ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1235/2023 от 31.08.2023 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1235/2023

...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2023 года г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Локтевой М.В.,

при помощнике судьи Ильенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края к ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю о понуждении устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Исполняющий обязанности Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с иском к ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю, в котором просит суд обязать ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу: исключить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); разработать программу вводного противопожарного инструктажа; разработать программу первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте; разработать программу повторного противопожарного инструктажа; обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в помещениях (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны; провести, с привлечением организации, имеющей обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент эксплуатационные испытания пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре; обозначить направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; разработать регламент технического обслуживания имеющейся системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация); провести ежегодное испытание средств обеспечения пожарной безопасности (автоматическая пожарная сигнализация); обеспечить ведение учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты; в инструкции о мерах пожарной безопасности указать лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности; все здания и их помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

В обоснование иска указано, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». Данной проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ выявлены следящие нарушения: допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); отсутствует программа вводного противопожарного инструктажа; отсутствует программа первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте; отсутствует программа повторного противопожарного инструктажа; не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны; эксплуатационные испытания пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, не проводится организацией, имеющей обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок. Протокол испытания не по ГОСТ; отсутствует обозначение направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; отсутствует регламент технического обслуживания имеющейся системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация); отсутствуют документы, подтверждающие ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (автоматическая пожарная сигнализация); -отсутствуют документы учета периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей; в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности; не все здания и их помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. ИК (от ДД.ММ.ГГГГ исх. ,) направляло в УФСИН России по Краснодарскому краю запрос на выделение необходимых денежных средств для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности, однако необходимого финансирования не выделялись. Вместе с тем, несмотря на допускаемые грубые нарушения требований пожарной безопасности ИК продолжает принимать осужденных, а УФСИН России по Краснодарскому краю их направлять в ИК. Неисполнение требований федерального законодательства РФ о пожарной безопасности ставит под угрозу безопасность сотрудников ИК, осужденных и иных лиц, посещающих ИК, в случае возникновения пожара.

Истец в судебном заседании уточнил исковые требования и просил суд обязать ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу все здания и их помещения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, поскольку все остальные нарушения устранены.

Представитель ответчика в судебном заседании с указанным нарушением согласилась, пояснила, что после того, как поступят денежные средства, автоматическая пожарная сигнализация будет установлена.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ выявлены следящие нарушения: допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); отсутствует программа вводного противопожарного инструктажа; отсутствует программа первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте; отсутствует программа повторного противопожарного инструктажа; не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также опр»деление класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны; эксплуатационные испытания пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, не проводится организацией, имеющей обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок. Протокол испытания не по ГОСТ; отсутствует обозначение направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; отсутствует регламент технического обслуживания имеющейся системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация); отсутствуют документы, подтверждающие ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (автоматическая пожарная сигнализация); -отсутствуют документы учета периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей; в инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности; не все здания и их помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Материалами дела установлено, что ИК- устранены следующие нарушения: исключено использование светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), отсутствующие колпаки были; программа вводного противопожарного инструктажа разработана начальником пожарной части ФКУ ИК- и утверждена начальником учреждения ДД.ММ.ГГГГ; программа первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте (ИПБ-002.2022) разработана начальником пожарной части ФКУ ИК- и утверждена начальником учреждения ДД.ММ.ГГГГ; программ повторного противопожарного инструктажа (ИПБ-002.2022) разработана начальником пожарной части ФКУ ИК- и утверждена начальником учреждения ДД.ММ.ГГГГ; обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в помещениях (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны; ДД.ММ.ГГГГ проведено аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент эксплуатационные испытания пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре с привлечением организации, имеющей обученный персонал - ООО «...», <адрес>; обозначены направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; регламент технического обслуживания имеющейся системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация) разработан начальником пожарной части ФКУ ИК- и утвержден начальником учреждения ДД.ММ.ГГГГ; согласно заключенного между ФКУ ИК- и ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Краснодарскому краю договора от ДД.ММ.ГГГГ на проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта систем пожарной, охранно-пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, проводится ежегодное испытание средств обеспечения пожарной безопасности, о чем составляются соответствующие акты от ДД.ММ.ГГГГ; в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты обеспечено ведение учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей; в ч.9 Инструкции о мерах пожарной безопасности ФКУ ИК-, разработанной начальником пожарной части ФКУ ИК- и утвержденной начальником учреждения ДД.ММ.ГГГГ указаны лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что не все здания и их помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Из материалов дела усматривается, что в целях оборудования всех зданий и помещений ИК- автоматической пожарной сигнализацией (АПС), в УФСИН России по Краснодарскому краю регулярно направляются заявки о выделении необходимых денежных средств (последние заявки - исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно произведенного расчета, сумма денежных средств на установку АПС составляет 9 532 500 руб. Денежные средства не выделялись, что истцом не отрицалось.

Согласно ст.ст. 18,46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны являются обязанностью руководителей организаций.

Судом достоверно установлено, что администрацией учреждения не выполняется возложенная законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности».

УФСИН России по Краснодарскому краю в соответствии с подп.15 п.2 ч.15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 № 518, осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров в подведомственных учреждениях.

ИК (от ДД.ММ.ГГГГ исх. ,) направляло в УФСИН России по Краснодарскому краю запрос на выделение необходимых денежных средств для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности, однако необходимого финансирования не выделялись.

Вместе с тем, несмотря на допускаемые грубые нарушения требований пожарной безопасности ИК продолжает принимать осужденных, а УФСИН России по Краснодарскому краю их направлять в ИК.

Неисполнение требований федерального законодательства РФ о пожарной безопасности ставит под угрозу безопасность сотрудников ИК, осужденных и иных лиц, посещающих ИК, в случае возникновения пожара.

Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявлено заявление о возложении на руководителя учреждения обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Опираясь на вышеуказанные положения законов, принимая во внимание, что стороной ответчика не устранены все нарушения, выявленные в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление исполняющего обязанности Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края к ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю о понуждении устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК- УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу оборудовать все здания и их помещения автоматической пожарной сигнализацией.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Апшеронского районного суда М.В. Локтева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 7 сентября 2023 года.

Судья Апшеронского районного суда М.В. Локтева