ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1245/20 от 22.07.2020 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-1245/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2020 года г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО3,

с участием представителя истца – ФИО4,

представителя ответчика – ФИО5,

представителя третьего лица – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» к Администрации города Симферополя о признании незаконным и отмене постановления, третьи лица – Департамент по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым, ФИО1, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,

У с т а н о в и л :

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Симферополя о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Симферополя № 6337 от 13.12.2018 года, согласно которому ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» обязан поместить несовершеннолетнюю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшуюся без попечения родителей, под надзор на полное государственное обеспечение до устройства в семью. С указанным постановлением ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» не согласен. Так, согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.08.2010 года № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», термин «помещение под надзор» в Федеральном законе от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и СК РФ используется для целей законодательства об опеке и попечительстве, и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном ГК РФ. ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» не может быть отнесен к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Уставу на Университет не возложены полномочия по содержанию, воспитанию и образованию детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства РФ от 25.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» не относит образовательные организации высшего образования к организациям для детей-сирот. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены критерии и виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» не обладает и не оказывает, ввиду отсутствия соответствующих обязанностей, полномочий и возможностей. Вместе с тем, учитывая положения ч. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ, по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Следовательно, при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до восемнадцати лет в образовательное учреждение, в том числе учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях. Таким образом, издание Постановления № 6337, которым несовершеннолетняя ФИО1 помещается под надзор в Федеральный университет, противоречит нормам действующего законодательства. На основании изложенного просит отменить постановление Администрации г. Симферополя № 6337 от 13.12.2018 года о помещении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, под надзор в Федеральное государственное автономного образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» на полное государственное обеспечение до устройства в семью.

Определением суда от 24.04.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Определением суда от 22.05.2020 года суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.

Представитель истца Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснил, что отсутствие у Университета полномочий по осуществлению функций по опеке и попечительству может привести к возникновению негативных для него последствий, поскольку для осуществления надзора на полном государственном обеспечении необходимы дополнительные средства, которые истцу не предоставлялись. Нецелевое использование Университетом бюджетных средств недопустимо.

Представитель ответчика Администрации г. Симферополя в судебное заседание просил отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме, полагая о законности изданного постановления.

Представитель третьего лица Департамента по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме. Пояснила, что принятое в отношении несовершеннолетней ФИО1 постановление является законным и обоснованным, поскольку отвечает нормам действующего законодательства. Мать несовершеннолетней ФИО1 умерла, отец лишен родительских прав. Кроме того, имеется заявление о выводе несовершеннолетней ФИО1 из приемной семьи. Через месяц после вывода несовершеннолетней ФИО1 из приемной семьи Департамент по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым обязан был поместить последнюю под надзор на полное государственное обеспечение. На данный момент ФИО1 достигла возраста совершеннолетия.

Остальные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, принимающих участие в деле, не явившихся в судебное заседание, и не сообщивших о причинах неявки.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, урегулированы нормами Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В силу п. 2 ст. 2 названного Закона, попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

Судом установлено, 22.02.2017 года несовершеннолетняя ФИО1 признана лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.155 т.2).

Постановлением №1090 от 17.10.2018 года ФИО8, ФИО9 освобождены от обязанностей попечителей несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; несовершеннолетняя ФИО1 снята с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.58-59 т.2).

Оспариваемым Постановлением Администрации № 6337 от 13.12.2018 года несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помещена под надзор в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью (л.д.62 т.2).

17.12.2018 года указанное Постановление направлено в адрес ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (л.д.62 т.2).

Согласно Уставу Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и иных функций некоммерческого характера (л.д.172-202 т.1).

Функции и полномочия учредителя Университета от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (п.1.4 Устава).

В соответствии со ст. 121, 123 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 и пунктом 2 статьи 155.2 СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - организация для детей-сирот) понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Кроме того, общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя закреплены нормами Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст.1 указанного закона организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Как следует из письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.08.2010 года № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительства в отношении несовершеннолетних» термин «помещение под надзор» используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В связи с этим к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

а) образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

б) медицинские организации, осуществляющие деятельность по содержанию, воспитанию и (или) образованию и оказанию медицинской помощи детям раннего возраста (дома ребенка);

в) стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

В соответствии со статьей 155.1 СК РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы под надзор, относятся в том числе некоммерческие организации в случаях, когда деятельность таких организаций по содержанию, воспитанию и образованию детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

В силу п. 2 ст. 1 Закона об опеке и попечительстве положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

При этом, согласно п. 4 ст. 35 ГК РФ исполнения обязанностей опекунов или попечителей возлагается в том числе на образовательные организации, в случае помещения несовершеннолетних в них под надзор.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. При этом частью 6 указанной статьи установлен закрытый перечень положений, которые должны быть отражены в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при осуществлении передачи государственных полномочий, к которым в том числе относятся виды муниципальных образований, органам местного самоуправления которых могут быть переданы соответствующие полномочия, а также объем указанных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 48-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

Согласно пунктам 1 и 3 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») устанавлен перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

В силу пункта 3 названного Положения, к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

В соответствии с п. 6 указанного Положения дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей.

В совместном письме Минобрнауки России № ДЛ-172/07, Минздрава России № 15-3/10/2-2844, Минтруда России № 12-3/10/В-3155 от 11.05.2016 года «Об организациях для детей-сирот» разъяснено, что к организациям для детей-сирот относятся все организации, в которые дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя.

Таким образом, передача под надзор детей, оставшихся без попечения родителей, возможна, в том числе в образовательные организации, не имеющие своей основной целью оказание услуг социального характера.

При помещении подопечного под надзор в одну из вышеназванных организаций орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Доводы истца относительно отсутствия в Уставе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» полномочий по содержанию, воспитанию и образованию детей, оставшихся без попечения родителей и невозможности отнесения к специализированным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделенных соответствующими функциями, несостоятельны, поскольку деятельность Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» по содержанию, воспитанию и образованию детей не противоречит целям, ради которого создан Университет.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Администрации г. Симферополя № 6337 от 13.12.2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» к Администрации города Симферополя о признании незаконным и отмене постановления, третьи лица – Департамент по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым, ФИО1, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 29.07.2020 года.