ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1205/17 от 07.12.2017 Россошанского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-1205/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Россошь 07 декабря 2017 г.

Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Рязанцевой А.В.,

при секретаре Гришиной Т.П.

с участием Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры- /Кузнецов М.А./ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к /Волкова Т.В./ о запрете осуществлять розничную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

УСТАНОВИЛ:

Лискинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с заявлением, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к /Волкова Т.В./ о запрете осуществлять розничную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

В обоснование заявленных требований истец указал, что Лискинской транспортной прокуратурой, в соответствии решением коллегии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от <Дата обезличена> «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей, в том числе инвалидов на объектах предприятий, учреждений и организаций железнодорожного, воздушного и водного транспорта» проведена проверка исполнения требований законодательства о торговой деятельности, о защите прав потребителей.

В ходе проверки было установлено, что /Волкова Т.В./ , в нарушение требований действующего законодательства, на систематической основе осуществляет незаконную деятельность по разносной торговле жареными пирожками, на перроне (пассажирских платформах) вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожный вокзалов – филиала ОАО "РЖД".

Ответчик в 2017 году неоднократно привлекался Административной комиссией администрации Россошанского муниципального района Воронежской области к административной ответственности за совершения правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 19.2 Закона Воронежской области №74-03 от 31.12.2003 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», а именно, за осуществление торговли на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в местах посадки (высадки) пассажиров, в местах общего пребывания пассажиров, за исключением мест, установленных органами местного самоуправления) и признавался виновным в незаконной торговле с рук жаренными пирожками на платформах железнодорожного вокзала Россошь Юго- Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов. Принятые меры не повлекли за собой прекращение ею противоправной деятельности, в связи, с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Прокурор /Кузнецов М.А./ в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик /Волкова Т.В./ в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом; согласно составленной секретарем судебного заседания телефонограммы, ответчик признает исковые требования в полном объеме, просит рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 49, 50).

Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные по делу письменные доказательства, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

На основании части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой, объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и, при необходимости, могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей не общего пользования).

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Пункт 2 части 2 статьи 8 Закона предусматривает следующие формы торговли: в стационарных торговых объектах; вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлениями администрации городского поселения г. Россошь от 01.03.2011 №85 «Об определении мест размещения нестационарных торговых объектов», от 05.02.2016 №115 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» утверждены места размещения нестационарных торговых объектов и схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области. Территория вокзала станции Россошь в вышеуказанную схему не включена, в том числе в силу запрета, установленного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65. Кроме того, Дирекцией железнодорожных вокзалов приказом от 11.08.2009 N 118 "О мерах по упорядочению торговли на территориях вокзальных комплексов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" установлен запрет на осуществление разносной (лоточной) торговли на территории вокзальных комплексов.

Согласно п. 11 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 г. N 18, граждане, при нахождении на железнодорожных путях и пассажирских платформах, обязаны: не создавать помех для движения железнодорожного подвижного состава; принимать все возможные меры для устранения помех; отходить на расстояние, при котором исключается воздействие воздушного потока, возникающего при приближении железнодорожного подвижного состава; держать детей за руку или на руках (гражданам с детьми).

Судом установлено, что /Волкова Т.В./ осуществляет незаконную торговую деятельность жареными пирожками, путем демонстрации и рекламирования товара пассажирам проходящих поездов, с целью получения прибыли в неустановленном для торговли месте, без специального разрешения и государственной регистрации. Осуществление её незаконной деятельности на пассажирских платформах создает препятствия в передвижении пассажиров по пассажирским платформам, что могло повлечь за собой падение граждан на железнодорожные пути. При покупке товаров лица, находящиеся на пассажирских платформах, утрачивают бдительность, должным образом не наблюдают за передвижением железнодорожного подвижного состава.

Её деятельность по осуществлению розничной (разносной) торговли в зоне повышенной опасности, связанной с движением железнодорожного транспорта, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченного числа лиц, находящихся на пассажирских платформах вокзала ст. Россошь, в том числе пассажиров, встречающих и провожающих лиц, работников железнодорожного транспорта.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в суд доказательствами, а именно копиями постановлений Административной комиссии администрации Россошанского муниципального района Воронежской области от <Дата обезличена> (л.д. 10-12), от <Дата обезличена> (л.д. 13-15), от <Дата обезличена> (л.д. 16-18), от <Дата обезличена> (л.д. 19-21), согласно которым /Волкова Т.В./ привлекалась к административной ответственности за совершении правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 19.2 Закона Воронежской области от 31.12.2003 года № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», а именно, «Торговля в неустановленных местах», ей назначалось наказание в виде штрафа; сведениями Федеральной налоговой службы России, согласно которым, /Волкова Т.В./ в качестве индивидуального предпринимателя на территории РФ не зарегистрирована (л.д. 26, 27).

В материалах дела имеется Распоряжение начальника Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД»- «О мерах по упорядочению торговли на территориях вокзальных комплексов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» (л.д. 22), постановление администрации городского поселения города Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области от <Дата обезличена> «Об определении мест размещения нестационарных торговых объектов», согласно которым, запрещено осуществление разносной (лоточной) торговли на территории вокзальных комплексов, в данном случае на территории пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Россошь Юго- Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», находящегося по <адрес>

Согласно адресной справке Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Россошанскому району Воронежской области, /Волкова Т.В./ , <Дата обезличена> года рождения, с <Дата обезличена> зарегистрирована по <адрес> (л.д. 39).

В соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд приходит к убеждению, что установленный в публичных интересах порядок осуществления розничной торговли в нестационарных торговых объектах, обеспечивающий стабильность торговой деятельности и направленный на защиту законных интересов всех её участников, ответчиком не соблюдается.

По мнению суда, осуществление разносной торговли на перроне (пассажирских платформах) вокзала станции Россошь Юго- Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» ответчиком /Волкова Т.В./ создает препятствия в передвижении пассажиров по пассажирским платформам.

Таким образом, деятельность ответчицы по осуществлению розничной (разносной) торговли в зоне повышенной опасности, связанной с движением железнодорожного транспорта, создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченного числа лиц, находящихся на перроне и пассажирских платформах железнодорожного вокзала, в том числе пассажиров, встречающих и провожающих лиц, работников железнодорожного транспорта.

В соответствии с вводной частью Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец - организация, независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

При этом, ответчик /Волкова Т.В./ , в нарушение абзаца 2 пункта 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, реализует продукты питания кустарного производства, не включенные в перечень продовольственных товаров, разрешенных к разносной торговле, чем также создается прямая угроза здоровью и жизни неопределенного круга лиц из числа потенциальных покупателей.

Осуществление ответчиком систематической торговой деятельностью без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя создает предпосылки к нарушению требований законодательства о защите прав потребителей в отношении неограниченного круга лиц из числа потенциальных покупателей, затрудняет осуществление уполномоченными органами мероприятий по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о безопасности пищевых продуктов, чем также создается угроза здоровью и жизни неопределенного круга лиц. Принятые меры по привлечению ответчика к административной ответственности не повлекли за собой прекращение ею противоправной деятельности.

В соответствии с п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Незаконная деятельность ответчика по продаже товаров на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго- Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» напрямую затаривает права потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к /Волкова Т.В./ о запрете осуществлять розничную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «РЖД» законны, доказательно обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает, что с ответчика /Волкова Т.В./ , в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к /Волкова Т.В./ о запрете осуществлять розничную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», удовлетворить.

Запретить /Волкова Т.В./ , <Дата обезличена> года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Взыскать с /Волкова Т.В./ , <Дата обезличена> года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> государственную пошлину в доход бюджета Россошанского муниципального района Воронежской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, через Россошанский районный суд Воронежской области, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Рязанцева А.В.

Мотивированное решение изготовлено 12.12.2017 г.