К делу № 2-125/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос. Тульский 25 января 2019 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - Панеш Х.А., при секретаре - Курижевой А.В., с участием: помощника прокурора – Шакуровой Г.Р., ответчика Скрипниченко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Скрипниченко Сергею Викторовичу о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (эксплуатация воздушного судна – мотодельталет), УСТАНОВИЛ: Белореченский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к Скрипниченко Сергею Викторовичу о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (эксплуатация воздушного судна – мотодельталет). В обоснование своих исковых требований истец указал, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.02.2007 № 22 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности», поручения от 18.05.2018 №23/1-36-2018/1558 и задания от 31.08.2018 №23/1-36-2018/2913 Южной транспортной прокуратуры, на основании рапорта от 06.11.2018, Белореченской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований воздушного законодательства, в том числе о безопасности полетов и авиационной безопасности, при выполнении экскурсионных полетов в горах Республики Адыгея. В ходе проверки установлено, что собственником воздушного судна - мотодельталет государственный и регистрационный опознавательный знак (бортовой номер), а также заводской номер отсутствует, является Скрипниченко С.В., 03.07.1974 г.р., зарегистрированный и проживающий по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Совхозный, ул. Восточная, д. 17. Указанное воздушное судно Скрипниченко С.В. изготовил самостоятельно, при этом за получением свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно, а также иной документацией предусмотренной воздушным законодательством в уполномоченные органы в области гражданской авиации - Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации не обращался. В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В развитие указанной нормы закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.03.1998 №360 «О Федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах», которым утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил (далее - Положение). Пунктом 1 Положения установлено, что Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации- при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Пунктами 1, 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 № 132 установлено, что экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. При этом под сертификатом летной годности понимается - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям. Согласно пп. 1.1 Положения о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна гражданской авиации, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы от 01.12.1998 № 345, постоянный сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в сертификате типа и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра воздушного судна с установленными для него ограничениями. В соответствии со ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. В силу ст. 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее на борту соответствующую документацию. Согласно ст. 67 ВК РФ каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); соответствующие документы на каждого члена экипажа. Во исполнения вышеуказанных положений ВК РФ 31.07.2009 Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - Правила). Пункты п. 2.2, 2.8 Правил содержат требования, согласно которым командир воздушного судна знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта. Командир воздушного судна перед полетом в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения (далее - АОН) обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в п. 2.20 Правил. В соответствии со п. 2.20 Правил, при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 Правил. В ч. 1 ст. 114 ВК РФ закреплено понятие авиационных работ - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами. Согласно п. 6.2. Правил авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения,'подразделяются на виды: авиационно-химические работы, воздушные съемки, лесоавиационные работы, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, работы с целью оказания медицинской помощи, летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации. При этом в ч. 3 ст. 21 ВК РФ закреплено, что к АОН относится гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона 03 ноября 2018 года в 11 час. 00 мин., воздушное судно мотодельталет бортовой и заводской номер отсутствует, под управлением Скрипниченко С.В. осуществляло демонстрационные полеты в горах Республики Адыгея в районе южной окраины поселка Каменномостского Майкопского района Республики Адыгея, с целью рекламы (привлечения внимания) среди туристов платных экскурсионных полетов в горах Республики Адыгея. Также проверкой установлено, что полеты 03 ноября 2018 года в 11 час. 00 мин., с целью рекламы (привлечения внимания) среди туристов платных экскурсионных полетов в горах Республики Адыгея, на воздушном судне мотодельталет бортовой и заводской номер отсутствует, под управлением Скрипниченко С.В. осуществлялись в отсутствие документации на борту указанного воздушного судна, предусмотренной ст. 67 ВК РФ и п. 2.20 Правил, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам); соответствующих документов на каждого члена экипажа - сертификата (свидетельства) пилота (сверхлегкого воздушного судна). Использование Скрипниченко С.В. воздушного судна мотодельталет бортовой и заводской номер отсутствует, для выполнения полетов, в том числе с целью выполнения экскурсионных полетов в горах Республики Адыгея, без документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам); сертификата (свидетельства) пилота (сверхлегкого воздушного судна), противоречит действующему воздушному законодательству, является незаконным и угрожает безопасности полетов из-за высокой вероятности возникновения авиационных происшествий, причинения вреда жизни (здоровью) граждан, которые могут пострадать в результате неисправности воздушного судна. Из смысла ст. 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлениями, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно определению Верховного суда РФ от 28.07.2009 № 78-Впр09-21 действующим законодательством, в том числе Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», право прокурора на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не ставит в зависимость’ от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежат прокурору. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Настоящее исковое заявление подается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением Скрипниченко С.В. требований воздушного законодательства Российской Федерации, необеспечением безопасности полетов, в том числе при выполнении экскурсионных полетов в горах Республики Адыгея, и привлечь их в процесс а качестве истцов не представляется возможным, так как в случае возникновения авиационного происшествия по причине несоблюдения установленных обязательных требований безопасности полетов может пострадать любой гражданин, находящийся как на борту указанного воздушного судна, так и в районе его полета. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ рассмотрение данного гражданского дела подведомственно районному суду. Помощника прокурора – Шакурова Г.Р. в судебном заседании исковые требования Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Ответчик Скрипниченко С.В. в судебном заседании исковые требования Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры признал в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Признание ответчиком Скрипниченко С.В. иска, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Поскольку ответчик признал исковые требования истца, и оснований для отказа в принятии признания иска ответчика у суда не имеется, иск подлежит удовлетворению. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Скрипниченко Сергею Викторовичу о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (эксплуатация воздушного судна – мотодельталет), удовлетворить. Запретить Скрипниченко Сергею Викторовичу использовать (эксплуатировать), воздушное судно мотодельталет государственный и регистрационный опознавательный знак (бортовой номер), а также заводской номер отсутствует, в том числе для выполнения экскурсионных полетов, до получения на него документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам); соответствующих документов на каждого члена экипажа - сертификата (свидетельства) пилота (сверхлегкого воздушного судна). Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца. Судья: подпись Копия верна. Судья Х.А. Панеш |