ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1275/18 от 16.08.2018 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-1275/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Ковров 16 августа 2018 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Чиковой Н.В., при секретаре Земцовой Т.С.,

с участием представителей истца помощников Ковровского городского прокурора Хайбуллина Д.Ш. и Кузнецовой А.А.,

представителей ответчика адвоката Макушевой М.П., Тихоновой А.В., Джурабаева А.А.,

представителя третьего лица Главного Управления МЧС России по <адрес>Цыбакина Е.С.,

представителя третьего лица ПАО «Сбербанк России» Молоштан А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ковров Молл» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и запрете эксплуатации,

у с т а н о в и л:

Ковровский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений от <дата> к обществу с ограниченной ответственностью «Ковров-Молл» (далее ООО «Ковров-Молл») о возложении на ООО «Ковров-Молл», обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании ТЦ «Ковров-Молл» по адресу: <адрес>А, а именно:

- исполнить в полном объеме мероприятия, предусмотренные действующими специальными техническими условиями, разработанными на данный объект, а именно: выполнить деление 3-го пожарного отсека здания (торгово-развлекательная часть) на 1 и 2 этажах на зоны площадью до 6 000 кв.м.; выполнить деление 2-го пожарного отсека здания (подземная автостоянка) на зоны площадью до 3000 кв.м.; обеспечить 1-ый выход из кинозалов через прилегающий коридор и двери шириной не менее 2,0 м. непосредственно на улицу; оборудовать отверстия из помещений кинопроекционной в зрительные залы шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее EI15, автоматически закрывающимися при пожаре; организовать выходы на кровлю здания по пожарным лестницам П1, исходя из нормы один выход на 1000 кв.м. кровли; обеспечить ширину основных эвакуационных коридоров в 3-ем пожарном отсеке здания (торгово-развлекательная часть) не менее 2,5 м; обеспечить системами автоматической пожарной защиты зоны безопасности;

- оборудовать и обеспечить работоспособность систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода в помещениях административно - бытового корпуса (1-ый пожарный отсек) и подземной автостоянки (2-ой пожарный отсек) в соответствии с проектной документацией;

- оборудовать и обеспечить работоспособность системы противодымной защиты в соответствии с проектной документацией;

- обеспечить в 3-ем пожарном отсеке здания (торгово-развлекательная часть) уклон эвакуационных лестниц со второго этажа не более 1:2.

Запретить эксплуатацию 1-го пожарного отсека (административное трехэтажное здание) и 2-го пожарного отсека (подземная автостоянка) ТЦ «Ковров-Молл» до полного устранения нарушений требований правил и норм пожарной безопасности, перечисленных в пункте 1 настоящего искового заявления.

Установить, что решение суда является основанием для запрета эксплуатации 3-го пожарного отсека (торгово-развлекательная часть) ТЦ «Ковров-Молл» в случае не устранения в полном объеме нарушений требований пожарной безопасности, перечисленных в пункте 1 настоящего искового заявления, в установленный судом срок.

Указав, что на основании ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

26 июля и <дата> городской прокуратурой совместно с представителями сектора ИиИР в области ПБ ФГБУ СЭУ ФПС по <адрес>Кустовым А.А., Кручининым А.А., Кудряшовым А.И., начальником ОНДиПР по <адрес> и <адрес>Дмитриевым Р.В., заместителем ОНД и ПР по <адрес>, Ковровскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>Цыбакиным Е.С. в присутствии сотрудников и представителей ООО «Ковров - Молл» проведены повторные проверки фактического устранения ООО «Ковров-Молл» ранее выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации торговых комплексов с массовым пребыванием людей. В ходе проверки установлено, что на момент обследования помещений не были устранены ответчиком в полном объеме ранее выявленные городской прокуратурой и представителями МЧС России нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в ТЦ «Ковров-Молл». В результате выявленных нарушений требований законов и правил пожарной безопасности может возникнуть угроза безопасности жизни и здоровью посетителей и работников организации, а также угроза причинения имущественного вреда, как собственнику указанного объекта, так и иным посетителям. Несоблюдение требований пожарной безопасности ООО «Ковров-Молл» может привести к возникновению пожароопасной ситуации. В связи с чем, имеются основания для запрета эксплуатации отдельных помещений торгового центра (1-ый и 2-ой пожарный отсеки) до полного устранения выявленных нарушений. Нарушения требований пожарной безопасности в 3-ем пожарном отсеке, с учетом их характера и количества, требуют устранения в ограниченные сроки.

В судебном заседании представители истца помощники Ковровского городского прокурора Хайбуллин Д.Ш. и Кузнецова А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме и пояснили, что городской прокуратурой после поступления ходатайства ООО «Ковров-Молл <дата> совместно с представителями сектора ИиИР в области ПБ ФГБУ СЭУ ФПС по <адрес>Кустовым А.А. и Кудряшовым А.И., начальником ОНДиПР по <адрес> и <адрес>Дмитриевым Р.В., заместителем ОНД и ПР по <адрес>, Ковровскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>Цыбакиным Е.С. в присутствии сотрудников и представителей ООО «Ковров-Молл» проведена повторная проверка фактического устранения ООО «Ковров-Молл» ранее выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности. На момент обследования помещений установлено, что ряд нарушений устранен ответчиком в добровольном порядке. Не устраненными остаются нарушения требований пожарной безопасности, преимущественно, в помещениях 1-го пожарного отсека (административное трехэтажное здание) и 2-го пожарного отсека (подземная автостоянка) ТЦ «Ковров-Молл». Выявленные нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в помещениях 1-го и 2-го пожарного отсека ТЦ «Ковров-Молл», согласно выводам экспертных заключений ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата> и <дата>, могут повлечь угрозу жизни и здоровью посетителей. В части эксплуатации 3-го пожарного отсека (торгово-развлекательная часть) ТЦ «Ковров-Молл» нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени в полной мере не устранены. Вместе с тем, согласно выводам экспертного заключения ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>, при имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни людей, возможность наступления данных последствий, определенная расчетом пожарного риска, выполненным ИП Цуриковым П.С., соответствует нормативному значению, установленному Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Объемно-планировочные решения и исходные данные, принятые в расчете пожарного риска, соответствуют фактическому состоянию объекта. Не устранение их в полном объеме, с учетом выводов заключения ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>, может повлечь угрозу жизни людей в случае возникновения пожара, что сделает невозможной дальнейшую эксплуатацию помещений торгового центра в пределах указанного пожарного отсека.

При принятии решения по иску прокурора необходимо установить ответчику ограниченные сроки устранения нарушений (не более 3 месяцев) с возможностью по их истечении запрета эксплуатации 3-го пожарного отсека (торгово-развлекательная часть) ТЦ «Ковров-Молл» в случае не устранения нарушений в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика ООО «Ковров-Молл» Тихонова А.В., Джурабаев А.А., Макушева М.П. исковые требования Ковровского городского прокурора, с учетом уточнений от <дата> о возложении на ООО «Ковров-Молл», обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании ТЦ «Ковров-Молл» по адресу: <адрес>А, запрете эксплуатации 1-го пожарного отсека (административное трехэтажное здание) и 2-го пожарного отсека (подземная автостоянка) ТЦ «Ковров-Молл» до полного устранения нарушений требований правил и норм пожарной безопасности, перечисленных в пункте первом искового заявления, установлении, что решение суда является основанием для запрета эксплуатации третьего пожарного отсека (торгово-развлекательная часть) ТЦ «Ковров-Молл» в случае не устранения в полном объеме нарушений требований пожарной безопасности, перечисленных в пункте первом искового заявления, в установленный судом срок признали в полном объеме. Последствия признания иска им понятны. Пояснили, что ответчиком проведена огромная работа по устранению выявленных в ходе проверок нарушений норм и правил пожарной безопасности, большая часть из которых устранена ответчиком, работа по устранению нарушений ведется по настоящее время, что свидетельствует о намерении ответчика исполнить исковые требования.

Представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по <адрес>Цыбакин Е.С. в судебном заседании исковые требования Ковровского городского прокурора, с учетом уточнений от <дата>, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица публичного акционерного общества «Сбербанк» Молоштан А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Ковровского городского прокурора, с учетом уточнений от <дата>.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем принятия комплекса мер, включая нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, разработку и осуществление мер пожарной безопасности, осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

На основании ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьями 34 и 37 названного закона предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к объектам защиты от пожара относится имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество).

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (части 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).

Согласно п. 1.3 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 при отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

Согласно ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Частями 1, 4, 8 и 9 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратура является самостоятельным государственным органом, основным предназначением которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Ковров-Молл» имеет на праве собственности здание, (объект права «ООО Ковров молл» Крупный торговый центр» 1 этап: часть здания в осях «1-8»-«А-Л» и «8-13» - «А-Б» (помещение гимпермаркета) и парковка автотранспорта в осях « 1-7» - «А-Т» на отм. – 3600; 2 этап: основной корпус и АБК, назначение: нежилое здание, площадь 49384 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных: 1, расположенное по адресу: РФ, <адрес>, МО город (городской округ) <адрес>А, существующие обременения права: ипотека в силу закона, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес><дата><№> (л.д.23 том 1).

<дата> между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Ковров-Молл» заключен договор <№> об открытии невозобновляемой кредитной линии и договор ипотеки <№>, <дата> заключено дополнительное соглашение <№> к Договору ипотеки, <дата> дополнительное соглашение <№> к договору ипотеки и дополнительное соглашение <№> к договору об открытии невозобновляемой кредитной линии, предметом которых является передача залогодателем в залог залогодержателю принадлежащего залогодателю на праве собственности недвижимого имущества и земельного участка, на котором находятся закладываемые объекты недвижимости (л.д.7-69 том 6).

Согласно п. 3.5 раздела 3 Специальных технических условий, разработанных ФГБУ ВНИИПО МЧС России от <дата>, в здании выделяются следующие пожарные отсеки:

1-й пожарный отсек - административное трехэтажное здание суммарной площадью 2336,64 кв.м. Отсек включает в основном административные помещения;

2-й пожарный отсек - подземная автостоянка, площадью этажа 9140 кв.м., объем отсека 27420 куб.м. м3.

3-й пожарный отсек – торгово- развлекательная часть, общей площадью 31836,34 кв.м. и общим объем 185798 куб.м. (л.д.42 том 1).

Установлено, что ТЦ «Ковров-Молл» является семейным торговым центром, расположенным в центре <адрес>, общей площадью 49 384 кв.м. В торговом центре расположены продуктовый гипермаркет «Каждый день», торговая площадь которого составляет около 5 000 кв. м., кинотеатр «СИНЕМА ПАРК», площадью 2 379,7 кв.м., батутный центр «ЯРКО ПАРК», площадью более 1 000 кв. м., 2 кафе на 24 и 50 посадочных мест, офисы, стоянка для машин, а также множество торговых магазинов различного назначения.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что городской прокуратурой в период с <дата> по <дата> совместно с ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> и инспекцией Государственного строительного надзора администрации <адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в торговом центре, принадлежащем на праве собственности ООО «Ковров-Молл», расположенном по адресу: <адрес>А, в ходе, которой выявлены многочисленные грубые нарушения правил пожарной безопасности.

26 июля и <дата> городской прокуратурой совместно с представителями сектора ИиИР в области ПБ ФГБУ СЭУ ФПС по <адрес>Кустовым А.А., Кручининым А.А., Кудряшовым А.И., начальником ОНДиПР по <адрес> и <адрес>Дмитриевым Р.В., заместителем ОНД и ПР по <адрес>, Ковровскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>Цыбакиным Е.С. в присутствии сотрудников и представителей ООО «Ковров - Молл» проведены повторные проверки фактического устранения ООО «Ковров-Молл» ранее выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации торговых комплексов с массовым пребыванием людей.

В ходе проверки установлено, что на момент обследования помещений не были устранены ответчиком в полном объеме следующие ранее выявленные городской прокуратурой и представителями МЧС России нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в ТЦ «Ковров-Молл», а именно:

- в связи с невыполнением компенсирующих мероприятий, указанных в п. 1.10 специальных технических условий, разработанных ФГБУ ВНИИПО МЧС России <дата> (далее – СТУ), а также несоответствием исходных данных состояния помещений торгового центра и систем противопожарной защиты в расчете пожарного риска, выполненного ООО «НПО «ПожТехПрогресс» в октябре 2016 года, превышена максимально допустимая норма (6000 кв.м.) площади одного пожарного отсека в торговом комплексе (1 этаж 21519 кв.м., 2 этаж 14484 кв.м.), что является нарушением ст. 4, 6, 88 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) и п. 6.7.2, т. 6.11 СП 2.13130.2012. "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного приказом МЧС России от <дата><№> (далее - СП 2.13130.2012.);

- в связи с невыполнением компенсирующих мероприятий, указанных в п. 1.10 СТУ, а также несоответствием исходных данных состояния помещений торгового центра и систем противопожарной защиты в расчете пожарного риска, выполненного ООО «НПО «ПожТехПрогресс» в октябре 2016 года, превышена площадь этажа встроено-пристроенной подземной автостоянки (фактически 9451 кв.м. по нормам не более 3000 кв.м.), что является нарушением ст. 4, 6, 88 Технического регламента и п. 6.3.1, т. 6.5 СП 2.13130.2012.;

- в связи с невыполнением компенсирующих мероприятий, указанных в п. 1. 10 СТУ, а также несоответствием исходных данных состояния помещений торгового центра и систем противопожарной защиты в расчете пожарного риска, выполненного ООО «НПО «ПожТехПрогресс» в октябре 2016 года, в комплексе кинотеатра пути эвакуации проходят через помещения, которые рассчитаны на одновременное пребывание более 50 человек (фойе), что является нарушением ст. 4, 6, 89 Технического регламента и п. <дата> СП 1.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от <дата><№> (далее - СП 1.13130.2009.);

- система автоматического пожаротушения (Далее АУПТ) не смонтирована в помещениях административно- бытового корпуса торгового центра и подземной автостоянки в соответствии с проектной документацией, что является нарушением п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата><№> "О противопожарном режиме" (далее – Правила), ст. 4, 6, 83 Технического регламента и СП 5.13130.2009. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от <дата><№> (далее - СП 5.13130.2009.)

- система автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС) не смонтирована в помещениях административно - бытового корпуса торгового центра и подземной автостоянки в соответствии с проектной документацией, что является нарушением п. 61 Правил, ст. 4, 6, 83 Технического регламента и СП 5.13130.2009.;

- система противодымной защиты (далее - СПЗ) смонтирована не в полном объеме, указанном в проектной документации, что является нарушением п. 6.2, 6.3, 6.4, 6.5 СТУ, п. 61 Правил, ст. 4, 6, 85 Технического регламента и СП 7.13130.2013. "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от <дата><№> (далее - СП 7.13130.2013.);

- система внутреннего противопожарного водопровода не смонтирована на автостоянке и в административной части здания, что является нарушением п. 55, 57 Правил, ст. 4, 6, 86 Технического регламента и СП 10.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от <дата><№> (далее - СП 10.13130.2009.);

- имеющиеся элементы системы СПЗ находятся в неработоспособном состоянии, что является нарушением п. 61 Правил;

- в третьем пожарном отсеке не выполнено разделение площадей этажей на зоны одним из следующих способов либо их комбинацией: противопожарными перегородками 1 типа с орошением от сплинклерных оросителей, установленных с шагом 1,5 м. на расстоянии 0,5 м. от перегородки; дренчерными завесами в две линии на расстоянии 0,5м. и расходом л/(см), расположенной над зоной, свободной от пожарной загрузки, шириной не менее 4м.; противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI150.; противопожарными разрывами (проходами) без пожарной нагрузки шириной от 8 метров, что является нарушением проектной документации, п. 3 т. 1, п. 1.10, п. 3.6 СТУ и ст. 78 Технического регламента;

- отсутствует выход из кинозалов через прилегающий коридор и двери, шириной не менее 2 м непосредственно на улицу по мосткам на уровне земли, что является нарушением проектной документации, п. 6 т. 1, п. 1.10, п. 4.7 СТУ и ст. 78 Технического регламента;

- отверстия из помещений кинопроекционной в зрительные залы не защищены шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее EI15, закрывающимися автоматически при пожаре, что является нарушением п. 3.10 СТУ и ст. 78 Технического регламента;

- отсутствуют выходы на кровлю здания по пожарным лестницам П1, исходя из нормы один выход на 1000 кв.м. кровли, что является нарушением п. 3.19 СТУ и ст. 78 Технического регламента;

- ширина основных эвакуационных коридоров в торговой части здания не соответствует требуемым (менее 2,5 м), что является нарушением п. 4.3 СТУ и ст. 78 Технического регламента;

- имеющиеся зоны безопасности не защищены системами АПЗ, что является нарушением п. 4.8 СТУ и ст. 4, 6, 56, 78 Технического регламента;

- уклон эвакуационных лестниц со второго этажа более 1:2, что является нарушением ст. 4, 6, 89 Технического регламента и п. 7.1.4 СП 1.13130.2009.

Выявленные нарушения и степень их опасности подтверждаются актами проверок от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, экспертными заключениями Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по <адрес> (далее ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес>) от <дата> и <дата>.

Согласно выводам экспертного заключения ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата> условия соответствия требованиям пожарной безопасности, установленным Федеральным законом от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для здания торгового центра «Ковров-Молл» не выполняются. В здании ТЦ «Ковров-Молл» имеются нарушения требований пожарной безопасности.

В пожарном отсеке <№> «Административное трехэтажное здание» ТЦ «Ковров-Молл», имеются нарушения требований пожарной безопасности, такие как отсутствие системы автоматического пожаротушения; отсутствие автоматической пожарной сигнализации, которые могут создать угрозу жизни людей в случае возникновения пожара.

В пожарном отсеке <№> «Подземная автостоянка» ТЦ «Ковров-Молл», имеются нарушения требований пожарной безопасности, такие как: превышение максимально допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека встроено-пристроенной подземной автостоянки; не оборудование помещения для хранения транспортных средств автоматическими установками пожаротушения; отсутствие системы автоматической пожарной сигнализации в помещении автостоянки; не оборудование помещения автостоянки системой противодымной защиты, которые могут создать угрозу жизни людей в случае возникновения пожара.

В пожарном отсеке <№> «Торгово-развлекательная часть» ТЦ «Ковров-Молл» имеются нарушения требований пожарной безопасности, такие как: превышение площади этажа в пределах одного пожарного отсека, устройство путей эвакуации из кинотеатров круглогодичного действия, а также клубов, в залах которых предусматривается кинопоказ, через помещения, которые по заданию на проектирование рассчитаны на одновременное пребывание более 50 человек; не оборудование помещений пожарного отсека системой противодымной защиты в полном объеме, указанном в проектной документации; неисправность элементов системы противодымной защиты; не выполнено разделение площадей этажей на зоны одним из следующих способов либо их комбинаций: противопожарными перегородками 1 типа с орошением от сплинкерных оросителей, установленных с шагом 1,5 м на расстоянии 0,5 м от перегородки, дренчарными завесами в две линии на расстоянии 0,5 м. и расходом л/(см), расположенной над зоной, свободной от пожарной нагрузки, шириной не менее 4 м., противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI150; противопожарными разрывами (проходами) без пожарной нагрузки шириной от 8 метров; отсутствие выхода из кинозалов через прилегающий коридор и двери, шириной не менее 2 м, непосредственно на улицу по мосткам на уровне земли; отсутствие защиты отверстий из помещений кинопроекционной в зрительные залы, шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее ЕI15 закрывающимися автоматически при пожаре; не соответствие требуемой ширины основных эвакуационных коридоров в торговой части здания (менее 2,5 м.); отсутствие защиты системами АПЗ зон безопасности; не соответствие уклона эвакуационных лестниц со второго этажа, которые могут создать угрозу жизни людей в случае возникновения пожара.

Нарушения требований пожарной безопасности как, не оборудование помещения подземной автостоянки и административной части здания системой внутреннего противопожарного водопровода, отсутствие выходов на кровлю здания по пожарным лестницам, в том числе и в третьем пожарном отсеке не могут создать угрозу жизни людей в случае возникновения пожара.

При наличии угрозы жизни людей возможность наступления ее последствий, определенная расчетом пожарного риска, выполненным ИП Цуриковым П.С., не превышает нормативное значение, установленное Федеральным законом от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и составляет 9,6 10 -7 (нормативное значение Qн= 10 -6 ст. 79 п.1 (1) индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке.

Объемно-планировочные решения и исходные данные, принятые в расчете пожарного риска, выполненным ИП Цуриковым П.С., соответствуют фактическому состоянию объекта.

Толщины поверхностей огнезащитной обработки измеренных металлических конструкций (балок покрытия в гипермаркете «АШАН»), соответствуют проектным решениям, огнезащитная обработка вышеуказанных конструкций проведена качественно.

Пожарные гидранты, расположенные у здания ТЦ «Ковров Молл» технически исправны, расход воды на период испытания через 2 ствола со спрыском 19 мм., составил 18,68 л/с, при давлении 5,5 атм.

Иного в ходе судебного разбирательства не установлено, доказательств обратного сторонами не представлено.

Выявленные нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в ТЦ «Ковров-Молл» могут повлечь угрозу безопасности, жизни и здоровью посетителей, и работников организаций, а также угрозу причинения имущественного вреда, как собственнику указанного объекта, так иным гражданам, а несоблюдение требований пожарной безопасности ООО «Ковров-Молл» может привести к возникновению пожароопасной ситуации, в связи с чем, имеются основания для запрета эксплуатации отдельных помещений торгового центра (1-ый и 2-ой пожарный отсеки) до полного устранения выявленных нарушений.

Суд признает обоснованными доводы Ковровского городского прокурора о том, что нарушения требований пожарной безопасности в 3-ем пожарном отсеке, с учетом их характера и количества, требуют устранения в ограниченные сроки. Не устранение их в полном объеме, с учетом выводов заключения ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес> от <дата>, может повлечь угрозу жизни людей в случае возникновения пожара, что сделает невозможной дальнейшую эксплуатацию помещений торгового центра в пределах указанного пожарного отсека, и полагает необходимым обязать ООО «Ковров Молл», устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании ТЦ «Ковров-Молл», установив, для исполнения решения трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае не устранения в полном объеме нарушений требований пожарной безопасности, установленных решением суда, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, решение суда является основанием для запрета эксплуатации третьего пожарного отсека (торгово-развлекательная часть) ТЦ «Ковров-Молл».

На основании ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком ООО «КовровМолл», поскольку такое признание иска не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы и соответствует установленным обстоятельствам дела. Представителям ответчика ООО «КовровМолл», судом разъяснены последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ.

Суд, учитывая признание иска ответчиком, которое не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, полагает необходимым исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ковровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ковров Молл» удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ковров Молл», юридический адрес: <адрес>А, <данные изъяты>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании ТЦ «Ковров-Молл» по адресу: <адрес>А, а именно:

- исполнить в полном объеме мероприятия, предусмотренные действующими специальными техническими условиями, разработанными на данный объект, в том числе: выполнить деление 3-го пожарного отсека здания (торгово-развлекательная часть) на 1 и 2 этажах на зоны площадью до 6 000 кв.м.; выполнить деление 2-го пожарного отсека здания (подземная автостоянка) на зоны площадью до 3000 кв.м.; обеспечить 1-ый выход из кинозалов через прилегающий коридор и двери шириной не менее 2,0 м. непосредственно на улицу; оборудовать отверстия из помещений кинопроекционной в зрительные залы шторами или заслонками с пределом огнестойкости не менее EI15, автоматически закрывающимися при пожаре; организовать выходы на кровлю здания по пожарным лестницам П1, исходя из нормы один выход на 1000 кв.м. кровли; обеспечить ширину основных эвакуационных коридоров в 3-ем пожарном отсеке здания (торгово-развлекательная часть) не менее 2,5 м; обеспечить системами автоматической пожарной защиты зоны безопасности;

- оборудовать и обеспечить работоспособность систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода в помещениях административно - бытового корпуса (1-ый пожарный отсек) и подземной автостоянки (2-ой пожарный отсек) в соответствии с проектной документацией;

- оборудовать и обеспечить работоспособность системы противодымной защиты в соответствии с проектной документацией;

- обеспечить в третьем пожарном отсеке здания (торгово-развлекательная часть) уклон эвакуационных лестниц со второго этажа не более 1:2.

Запретить эксплуатацию первого пожарного отсека (административное трехэтажное здание) и второго пожарного отсека (подземная автостоянка) ТЦ «Ковров-Молл» до полного устранения нарушений требований правил и норм пожарной безопасности, установленных настоящим решением суда.

Настоящее решение суда является основанием для запрета эксплуатации третьего пожарного отсека (торгово-развлекательная часть) ТЦ «Ковров-Молл» в случае не устранения в полном объеме нарушений требований пожарной безопасности, установленных настоящим решением суда, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Чикова.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.