№2-1107/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Рочевой Н.В.,
рассмотрев 19 декабря 2012 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», ГКУ РК «<данные изъяты>» о возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», ГКУ РК «<данные изъяты>» о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной возле <адрес> и рекультивации земельного участка в срок до 01.06.2013. В обоснование требований прокурор указал, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на территории МО «Сыктывдинский», в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения «<данные изъяты> в границах деревни <данные изъяты> расположена несанкционированная свалка. Прокурор указывает, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду и приводит к нарушению прав и законных интересов населения жителей района «Сыктывдинский» на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании Липина С.М., участвующая в рассмотрении дела в качестве прокурора, уточнила исковые требования и просила суд возложить обязанность на ответчиков по ликвидации несанкционированной свалки путем возложения обязанности на администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в срок до 01.09.2013 принять меры по организации сбора и вывоза отходов с места свалки; на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в срок до 01.09.2013 принять меры по утилизации и переработке отходов в установленных границах; на ГКУ РК «<данные изъяты>» – организовать натурное обследование и проведение лесохозяйственных мероприятий с целью восстановления зеленых насаждений в месячный срок после ликвидации несанкционированной свалки.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Трефилова В.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, указав, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена и на ГКУ РК «<данные изъяты>», полагает, что разграничение обязанностей между ответчиками неприменимо в рассматриваемом случае, поскольку речь идет именно о несанкционированной свалке, располагаемой не в населенном пункте, а на землях лесного фонда.
Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» Дуркина Е.В., действующая на основании решения Совета, указала, что по состоянию на 01.01.2011 зарегистрированных лиц по месту жительства в <данные изъяты> нет, в связи с чем, так же полагала о необходимости совершения действий по ликвидации свалки общими усилиями всех ответчиков.
Представитель ответчика ГКУ РК «<данные изъяты>» Зыков Н.Н., действующий на основании приказа, требования прокурора признал законными и обоснованными, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ инспекторами учреждения обнаружена несанкционированная свалка возле деревни <данные изъяты>, материалы по факту которой переданы в следственный орган. Также указал, что в функции ГКУ РК «<данные изъяты>» входит надзор и контроль, хозяйственную функцию ответчик не несет, возложенные обязанности по профилактическим мероприятиям исполняются своевременно.
Представитель третьего лица Сыктывдинского районного комитета по охране окружающей среды Голодомилова Е.В., действующая на основании приказа, требования прокурора поддержала, пояснив, что по информации жителей деревни <данные изъяты> установлено, что свалка образовалась еще в ДД.ММ.ГГГГ, и, по мнению представителя, является несанкционированной, в связи с чем, полагала разграничение обязанностей между ответчиками по ее ликвидации обоснованными.
Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с актом обследования территории садоводческого комплекса в <данные изъяты>, проведенного специалистами Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, зафиксирована свалка, расположенная в <данные изъяты>. Согласно названного акта обследования площадь свалки составляет не менее <данные изъяты> объем отходов не менее <данные изъяты>
Судом при рассмотрении дела установлено и не оспаривается сторонами, что несанкционированная свалка расположена на административной территории сельского поселения «<данные изъяты>» муниципального района «Сыктывдинский».
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из следующего.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).
Согласно статье 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч.1 ст.22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Указанные положения корреспондируются в статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 13 Федерального закона ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения. Вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в силу п.14 ч.1 ст.15 этого же Закона отнесены к вопросам местного значения муниципального района.Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Кроме того, согласно п.18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», принятого решением Совета сельского поселения «<данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в сфере экологии и охраны окружающей среды администрация сельского поселения обеспечивает организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.13 ст.8 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», принятого решением Совета муниципального образования «Сыктывдинский» №29/2–2 от 17 января 2006 года, к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, из анализа изложенного следует, что в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду законодателем закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, и данная обязанность отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Факт существования несанкционированной свалки подтвержден материалами дела и не оспаривался представителями ответчиков в судебном заседании, что позволяет прийти к выводу о том, что со стороны ответчиков администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> как органов местного самоуправления не в полной мере осуществляются возложенные на них законом обязанности по организации сбора и вывоза, а также утилизации мусора на территории муниципального образования.
Наличие таких свалок уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
С учетом изложенного, установив, что несанкционированная свалка отходов потребления расположена на территории сельского поселения «<данные изъяты> муниципального района «Сыктывдинский», на основе анализа приведенного законодательства, суд находит требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки основанными на законе.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные положения действующего законодательства, суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> обязанность по организации сбора и вывоза отходов с места свалки, а на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» – обязанность принять меры по утилизации и переработке отходов в установленных границах.
При этом, доводы представителей администраций о том, что свалка не находится в черте населенного пункта, в связи с чем, обязанность по ее ликвидации лежит не на органе местного самоуправления, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в связи с чем, указанное представителем ответчика обстоятельство не может освобождать орган местного самоуправления от ответственности.
Рассматривая требования прокурора к ГКУ РК «<данные изъяты>», суд исходит из следующего.
Согласно п.1 Положения о Комитете лесов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 03.02.2012 №25 комитет лесов Республики Коми, подведомственным учреждением которого является ГКУ РК «<данные изъяты>», является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в сфере лесных отношений на территории Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации.
В соответствии со ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В силу ст.55 Лесного кодекса РФ и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Судом достоверно установлено, что в рассматриваемом случае загрязнение лесного массива в виде несанкционированной свалки не связано с деятельностью по использованию и эксплуатации леса.
Кроме того, по смыслу приведенных норм лесного законодательства сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, не является санитарно-оздоровительными мероприятиями лесного массива, поскольку данная деятельность не отвечает целям и задачам, установленным Правилами санитарной безопасности в лесах. Указанное свидетельствует о том, что на ГКУ «<данные изъяты>» не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки. В связи с указанными обстоятельствами доводы представителей ответчиков об обратном судом не могут быть приняты во внимание.
Вместе с тем, поскольку в функции ГКУ РК «<данные изъяты>», как подведомственного Комитету лесов РК учреждению, входит надзор и контроль за состоянием лесов на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, суд полагает необходимым возложить на ГКУ РК «<данные изъяты>» обязанность по организации натурного обследования спорной территории и лесохозяйственных мероприятий с целью восстановления зеленых насаждений.
С учетом изложенного и, принимая во внимание приведенные нормы закона, а так же установленные судом обстоятельства, суд находит требования прокурора с учетом их уточнений обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», ГКУ РК «<данные изъяты>» о возложении обязанности по совершению определенных действий в целях ликвидации несанкционированной свалки, расположенной возле <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>» в <данные изъяты> удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» обязанность в срок до 1 сентября 2013 года организовать сбор и вывоз отходов на месте свалки, расположенной возле <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>» в <данные изъяты>
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность в срок до 1 сентября 2013 года принять меры по утилизации и переработке отходов с места свалки, расположенной возле <данные изъяты> сельского поселения «<данные изъяты>» в <данные изъяты>
Возложить на ГКУ РК «<данные изъяты>» организовать натурное обследование и проведение лесохозяйственных мероприятий с целью восстановления зеленых насаждений в месячный срок после ликвидации свалки, расположенной возле <данные изъяты> сельского поселения «<данные изъяты>» в <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2012 года.
Судья Д.А. Колесникова