ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1072/2022 от 21.11.2023 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-48/2023

УИД 19RS0004-01-2022-001518-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года с. Аскиз Республики Хакасия

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Александровой А.В.

при секретаре Хольшиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ФИО2<адрес> Республики Хакасия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Атомэнергосбыт бизнес» об оспаривании действий, обязании совершить определенные действия,

с участием представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора ФИО2<адрес> Республики Хакасия Петровой К.С., представителя ответчика Тигунова К.С., действующей на основании доверенности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор ФИО2<адрес> Республики Хакасия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Атомэнергосбыт бизнес» (ранее - общество с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания») (далее – ООО «Атомэнергосбыт бизнес», Общество) о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой ФИО2<адрес> выявлен факт введения ДД.ММ.ГГГГ муниципальным казенным предприятием «Кабырчак-1» Вершино-Тейского поссовета ФИО2<адрес> Республики Хакасия (далее – МКП «Кабырчак-1», ранее - муниципальное унитарное предприятие «Кабырчак-1» Вершино-Тейского поссовета ФИО2<адрес> Республики Хакасия, МУП «Кабырчак-1») по требованию Общества ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони по точкам поставки: насосная станция 1-го подъема, ввод (<данные изъяты> введенные ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время не позволяют осуществлять функции по предоставлению коммунальных услуг населению и организациям рп. ФИО1 в полном объеме и надлежащего качества. Так, в настоящее время снижен объем поднимаемой воды из подземных источников, что привело к снижению (падению) давления в централизованных сетях холодного водоснабжения в рп. ФИО1. Кроме того, в связи с введением ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони МУП «Кабырчак-1» (в настоящее время - МКП «Кабырчак-1») не в полном объеме производит подпитку тепловой сети МУП «Кабырчак-1» (в настоящее время - МКП «Кабырчак-1») холодной водой (снижение уровня воды, находящейся в резервуарах), в связи с падением уровня давления, что влечет нарушение температурного режима теплоносителя МУП «Кабырчак-1» (в настоящее время - МКП «Кабырчак-1»), осуществляющего подачу тепловой энергии в многоквартирные дома для населения, а также социально-значимым объектам поселения. Из системного толкования положений ст. ст. 539, 540, п. 2 ст. 546 ГК РФ, Федерального закона «Об электроэнергетике», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не следует вывод о том, что в отношении граждан, добросовестно производящих платежи, возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных услуг из-за наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с поставкой централизованного холодного водоснабжения, осуществления водоотведения. Полагает, что действия ответчика по ограничению режима потребления электроэнергии на объектах МУП «Кабырчак-1» (в настоящее время - МКП «Кабырчак-1») влекут за собой безусловное наступление негативных экономических и социальных последствий, в том числе неблагоприятных последствий для добросовестных потребителей электрической энергии - граждан, использующих коммунальные услуги для личных нужд, что не гарантирует реализацию закрепленного Конституцией Российской Федерации право каждого на жилище. С учетом изложенного просит признать незаконными действия ООО «Атомэнергосбыт бизнес» (ранее - ООО «Региональная энергосбытовая компания») по введению режима ограничения подачи электроэнергии в отношении коммунальных объектов МУП «Кабырчак-1» (в настоящее время - МКП «Кабырчак-1»), обязать ответчика произвести бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на коммунальные объекты МУП «Кабырчак-1» (в настоящее время - МКП «Кабырчак-1») в рамках мощностей, технологически необходимых для осуществления централизованного холодного водоснабжения, водоотведения населения и организаций рп. ФИО1 со дня принятия решения суда.

Протокольным определением ФИО2 районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Сетевая компания Сибири».

В судебном заседании процессуальный истец – старший помощник прокурора ФИО2<адрес> Республики Хакасия ФИО4 поддержала требование о признании незаконным действий ответчика по введению режима ограничения подачи электроэнергии в отношении коммунальных объектов МКП «Кабырчак-1». При этом не поддержала требование об обязании ответчика произвести бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на коммунальные объекты МКП «Кабырчак-1» в рамках мощностей, технологически необходимых для осуществления централизованного холодного водоснабжения населения и организаций рп. ФИО1 со дня принятия решения суда. Указала на недопустимость результатов дополнительной экспертизы, поскольку экспертами во внимание были взяты документы, утвержденные после введения ограничения потребления электроэнергии.

Представитель ответчика Тигунова К.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на исковые требования. Указала, что с учетом заключения эксперта не нашел подтверждение довод прокурора о том, что ограничение режима потребления электроэнергии на объектах МКП «Кабырчак-1» до уровня технологической брони не позволяет оказывать населению и организациям коммунальные услуги надлежащего качества.

Ранее сторона ответчика в письменных возражениях указывала, что ООО «РЭК» с ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия. Согласно п. 2.2.1 Договора ООО «РЭК» вправе в случае наступления обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила ограничения), инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии по Договору. Во исполнение Договора МКП «Кабырчак-1» поставлялась электрическая энергия, которая в нарушение п. 5.6 Договора не была оплачена и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность составила 7 280 279,21 руб. В связи с чем, ООО «РЭК» направило в адрес МКП «Кабырчак-1» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ исх. . Ссылаясь на положения статей 539, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 7.1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 2, 5, 6, 7, 8, 8(2), 16, 16(1) Правил ограничения, ответчик указывает, что исходя из правового регулирования, направление уведомления и введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов поименованной категории потребителей является предусмотренной и допускаемой законом мерой воздействия гарантирующего поставщика на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате электроэнергии. Из анализа раздела II Правил деятельности гарантирующих поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, положений абз. 4 п. 3 Правил ограничений, следует, что права конечных потребителей товаров (работ, услуг) могут быть нарушены гарантирующим поставщиком только в результате незаконных, неправомерных действий по осуществлению ограничения режима потребления в отношении этих объектов электроэнергетики, используемых для производства и поставки таких товаров (работ, услуг). Регламентированные законодательством действия, совершенные в установленном порядке не могут быть признаны незаконными. Ответственность перед конечными потребителями несет МКП «Кабырчак-1», как единственная ресурсоснабжающая организация, обязанная осуществлять услуги по водоснабжению и водоотведению перед своими потребителями услуг. В свою очередь прокуратура должна принять меры к МКП «Кабырчак-1» и проверить исполнение обязательств по оплате за электроэнергию и по наличию независимых резервных источников снабжения электрической энергией. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Атомэнергосбыт бизнес» отменил ограничение и подал заявку на возобновление подачи электроэнергии по все объектам потребителя.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

По смыслу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом перечень способов защиты права не является исчерпывающим.

В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Вершино-Тейского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ-п единственным поставщиком для работ и услуг, связанных с поставкой, передачей холодного водоснабжения учреждениям Администрации Вершино-Тейского поссовета определено МКП «Кабырчак-1» (т. 1 л.д. 30).

Согласно постановлению Главы Вершино-Тейского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ-п МКП «Кабырчак-1» в хозяйственное ведение передано муниципальное имущество согласно списку (т. 1 л.д. 26-29).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Атомэнергосбыт бизнес» (гарантирующий поставщик) и МКП «Кабырчак-1» (потребитель) заключён договор энергоснабжения , по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательства осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю а потребитель – оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.2.1 договора гарантирующий поставщик вправе в случаях и в порядке, установленным действующим законодательством, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Исполняя договор, ООО «Атомэнергосбыт бизнес» в сентябре 2022 года поставил на объекты МКП «Кабырчак-1» электрическую энергию и предъявил счета на сумму 7 280 279 руб. 21 коп., которая МКП «Кабырчак-1» не была оплачена.

Ввиду неисполнения МКП «Кабырчак-1» обязательства по оплате ООО «Атомэнергосбыт бизнес» было направлено МКП «Кабырчак-1» уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которым было предложено МКП «Кабырчак-1» оплатить задолженность до ДД.ММ.ГГГГ, а также указано на то, что в случае непогашения задолженности, МКП «Кабырчак-1» необходимо до 12-00 ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони – 630 кВт и далее самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки в день, следующий за датой, в которую в соответствии с пунктом 16(1) Правил ограничения ими должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя) по вводу ограничения.

Потребителю предложено направить акт о введении ограничения, содержащий информацию о номерах и показаниях приборов учета на дату введения ограничения, направить в Саяногорское отделение ООО «РЭК» Филиал «АтомЭнергоСбыт» Хакасия и исполнителю (субисполнителю) в суточный срок.

Также указано, что после 12-00 час. ДД.ММ.ГГГГ исполнителем (субисполнителем) будет принудительно введено ограничение режима потребления путём отключения электроустановок до аварийной брони (контроль).

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Кабырчак-1» введено самостоятельное частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони, что подтверждается актом.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ потребитель уведомил гарантирующего поставщика о введении частичного ограничения режима потребления электроэнергии.

ДД.ММ.ГГГГ МКП «Кабырчак-1» письмом представило истцу план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления со сроком мероприятий по установке автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией - 6 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ исполнителем (субисполнителем) ООО «СКС» составлен акт о том, что принудительное ограничение режима потребления путём отключения электроустановок до аварийной брони не введено в виду отсутствия его согласования.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МКП «Кабырчак-1» направило ООО «Атомэнергосбыт бизнес» акт согласования технологической и (или) аварийной брони, который был подписан сторонами. Согласно акту уровень технологической брони установлен - 630 кВт, аварийной брони нет.

Определением судьи ФИО2 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры по обеспечению настоящего иска прокурора в виде запрета МКП «Кабырчак-1» выполнять обязательства по введению ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони, аварийной брони, а также полного ограничения по точкам поставки, указанным в договоре электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пояснений стороны ответчика и не оспорено сторонами, МКП «Кабырчак-1» оплатило задолженность, указанную в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, после чего ООО «Атомэнергосбыт бизнес» направило уведомление об отмене ограничения режима потребления электроэнергии.

В ходе рассмотрения дела, определениями ФИО2 районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по делу были назначены судебная инженерно-технологическая экспертиза и дополнительная экспертиза, проведение которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «ЭнергоМетроЭкспертиза» (далее – ООО «ЭнергоМетроЭкспертиза»).

Согласно экспертному заключению по результатам дополнительной экспертизы ООО «ЭнергоМетроЭкспертиза», введение ограничения режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони 630 кВт, позволяет МКП «Кабырчак-1» предоставлять коммунальные услуги централизованного холодного водоснабжения, водоотведения надлежащего качестве всех подключенных к водоснабжению в рп. ФИО1 юридических лиц, жилых домов. При полном отключении насосного оборудования МКП «Кабырчак-1» коммунальные услуги централизованного водоснабжения и водоотведения потребителям не оказываются.

Данное заключение судом признается надлежащим доказательством, так как экспертиза проведена компетентным экспертом, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, прокурор ссылается на незаконность действий ответчика по ограничению режима подачи электроэнергии на коммунальные объекты МКП «Кабырчак-1» ввиду того, что указанные действия повлекли нарушение прав и законных интересов добросовестных потребителей – граждан, использующих коммунальные услуги для личных нужд.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, сторона ответчика указывает на то, что действия, о незаконности которых утверждает процессуальный истец, осуществлены ООО «Атомэнергосбыт бизнес» в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий и в полном соответствии с условиями договора энергоснабжения, заключенного с МКП «Кабырчак-1», при этом ответственность перед третьими лицами за негативные последствия ненадлежащего исполнения данной организацией обязательств по оплате поставляемой электроэнергии должно нести само МКП «Кабырчак-1».

Разрешая возникший спор по существу, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения), а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила ).

Пункт 2 Основных положений устанавливает, что субъекты розничных рынков это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Потребитель это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно п. 1 Правил под ограничением режима потребления понимается полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами.

Ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из обстоятельств, указанных в п. 2 Правил , в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии.

В силу п. 7 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) утвержденный Правительством Российской Федерации порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями (участниками оптового и розничных рынков) в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в том числе запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, МКП «Кабырчак-1» на территории рп. ФИО1 является единственным предприятием, оказывающим услуги по предоставлению холодного водоснабжения населению и организациям, в том числе медицинским и образовательным учреждениям, располагающимся на территории Вершино-Тейского поссовета.

С учетом представленных стороной ответчика доказательств, не опровергнутых стороной истца, а также экспертного заключения по результатам дополнительной экспертизы, принимаемой судом в качестве допустимого и относимого доказательства по данному делу, суд исходит из того, что введенное ответчиком в отношении МКП «Кабырчак-1» ограничение режима подачи электроэнергии до уровня технологической брони 630 кВт не может привести к снижению качества коммунальной услуги централизованного холодного водоснабжения, водоотведения подключенных к водоснабжению в рп. ФИО1 юридических лиц, жилых домов.

При этом доводы процессуального истца о том, что дополнительная экспертиза проведена на основании схемы водоснабжения и водоотведения, актуализированной постановлением Администрации Вершино-Тейского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после введения режима ограничения потребления электроэнергии, судом отклоняются.

Как следует из представленной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Вершино-Тейский поссовет ФИО2 муниципального района Республики Хакасия, данная схема актуализирована по состоянию на весь 2022 год.

При проведении экспертизы экспертом принято во внимание наличие в муниципальном образовании насосного оборудования, отраженное в п. 1.4.3 схемы, которое сопоставлено с актом приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП «Кабырчак-1» от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что на момент введения ограничения потребления электроэнергии было установлено оборудование отличное от оборудования, отраженного в схеме и принятого во внимание экспертным учреждением, у суда не имеется.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

В силу п. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и её качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

На основании п. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, установлены Правилами .

В соответствии с п. 1 (1) Правил ограничение режима потребления - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами;

частичное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объёма подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определённого в соответствии с настоящими Правилами;

полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно абз. 2 пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с нарушением потребителем своих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг, если это привело к образованию задолженности по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Порядок ограничения режима потребления в связи с неисполнением потребителем своих обязательств регламентирован разделом II Правил , предусматривает, что инициатором введения ограничения режима потребления может быть гарантирующий поставщик в связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате электроэнергии, услуг (подпункт «а» пункта 4 Правил).

Данным разделом правил также установлен особый порядок и сроки введения ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Согласно п. 2 Приложения к Правилам к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населённых пунктов, - в отношении этих объектов.

Указанная категория потребителей в силу абз. 11 п. 7 ст. 38 Закона об электроэнергетике, п. 14(1), 14(2), 31(1), 31(4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, обязана обеспечить наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов согласовать с сетевой организацией технологическую и (или) аварийную броню.

Процедура ограничения режима потребления указанной социально-значимой категории потребителей в связи с неисполнением ими своих обязательств по оплате электроэнергии, услуг, включает в себя порядок, способы направления уведомления о частичном ограничении режима потребления и требования к его содержанию, этапы, сроки и порядок введения частичного ограничения до уровня технологической брони, уровня аварийной брони, выполнение мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Пунктом 5 Правил определено, что в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя о введении ограничения режима потребления.

Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (пункт 10 (1) Правил ).

Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счёт автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (п. 16 Правил ).

Пунктом 7.1 ст. 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Исходя из указанного правового регулирования, направление уведомления и введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении поименованной категории потребителей является предусмотренной и допускаемой законом мерой воздействия гарантирующего поставщика, сетевой организации на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потреблённой электроэнергии или услуги. Вместе с этим, ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным Правилами порядком, обеспечивающим соблюдение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Как следует из материалов дела, согласно приложению к договору энергоснабжения , являющемуся его неотъемлемой частью, и содержащему перечень точек поставки электрической энергии, по которым производится расчет за потребленную электроэнергию и алгоритм его расчета, в числе объектов энергоснабжения указаны: насосная станция 1-го подъема, ввод (артезианские скважины, водоводы); насосная станция 1-го подъема, ввод (артезианские скважины, водоводы); насосная станция 2-го подъема, ввод (артезианские скважины, водоводы); насосная станция 2-го подъема, ввод (артезианские скважины, водоводы), расположенные по адресу: <адрес>, рп. ФИО1, промышленная зона.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ-ПП (действующим в период возникновения спорных правоотношений) утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в числе которых указаны потребители (учреждения), расположенные на территории рп. ФИО1<адрес> Республики Хакасия.

Вышеперечисленные насосная станция <данные изъяты> которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

Основанием для инициирования ООО «Атомэнергосбыт бизнес» процедуры ограничения режима потребления энергоресурсов послужила задолженность ресурсоснабжающей организации МКП «Кабырчак-1» перед гарантирующим поставщиком.

На основании направленного Обществом уведомления МКП «Кабырчак-1» самостоятельно ввело ограничение потребления электрической энергии.

В уведомлении о введении ограничения режима потребления электрической энергии, направленных ресурсоснабжающей организации, гарантирующим поставщиком указаны точки поставки, в отношении которых требуется ввести ограничение режима потребления, обозначен размер задолженности потребителей. В случае неоплаты имеющейся задолженности указано на необходимость осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони 630кВт и далее самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки в день, следующий за датой, в которую в соответствии с п. 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления независимо от действий исполнителя по вводу ограничения.

В силу приведённых выше норм в отношении включённых в перечень организаций, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, действующим законодательством установлены обязательные для исполнения ими требования, которые позволяют должникам – ресурсоснабжающим организациям, при введении процедуры ограничения в соответствии с установленным порядком, не допустить ограничение предоставления коммунальных ресурсов своим потребителям.

Абзацем 4 п. 3 Правил установлено, что в случае если в результате введения в соответствии с разделом II настоящих Правил ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, используемых для производства и (или) поставки товаров (работ, услуг), прекращается производство и (или) поставка таких товаров (работ, услуг), ответственность перед потребителями этих товаров (работ, услуг) несёт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, собственник или иной законный владелец указанных устройств и (или) объектов, за исключением случаев:

когда такое ограничение режима потребления признано в установленном порядке незаконным;

когда такое ограничение режима потребления признано инициатором введения ограничения необоснованным;

совершения исполнителем (субисполнителем) действий по введению ограничения режима потребления в нарушение настоящих Правил, если это выразилось в досрочном введении такого ограничения либо во введении частичного ограничения режима потребления до уровня, величина которого менее величины, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления.

Из анализа раздела II Правил , положений абз. 4 п. 3 указанных Правил, разграничивающих ответственность между инициатором, исполнителем и собственником устройств и (или) объектов, следует, что права конечных потребителей товаров (работ, услуг) могут быть нарушены гарантирующим поставщиком, исполнителем ограничения режима потребления только в результате их незаконных, неправомерных действий по осуществлению ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств (объектов) электроэнергетики, используемых для производства и поставки таких товаров (работ, услуг).

Возможность совершения действий по направлению уведомлений названной социально – значимой категории потребителей в связи с наличием задолженности по оплате договоров энергоснабжения независимо от её итоговой суммы прямо предусмотрена Правилами .

Регламентированные законодательством действия, совершённые в установленном порядке, не могут быть признаны совершёнными с превышением допустимых пределов гражданских прав.

Какие-либо нарушения обществом при совершении таких действий порядка ограничения, свидетельствующие о превышении предоставленных прав, материалами дела не подтверждены.

Обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о незаконности, необоснованности инициированного обществом ограничения режима потребления и неправомерности его действий при введении ограничения, судом не установлены.

Из искового заявления следует, что по мнению истца, действия ответчика могут привести к нарушению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила ), согласно которым:

- ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121);

- действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 122 Правил ).

Между тем, истцом не доказано нарушение ООО «Атомэнергосбыт бизнес» действующего законодательства при совершении действий по направлению в адрес ресурсоснабжающей организации уведомления о необходимости введения режима частичного ограничения потребления электрической энергии и по введению режима частичного ограничения потребления электрической энергии.

Исходя из указанного правового регулирования, введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов поименованной категории потребителя является предусмотренной и допускаемой законом мерой воздействия гарантирующего поставщика, сетевой организации на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии или услуги.

В силу положений абз. 11 п. 7, п. 7.1 ст. 38 Закона об электроэнергетике, пунктов 14(1), 14(2), 31(1), 31(4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 16 Правил потребители, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должны обеспечить работу своих установок в случае частичного (полного) ограничения во избежание негативных последствий для конечного потребителя коммунальных ресурсов. Тем самым действующим законодательством установлены обязательные для исполнения требования, которые позволяют должникам - ресурсоснабжающим организациям, при введении процедуры ограничения в соответствии с установленным порядком, не допустить ограничение предоставления коммунальных ресурсов своим потребителям.

Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10(1) Правил ).

Таким образом, при наличии доказательств об отсутствии негативных последствий, вызванных введением ограничения потребления электроэнергии до уровня технологической брони 630 кВт и наличием у ответчика правовых оснований для применения такой меры, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

Согласно ч. 3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований прокурора к ООО «АтомЭнергоСбыт Бизнес», в обеспечение которых были приняты вышеназванные меры по обеспечению иска, судом отказано, суд приходит к выводу, что оснований для сохранения обеспечительных мер не имеется.

В связи с этим суд полагает необходимым отменить меры по обеспечению иска, принятые определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления прокурора ФИО2<адрес> Республики Хакасия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Атомэнергосбыт бизнес» об оспаривании действий, обязании совершить определенные действия - отказать.

Отменить меры по обеспечению иска, принятые определением ФИО2 районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ в виде:

- запрета Муниципальному унитарному (в настоящее время казенному) предприятию «Кабырчак-1» Вершино-Тейского поссовета ФИО2<адрес> Республики Хакасия в дальнейшем выполнять обязательства по введению ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони, аварийной брони, а также полного ограничения по точкам поставки, указанным в договоре электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.

- обязания Общества с ограниченной ответственностью «Региональная энергосбытовая компания» (в настоящее время общества с ограниченной ответственностью «Атомэнергосбыт бизнес») произвести бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на коммунальные объекты Муниципального унитарного (в настоящее время казенного) предприятия «Кабырчак-1» Вершино-Тейского поссовета ФИО2<адрес> Республики Хакасия в рамках мощностей, технологически необходимых для осуществления централизованного холодного водоснабжения, водоотведения р.п. ФИО1<адрес> Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий А.В. Александрова

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Александрова