Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 декабря 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Х.Э. о приостановлении деятельности по эксплуатации АЗС до фактического устранения нарушений,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Х.Э. о приостановлении деятельности автозаправочной станции «Сафар», расположенного по адресу: <адрес><адрес> РД на земельном участке с кадастровым №, до фактического устранения указанных в иске нарушений законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> на основания поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР № по <адрес>, ФИО1 и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, КУ Ростехнадзора и органа муниципального земельного контроля проведена проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей.
В ходе проверки автозаправочной станции «Сафар», расположенной по адресу: <адрес> в с.<адрес> установлено, что индивидуальный предприниматель Х.Э. эксплуатирует указанную АЗС со следующими нарушениями противопожарного законодательства:
1. АЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (которые могут быть загрязнены нефтепродуктами), которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору п при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей- накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.39* НПБ 111-98; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
2. На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 91 НПБ 11-98*; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
3. Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.п. «в» п. 384 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
4. Выход из помещений МАЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ составляет менее 15 м. (В случае, если выход из помещений зданий МАЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.29 * НПБ 11-98; п. 6.18 СП 156.13130.2014);
5. На заправочном островке с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Высота должна быть не менее 2 м., а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом МАЗС.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.15 СП 156.13130.2014);
6. На заправочном островке СУГ отсутствуют очистные сооружения, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, для исключения возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (имеются частично) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 18 НПБ 111-98*; п. 8.20 СП 156.13130.2014);
7. Не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м, от ТРК с ЛВЖ до проезжей части дороги - менее 25 м, от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 — менее 60 м (АЗС и др.), от ТРК до здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров - меньше 12 м, от (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от 22.07.2008 №; приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.20014);
8. Собственник не организует проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п. 48 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
9.Противопожарное расстояние от МАЗС и ее установок до близлежащих зданий и дороги не соответствует нормативному (таб. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; таб. П. 6.4 НПБ 111-98*; табл. 5 СП 156.13130.20014 );
10.Устройство заправочных островков для СУГ должно исключать возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.14 СП 156.13130.2014);
11. Отсутствует наружный противопожарный водоем объемом не менее 200 м3, объем имеющегося водоема не соответствует требованиям. МАЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом объемом не менее 200 м3, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
12.Собственник не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет), (п. 12 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
13.Собственник не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, (п. 17 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
14.Собственник не обеспечил в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (не представлены документы), (п. 373 60 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
15. Резервуары для хранения СУГ не расположены подземно. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На МАЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, независимо от места размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой МАЗС. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 8.30 СП 156.13130.2014);
16. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
17. ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 6.29 СП 156.13130.2014).
В ходе проверки также выявлены следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности:
Перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №;
2. Клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий.(п. 1 ст. 9
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№);
3. Отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
4. Положение о производственном контроле не переработано и не изменено в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля.(п.5 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
5. Не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Проверкой установлены нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, в том числе:
1. В нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены.
2. В нарушение требования п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпиде-миологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены.
Также в нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, в ходе проверки данный документ не представлен, протоколы измерений факторов производственной среды не представлены.
3. Не соблюдается требование п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией.
4. В нарушение требования 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения АЗС не оборудованы нецентрализованной (автономной) системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
5. На автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
Допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной и промышленной безопасности, а также нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.
Неисполнение собственником АЗС «Сафар», расположенной по адресу: <адрес> в с.Н.ФИО1<адрес> РД на земельном участке с кадастровым номером 05:11:000056:823 обязанностей, установленных федеральным законодательством, может привести к наступлению неблагоприятных последствий, в том числе к гибели людей в случае ЧП и (или) аварий.
Прокуратурой в ходе судебного заседания исковые требования уточнены, согласно которым в ходе проверки были выявлены дополнительные нарушения правил пожарной безопасности, которые не были отражены в исковом заявлении, а именно:
- отсутствие на территории МАЗС указателей въезда и выезда для автотранспортных средств (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.17 * НПБ 111-98*;. 6.27 СП 156.13130.2014);
- не соблюдение расстояния от ТРК до помещений МАЗС. Выход из помещений МАЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ составляет менее 15 м. (В случае, если выход из помещений зданий МАЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.29 * НПБ 11- 98; п. 6.18 СП 156.13130.2014);
- не оборудование площадки для АЦ с жидким моторным топливом и с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара.
Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. [Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.35* НПБ 111-98*; п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014);
- система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от [ДД.ММ.ГГГГ№; п.71 НПБ 111-98*; п. 7.35 СП 156.13130.2014);
- резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %- го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 <адрес> технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.54 НПБ 111-98*);(п.54 НПБ 111-98*; п. 7.18 СП 156.13130.2014);
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема), прилож. 6 (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от 22.07.2008№; п.20.5 НПБ 111-98*; п. 8.35 СП 156.13130.2014);
- наполнение резервуаров ЛВЖ осуществляется с нарушением требований ПБ. Наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы проложенные подземно, а через люки резервуаров, при этом образовывая падающую струю (п.60 НПБ 111-98*);(ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ГПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.60 НПБ 111-98; п. 7.24 СП 156.13130.2014)
- заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) ( при наличии датчиков документы на испытание работоспособности системы газоанализаторов) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.20.9 НПБ 111-98*;8.40 СП 13130.2014).
- не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м, от ТРК от ТРК до зданий и сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 или мест массового пребывания людей- менее 60 м, от ТРК до здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров – меньше 12 м, от (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.20014);
- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования, приложение(ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; 6 п.22 НПБ 111-98*; п. 8.50 СП 156.13130.20014);
- имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения, (п. 407 1111 РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
- не разработана и не представлена декларация пожарной безопасности объекта, (ст. 64 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№);
- не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
- не допускается превышение допустимых норм вместимости резервуара СУГ.
На МАЗС общая вместимость резервуара превышает допустимые нормы (при визуальном осмотре видно что вместимость данного резервуара составляет более 40 м3), т.е. более 10 м3 (На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 20.1* НПБ 111-98*; ; п. 8.30 СП 156.13130.2014);
- при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.19.4* НПБ 111-98*; п. 8.23 СП 156.13130.2014);
- Подачу воды на наружное пожаротушение и орошение указанных АЗС допускается осуществлять посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 м3 (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от 22.07.2008 №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
- Стационарные системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу высокого давления с дистанционным пуском из помещения операторной (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 8.51 СП 156.13130.2014);
- Не обеспечена автоматизация систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации.
При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:
подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала МАЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой МАЗС объекта (при наличии); прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом ;
перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на МАЗС; отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 8.54 СП 156.13130.2014);
- в помещениях МАЗС отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации.
Все помещения МАЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала МАЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№, п.96* НПБ 111-98*; п. 6.39 СП 156.13130.2014);
- отсутствует приказ руководителя о назначении ответственного за пожарную безопасность (п. 2 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
- в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (п. 10 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
- сбросная труба паров СУГ и СПГ должна быть защищена от воздействия пожара(теплоизоляция, водяное орошение, применение устойчивых к воздействию огня материалов) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники. Предел огнестойкости несущих конструкций сбросной трубы должен быть не менее
- АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 6.34 СП 156.13130.2014);
- для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать: первичные средства пожаротушения; стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические); наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар), (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 6.35 СП 156.13130.2014) ;
- МАЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения.
Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2x1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации).Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, (п. 389 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ НИР №);
- ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и или сооружениями, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№: п. 6.29 СП 156.13130.2014);- резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
- не предусмотрено расстояние до противопожарного водоема АСЗ.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости, до оборудования, содержащего легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие газы, должно быть не менее 30 м. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 10.5 СП 8.13130.2020).
Также прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста ТКУ «Дагестанавтодор» проведена проверка соблюдения АЗС «Сафар», расположенной на участке км 52+800 (справа) автомобильной дороги «Махачкала-Буйнакск-Леваши-В.Гуниб» требований законодательства об автомобильных дорогах при строительстве и эксплуатации автозаправочных станций.
Из представленной ТКУ «Дагестанавтодор» информации (п.16) следует, что при эксплуатации указанной АЗС допускаются нарушения требований п. 8 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проведенной проверкой выявлены нарушения требований пунктов 14, 15 Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила).
Согласно п. 14 Правил следует, что решение о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по письменному согласованию Государственного учреждения «Дагестанавтодор» и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Дагестан.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Также в ходе проверки выявлены нарушения требований пунктов 5.12.8 и 6.8 ГОСТ Р-33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Омаров М.М. пояснил, что после представления дополнения к исковому заявлению, прокуратурой совместно с представителем ГУ МЧС и Ростехнадзора была проведена дополнительная проверка, в ходе которого установлено, что нарушения в части законодательства о промышленной и противопожарной безопасности полностью устранены. Нарушения в части санитарно-эпидемиологического законодательства практически устранены, имеющиеся на сегодняшний день нарушения жизни и здоровью граждан не угрожают.
Ответчик Ж.Ю. и его представитель в судебном заседании пояснили, что выявленные прокуратурой некоторые нарушения устранены как только на них было указано в ходе проверки, так и последующем, в ходе рассмотрения дела, для устранения выявленных нарушений в части получения документов от соответствующих служб и органов, необходимо определенное время. Представитель третьего лица – ОНД и ПР № по <адрес>, ФИО1<адрес> Мажидов И.В. в судебном заседании также подтвердил об устранении нарушений в части противопожарной безопасности.
Представитель Роспотребнадзора Исаев А.Н., надлежащим образом извещенный о времени рассмотрения дела в суд не явился, при этом в судебном заседания от ДД.ММ.ГГГГ пояснял, что ответчиком приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, исправление данного нарушения займет некоторое время, поскольку это долгая процедура, ответчик заключил договор на разработку проекта санитарно-защитных зон. В целях устранения второго пункта нарушений ответчик также заключил договор с лабораторией для проведения исследования воздуха, которое будет проведено в ближайшее время. Остальные нарушения устранены.
Третьи лица – КУ Ростехнадзор, ГКУ «Дагестанавтодор». надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в деле не направили.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.
Как следует из материалов дела, собственником АЗС «Сафар» расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, является Х.Э. .
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», АЗС зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов и ему присвоен 3 класс опасности.
ИП Х.Э. заключен договор обязательного страхования АЗС, что подтверждается страховым полисом АО «Альфастрахование».
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Дагестанавтодор» совместно с представителем прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения требований Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования РД, утвержденных постановлением Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ, при строительстве автозаправочных станций на административной территории <адрес> и ФИО1<адрес>. При этом установлено, что на участке км.52+800(справа) автомобильной дороги «Махачкала-Буйнакск-Леваши-В.Гуниб» размещена АЗС в с.Н.ФИО1 в нарушение п. 8 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и пунктов 14,15 постановления Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ, а также с нарушением требований п. 5.12.8 и 6.8 ГОСТ Р33062-2014.
В ходе проведенных прокуратурой города с участием заинтересованных лиц проверок, выявленные нарушения отражены в актах проверок.
Вместе с тем, органом пожарного надзора по результатам повторной проверки, проведенной по поручению суда, установлено частичное устранение выявленных нарушений норм пожарной безопасности, о чем представлена письменная справка.
В частности, установлено, что согласно требованиям п. 39 НПБ 111-98* АЗС оснащена очистным сооружением для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, которое расположено подземно, что усматривается из представленных ответчиком фотоснимков и пояснений представителя пожарной инспекции.
На боковых поверхностях резервуаров контейнеров хранения топлива нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью «огнеопасно», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, ёмкости обработаны базальтовым огнезащитным материалом (красной).
Также согласно требованию п.450 ППР № на АЗС на покрытие дороги нанесены отличительные разметки и иные визуальные указатели для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для транспортного средства, о чем представлены фотоснимки, содержание которых подтверждено представителем пожарного надзора (п. 3 нарушения).
Выход из помещений АЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ составляет менее 15 м, при этом ответчиком представлен расчет риска, согласно которым исходные данные верны. Ответчиком оборудован дополнительный эвакуационный выход, размещенный на расстоянии более 15 м от ТРК.
На заправочном островке с СУГ установлены защитные экраны из негорючего материала (металла) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от №; п. 8.15 СП 156.13130.2014); также установлено, что между ТРК СУГ и ТРК другого вида топлива более 20 метров.
На заправочном островке СУГ установлены очистные сооружения, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, для исключения возможности распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (ст.4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№, п.18 НПБ 111-98; п.3.20 СП 156.13130.2014).
Представлен расчет риска о противопожарном расстоянии от резервуарной установки СУГ ТРК и подземных резервуаров ЛЖВ до объекта защиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги – менее 25 м, от ТРК с ЛВЖ до проезжей части дороги, от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф-1-Ф4, от ТРК до здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров (ст.4, ст.6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№, приложение 6 таб. П.6.1 НПБ 98*;таб. 2. Табл.6 СП 156.13130.2014).
Установлено, что руководитель АЗС организует проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п. 48 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №). Представлен расчёт риска в части противопожарного расстояния от АЗС и ее установок до ближайших зданий и дороги (таб. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,ст.4,ст. 6, таб 6.4, НПБ 111-98*; табл. 5 СП 156.13130.20014).
Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива исключает возможности перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 8.14 СП 156.13130.2014).
На АЗС имеется подземная емкость для воды, а так же предоставлена справка об имеющейся емкости объемом 200 куб. с возможностью свободного забора воды;
Руководитель организации обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте, (п. 12 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №).
Обеспечено на АЗС ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №); обеспечена очистка технологического оборудования на автозаправочной станции (резервуаров, емкостей, трубопровод и др.) (п. 373 60 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Резервуары для хранения топлива оборудованы системами контроля их герметичности (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
Резервуары расположены в установленном порядке (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 8.30 СП 156.13130.2014);
ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологическое системы передвижных АЗС защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями. ст.4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ№; п.6.29 СП 156.13130.2014).
Также ответчиком устранены нарушения законодательства о промышленной безопасности.
В частности, перед въездом на территорию заправочной станции истцом установлены таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, непосредственно управляющих транспортными средствами лиц о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования в силу п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №).
Клиновидные ремни передач насосов защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий ( п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№).
Также ответчиком устранен п.4 нарушений норм промышленной безопасности, о чем представлено свидетельство о поверке средств измерений ФБУ «Дагестанский ЦСМ», в частности, о проведении поверки (пломб) манометра, установленного на сосуде СУГ (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №).
Положение о производственном контроле не переработано и изменено в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля. П.5«Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Устранение ответчиком нарушений в части исполнения требований действующего законодательства в области промышленной безопасности также подтверждается представленной в судебном заседании справкой государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по РД Кавказского управления Ростехнадзора Мухудинова Ш.М. от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что на автозаправочной станции соблюдаются требования статей 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименования организации, месте нахождения (адрес) и режиме работы, о государственной регистрации и наименования зарегистрировавшего АЗС регистрирующего органа, лицензии, его сроке действия, в подтверждение суду представлены соответствующие фотоснимки (с размещенной информацией для потребителя).
Во исполнение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил (СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда") ответчиком разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, который представлен для утверждения в Буйнакский отдел Управление Роспотребнадзора по РД.
По результатам повторной проверки, проведенной по поручению суда, органом пожарного надзора зафиксировано устранение всех выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В то же время ответчиком не устранены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
- не разработан Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) (п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, нет протоколов лабораторных исследований (испытаний) хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов (п.73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпиде-миологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий").
В качестве способа защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из смысла ст.1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав.
По данному виду иска доказыванию подлежит: само наличие опасности причинения вреда в будущем; опасность причинения вреда исходит от лица, осуществляющего подлежащую запрету деятельность; вред исходит от длящейся деятельности (если вред причинен однократным действием, то он не представляет опасности в будущем); способ причинения вреда; отсутствие другого способа исключения возможности причинения вреда в будущем (если вред можно исключить другим способом, то удовлетворение иска исключается); последствия удовлетворения иска (при удовлетворении иска не будет причинено большего вреда).
Иск может быть удовлетворен только при доказанности в совокупности всех обстоятельств, указанных выше.
Пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ определяет отношения, связанные: с причинением вреда, влекущим его возмещение; с последующим применением превентивных мер, в качестве которых выступает прекращение или приостановление вредоносной деятельности, в результате совершения которой был причинен вред.
Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательств из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).
Суд в таком случае может либо приостановить деятельность предприятия, либо прекратить ее вообще. Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.
Обязательное прекращение деятельности наступает в тех случаях, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредоносность такой деятельности отсутствует.
Вина ответчика в рассматриваемом правоотношении в отличие от деликтных и других гражданско-правовых отношений не презюмируется. Исходя из диспозиции статьи 1065 Гражданского кодекса РФ в системном толковании с п.1 статьи 56 ГПК РФ возможность причинения вреда в будущем и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на лице, обратившемся в суд, то есть, истце.
По смыслу статьи 1065 Гражданского кодекса РФ для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, заинтересованное лицо должно доказать, какая именно деятельность предприятия может причинить в будущем вред, в чем конкретно он будет выражен.
В соответствии сост. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся на АЗС «Сафар» нарушения не создают угрозу здоровью и благополучию населения, деятельность АЗС связана с обеспечением граждан(потребителей) жизненно необходимыми продуктами потребления в связи с чем необходимости в приостановлении деятельности ответчика до устранения выявленных нарушений при том, что АЗС «Сафар» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного промышленного объекта, не усматривает.
Таким образом исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц с учетом проведенных ИП Х.Э. работ по устранению выявленных нарушений подлежат удовлетворению в части возложении на последнего обязанности устранить нарушения без приостановления его деятельности по эксплуатации АЗС, поскольку проведенные работы свели к устранению угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, право суда установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая необходимость устранения нарушений в определенный во времени срок, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для устранения выявленных не устраненных на день вынесения решения суда нарушений законодательства - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Х.Э. удовлетворить частично.
Обязать Х.Э. в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить на АЗС «Сафар», расположенной по адресу: <адрес> РД, следующие нарушения законодательства:
принять меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющейся источником химического и физического воздействия на среду обитания человека в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (п.1,13,14 Правил).
обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, применять правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля) (п.73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий").
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.С. Галимова