ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1214/2023 от 09.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2-1214/2023

56RS0019-01-2023-001393-27

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

9 октября 2023 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Клейн Е.В.,

при секретаре Путинцевой А.С.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Гнездилова С.С.,

представителя ответчика муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» Ивашкиной Н.О.,

представителя ответчика – муниципального учреждения «Управление образования администрации г. Орска» Клевитовой А.А.,

рассмотрев исковое заявление прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска», муниципальному учреждению «Управление образования администрации г. Орска», об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий),

у с т а н о в и л:

прокурор Ленинского района г. Орска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» об обязании устранить нарушения требований антитеррористической безопасности, а именно, оборудовать объекты, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>, охранной сигнализацией.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Орска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности в деятельности МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска», в ходе которой установлено, что в нарушение требований ч.ч. 6, 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ч.2, п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 24, п.п. «а» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006, объекты дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» по адресам: <адрес> и <адрес> не оснащены охранной сигнализацией. С учетом того, что в помещениях МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» находятся несовершеннолетние, преподавательский состав и обслуживающий персонал, бездействие администрации МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» подвергает их жизнь необоснованному риску.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Непроведение полного комплекса мероприятий антитеррористической защищенности «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» нарушает интересы неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, их защиту, может привести к совершению террористического акта, создает угрозу жизни и здоровья сотрудников дошкольной образовательной организации и ее воспитанников, а также неопределенного круга лиц, которые находятся в дошкольной образовательной организации, создает угрозу их жизни и здоровья.

Определением суда от 22 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Орска и Министерство образования Оренбургской области.

Определением суда от 19 сентября 2023 года МУ «Управление образования администрации г. Орска» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Орска Гнездилов С.С. заявленные исковые требования поддержал по доводам, указанным в иске, настаивал на их удовлетворении, полагал недостаточным установку охранной сигнализации только в одном помещении методиста, считал также необходимым возложить на Управление образования г. Орска обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию объектов детского сада охранной сигнализацией.

Представитель ответчика МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» Ивашкина Н.О. возражала против исковых требований прокурора, в ходе судебных заседаний поясняла, что учреждению в оперативное управление переданы объекты недвижимости, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>. В части установления для Учреждения муниципального задания в соответствии с предусмотренной Уставом деятельностью функции и полномочия учредителя (муниципального образования г. Орск) осуществляет Управление образования администрации г. Орска. 18 декабря 2019 года межведомственной комиссией проведено обследование и категорирование объектов (территорий) МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска», утверждены паспорта безопасности, дошкольному учреждению присвоена третья категория опасности, даны рекомендации по укреплению антитеррористической защищенности объекта. Учреждением приняты все необходимые меры по обеспечению антитеррористической защищенности: установлены видеокамеры на объектах (территориях) учреждения, кнопка экстренного реагирования (тревожной сигнализации) при возникновении террористической опасности, автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечена физическая охрана сотрудников лицензированного охранного предприятия, объект оснащен металлоискателем, установлены видеодомофоны на калитке и при входе в учреждение. Выполнение требований постановления Правительства № 1006 от 2 августа 2019 года выполнялись и выполняются поэтапно, в зависимости от поступления финансирования на эти цели. Наличие только вышеуказанного инженерно-технического оснащения зданий и территорий детского сада не означает, что здания детского сада представляют угрозу жизни и здоровья воспитанников в период их нахождения в дошкольном образовательном учреждении. 15 августа 2023 года детским садом и ООО «Охранное предприятие Алекса» заключен договор подряда на выполнение работ по монтажу и пусконаладочных работ охранной сигнализации на объектах Учреждения. В настоящее время охранная сигнализация установлена в кабинетах методистов, так как в них находятся материальные ценности, ноутбук.

Представитель ответчика МУ «Управление образования администрации г. Орска» Клевитова А.А. в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснила, что все мероприятия по антитеррористической защищенности объектов в дошкольном учреждении выполнены в полном объеме. Полагает, что в данном образовательном учреждении нет необходимости в установке охранной сигнализации во всех помещениях, так как здание круглосуточно охраняется сторожем, имеется система видеонаблюдения. Согласно п. 6.28 СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009 по заданию на проектирование для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны общественных зданий следует предусматривать на первом этаже помещения для сотрудников организаций, обеспечивающих охрану общественного здания, с установкой в этих помещениях систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" посредством голосовой связи (телефонной связи общего пользования) или иных типов передачи информации при подтвержденной технической возможности приема и обработки техническими средствами службы передаваемой информации. Каких-либо нормативных актов, которые бы гласили о том, что охранная сигнализация должна быть установлена в каждом помещении, не имеется. Рекомендации ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» не являются обязательными. Принятых дошкольным учреждением мер достаточно для достижения целей антитеррористической защищенности. Согласно письму Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области от 11 сентября 2023 года на имя заместителя прокурора Оренбургской области, в котором сообщается о выявленных в результате обследований недостатках в антитеррористической защищенности объектов образования, детский сад № 5 в перечне отсутствует.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Орска и Министерства образования Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, опросив свидетеля и специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).

В силу п.п. а, в п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006 (далее – Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Согласно п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).

В соответствии с п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:

а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);

б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);

в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;

г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);

д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;

е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;

ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;

з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Подпунктом «а» п. 25 Требований установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Во исполнение решения Национального антитеррористического комитета (протокол от 11 февраля 2020 г.) в соответствии с положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» разработаны Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Рекомендации).

Так, согласно п. 4.3 Рекомендаций, системой охранной сигнализации зданий, помещений, отдельных предметов рекомендуется оборудовать все помещения с постоянным или временным пребыванием работников, обучающихся и иных лиц, места хранения материальных ценностей, а также все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и другие проемы), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.

В силу п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, путем осуществления мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный, городской округ наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

Согласно Уставу «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, муниципальным бюджетным учреждением, учредителем образовательного учреждения является муниципальное образования г. Орск.

Согласно п. 1.4 Устава полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «город Орск» осуществляет Управление образования г. Орска в части установления для Учреждения муниципального задания в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью.

В силу п. 3.26.4 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования администрации г. Орска», Управление обеспечивает выполнение руководителями муниципальных образовательных учреждений требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в оперативном управлении.

Дополнительным соглашением от 16 июня 2023 года (к соглашению от 30 декабря 2022 года), заключенным между учредителем (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) МУ «Управление образования администрации г. Орска», и МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска», установлен размер субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания дошкольного образовательного учреждения на 2023 год.

МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» имеет право оперативного управления закрепленного за ним имущества – нежилых зданий, по адресам: <адрес> и <адрес>.

Как следует из представления от 21 ноября 2022 года, внесенного прокурором Ленинского района г. Орска в адрес МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска», учреждением не обеспечена антитеррористическая защищенность объектов, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>., выявлены нарушения, согласно которым в образовательном учреждении отсутствует охранная сигнализация.

Согласно письму заведующего МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» от 20 декабря 2022 года по результатам рассмотрения представления разработан план мероприятий «Дорожная карта» по оснащению объектов детского сада охранной сигнализацией.

Из ответа заведующего МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» на требование прокурора Ленинского района г. Орска от 24 мая 2023 года следует, что перед учредителем обозначена потребность в финансировании работ по оснащению объектов детского сада охранной сигнализацией, определена организация, с которой заключается договор по монтажу охранной сигнализации.

Как следует из ранее указанных положений нормативно-правовых актов, выполнение обязанности по оборудованию здания МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» охранной сигнализацией направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Обязанность по обеспечению безопасности воспитанников образовательного учреждения в силу закона относится как к образовательному учреждению, так и к органу муниципальной власти, в порядке взаимодействия между образовательным учреждением и органом исполнительной власти, регламентированным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Из представленных ответчиками документов следует, что МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» заключило ряд договоров на предоставление охранных услуг: договор от 19 июня 2023 года с ООО «Алекса» на монтаж и пусконаладочные работы охранной сигнализации в кабинете, договор от 30 декабря 2022 года с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ» об оказании услуг охраны посредством кнопки экстренного вызова, договор от 27 февраля 2023 года с ООО «ОП «Алекса-1» на оказание услуг по физической охране, договоры от 31 августа 2022 года, от 31 января 2023 года с ООО «Пигас-О» на физическую охрану объекта заказчика, договор от 26 декабря 2022 года с ОГО Оренбургского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» на выполнение работ по техническому обслуживанию установок пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, договор от 1 февраля 2023 года с ООО «Технический центр Микровидео» на плановые работы по техническому обслуживанию системы видеонаблюдения и домофонной системы, договор /п от 1 сентября 2023 года с ООО «ОП Алекса» на оказание услуг по принятию мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.

Приказом заведующего МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» от 1 августа 2023 года назначены лица, ответственные за организацию работы по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения – Д.Е.В. и А.Н.С.

Допрошенный в качестве свидетеля по ходатайству представителя ответчика МУ «Управление образования администрации г. Орска» директор ООО «ОП «Алекса» С.А.А. показал, что возглавляемое им охранное предприятие осуществляет деятельность с 1997 года. За время работы охранного предприятия нареканий от контролирующих органов не было. Несанкционированное проникновение на территории образовательных учреждений невозможно. Сотрудники физической охраны соответствуют требованиям, которые установлены для осуществления охраны и обеспечения защищенности объекта. В случае установления сигнализации, она не будет работать, потому что на объекте будет находиться сотрудник охраны. Целесообразности ее установки нет. Сотрудник физической охраны реагирует, в том числе, на действия за территорией охраняемого объекта. Действительно, в постановлении Правительства № 1006 нет альтернативы – видеонаблюдение или охранная сигнализация. Но и ограничений в том, что физическая охрана должна быть только в дневное время, в постановлении нет. Круглосуточная охрана исключает нахождение на объекте лица, исключает возможность сдачи всего объекта под охрану. Какие помещения заказчик счел нужным сдать под охрану, те под охрану и поставили. В постановлении не предусмотрено, какие объекты должны сдаваться под охрану, а какие нет. После обхода охранник частично просматривает записанные видеоматериалы. Во время обхода охранник проверяет целостность ограждающих конструкций здания.

Однако, ссылки представителей ответчиков на то, что МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» комбинированного вида г. Орска» оснащен мерами антитеррористической направленности (тревожная кнопка, дежурство сторожей, пожарная сигнализация, видеонаблюдение, домофон, охранная сигнализация в кабинете методиста) суд не может принять во внимание, поскольку данные системы не позволяют в полной мере обеспечить безопасность лиц, прибывающих в общеобразовательном учреждении, что является приоритетным принципом.

Ссылка представителя МУ «Управление образования администрации г. Орска» на п. 6.28 СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009, суд считает несостоятельной, поскольку данным пунктом указывается на необходимость оборудования помещения для сотрудников организаций, обеспечивающих охрану общественного здания.

Судом также отклоняются доводы представителя МУ «Управление образования администрации г. Орска» о том, что в Методических рекомендациях «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (утв. 15 февраля 2021 года) отсутствуют требования об установке охранной сигнализации во всех помещениях с пребыванием людей, поскольку указанные Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации разъясняют лишь организационный порядок деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).

Из паспортов безопасности МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» (утв. начальником Управления образования администрации г.Орска 13 декабря 2019 года) следует, что учреждению присвоена третья категория опасности объекта. Инженерно-техническая укрепленность объектов на <адрес> и <адрес> не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006. Способность противостоять попыткам совершения террористических актов будет надежной при выполнении п. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 (д), 25 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006. Срок выполнения необходимых мероприятий - 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Согласно письму начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по г. Орску (филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области) на имя начальника Управления образования администрации г. Орска от 28 августа 2023 года , при исполнении п.п. «а» п. 25 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» следует руководствоваться п. 4.3 Рекомендаций по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, разработанными ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Из письма начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по г. Орску (филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области) на имя и.о. прокурора Ленинского района г. Орска от 7 сентября 2023 года , следует, что установка охранной сигнализации только в одном-двух кабинетах дошкольного учреждения в целях устранения нарушений по отсутствию охранной сигнализации на объекте, является недостаточной.

Из пояснений специалиста М.А.С. (старшего инспектора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ) следует, что согласно единым Рекомендациям, разработанным Научно-исследовательским центром, все помещения с постоянным либо временным пребыванием работников или учащихся, оборудуются охранной сигнализацией. Наличие физической охраны и системы видеонаблюдения в отсутствие охранной сигнализации не будет достаточными мерами для достижения целей антитеррористической защищенности объекта. В случае возникновения вопросов, касающихся установки охранной сигнализации, Учреждение могло сделать запрос в Росгвардию, специалисты которой бы разъяснили, как именно охранную сигнализацию необходимо устанавливать.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие, вопреки установленным требованиям, в образовательном учреждении охранной сигнализации во всех помещениях с постоянным или временным пребыванием работников, обучающихся и иных лиц, а также всех уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и другие проемы), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта, способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, прибывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.

Непринятие мер МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» способствует снижению уровня безопасности данного учреждения от возможных террористических проявлений, ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и (или) иных участников образовательного процесса.

Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы охранной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При таких обстоятельствах следует обязать ответчика МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» исполнить решение суда в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом того, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета города Орска, т.е. мероприятия, связанные с обеспечением антитеррористической защищенности учреждение осуществить самостоятельно не имеет возможности, а полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «город Орск» в части установления для Учреждения муниципального задания осуществляет Управление образования администрации г. Орска, которое в силу полномочий обязано обеспечивать выполнение руководителями муниципальных образовательных учреждений требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в оперативном управлении, суд считает необходимым возложить на Управление образования администрации г. Орска обязанность по финансовому обеспечению выполнения руководителем МДОАУ «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» мероприятий по оборудованию учреждения охранной сигнализацией в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» обязанность оборудовать здания, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>, охранной сигнализацией в течение трех месяцев с момента фактического предоставления денежных средств.

Возложить на муниципальное учреждение «Управление образования администрации г. Орска» обязанность по финансовому обеспечению выполнения руководителем Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №5 общеразвивающего вида с осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Реченька» г. Орска» указанных мероприятий, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, путём подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 16 октября 2023 года.

Судья Клейн Е.В.