Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Хасавюрт 9 января 2024 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - Алиева М.А., с участием помощника прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан Гаджиэменова М.М., при секретаре судебного заседания Гаирбиевой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хасавюрт гражданское дело по иску исковое заявление прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к ИП Дадаеву Рустаму Селимхановичу о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающего автозаправочные услуги, до устранения нарушений в сфере пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Хасавюртовского района Хасавюртовского района Республики Дагестан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц интересах неопределенного круга лиц к ИП Дадаеву Рустаму Селимхановичу о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающего автозаправочные услуги, до устранения нарушений в сфере пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР № 10 п г. Хасавюрту, Хасавюртовскому, Новолакскому и Казбековскому районам УНД ПР по РД проведена проверка исполнения требований законодательства промышленной, пожарной безопасности и лицензировании автозаправочных станций.
27.09.2023г. 17ч. 30м. проверкой соблюдения на многотопливной автозаправочной станции без названия, расположенной по адресу: РД, <адрес>, с кадастровым номером земельного участка № принадлежащего ИП Дадаеву Р.С., требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что МАЗС функционирует с многочисленными нарушениями требований Федерального закона от 24.12.1994 за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закон от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ №123) и постановления Правительства РФ о 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР РФ).
В силу ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 24.12.1994 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюди требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушен пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Вместе с тем, вопреки требованиям правил противопожарной безопасности на территории МАЗС выявлены следующие нарушения:
-не обеспечивается одностороннее движение транспортных средств (въезд) выезд должны быть раздельными согласно п. 6.27 СП 156.13130.2014);
-для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправное системы заземления АЦ (7.35 СП 156.13130.2014);
-в нарушение п. 474 ППР РФ автогазозаправочная станция не оснащена в достаточном количестве первичными средствами пожаротушения;
- в нарушение п. 63 ППР РФ не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты в соответствии с годовым планом-графиком;
-в нарушение требований ч. 1 ст. 151 ФЗ-123 на заправочном островке СУГ не предусмотрена единовременная заправка только одного автомобиля.
Также устройство и оснащение заправочных островков для СУГ, не исключает возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку;
-в нарушение п. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 151 ФЗ-123 не обеспечено предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности указанного пролива;
-в нарушение ст.64 ФЗ-123 не представлена декларация пожарной безопасности;
-в нарушение п. 2 ППР РФ не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаров взрывоопасного пожароопасного помещения производственного и складского назначения;
- в нарушение п.3 ППР РФ №1479 не представлен документ, подтверждающий факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
-в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 не все помещения АГЗС оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации. (СП 156.13130.201 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.39);
-не все помещения МАЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, Таблица 2 СП 3.13130.2009;
-в нарушение п.1 ст. 6 Ф3-123 для наружного пожаротушения АГЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3: (CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные"п. 6.37):
-в нарушение п. 60 ППР РФ учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации системы противопожарной защиты;
-в нарушение п.412 ППР РФ пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания;
При заправке транспортных средств топливом не соблюдается требование:
-расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения), п. 384 ППР РФ № 1479;
-МАЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения по требованиям. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 х 1,5 метра;
-размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, п. 389 ППР РФ № 1479;
-МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи, (ч. 1 ст. 6 Ф3-123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.34); заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливных колонок, оснащается не менее сем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3А, 144В,С.Е ( с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3А, 144 В, С,Е ( с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2Х1.5 метра.
- согласно п.389 ППР РФ № 1479 размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С.Е ( с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.
-в нарушение ч. 1 ст. 6 Ф3-123 на въезде и выезде с территории МАЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения МАЗС (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.21):
-в нарушении ч. 1 ст. 6 Ф3-123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" табл. 5 расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МАЗС составляет менее 15 метров;
-в нарушении ч. 1 ст. 6 Ф3-123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" и п. 6.34, МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи:
-заправочная площадка для АЦ с СУГ и заправочный островок не оборудован сигнализаторами до взрывоопасных концентраций (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123 СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные, безопасности" п. 8.40)
- в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п) (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.42):
- в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности сказанного оборудования:
- в нарушение п. 3 статьи 24 № 123-Ф3 не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках:
-в нарушение п. 283 (а) ППР РФ №1479 не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы:
-в нарушение ст. 20 № 123-Ф3 не представлена документация на электрооборудование МАЗС, указывающая ее класс по пожара-взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования:
-в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости:
-в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 резервуары для хранения СУГ не расположены подземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5
(СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.30):
-в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СПГ, из оборудования с СПГ, включение системы орошения обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п 8.23):
-в нарушении ч. 1 ст. 6 Ф3-123 (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.14 на одном заправочном островке СУГ предусматривается единовременная заправка более одного автомобиля:
-в нарушение ч. 1 ст. 6 Ф3-123 отсутствует система молниезащиты АГЗС ("Станции автомобильные заправочные» п. 6.32):
-в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123 на АГЗС не предусмотрев централизованное отключение электропитания (СП 156.13130.2014 "Станция автомобильные заправочные» п. 7.36):
-в нарушении п.п. 7.25, 7.36 и 8.18 ст. 4 и 6 ФЗ-123 МАЗС не оборудован, соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ:
-в нарушение ст. 4,6 и 71 ФЗ-12З расстояние от топливораздаточной колонки газа до здания операторской МАЗС составляет менее 9 метров (п. 7.3, таблица 3 CП 156.13130.2014»):
-общая вместимость резервуаров для хранения СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м (фактически общая вместимость резервуара для хранения СУГ составляет 50 куб. метров (1 по 54 куб. метра)) (п. 8.30 Приказа МЧС России от 05.05.2014 № 221 ”06 утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности” (вместе с « СП 156.13130.2014").
Отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе потребителей и работников МАЗС, а также могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в непосредственной близости с территорией МАЗС.
Согласно информации ГУ МЧС РФ по РД отдела НД и ПР №10 по Хасавюртовскому району от 21.08.2023г. на МАЗС выявлены вышеуказанные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, которые не устранены по настоящее время.
В ходе настоящей проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленные стандартами, нормами и правилами.
Нарушения, допущенные ИП Дадаевым Р.С. на МАЗС, непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начата эвакуации людей, а также возможность его тушения на начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей, во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений, с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью.
Вышеуказанные нарушения требований правил пожарной безопасности подтверждаются и объяснением собственника МАЗС Дадаева Р.С.
Дальнейшая эксплуатация МАЗС с нарушениями норм и правил пожарной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы, ввиду того, что жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его, подвергаются опасности.
Помимо этого, периодически МАЗС посещают иные лица (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.).
Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.
Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Просит суд: приостановить деятельность многотопливной автозаправочной станции( без названия), расположенной по адресу: РД, <адрес>, с кадастровым номером земельного участка №, принадлежащего ИП Дадаеву Рустаму Селимхановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до устранения следующих нарушений требований пожарной безопасности:
- разработать декларацию пожарной безопасности;
-обеспечить прохождение работником обучения мерам пожарной безопасности, получить удостоверение, подтверждающие прохождение обучения;
-определить порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
- вести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
-разработать и утвердить в установленном порядке проектную документацию, в соответствии с которой автоматическая пожарная сигнализация должна монтироваться в зданиях;
-утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях и сооружениях;
-привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установленную в административном здании объекта;
-в месте установки приёмно-контрольного прибора пожарного разместить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты;
-организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем;
-обеспечить объект источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного от объекта на расстоянии не более чем на 200 метров с проездом для пожарной техники;
-обеспечить объект первичными средствами пожаротушения не менее чем огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), оснастить площадку для автоцистерны дополнительно не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации);
-вести журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
-установить знаки пожарной безопасности, обозначающих в том числе путь эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения;
-на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом выполнить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктам атмосферные осадки в очистные сооружения;
-оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фразы СУГ за ее пределы и образования взрывоопасных смесей за пределами за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива;
-оборудовать соответствующей требованиям площадкой для мобильного транспортного средства для транспортирования топлива с жидки моторным топливом и СУГ;
-оснастить объект системой громкоговорящей связи;
-расположить резервуар для хранения СУГ подземно с обеспечение толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (к подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные на поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара.
-оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
-оснастить резервуар для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
-установить оборудование, которое при срабатывании пожарной сигнализации в помещении объекта в автоматическом режиме прекращает операции по наполнению резервуаров (сосудов) топливом, отключает все топливораздаточных (раздаточные) колонки и компрессорное оборудование;
- технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для автоцистерны СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций.
-обеспечить в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования автозаправочной станции, в котором обращались топливо или его пары( резервуары, емкости, трубопроводы и др.).
В судебном заседании помощник прокурора Хасавюртовского района РД Гаджиэменов М.М.заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Ответчик – ИП Дадаев Р.С. в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела по существу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований по делу – Отдел надзорной деятельности по Хасавюртовскому району УНД и ПР по Республике Дагестан, предварительно извещенный надлежащим образом о дне и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя для участия в судебном заседании также не направил.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав помощника прокурора Хасавюртовского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1).
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3).
В силу ст. 37 названного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Как указано в п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 313, собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов (ст. 2).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (ст. 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 названного закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Как видно из материалов дела, согласно Уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговом органе Дадаев Рустам Селимханович 20.11.2020 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно уведомлению о предоставлении лицензии № № 13 июля 2021г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору индивидуальному предпринимателю Дадаеву Рустаму Селимхановичу разрешена эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Согласно свидетельству о регистрации № МАЗС зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за номером А32-01737-0001 ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III. В качестве эксплуатирующей организации указан индивидуальный предприниматель Дадаев рустам Селимханович ( ИНН №)
Как установлено судом, прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР № п г. Хасавюрту, Хасавюртовскому, Новолакскому и Казбековскому районам УНД ПР по РД проведена проверка исполнения требований законодательства промышленной, пожарной безопасности и лицензировании автозаправочных станций.
27.09.2023г. 17 ч. 30м. проведена проверка соблюдения на многотопливной автозаправочной станции без названия, расположенной по адресу: РД, <адрес>, с кадастровым номером земельного участка №, принадлежащего ИП Дадаеву Р.С., требований законодательства о противопожарной безопасности и установлено, что на МАЗС -не обеспечивается одностороннее движение транспортных средств (въезд) выезд должны быть раздельными согласно п. 6.27 СП 156.13130.2014);для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправное системы заземления АЦ (7.35 СП 156.13130.2014); в нарушение п. 474 ППР РФ автозаправочная станция не оснащена в достаточном количестве первичными средствами пожаротушения; в нарушение п. 63 ППР РФ не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты в соответствии с годовым планом-графиком; в нарушение требований ч. 1 ст. 151 ФЗ-123 на заправочном островке СУГ не предусмотрена единовременная заправка только одного автомобиля. Также устройство и оснащение заправочных островков для СУГ, не исключает возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку; в нарушение п. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 151 ФЗ-123 не обеспечено предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности указанного пролива; в нарушение ст.64 ФЗ-123 не представлена декларация пожарной безопасности; в нарушение п. 2 ППР РФ не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаров взрывоопасного пожароопасного помещения производственного и складского назначения; в нарушение п.3 ППР РФ №1479 не представлен документ, подтверждающий факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности; в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 не все помещения АГЗС оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации. (СП 156.13130.201 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.39); не все помещения МАЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, Таблица 2 СП 3.13130.2009; в нарушение п.1 ст. 6 Ф3-123 для наружного пожаротушения АГЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3: (CП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные"п. 6.37);в нарушение п. 60 ППР РФ учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации системы противопожарной защиты;в нарушение п.412 ППР РФ пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания;
При заправке транспортных средств топливом не соблюдается требование: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения), п. 384 ППР РФ № 1479; МАЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения по требованиям. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 х 1,5 метра; размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, п. 389 ППР РФ № 1479; МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи, (ч. 1 ст. 6 Ф3-123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.34); заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливных колонок, оснащается не менее сем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3А, 144В,С.Е ( с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3А, 144 В, С,Е ( с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2Х1.5 метра; согласно п.389 ППР РФ № 1479 размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С.Е ( с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков; в нарушение ч. 1 ст. 6 Ф3-123 на въезде и выезде с территории МАЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения МАЗС (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" п. 6.21);в нарушении ч. 1 ст. 6 Ф3-123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" табл. 5 расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МАЗС составляет менее 15 метров;в нарушении ч. 1 ст. 6 Ф3-123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" и п. 6.34, МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи; заправочная площадка для АЦ с СУГ и заправочный островок не оборудован сигнализаторами до взрывоопасных концентраций (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123 СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные, безопасности" п. 8.40); в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п) (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.42); в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности сказанного оборудования; в нарушение п. 3 статьи 24 № 123-Ф3 не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках; в нарушение п. 283 (а) ППР РФ №1479 не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы; в нарушение ст. 20 № 123-Ф3 не представлена документация на электрооборудование МАЗС, указывающая ее класс по пожара-взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования; в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости; в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 резервуары для хранения СУГ не расположены подземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.30);в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ-123 отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СПГ, из оборудования с СПГ, включение системы орошения обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п 8.23);в нарушении ч. 1 ст. 6 Ф3-123 (СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.14 на одном заправочном островке СУГ предусматривается единовременная заправка более одного автомобиля;в нарушение ч. 1 ст. 6 Ф3-123 отсутствует система молниезащиты АГЗС ("Станции автомобильные заправочные» п. 6.32); в нарушение ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123 на АГЗС не предусмотрев централизованное отключение электропитания (СП 156.13130.2014 "Станция автомобильные заправочные» п. 7.36);в нарушении п.п. 7.25, 7.36 и 8.18 ст. 4 и 6 ФЗ-123 МАЗС не оборудован, соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ; в нарушение ст. 4,6 и 71 ФЗ-12З расстояние от топливораздаточной колонки газа до здания операторской МАЗС составляет менее 9 метров (п. 7.3, таблица 3 CП 156.13130.2014»); общая вместимость резервуаров для хранения СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м (фактически общая вместимость резервуара для хранения СУГ составляет 50 куб. метров (1 по 54 куб. метра)) (п. 8.30 Приказа МЧС России от 05.05.2014 № 221 ”06 утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности” (вместе с « СП 156.13130.2014").
Исходя из изложенного, суд считает, что ИП Дадаевым Р.С. допускается МАЗС с нарушениями правил противопожарной безопасности, что опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами МАЗС, вследствие нарушения правил пожарной безопасности на данном объекте имеет реальный характер, дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, в связи с чем имеются основания для приостановлении деятельности МАСЗ до устранения выявленных нарушений.
Таким образом, по делу бесспорно установлено, что эксплуатация МАЗС осуществляется ответчиком ИП Дадаевым Р.С. с нарушением требований противопожарной и промышленной безопасности.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Правило названной статьи имеет предупредительное значение, направлено на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, и является специальным по отношению к норме, содержащейся в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Прокурор при подаче в суд заявления в соответствии с п. 9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден
Таким образом, с ответчика ИП Дадаева Р.С. подлежит взыскать в доход государства госпошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Приостановить деятельность многотопливной автозаправочной станции( без названия), расположенной по адресу: РД, <адрес>, с кадастровым номером земельного участка №, принадлежащего ИП Дадаеву Рустаму Селимхановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до устранения следующих нарушений требований пожарной безопасности:
- разработать декларацию пожарной безопасности;
-обеспечить прохождение работником обучения мерам пожарной безопасности, получить удостоверение, подтверждающие прохождение обучения;
-определить порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
- вести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
-разработать и утвердить в установленном порядке проектную документацию, в соответствии с которой автоматическая пожарная сигнализация должна монтироваться в зданиях;
-утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях и сооружениях;
-привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установленную в административном здании объекта;
-в месте установки приёмно-контрольного прибора пожарного разместить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты;
-организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем;
-обеспечить объект источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного от объекта на расстоянии не более чем на 200 метров с проездом для пожарной техники;
-обеспечить объект первичными средствами пожаротушения не менее чем огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), оснастить площадку для автоцистерны дополнительно не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации);
-вести журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
-установить знаки пожарной безопасности, обозначающих в том числе путь эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения;
-на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом выполнить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктам атмосферные осадки в очистные сооружения;
-оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фразы СУГ за ее пределы и образования взрывоопасных смесей за пределами за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива;
-оборудовать соответствующей требованиям площадкой для мобильного транспортного средства для транспортирования топлива с жидки моторным топливом и СУГ;
-оснастить объект системой громкоговорящей связи;
-расположить резервуар для хранения СУГ подземно с обеспечение толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (к подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные на поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара.
-оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
-оснастить резервуар для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
-установить оборудование, которое при срабатывании пожарной сигнализации в помещении объекта в автоматическом режиме прекращает операции по наполнению резервуаров (сосудов) топливом, отключает все топливораздаточных (раздаточные) колонки и компрессорное оборудование;
- технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для автоцистерны СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций.
-обеспечить в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования автозаправочной станции, в котором обращались топливо или его пары( резервуары, емкости, трубопроводы и др.).
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Дадаева Рустама Селимхановича в доход государства госпошлину в размере 300 рублей.
Обеспечительные меры, принятые судом определением от 20 октября 2023 года до исполнения судебного решения Индивидуальным предпринимателем Дадаевым Рустамом Селимхановичем оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором путем принесения апелляционного представления в тот же срок.
Апелляционные жалобы и представления подаются в Верховный Суд Республики Дагестан через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение вынесено 12 января 2024 года
Председательствующий М.А.Алиев