к делу № 2-121/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кропоткин 18 января 2017 г.
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Щербакова В.Н.,
при секретаре Азарян А.А.,
с участием помощника прокурора Кавказского района Савченко Е.Ю.
представителя ответчика по доверенности Лулукян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района к ООО "БетонСтрой", третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о возложении обязанностей, суд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района обратился в Кропоткинский городской суд с иском к ООО "БетонСтрой", третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о возложении обязанностей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой Кавказского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на основании заключенного договора купли - продажи недвижимого имущества от 02.03.2015, ООО «БетонСтрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 13613 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района № 38 от 21.01.2015 г. вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка изменен с «для сельскохозяйственного назначения» на «для строительства объектов придорожного сервиса, размещения торгового павильона». По результатам рассмотрения МБУ «Управление архитектуры и градостроительства» Кавказского района заявления о разработке паспорта (временного) объекта (эскизного проекта торгового павильона) - «бистро с открытой площадкой для столиков» ООО «Бетонград» (предыдущему собственнику) выдан паспорт размещения временного (некапитального) объекта от 13.02.2015 с назначением - торговый павильон на земельном участке с кадастровым номером 23:44:0101001:153 по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 977 от 30.09.2008 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, в который, в том числе, входит автомобильная дорога г.Темрюк-г.Краснодар-г.Кропоткин-граница Ставропольского края. Требования к состоянию автомобильных дорог, порядку эксплуатации полосы отвода и размещению на ней объектов сервиса установлены нормативными актами и государственными стандартами, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также СНиП (строительные нормы и правила) 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» переходноскоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут и более. На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам I-III категорий, являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения. Переходно-скоростные полосы на дорогах I-IV категорий следует предусматривать в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха. Проверкой установлено, что на автомобильной дороге <адрес>-граница <адрес> км 323+950 м (слева) (<адрес>) размещаются объекты дорожного сервиса и массового скопления граждан - участников дорожного движения, в частности павильон-закусочная «Едок» с навесом и площадкой для выносных столиков, однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства и п. 5.5.8 ГОСТ Р 52766- 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» переходно-скоростные полосы к въезду и выезду к указанному объекту придорожного сервиса отсутствуют. Вместе с тем, в нарушение требований п.п. 5.7.5, 4.4 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на указанном объекте придорожного сервиса отсутствуют дорожные знаки 6.4 «Парковка» (парковочное место), а также в нарушение ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не выделены парковочные места для инвалидов. Кроме того, отсутствие переходно - скоростных полос к въезду и выезду к объектам придорожного сервиса, расположенных по адресу: <адрес>,1а привело к совершению дорожно - транспортного происшествия. Так, ДД.ММ.ГГГГ около 19 час. 00 мин. на а/д <адрес>- граница <адрес> км 323+950 м водитель Б., управляя транспортным средством-автомобилем «МАЛ» 26-413, г/н №, буксировал прицеп «МаЗ» 9919-10 и при движении с обочины дороги не убедился в безопасности своего маневра, не уступил дорогу транспортному средству «ГАЗ» 3110, г/н №, под управлением водителя М., движущемуся по проезжей части дороги в попутном направлении, в результате чего произошло столкновение указанных транспортных средств. При этом, согласно объяснений участников дорожно - транспортного происшествия, виновник ДТП до столкновения выезжал с площадки, прилегающей к объектам придорожного сервиса по указанному адресу. Таким образом, непринятием ответчиками мер по строительству переходноскоростных полос к въезду и выезду к объектам дорожного сервиса нарушается принцип обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Непринятие своевременных мер по надлежащему содержанию придорожных полос негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также привести к тяжким последствиям, поскольку участники дорожного движения подвергаются реальной опасности стать жертвами ДТП. Просит суд возложить обязанность на ООО «БетонСтрой» выполнить работы по строительству переходно-скоростных полос к въезду и выезду к объекту дорожного сервиса - павильону-закусочной «Едок» с навесом и площадкой для выносных столиков; заключить договор с Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> о присоединении объекта дорожного сервиса - павильона- закусочную «Едок» с навесом и площадкой для выносных столиков, расположенных по адресу: а/д <адрес>-граница <адрес> км 323+950 м (слева) (<адрес>), к автомобильной дороге регионального значения; установить дорожные знаки 6.4 «Парковка» (парковочное место); обозначить парковочные места для инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района иск поддержал и просил его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «БетонСтрой» пояснил суду, что согласен с исковыми требованиями прокурора Кавказского района.
В судебное заседание представитель третьего лица: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края не явился, предоставил отзыв на исковое заявление прокурора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает; что исковые требования прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Прокуратурой Кавказского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на основании заключенного договора купли - продажи недвижимого имущества от 02.03.2015, ООО «БетонСтрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:44:0101001:153, площадью 13613 кЬ.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района № 38 от 21.01.2015 г. вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка изменен с «для сельскохозяйственного назначения» на «для строительства объектов придорожного сервиса, размещения торгового павильона».
По результатам рассмотрения МБУ «Управление архитектуры и градостроительства» Кавказского района заявления о разработке паспорта (временного) объекта (эскизного проекта торгового павильона) - «бистро с открытой площадкой для столиков» ООО «Бетоноград» (предыдущему собственнику) выдан паспорт размещения временного (некапитального) объекта от 13.02.2015 с назначением - торговый павильон на земельном участке с кадастровым номером 23:44:0101001:153 по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ) размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 8 ст. 26 Закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона № 257-ФЗ, обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Кроме того, объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, согласно п.п. 10, 11 ст. 22 Закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами
автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.
В пункте 1 статьи 6 Закона № 257-ФЗ указано, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Так, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 977 от 30.09.2008 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности <адрес>, в который, в том числе, входит автомобильная дорога <адрес>-граница <адрес> (03 ОП РЗ 03К-002).
Требования к состоянию автомобильных дорог, порядку эксплуатации полосы отвода и размещению на ней объектов сервиса установлены нормативными актами и государственными стандартами, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ), а также СНиП (строительные нормы и правила) 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» переходноскоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут и более.
На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам I-III категорий, являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения. Переходно-скоростные полосы на дорогах I-IV категорий следует предусматривать в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха.
При этом, проверкой установлено, что на автомобильной дороге <адрес>-граница <адрес> км 323+950 м (слева) (<адрес>) размещаются объекты дорожного сервиса и массового скопления граждан - участников дорожного движения, в частности павильон-закусочная «Едок» с навесом и площадкой для выносных столиков, однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства и п. 5.5.8 ГОСТ Р 52766- 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» переходно-скоростные полосы к въезду и выезду к указанному объекту придорожного сервиса отсутствуют.
Вместе с тем, в нарушение требований п.п. 5.7.5, 4.4 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на указанном объекте придорожного сервиса отсутствуют дорожные знаки 6.4 «Парковка» (парковочное место), а также в нарушение ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не выделены парковочные места для инвалидов.
Кроме того, отсутствие переходно - скоростных полос к въезду и выезду к объектам придорожного сервиса, расположенных по адресу: <адрес>,1а привело к совершению дорожно - транспортного происшествия. Так, 27.10.2016 года около 19 час. 00 мин. на а/д <адрес>- граница <адрес> км 323+950 м водитель Б., управляя транспортным средством-автомобилем «МАЛ» 26-413, г/н №, буксировал прицеп «МаЗ» 9919-10 и при движении с обочины дороги не убедился в безопасности своего маневра, не уступил дорогу транспортному средству «ГАЗ» 3110, г/н №, под управлением водителя М., движущемуся по проезжей части дороги в попутном направлении, в результате чего произошло столкновение указанных транспортных средств. При этом, согласно объяснений участников дорожно - транспортного происшествия, виновник ДТП до столкновения выезжал с площадки, прилегающей к объектам придорожного сервиса по указанному адресу.
Таким образом, непринятием ответчиками мер по строительству переходноскоростных полос к въезду и выезду к объектам дорожного сервиса нарушается принцип обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством установлена гарантия прав граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, а также защита, прежде всего, интересов граждан, перед интересами общества и государства, при осуществлении дорожного движения.
На основании изложенного, непринятие своевременных мер по надлежащему содержанию придорожных полос негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также привести к тяжким последствиям, поскольку участники дорожного движения подвергаются реальной опасности стать жертвами ДТП.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с тем, что отсутствие переходно-скоростных полос к въезду и выезду к указанным объектам дорожного сервиса и массового скопления граждан создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, тем самым, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
Суд, при таких обстоятельствах, считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Кавказского района требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Кавказского района к ООО "БетонСтрой", третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о возложении обязанностей.
Возложить обязанность на ООО «БетонСтрой» выполнить работы по строительству переходно-скоростных полос к въезду и выезду к объекту дорожного сервиса - павильону-закусочной «Едок» с навесом и площадкой для выносных столиков; заключить договор с Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> о присоединении объекта дорожного сервиса - павильона- закусочную «Едок» с навесом и площадкой для выносных столиков, расположенных по адресу: а/д <адрес>-граница <адрес> км 323+950 м (слева) (<адрес>), к автомобильной дороге регионального значения; установить дорожные знаки 6.4 «Парковка» (парковочное место); обозначить парковочные места для инвалидов.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий