ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1097/2021 от 27.01.2022 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-40/2022 (2-1097/2021)

УИД 66RS0010-01-2021-001788-84

Решение в окончательной форме принято 27 января 2022 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Кушва 20 января 2022 года

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

с участием прокурора Ступиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда Свердловской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кушвы обратился в суд интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы», в котором просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2022 установить на пешеходных переходах, расположенных на пересечении улиц Строителей и Союзов, а также улиц Союзов и Свободы, звуковую сигнализацию, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 23600, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

В обосновании иска указано, что в прокуратуру города Кушвы поступило обращение председателя Кушвинской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское Общество Инвалидов» /-/ с просьбой оказать помощь в установке светофора со звуковым сигналом для людей с ограничениями по зрению на перекрестке ул. Союзов и ул. Строителей, а также на перекрестке ул. Союзов и ул. Свободы. Проведенной по обращению проверкой установлено, что на пересечении улиц Союзов и Строителей, а также на пересечении улиц Союзов и Свободы установлен светофорный объект (группа дорожных светофоров, регулирующая очередность движения конфликтующих транспортных средств и пешеходов). Из обращения следует, что указанные пешеходные переходы регулярно используются людьми с ограничениями по зрению. Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» создано администрацией Кушвинского городского округа на основании постановления от 29.06.2011 № 648 путем переименования и изменения типа существующего муниципального учреждения «Комитет жилищно-коммунальной сферы» Кушвинского городского округа, созданного на основании постановления главы Кушвинского городского округа от 30.01.2008 № 135. В своей деятельности Комитет руководствуется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, нормативными правовыми актами Кушвинского городского округа, а также Уставом. Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в финансовом органе Кушвинского городского округа, печать с изображением герба Российской Федерации и с полным официальным наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки. В силу п. 2.2.34 Устава Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы», Комитет обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Кушвинского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), в том числе на платной основе, осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно абз. 5 п. 7.5.3 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются пешеходы с нарушением функций зрения, а также с нарушением функций зрения и слуха, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию по ГОСТ РИСО 23600, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами. Согласно ГОСТ Р ИСО 23600-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров» целью настоящего международного стандарта является установление требований к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Люди с нарушением функций зрения и с нарушением функций зрения и слуха, передвигающиеся самостоятельно, используют множество способов и косвенных знаков в окружающей среде для того, чтобы начать безопасный переход улицы. Звуки и другие сигналы окружающей среды снабжают информацией о времени и направлении перехода. На переходе, оборудованном пешеходным светофором со звуковыми и тактильными сигналами, лица с нарушением функций зрения и лица с нарушением функций зрения и слуха обеспечены подобной информацией. На переходе, не оборудованном пешеходным светофором со звуковыми и тактильными сигналами, лица с нарушением функций зрения и лица с нарушением функций зрения и слуха вынуждены использовать звуки движущегося транспорта, чтобы определить время, когда можно начать переход, и направление движения. Однако звуки движущего транспорта не всегда различимы и часто недостаточны. В этом случае большинство людей с нарушением функций зрения и с нарушением функций зрения и слуха должны полагаться на постороннюю помощь. Установка на пешеходных светофорах звуковых и тактильных сигналов значительно увеличивает способность лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха передвигаться самостоятельно и безопасно. Звуковые и тактильные сигналы пешеходного светофора позволят лицам с нарушением функций зрения и лицам с нарушением функций зрения и слуха точно узнавать время включения разрешающего переход сигнала. Они также могут предоставлять информацию о направлении и геометрии перехода. Технические характеристики и методы установки, звуковых и тактильных сигналов пешеходных светофоров различаются в разных странах. В настоящем стандарте установлены требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, а также технические характеристики и критерии выполнения. Указанный стандарт устанавливает требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, национальных стандартов, пешеходные переходы на пересечении улиц Союзов и Строителей, а также на пересечении улиц Союзов и Свободы звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, не оборудованы. Факт обращения Председателя Всероссийского Общества Инвалидов Баженова A.JL в прокуратуру города свидетельствует о том, что в настоящее время имеется реальная потребность в оборудовании пешеходных переходов на указанных перекрестках соответствующей звуковой сигнализацией для соблюдения принципа доступности людям с ограничениями по зрению.

Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Также стороны извещены путем направления судебных извещений по месту нахождения и регистрации.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Кушвы Ступина Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Указала, что заявленные в иске пешеходные переходы находятся в центре города, поэтому регулярно используются людьми с ограничениями по зрению.

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил, возражений, ходатайств не заявил, отзыв на заявленные исковые требования не представил.

Представитель третьего лица Кушвинской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское Общество Инвалидов» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил, возражений, ходатайств не направил.

Суд, принимая во внимание доводы истца, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основных задач государства определены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог являются разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

На основании ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 6.6 Правил дорожного движения для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава Кушвинского городского округа, принятого Решением Кушвинской городской Думы от 09.06.2005 № 313 к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» создано администрацией Кушвинского городского округа на основании постановления от 29.06.2011 № 648 путем переименования и изменения типа существующего муниципального учреждения «Комитет жилищно-коммунальной сферы» Кушвинского городского округа, созданного на основании постановления главы Кушвинского городского округа от 30.01.2008 № 135 (п. 1.1. Устава Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы»).

В соответствии с п. 1.3. Устава Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» в своей деятельности Комитет руководствуется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, нормативными правовыми актами Кушвинского городского округа, а также настоящим Уставом.

Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в финансовом органе Кушвинского городского округа, печать с изображением герба Российской Федерации и с полным официальным наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки (п. 1.4. Устава Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы»).

В силу п. 2.2.34 Устава Комитет в области реализации муниципальной отраслевой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Кушвинского городского округа обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Кушвинского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), в том числе на платной основе, осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно абз. 5 п. 7.5.3 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются пешеходы с нарушением функций зрения, а также с нарушением функций зрения и слуха, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию по ГОСТ Р ИСО 23600, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

Судом установлено, что 21.10.2021 прокурору г. Кушва поступило письменное обращение председателя Кушвинской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийского Общества Инвалидов» /-/ с просьбой в оказании помощи и содействия в установке светофора со звуковым сигналом для людей с ограничениями по зрению на перекрестке ул. Союзов и ул. Строителей, а также на перекрестке ул. Союзов и ул. Свободы /л.д. 9/.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой по указанному обращению, установлено, что на пересечении улиц Союзов и Строителей, а также на пересечении улиц Союзов и Свободы установлен светофорный объект (группа дорожных светофоров, регулирующая очередность движения конфликтующих транспортных средств и пешеходов). При этом в нарушение требований действующего законодательства, национальных стандартов, пешеходные переходы на пересечении указанных улиц (ул. Союзов и ул. Строителей, ул. Союзов и ул. Свободы) звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, не оборудованы.

В материалы дела представлены фотоснимки пересечения улицы Союзов и улицы Строителей /л.д. 14/, улицы Союзов и улицы Свободы /л.д. 15/, из которых видно, что перекрестки имеют разметку пешеходного перехода, движение регулируется группой дорожных светофоров, в том числе пешеходными. При этом спорные участки дороги являются протяженными и оживленными, имеют более одной полосы для движения транспортных средств.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отсутствие звуковой сигнализации на светофорных объектах не только создает неудобства при передвижении пешеходов с нарушениями функций зрения, но и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, не соответствуют основным принципам безопасности дорожного движения. Факт обращения Председателя Кушвинской местной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийского Общества Инвалидов» /-/ в прокуратуру города свидетельствует о том, что имеется реальная потребность в оборудовании пешеходных переходов на указанных перекрестках соответствующей звуковой сигнализацией для соблюдения принципа безопасности и доступности для людей с ограничениями по зрению.

Именно на Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом Кушвинского городского округа и Уставом Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Кушвинского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В ходе судебного разбирательства факт отсутствия звуковой сигнализации на пешеходных переходах, расположенных на пересечении улиц Строителей и Союзов, а также улиц Союзов и Свободы, отвечающей требованиям ГОСТ Р ИСО 23600-2013, подтвержден и ответчиком не оспорен.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения мероприятий по установке звуковой сигнализации суд принимает во внимание требования истца, фактические обстоятельства дела. Истец просит суд установить срок для исполнения требований прокурора до 01.09.2022.

Суд считает данный срок достаточным и исполнимым для ответчика, в том числе с учетом соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» в срок до 01.09.2022 установить на пешеходных переходах, расположенных в городе Кушва на пересечении улиц Строителей и Союзов, а также улиц Союзов и Свободы, звуковую сигнализацию, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 23600-2013, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Кушвинский городской суд Свердловской области.

Судья В.В. Мальцева