ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1097/2018 от 13.02.2018 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2 – 1097/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Уфа 13 февраля 2018 года

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Казбулатова И.У.,

при секретаре Галиевой Ю.З.,

с участием представителя истца Ефимова С.В.,

Галяутдиновой А.Ш.,

представителей ответчика Ахметшина А.И.,

Хафизова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Узбекова Эрика Рифатовича к АО «Тюрк ХАВА Йоллары» ( Турецкие Авиалинии) о защите прав потребителя,

установил:

Узбеков Э.Р. обратился в суд с иском к АО «Тюрк ХАВА Йоллары» (Турецкие Авиалинии) о защите прав потребителя. В обоснование иска, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел у авиакомпании Turkish Airlines два электронных билета ( бронирование S16SLG) по маршруту Детройд-Уфа стоимостью 1537.20 долларов, что составляет 87 140,17 руб. с посадками в <адрес> и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец и его супруга не были допущены перевозчиком на указанный рейс по причине несоответствия проездных документов, а именно, отсутствия канадской визы, о чем, по мнению истца, не был уведомлен при приобретении билетов. Истец приобрел повторно два билета в указанной авиакомпании, минуя Канаду, стоимость которых составила 104 064,00 руб. Таким образом разница между билетами составила 16 923,83 руб. ( 104 064,00 руб. – 87 140,17 руб.). 20 октября 2017 года истец направил ответчику претензию с требованием компенсировать затраты по приобретению повторных авиабилетов, однако по настоящее время требование истца не удовлетворены. 27 декабря 2017 года истец повторно направил претензию о компенсации затрат на приобретенный авиабилет по маршруту DTW-UFA в сумме 87 140,17 руб., а также разницу в стоимости авиабилетов в размере 16 923,80 руб., морального вреда в размере 5000,00 руб. Указанная претензия также была оставлена ответчиком без внимания.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика стоимость авиабилетов в размере 87 140,17 руб., разницу в стоимости авиабилетов в размере 16 923,83 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 руб., штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы.

Из отзыва представителя ответчика следует, что ответственность за предоставление надлежащим образом оформленных документов лежит на пассажире. Истец приобретал билеты на рейс через официальный сайт АО «Тюрк Хава Йоллары». При процедуре покупки билетов на сайте авиакомпании, пассажир не мог приобрести билет, предварительно не ознакомившись с Общими правилами перевозки пассажиров и багажа. Отметка об ознакомлении с правилами перевозчика, производится путем проставления галочки в пункте: «Я прочитал ( а) и принимаю условия положения, общие правила перевозки пассажиров и багажа и правила применения тарифа». Также из пояснений к отзыву ответчика следует, что международная перевозка, на которую не был допущен истец по причине несоответствия визовых документов должна была состояться 17 августа 2017 года. Между тем претензия к ответчика о возмещении материального ущерба в размере стоимости неиспользованного билета, морального вреда направлена ответчику лишь 27 декабря 2017 года. Таким образом, по мнению ответчика, срок для предъявления истцом претензии нарушен.

Из возражений истца на отзыв ответчика следует, что ответчик не представил информацию о необходимости визы при покупке билета. Истец был уведомлен на сайте ответчика лишь о невозвратности билетов, сведения об его информировании о других условиях перевозки и требуемых для ее выполнения документов, а именно получения визы отсутствуют.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца.

Представители истца ФИО6, ГаляутдиноваА.Ш. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представители ответчика ФИО7, ФИО8 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просили отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав стороны, изучив доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07 февраля 1992 года изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 12 вышеуказанного Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункты 1, 2).

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом, условия договора воздушной перевозки пассажира содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе (пункт 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 (далее Правила воздушных перевозок от 28.06.2007 N 82).

Согласно пункту 2 статьи 101 Воздушного кодекса Российской Федерации международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Согласно ч.1 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (ч.2).

Согласно ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

В соответствии со ст. 106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.В силу ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, в том числе в случае нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее – Правила), в соответствии с п. 5 которых пассажир обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.

Согласно п. 83 Правил, размещенных на сайте ответчика, при международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

Из материалов дела следует, что 04 июня 2017 года Узбеков Э.Р. посредством системы бронирования на сайте https://www.turkishairlines.com приобрел 2 электронных билета для себя и супруги по маршруту следования Детройд-Уфа, в том числе с пересадкой в городе Торонто ( Канада). Общая стоимость билетов составила 87140,17 руб.

Указанная сумма была перечислена на счет ответчика в полном объеме, что не оспаривается сторонами.

17 августа 2017 года истцу и его супруге было отказано в регистрации на вышеуказанный рейс по причине отсутствия канадской визы.

Истец приобрел повторно два билета в указанной авиакомпании, минуя Канаду, стоимость которых составила 104 064,00 руб.

20 октября 2017 года истец направил ответчику претензию с требованием компенсировать затраты по приобретению повторных авиабилетов, однако по настоящее время требование истца не удовлетворены.

27 декабря 2017 года истец повторно направил претензию о компенсации затрат на приобретенный авиабилет по маршруту DTW-UFA в сумме 87 140,17 руб., а также разницу в стоимости авиабилетов в размере 16 923,80 руб., морального вреда в размере 5000,00 руб. Указанная претензия также была оставлена ответчиком без внимания.

Истец в обосновании требований ссылается на то, что при приобретении электронных билетов ответчиком ему не была предоставлена необходимая информация об условиях перевозки и требуемых для ее выполнения документов, так как сведения о необходимости получения канадской визы на сайте при бронировании билетов отсутствовали, что повлекло нарушение прав истца, как потребителя услуг.

Указанные доводы суд полагает необоснованными, поскольку положения ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 106, 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" не содержат требования к перевозчику (уполномоченному агенту) предоставлять пассажиру информацию о требованиях, связанных с пограничным контролем, предусмотренных законодательством иностранных государств.

Кроме того, в электронном билете указано, что ответственность за наличие визы или других необходимых для въезда документов несет пассажир ( л.д.17).

Принимая условия опубликованного договора оферты, Истец обязался до начала бронирования ознакомиться с информацией, размещенной на сайте «Полезная информация» и включающей в себя общие правила перевозок, правила регистрации и посадки на рейс, информацию о необходимых для поездки документов, правила перевозки детей, правила прохождения ветеринарного, фитосанитарного, таможенного, пограничного и предполетного контролей и другую необходимую информацию.

Согласно ст. 14.2 Общих условий перевозок Turkish Airlines, пассажир предъявляет все разрешения на въезд, выезд, медицинские справки и иные документы, требуемые положениями законодательных актов, правил, указов, приказов и нормативов соответствующих стран, а также разрешает Перевозчику снимать и хранить копии с таких документов ( л.д.73).

Таким образом, обязанность по соблюдению визового/въездного и иных режимов возлагается на пассажира.

Из копий электронных билетов, имеющихся в деле, следует, что маршрут-квитанция содержала информацию о том, что транзит проходил через территорию Канады, с посадкой в городе Торонто.

Утверждение ответчика о том, что истец и его супруга имели возможность заблаговременно оформить визу временного резидента, позволяющую въехать в Канаду, ничем по делу не опровергается, Правила обслуживания с момента бронирования авиабилетов ответчиком не менялись.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что на сайте https://www.turkishairlines.com истцу в полном объеме была представлена информация о необходимости наличия при заказе билетов на рейс Детройд-Уфа, в том числе с пересадкой в городе Торонто ( Канада), оформленных в установленном порядке выездных, въездных и других документов, требуемые в соответствии с законодательством страны через территорию которой будет осуществляться перевозка.

Истец при заключении договора международной перевозки был информирован о том, что оформление визы для въезда в иностранное государство является обязанностью пассажира, согласился с условиями перевозки, правилами по тарифу авиакомпании, приобрел билеты на авиарейс и произвел их оплату.

Доказательств обращения к ответчику за разъяснениями о необходимости наличия и порядке оформления документов, необходимых при приобретении авиабилетов на выбранный авиарейс ни до, ни после заключения договора перевозки до момента регистрации на рейс, равно как и доказательств отказа ответчика в предоставлении по запросу Узбекова Э.Р. необходимых разъяснений суду не представлено.

Поскольку положения ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 106, 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (Зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2007 года N 10186) не содержат требования к перевозчику (уполномоченному агенту) предоставлять пассажиру информацию о требованиях, связанных с пограничным контролем, предусмотренных законодательством иностранных государств, суд полагает оснований для удовлетворения исковых требований нет.

Оценивая доводы представителя ответчика о несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора, по причине подачи претензии позднее 7 дней с момента причинения ущерба, суд считает, что данная категория споров не содержит законодательно установленного ограничения сроков на подачу претензии.

Требование истца о взыскании морального вреда, штрафа также не подлежат удовлетворению в виду того, что указанные требования являются производными от основного, в удовлетворении которого судом отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Узбекова Эрика Рифатовича к АО «Тюрк ХАВА Йоллары» ( Турецкие Авиалинии) о защите прав потребителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.

Председательствующий: п/п Казбулатов И.У.

Верно: судья Казбулатов И.У.