ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1154/19 от 13.06.2019 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-1154/2019

УИД: 61RS0020-01-2019-001228-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 г. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Сугейко Д.А.,

с участием представителя истцов Каришевой Ю.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Каришевой А.И., Каришева А.И. и Каришевой Е.И., Каришева И.В. – адвоката Веригиной Н.Н., действующей на основании ордера №... от 08.05.2019, в интересах Каришева И.В. и на основании нотариально удостоверенной доверенности от 10.04.2019, зарегистрированной в реестре нотариуса №...,

представителя ответчика Администрации г.Новошахтинска Ростовской области – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №... от 06.05.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каришевой Ю.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Каришевой А.И., Каришева А.И. и Каришевой Е.И., Каришева И.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними, зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в срок до 31.12.2020.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Каришевой Ю.С. на основании договора дарения квартиры от 28.08.2001, выданного нотариусом К.Е.А. 28.08.2001 под №..., зарегистрированного 19.10.2001 под №.... Право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2001, о чем сделана запись регистрации №....

Дом №... по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания по критериям безопасности. Они включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой .... ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО №....

В Администрацию г. Новошахтинска ими был предоставлен требуемый пакет документов. При заполнении информационной карты, они указали, что желают использовать социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке.

На все многочисленные обращения в Администрацию г. Новошахтинска как устные, так и письменные, из года в год, они получают ответы аналогичного содержания о том, что им необходимо обновить справки, и ждать поступления денежных средств в очередном финансовом году. Однако при очередном поступлении денежных средств из федерального бюджета, их в списки на финансирование, не смотря на обещания, так никто и не включил.

Пунктом 1.5. Положения о порядке содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013 года, установлено, что установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является исключительным правом Администрации города – получателя бюджетных средств.

Согласно Национальному стандарту РФ «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» многодетной семьей считается та семья, где три и более детей.

В составе их семьи 3-е малолетних детей: ...., .... и .... года рождения, в виду чего они являются многодетной семьей. И как многодетная семья, они имеют право на первоочередное получение социальной выплаты, так как относятся к льготной категории граждан.

В судебное заседание истцы Каришева Ю.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Каришевой А.И., Каришева А.И. и Каришевой Е.И., Каришев И.В. не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Согласно поступившим телефонограммам, просили дело рассмотреть в их отсутствие с участием адвоката Веригиной Н.Н. Дело рассмотрено в отсутствие истцов Каришевой Ю.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Каришевой А.И., Каришева А.И. и Каришевой Е.И., Каришева И.В. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истцов - адвокат Веригина Н.Н., действующая на основании ордера, а в отношении истца Каришева И.В. и на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержала позицию истцов по основаниям, изложенным в иске. Просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Никулина О.Н., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что истцы включены в дополнительный список только в 2016 г., следовательно, переселению подлежат граждане, включенные в основные списки, истцы не относятся к числу льготных категорий, имеющих право на первоочередное переселение, дом, в котором они проживают, является 12-квартирным, переселены жильцы только 5 квартир. Также представитель ответчика указала, что денежные средства для данных целей уже распределены. Претензий к пакету документов, представленных истцами, не имеется. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 39 Конституции РФ от 12.12.1993 социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24.12.2004 № 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 за № 428 (с изменениями в редакции постановления Правительства РФ № 02.04.2015 № 314) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой .... ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, утвержденный 27.09.2016 под ТЭО №... по адресу: <адрес>.

Истцы с 2017 г. по 2019 г. обращались в Минэнерго РФ, к ответчику с заявлениями о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. В чем им было отказано, каждый раз ссылаясь на отсутствие финансирования. Аналогичную позицию поддержала и представитель ответчика в судебном заседании.

Суд не может согласиться с позицией ответчика, полагает ее нарушающей права истцов по следующим основаниям.

Как указано судом выше, переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.

Вместе с тем, из материалов дела, фотоматериала, следует, что проживание в квартире №... дома №... по <адрес> невозможно, так как его состояние создает угрозу жизни и здоровью истцов.

Суд также обращает внимание на то, что если проживание в доме представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в доме граждан, то предоставление жилья, взамен признанного непригодным, не должно зависеть от установленного плана и срока расселения, а также от наличия либо отсутствия финансирования данных мероприятий.

При этом суд полагает необходимым отметить, что несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.

При разрешении данного спора, суд также полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат.

Кроме этого, суд обращает внимание на следующее.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города).

В судебном заседании установлено, что семья истцов состоит из двоих взрослых и троих несовершеннолетних детей ...., ...., .... годов рождения.

В настоящее время федеральный законодатель не устанавливает, какая семья считается многодетной. Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" было предусмотрено, что субъекты РФ вправе самостоятельно определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В большинстве случаев многодетной считается семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет включительно.

В соответствии со ст. 12 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", многодетной признается семья, имеющая трех и более детей, в том числе приемных детей, в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение - до 18 лет.

Указанным законом предусмотрены также меры социальной поддержки для многодетных семей.

Изложенное выше позволяет суду прийти к выводу, что семья истцов, будучи многодетной, отнесена как федеральным, так и областным законодательством к льготной категории граждан, чему ответчиком при решении вопроса об установлении очередности переселения не была дана надлежащая оценка.

Как установлено в судебном заседании, претензий к неполноте либо недостоверности представленных истцами в целях реализации своего права на переселение пакета документов, ответчиком заявлено не было.

Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истцов на получение социальной выплаты, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить его суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, и приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Каришевой Ю.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Каришевой А.И., Каришева А.И. и Каришевой Е.И., Каришева И.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области заключить с Каришевой Ю.С., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Каришевой А.И., .... года рождения, Каришева А.И., .... года рождения, Каришевой Е.И., .... года рождения, Каришевым И.В., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении субсидии для приобретения жильяна вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12. 2020.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 18.06.2019.

.