Гражданское дело № 2 - 10/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2019 года город Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Морозовой И. С.
при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,
с участием представителя истца – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Иванова А. А.,
представителя материального истца - администрации Торжокского района Тверской области Соловьевой Т. М.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Инвест» - Поляковой Н. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к обществу с ограниченной ответственностью «Сельхоз - Инвест» о возмещении ущерба, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сельхоз - Инвест» (далее по тексту – ООО «Сельхоз - Инвест») о возмещении ущерба, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в размере 364 130 457 рублей 54 копейки в бюджет Торжокского муниципального района Тверской области.
В обоснование исковых требований истцом указано следующее.
В пунктах 1, 16, 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, определено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в осуществлении государственного управления в области регулирования отношений недропользования Министерство, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный надзор в сфере недропользования, в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право предъявлять иски о возмещении и (или) предотвращении вреда окружающей среде, недрам, объектам животного мира, природным ресурсам, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации.
В рамках реализации возложенных на Министерство полномочий в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения ООО «Сельхоз - Инвест» условий пользования недрами, предусмотренных лицензией на пользование недрами, установлены нарушения природоохранного законодательства.
По итогам проведенной проверки в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Сельхоз - Инвест» Лободанова М. Ю. вынесено постановление о назначении административного наказания от 23 января 2017 года № 516.
Материалами дела об административном правонарушении установлено следующее.
В нарушение действующего законодательства ООО «Сельхоз - Инвест» в период с 25.12.2015 г. по 02.12.2016 г. осуществляло добычу песчано-гравийного материала на земельных участках с кадастровыми номерами 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264 и 69:33:0000012:265, относящихся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», а также осуществляло работы по добыче полезных ископаемых без согласованных с территориальными органами Ростехнадзора годовых планов развития горных работ на 2015 - 2016 годы, в том числе, за границами горного отвода.
Согласно расчету размера вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в результате пользования ООО «Сельхоз - Инвест» недрами на указанных земельных участках, расположенных вблизи д. Большая Песочня Торжокского района Тверской области, размер вреда, причиненного недрам, составил 364 130 457 рублей 54 копейки.
Ссылаясь на ст. 51 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395 - 1 «О недрах», ст. 77, ч. 1 и ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, п.п. 30 - 31, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», ст. 1064 ГК РФ, ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, истец просит взыскать с ответчика ущерб, причиненный недрам, в размере 364 130 457 рублей 54 копейки.
Протокольным определением Торжокского городского суда от 07 декабря 2018 года администрация Торжокского района Тверской области была привлечена к участию в деле в качестве материального истца, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центральное управление Ростехнадзора.
Определением Торжокского городского суда от 22 января 2019 года, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле привлечен Гаврильев Павел Сергеевич, как ликвидатор ООО «Сельхоз-Инвест».
Представитель истца – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Иванов А. А. исковые требования поддержал в полном объёме, просил иск удовлетворить, полагая доводы представителя ответчика необоснованными.
Представитель материального истца - администрации Торжокского района Тверской области Соловьева Т. М. в судебном заседании полагала исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ООО «Сельхоз-Инвест» - Полякова Н. Е. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым из системного толкования статей 15, 1064 ГК РФ следует, что для возложения на лицо имущественной ответственности за вред, причиненный недрам, необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: факт нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в части порядка использования и охраны недр на территории Российской Федерации, наступления вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. Недоказанность хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств исключает возможность возложения на ответчика имущественной ответственности за вред, причиненный недрам. Ни текст искового заявления, ни доказательства, представленные в материалы дела, не содержат, по мнению ответчика, указания и подтверждения ни одного из вышеназванных обстоятельств. Истец не указал и не доказал с достаточной степенью вероятности ни одного обстоятельства, подлежащего доказыванию в рамках настоящего спора. Размер ущерба рассчитан на основании показателей, содержащихся в техническом отчёте о выполнении комплекса маркшейдерских работ на объекте: участок недр «Малая Песочня», расположенный по адресу: Тверская обл., Торжокский р-он, в районе д. Малая Песочня (кадастровые номера участков 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264,69:33:0000012:265), выполненного АНО «Аудит недропользования и консалтинг» на основании технического задания (Приложение № 1 к государственному контракту № 3349 от 08.06.2016 г.), задания на проведение маркшейдерских исследований от 07.11.2016 г. № 35, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области. В соответствии с представленным истцом расчётом размера вреда (л.д. 56) объём добытого полезного ископаемого, который поименован истцом как объем самовольно вывезенного, песка составляет 706 772 м?, при этом в акте проверки указанный показатель обозначает объем полезных ископаемых, добытых обществом за границами горного отвода. Запасы полезных ископаемых утверждены Министерством природных ресурсов в границах уточненного горного отвода, площадь которого соответствует площади лицензионного земельного участка, за границами горного отвода запасы не утверждались, а соответственно для определения объёма добытого полезного ископаемого необходимо было провести доразведку и экспертным путём установить этот объём, в противном случае размер выемки свидетельствует только о количестве извлеченного материала, но не свидетельствует о присутствии в указанном объёме хотя бы какого-то объема полезного ископаемого. При этом в техническом отчёте отсутствуют сведения о наименовании полезного ископаемого, определение достоверного объёма добычи которого является целью работ (пояснительная записка, лист 3); каким образом был рассчитан объём добытого полезного ископаемого. Технический отчёт не соответствует Инструкции РД 07-603-03, утвержденной постановлением №73 от 06.06.2003 г., пункту 8 технического задания (Приложение №1 к государственному контракту №3349 от 08.06.2016 г.), а именно, результаты работ не содержат: однозначного определения местоположения объекта как в описательной, так и в графической части; заключения о соответствии фактических границ горной выработки границам горного отвода и проекту разработки месторождения; заключения о размере площади, глубине разработки и объеме изъятых полезных ископаемых в местах выявленных нарушений. Вопреки требованиям п.п. 8.1 проверка расчётов, приведенных в отчёте, без специальных технических средств не представляется возможной. Технический отчёт не содержит и не может содержать сведений об объеме каких-либо добытых полезных ископаемых, поскольку заданием на проведение маркшейдерских исследований от 07.11.2016 г. № 35-м перед исполнителем ставилась задача по определению объёма извлеченного грунта в границах горного отвода и за границами, при этом определять, содержалось ли в указанном грунте какое-либо полезное ископаемое, а также объём полезного ископаемого исполнителю не поручалось. По Приложению А, техническому заданию - не выполнен пункт 5.3 Инженерно-геологических работ по определению объёмов извлеченного полезного ископаемого, нет обоснований для выявления того, что входило в состав извлеченных масс. В Приложениях И, К картограммы земляных масс составлены с нарушением правил составления исполнительной документации и не подлежат проверке и анализу. Подсчет верхней поверхности взят по контуру выемки, а не из предшествующих топографических съемок до проведения работ, что может привести к неверным данным по объёмам. Для выполнения пункта 4.3 технического задания «Проведение расчета стоимости проведения работ по рекультивации по рекультивации нарушенных участков недр вне границ горного отвода» необходим проект по рекультивации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации. Данный вид деятельности в лицензии организации не прописан и не может приниматься в учет. Расчет размера вреда должен производиться в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564, согласно пункту 2 которых вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами. Согласно пункту 4 Правил № 564 размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: D = Lз + Сл + Со, где: D - размер вреда (рублей); Lз - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, Со - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей). Согласно пункту 6 Правил № 564 стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного, в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: Lз = Nбз х Р, где: Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами; Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей). Из вышеприведенной формулы следует, что для расчета размера вреда необходимо определить объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, размер вреда непосредственно зависит от объема нарушенных запасов. Учитывая отсутствие в отчёте сведений о наличии каких-либо полезных ископаемых на площади, которая указана в отчёте в качестве горной выработки за пределами горного отвода, в том числе о наименовании полезных ископаемых и методов, которыми определялось наличие каких-либо полезных ископаемых, применять в расчёте размера вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, показатель Lз некорректно, и получить показатель D не представляется возможным. Вышеназванные обстоятельства подтверждаются консультационно-рецензионным заключением специалиста на вышеназванный отчёт от 28.01.2019 г. Вызванные в суд для дачи пояснений по отчёту специалисты, подписавшие отчёт, в суд не явились, Министерство их явку не обеспечило. Кроме того, в соответствии с приказом о проведении выездной внеплановой проверки от 06.10.2016 г. к проведению проверки в качестве экспертов и лиц, имеющих право провести комплекс маркшейдерских работ, указаны лица, которые имели право на осуществление работ по геодезии. Ни один из привлеченных маркшейдеров к проведению работ привлечен не был. Указанный в качестве маркшейдера Хомяков С. И. к проведению проверки был привлечен в качестве геодезиста, никаких изменений в приказ о проведении проверки не вносилось, как указал представитель истца, доказательств обратного в материалы дела не представил. Указанный в качестве техника-геодезиста Казаков М. А. к проведению проверки привлечен не был. В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 20.12.2002 № 82 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр» предъявляются следующие требования к квалификации маркшейдеров: маркшейдер I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности маркшейдера II категории не менее 3 лет; маркшейдер II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности маркшейдера не менее 3 лет; маркшейдер: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-маркшейдера I категории не менее 3 лет. В техническом отчёте отсутствуют указания на документы, подтверждающие наличие профессиональных знаний и навыков в области маркшейдерских работ Хомякова С. И., а также подтверждающие наличие профессиональных знаний и навыков Пронина С. О. и Казакова М. А., в то время как в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 20.12.2002 № 82 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр» предъявляются следующие требования к квалификации техников-геодезистов: техник-геодезист I категории: среднее профессиональное (геодезическое) образование и стаж работы в должности техника-геодезиста II категории не менее 2 лет; техник-геодезист II категории: среднее профессиональное (геодезическое) образование и стаж работы в должности техника-геодезиста не менее 2 лет; техник-геодезист: среднее профессиональное (геодезическое) образование без предъявления требований к стажу работы. В соответствии с пояснениями, данными представителями истца, в приказ о проведении проверки в отношении общества по составу и распределению обязанностей при проведении проверки изменения не вносились. Судом было предложено представить доказательства наличия надлежащей квалификации у лиц, составивших и подписавших отчёт, вопреки требованиям Приказа о проведении проверки. В техническом отчёте указано, что определен объём на площади 26 га (включая горный отвод) и объём на площади 24 га (за горным отводом), из чего следует, что в границах горного отвода на трёх земельных участках обществом отработана площадь 2 га, что не соответствует ни одному доказательству, представленному в материалы дела. В соответствии с актом проверки (л.д.11, абзац 4) площадь земельных работ за границами горного отвода составила 23,5 га. Материалы дела не только не содержат указания на то, какое полезное ископаемое общество добывало, по мнению истца за границами горного отвода, но и состоят из доказательств, представленных Министерством, противоречащих друг другу. Так в соответствии с представленными заключениями комиссий и приказами Министерства природных ресурсов общество с 2015 года на основании лицензии осуществляло поиск, оценку, разведку и геологическое изучение участка недр, а в дальнейшем лицензионного участка с соблюдением условий лицензионных соглашений к лицензии ТВЕ 80169 и лицензии ТВЕ №80145 ТП, в соответствии с которой обществом с 3 квартала 2015 года по 2 - й квартал 2016 года имело место изучение спорного участка недр, которое осуществлялось в рамках указанной лицензии. При этом горноотводный акт на уточненный горный отвод был выдан обществу после утверждения технического проекта освоения месторождения 24.09.2016 г., в то время как приказ о проведении проверки был издан 06.10.2016 г. При указанных обстоятельствах утверждения о том, что общество осуществляло добычу какого-либо полезного ископаемого за границами горного отвода не соответствуют действительности, поскольку по утверждению истца общество вело добычу до установления границ горного отвода, что в свою очередь не подтверждено и противоречит, как было указано выше заключениям комиссий и приказам министерства природных ресурсов. Отсутствие границ горного отвода, установленных горноотводным актом 24.09.2016 г., исключает возможность утверждения о добыче за границами горного отвода до указанного момента, а также возможность использования материалов 2012 года и 2015 года. В судебном заседании в целях установления возможности проведения экспертизы судом истцу разъяснялось право на заявление ходатайства о проведении экспертизы, тем не менее представитель истца согласился с доводами ответчика о невозможности установления экспертным способом обстоятельств, которые могут подтвердить либо опровергнуть основания для подачи иска в связи с изменением на данный момент предмета экспертизы, в связи с чем, по мнению истца, однозначно утверждать о том, что спорное место разработки горного отвода сохранилось в том состоянии, в котором оно было в 2016 году, не представляется возможным, поскольку в отсутствие охраны месторождения была возможна незаконная добыча полезных ископаемых третьими лицами. Представитель ответчика с доводами истца о невозможности проведения экспертизы на данный момент согласился. Таким образом, стороны по делу пришли к выводу о том, что на настоящий момент в период рассмотрения дела не представляется возможным проведение дополнительных исследований непосредственно в месте горного отвода и предполагаемого выхода за его пределы в 2016 году в целях дополнительной проверки обстоятельств того, вышел ли ответчик за пределы горного отвода в период, указанный Министерством, и, если вышел, то каков объём добытого полезного ископаемого, поскольку за 2 года это место претерпело изменения, не позволяющие с необходимой степенью достоверности установить, каким оно было в указанный истцом период.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Центральное управление Ростехнадзора извещалось о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, ему были направлены судебные извещения по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с положениями ст. 54 ГК РФ.
Также указанное лицо извещалось путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Торжокского городского суда в сети «Интернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru. Об уважительных причинах неявки представителя указанное юридическое лицо не сообщило, об отложении разбирательства по делу не просило, об отсутствии технической возможности отслеживания информации на сайте суда не сообщало.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как уставлено Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
При этом в соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды устанавливает Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно ст. 6 Федерального закона 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года № 90-пп, закреплено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного управления в области регулирования отношений недропользования. В соответствии с п. 16, 21 Положения Министерство наделено полномочиями по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного экологического надзора, предъявлению исков о возмещении и (или) предотвращении вреда окружающей среде, объектам животного мира, природным ресурсам, причинённого в результате нарушения законодательства Российской Федерации.
Таким образом, исковое заявление подано Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, заявлено Министерством в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьёй 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Как установлено ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции. Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно ст. 24 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 7 Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 № 814 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых» установлено, что план развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. Подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.
В соответствии со ст. 7 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утверждённой Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 ноября 1999 года № 85, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ (далее - годовой план) в настоящей Инструкции понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее проектом), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ЦКР) и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ТКР) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), научных и проектных организаций (пункт 8 указанной Инструкции).
Инструкция устанавливает порядок согласования годовых планов развития горных работ (годовых программ работ в случаях разработки углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России, а также требования по обеспечению охраны недр, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении.
Согласно пункту 3 Инструкции требования Инструкции являются обязательными для территориальных органов Госгортехнадзора России, для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду (пункт 6 Инструкции).
В силу пункта 30 Инструкции производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается.
Пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» обращено внимание судов на то, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда. Необходимо учитывать, что Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.
В судебном заседании достоверно установлено, что ООО «Сельхоз - Инвест» является юридическим лицом, осуществляющим согласно уставу и Единого государственного реестра юридических лиц помимо прочего, следующие виды деятельности: разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча прочих полезных ископаемых, не включенных в другие группировки и проч. (т. 1 л. д. 13 – 19, т. 2 л.д. 84 - 107).
ООО «Сельхоз - Инвест» имеет лицензию Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 25 декабря 2015 года вида ТЭ на пользование недрами серии ТВЕ № 80169 сроком действия по 01 января 2020 года с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча песка строительного месторождения «Малая Песочня», участок недр расположен в 15 км северо-восточнее г. Торжок в 600 м, северо-восточнее д. Малая Песочня Торжокского района, участок имеет статус горного отвода (т. 2 л.д. 123 - 140).
Границы горного отвода для разведки и добычи песка строительного месторождения «Малая Песочня» установлены горноотводным актом к лицензии на пользование недрами ТВЕ 80169 ТЭ от 25 декабря 2015 года, выданным ООО «Сельхоз - Инвест» Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 23 сентября 2016 года (т. 1 л.д. 180).
В соответствии с решением Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 543-пи от 13.06.2017 г. право пользования участками недр местного значения по лицензии ТВЕ 80169 ТЭ сроком действия с 25.12.2015 до 01.01.2020 с целевым назначением для разведки и добычи песка строительного месторождения «Малая Песочня», расположенного в 15 км северо-восточнее г. Торжок в 600 м северо-восточнее д. Малая Песочня Торжокского района Тверской области, досрочно прекращено в связи с нарушением условий пользования недрами.
ООО «Сельхоз-Инвест» обращалось в Арбитражный суд Тверской области в заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании решения от 13.06.2017 г. № 543-пи о прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ТВЕ 80169-ТЭ- незаконным.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2017 года по делу № А66-12744/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2018 года по делу № А66-12744/2017 решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2017 года № А66-12744/2017 отменено. Признано незаконным и отменено решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.06.2017 г. № 543-пи о прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ТВЕ 80169-ТЭ.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2018 года № А66-12744/2017 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2018 года по делу № А66-12744/2017 оставлено без изменения, а кассационная жалоба Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области без удовлетворения.
Таким образом, лицензия ООО «Сельхоз-Инвест» ТВЕ 80169 ТЭ сроком действия с 25.12.2015 до 01.01.2020 на момент рассмотрения настоящего дела является действующей.
Обществу вменяется нарушение лицензионных условий лицензии ТВЕ 80169 ТЭ, повлекшее причинение материального ущерба недрам, имевшее место в период времени с 25.12.2015 г. по 02.12.2016 г.
ООО «Сельхоз - Инвест» также выдана лицензия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 05 августа 2015 года вида ТЭ на пользование недрами серии ТВЕ № 80141 сроком действия по 01 августа 2020 года с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча песка строительного месторождения «Б. Песочня», участок недр расположен в 12 км к северо-востоку от г. Торжок в 0,7 км к юго-востоку от д. Большая Песочня Торжокского района, участок имеет статус горного отвода (т. 2 л.д. 108 - 122).
Условия и порядок пользования недрами действующих указанных лицензий на пользование недрами согласованы ООО «Сельхоз - Инвест» и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, в условиях пользования недрами, являющихся приложениями к лицензиям.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права ООО «Сельхоз - Инвест» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264 и 69:33:0000012:265, расположенных вблизи д. Малая Песочня Торжокского района Тверской области, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», на которых обществом производятся работы (т. 1 л. д. 182, 183, 184).
Актом проверки Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 075-п от 02 декабря 2016 года выявлены следующие нарушения пользования ООО «Сельхоз - Инвест» недрами:
- в нарушение пункта 10 статьи 22 Закона «О недрах» и подпункта «з» пункта 4.1, подпункта «а» пункта 4.2 лицензии ТВЕ 80169 ТЭ производится добыча полезного ископаемого в период с 25.12.2015 г. по настоящее время без согласованного с территориальными органами Ростехнадзора годовых планов развития горных работ на 2015 и 2016 годы на месторождении «Малая Песочня»;
- в нарушение пункта 1 статьи 23, части 1 статьи 25.1 Закона «О недрах», подпункта «а» пункта 4.2 и подпункта «а» пункта 4.4 лицензии ТВЕ 80169 ТЭ осуществляются работы по добыче общераспространенного полезного ископаемого в период с 25.12.2015 г. по настоящее время на земельных участках, имеющих категорию «земли сельскохозяйственного назначения», на месторождении «Малая Песочня»;
- в нарушение статьи 7 Закона «О недрах», подпункта «к» пункта 4.1 и подпункта «а» пункта 4.2 лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80169 ТЭ осуществляется разработка месторождения «Малая Песочня» за границами горного отвода (т. 1 л.д. 6 - 12).
По данному факту должностное лицо – генеральный директор ООО «Сельхоз - Инвест» Лободанов М. Ю. постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 516 от 23 января 2017 года привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей (т. 1 л.д. 20 - 27).
Указанное постановление вступило в законную силу.
Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 517 от 23 января 2017 года ООО «Сельхоз-Инвест» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что у общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства о недрах, но им не были предприняты для этого все возможные меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей.
Решением арбитражного суда Тверской области от 30 марта 2017 года по делу № А66-2182/2017 постановление Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 23 января 2017 года № 517 о назначении административного наказания, принятого в отношении ООО «Сельхоз - Инвест» признано незаконным и отменено.
Вместе с тем, указанные постановления по делам об административных правонарушениях преюдициального значения в рамках гражданского дела не имеют.
Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом представлены доказательства добычи полезных ископаемых ответчиком с нарушением законодательства Российской Федерации о недрах, представлены доказательства размера ущерба.
В нарушение условий пользования недрами действующей лицензии ТВЕ 80169 ТЭ ООО «Сельхоз - Инвест» допустило добычу полезного ископаемого в период с 25.12.2015 г. по 02.12.2016 г. без согласованных с территориальными органами Ростехнадзора годовых планов развития горных работ на 2015 и 2016 годы на месторождении «Малая Песочня», осуществление работ по добыче общераспространенного полезного ископаемого в указанный период на земельных участках, имеющих категорию «земли сельскохозяйственного назначения», на месторождении «Малая Песочня», а также осуществление разработки месторождения «Малая Песочня» за границами горного отвода.
Факт непредставления ООО «Сельхоз- Инвест» на согласование в Центральное Управление Ростехнадзора ежегодных планов развития горных работ подтверждается информацией № 01-19/37147 от 27 декабря 2018 года, представленной Центральным Управлением Ростехнадзора по судебному запросу.
Указанные обстоятельства, а также вина ООО «Сельхоз - Инвест» в пользовании недрами, повлекшем причинение вреда недрам, подтверждаются вышеприведёнными доказательствами.
Доказательств производства работ по добыче полезных ископаемых иным юридическим лицом, либо производства их в установленном законом порядке и в соответствии с имеющимися у ООО «Сельхоз - Инвест» лицензиями на пользование недрами суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
На основании ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с указанной нормой права Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 564 были утверждены Правила расчёта размера вреда, причинённого недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно п. 3 указанных Правил расчёт размера вреда в отношении участков недр местного значения производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 указанных Правил установлена формула, по которой определяется размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе самовольным пользованием недрами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причинённый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьёй 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причинённый окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинён ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно техническому отчёту о выполнении комплекса маркшейдерских работ размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в результате пользования участком недр «Малая Песочня», расположенным по адресу: Тверская область, Торжокский район, в районе д. Малая Песочня, кадастровые номера 69:33:0000012:263, 69:33:0000012:264 и 69:33:0000012:265, с нарушением условий лицензии составил 364 130 457 рублей 54 копейки, из которых: стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного самовольным пользование недрами 73 546 694 рубля 32 копейки, фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного самовольным пользование недрами 289 652 899 рублей и фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда 930 864 рубля 22 копейки (т. 1 л.д. 28 - 56).
Согласно письменным пояснениям маркшейдера Хомякова С. И. для определения площадей земельных участков за пределами горного отвода и вычисления объёма добычи полезных ископаемых были выполнены полевые маркшейдерские работы в соответствии с методикой топографической съемки с применением геодезических спутниковых приёмников, имеющих свидетельства о поверке.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что при выполнении работ по подготовке технического отчета имело место нарушение технологии расчетов, повлиявших на результаты оценки ущерба, правильность расчетов которых фактически оспаривает ответчик, в материалах дела не имеется, стороной ответчика таковых не представлено.
Довод о неподтверждении квалификации специалистов, подготовивших технический отчёт, не может быть принят во внимание, поскольку данный отчёт подготовлен специализированной аккредитованной организацией, с которой заключён государственный контракт, следовательно, право на подготовку отчёта у указанных в нём лиц имелось.
Ссылку представителя ответчика о том, что представленный истцом технический отчёт и иные доказательства не содержат указания на то, какое добывалось полезное ископаемое, суд полагает необоснованной, ибо из технического отчёта формы 5-гр, а также отчёта о выполнении маркшейдерских исследований территории лицензии ТВЕ № 80141 ТЭ, представленных ООО «Сельхоз-Инвест» в Министерство, усматривается, что добывался именно песок, лицензия обществу была выдана также на добычу песка.
Бесспорных доказательств, свидетельствующих о добыче полезных ископаемых исключительно в границах горного отвода, а также с соблюдением условий лицензий, ответчиком суду не представлено.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству и в процессе судебного разбирательства сторонам разъяснялись положения ст.ст. 68 и 195 ГПК РФ, согласно которым в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон (Постановления КС РФ от 05.02.2007 г. № 2-П, от 14.02.2002 г. № 4-П, от 28.11.1996 г. № 19-П, Определение КС РФ от 13.06.2002 г. № 166-О).
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (Определение КС № 1642-О-О от 16.12.2010 г.).
Вопреки указанным требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о недостоверности технического отчёта о выполнении комплекса маркшейдерских работ, который был выполнен на основании государственного контракта специализированной организацией.
Обстоятельств, порочащих данное техническое заключение, вопреки доводам представителя ответчика, судом не установлено. Представленное ответчиком заключение специалиста, представляющее собой консультационно-рецензионное заключение от 28 января 2019 года на технический отчёт о выполнении комплекса маркшейдерских работ, отражающий недостатки в нем, не может быть признано допустимым доказательством, ибо не соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению, таковым не является.
Истцом суду был представлен расчёт размера вреда, причинённого недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, в результате нарушении условий пользования недрами действующей лицензии на пользование недрами.
Данный расчёт был произведён истцом в соответствии с Правилами расчёта размера вреда, причинённого недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564, проверен судом, правильность расчёта у суда сомнений не вызывает.
Обязательность проведения каких-либо лабораторных исследований того объема полезных ископаемых, который уже изъят, вопреки доводу представителя ответчика не предусмотрена действующим законодательством, в том числе Правилами расчёта размера вреда, причинённого недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 564.
Ходатайств о назначении по настоящему делу судебной землеустроительной экспертизы либо оценочной экспертизы с целью установления иного размера ущерба либо его отсутствия вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика в судебном заседании не заявлялось, несмотря на то, что судом разъяснялось стороне соответствующее право.
Утверждение представителя ответчика о том, что проведение экспертиз по делу невозможно в силу определённых обстоятельств, в том числе изменения предмета экспертизы, длительного периода времени, который прошёл с момента вменяемого ответчику нарушения, судом оценивается как носящее предположительный характер, ибо специальными познаниями в необходимой области представитель не обладает.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что в основу решения должен быть положен технический отчёт о выполнении комплекса маркшейдерских работ на объекте: участок недр «Малая Песочня», расположенный по адресу: Тверская область, Торжокский район, в районе д. Малая Песочня (кадастровые номера земельных участков 69:330000012:263, 69:33:0000012:264, 69:33:0000012:265), представленный в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подаче иска истцом.
Ссылки представителей сторон на наличие по данной категории дел иной судебной практики, не принимается во внимание, ибо в российской правовой системе судебный прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учётом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к ООО «Сельхоз-Инвест» о взыскании вреда, причинённого недрам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 1 000 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.
В соответствии с порядком, установленным ст. 50, пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Статьёй 1 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4 - ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» город Торжок наделён статусом городского округа.
При таких обстоятельствах, государственная пошлина должна быть взыскана в доход городского округа город Торжок Тверской области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой истец освобождён, в размере 60 000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз - Инвест» (юридический адрес: 172065, Тверская область, Торжокский район, деревня Большое Петрово, ИНН 6943006434, КПП 694301001, ОГРН 1076915001833, дата регистрации 30.08.2007 г.) в доход бюджета муниципального образования «Торжокский район» Тверской области сумму вреда, причинённого недрам, в размере 364 130 457 (Триста шестьдесят четыре миллиона сто тридцать тысяч четыреста пятьдесят семь) рублей 54 копейки по следующим реквизитам: наименование УФК по Тверской области (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области л/с 04362005750, ИНН 6950015221, КПП 695201001, расчетный счет 40101810600000010005, банк получателя Отделение Тверь, г. Тверь, БИК 042809001, ОКТМО 28654000 (Торжокский муниципальный район), КБК 32711635030050000140.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз - Инвест» (юридический адрес: 172065, Тверская область, Торжокский район, деревня Большое Петрово, ИНН 6943006434, КПП 694301001, ОГРН 1076915001833, дата регистрации 30.08.2007 г.) в доход городского округа город Торжок государственную пошлину в размере 60 000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И. С. Морозова
Решение принято в окончательной форме 08 февраля 2019 года.
Председательствующий И. С. Морозова