

Пункт 47 подраздела 3 раздела 6 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не содержит порядок осуществления временного управления местным бюджетом, что не соответствует ст. 191 БК РФ.

Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта, указанная обязанность осуществления проверки не предусмотрена п.64 подраздела 2 раздела 7 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район», в связи с чем, он подлежит приведению в соответствие с БК РФ.

Из пункта 1 ст. 217 БК РФ следует, порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом, пункт 67 подраздела 3 раздела 7 Положения о бюджетном процессе Мо «Бологовский район» полномочиями по определению вышеуказанного порядка наделена администрации МО «Бологовский район», аналогичные нарушения компетенции органа, утверждающего порядок допущены при принятии п. 74 подраздела 4; п.91 подраздела 7; пункта 97, 102 подраздела 9 раздела 7, в связи с чем, они подлежат приведению в соответствие нормам бюджетного законодательства.

Как следует из п. 103 подраздела 9 раздела 7 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющие целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств, что противоречит п. 5 ст. 242 БК РФ, который предусматривает возврат вышеуказанных межбюджетных трансфертов в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Пунктом 3 ст. 264.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная отчетность муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.

Однако п. 106 подраздела 1 раздела 8 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не содержит положений о ежеквартальных отчетах, в связи с чем, подлежит приведению в соответствие с вышеуказанной нормой.

Из п. 1 ст. 2642 БК РФ следует, что главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее -главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Пункт 107 подраздела 2 раздела 8 Положения о бюджетном процессе Мо «Бологовский район» в указанной части не соответствует п. 1 ст. 264.2 БК РФ, в связи с чем подлежит приведению в соответствие БК РФ.

Также подраздел 2 раздела 8 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не предусматривает составление отчета об исполнении бюджета, обязанность составления которого возложена на финансовые органы п. 5 ст. 2642БК РФ.

Пунктом 122 подраздела 6 раздела 8 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» к полномочиям финансового органа отнесено осуществление текущего финансового контроля, что противоречит п. 1 ст.265 БК РФ, предусматривающему проведение внешнего и внутреннего, предварительного и последующего контроля.

Кроме того, п. 2 ст. 2692 БК РФ к полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля отнесено проведение проверок, ревизий и обследований; направление объектам контроля актов, заключений, представлений и (или) предписаний; направление органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения; осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Вопреки указанным в п. 2 ст. 2692 БК РФ полномочиям, п.123 подраздела 6 раздела 8 Положения о бюджетном процессе МО «Бологовский район» поселения не содержит положений, предусмотренных вышеуказанной нормой БК РФ, в связи с чем, подлежит отмене и приведению в соответствие с законодательством.

Согласно п. 124, 125, 126 подраздела 6 раздела 8 Положения о бюджетном процессе Мо «Бологовский район» главный распорядитель -(распорядитель) бюджетных средств осуществляет финансовый контроль над подведомственными распорядителями (получателями) средств местного бюджета, контроль за использованием субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов; главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета осуществляет финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета, также вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета. Указанные пункты не содержат положений, в каком порядке должен осуществляться муниципальный финансовый контроль, а также перечень представленных полномочий не соответствует требованиям ст. 160.2-1 БК РФ.

Кроме того, Положение о бюджетном процессе МО «Бологовский район» не содержит норм, регламентирующих осуществление внешнего финансового контроля, а также подраздел 7 раздела 8 не содержит положений о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных ст. 3062 БК РФ.

Таким образом, п. 4 решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 27.11.2012 № 405 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области»; пп.1 раздела 2; п. 21 раздела 3; п.7, 9 раздела 4; пл. 10, 11 п. 13 раздела 4; п. 14 раздела 4; п.18 под. 2 раздела 4; п. 21 под. 3 раздела 5; п. 27 под. 4 раздела 5; п. 23 под. 6 разд. 5; п. 48 под. 4 раздела 6; п.33 под. 6 раздела 5; п. 34 под. 7 раздела 5; п. 47 под, 3 раздела 6; п. 64 под. 2 раздела 7; п. 67 под. 3 раздела 7; п. 74 под.4, п.91 под. 7, п. 97, 102, 103 под. 9 раздела 7; п. 106 под. 1 раздела 8; п. 107 под. 2 раздела 8; п. 122, 123, 124, 125, 126 под. 6 раздела 8; под. 7 раздела 8 приложения к решению Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 27.11.2012 № 405 подлежат отмене и приведению в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

ДАТА прокуратурой принесен протест председателю Собрания депутатов МО «Бологовский район» Тверской области об устранении выявленных нарушений закона и приведении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области» в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как следует из ходатайства заместителя главы администрации МО «Бологовский район» К.Ю.Н. от ДАТА на имя главы МО «Бологовский район» об объявлении выговора Холстининой Т.В., в ходе проверки Бологовской межрайонной прокуратуры требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений, противодействия коррупции должностными лицами Администрации Бологовского района, было выявлено административное правонарушение:

- в Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район», утвержденном Собранием депутатов МО «Бологовский район» от 27.1 1.201 2 года № 405.

Согласно ст.264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.52 п. 6 Федерального закона № 131 необходимо ежеквартально сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных бюджетных учреждений, с указанием расходов на их оплату труда, публиковать в средствах массовой информации. В Положение данные требования не были включены изначально и при внесении изменений также, что противоречит ст.3 ФЗ от 26.12.2008 года № 273 « О противодействии коррупции».

В письменном объяснении по данному факту Холстининой Т.В. видно, что она не считает себя виновной в нарушении законодательства.

Однако, в заключении на проект Решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области» она пишет: коррупциогенных факторов не обнаружено, не противоречит законодательству.

И в заключении на проект решения и в объяснительной записке видны некомпетентность и незнание законов Холстининой Т.В.

Применяя к истцу дисциплинарное взыскание в виде выговора в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, работодатель исходил из того, что работником допущены нарушения в части составления нормативных документов, а именно, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Бологовский район, утвержденном решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» Тверской области № 405 от 27 ноября 2012 года.

На проект решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» Тверской области «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области Холстининой Т.В., как <....> администрации, ДАТА было дано заключение №... об отсутствии в проекте решения коррупциогенных факторов и соответствии его действующему законодательству.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд установил, что в период работы Холстининой Т.В. с ДАТА в должности <....> проверка проекта Решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области» не поручалась, что исключает её ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части составления нормативных документов.

Утверждение представителя ответчика о том, что данное нарушение является длящимся, поскольку в 2012 году Холстинина Т.В. так же, как и в настоящее время, отвечала за проверку соответствия проектов муниципальных правовых актов закону, поэтому она подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в течение

одного месяца со дня обнаружения проступка, то есть с даты принесения прокурором протеста, не соответствует закону.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

В данном случае, ответчиком доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях истца конкретного, противоправного и виновного факта нарушения требований трудовой дисциплины представлено не было.

Учитывая диапазон должностных обязанностей истца, недостаточно в данном случае в приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности ограничиться ссылкой на ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, необходимо конкретизировать данное нарушение. Более того, сведения о времени совершения проступка (в распоряжении они отсутствуют) необходимы для решения вопроса о соблюдении работодателем срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о незаконном применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора, а потому требования истца об отмене выговора, наложенного распоряжением №... от ДАТА обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с п.63 Постановления Пленума ВС РФN63 от 28 декабря 2006 года "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Требование истца о возмещении морального вреда законно и обосновано, однако суд находит сумму морального вреда в 100 000 рублей, который был заявлен истцом, завышенной. Суд считает, что моральный вред с учетом требований разумности и справедливости подлежит возмещению в размере 2 000 рублей. При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, степень вины работодателя, характер и объем нравственных страданий истца от незаконного привлечения в дисциплинарной ответственности.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Холстининой Т.В. к администрации муниципального образования Бологовский район Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на Холстинину Т.В. распоряжением главы МО «Бологовский район» Тверской области №... от ДАТА «О дисциплинарном взыскании» в виде выговора.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области за счет средств бюджета муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в пользу Холстининой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 26 октября 2016 года.

Судья Ж.Н.Бондарева.