ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-128/19 от 24.01.2019 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«24» января 2019 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего Мельниковой О.А.,

при секретаре Уколовой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-128/19 по исковому заявлению Т.А. к ГУ УПФ РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Т.А. обратился в суд к ГУ - УПФ РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) с иском о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав в обоснование требований на то, что в августе 2018 г. он обратился в УПФ в <адрес> г.о.Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья насе­ления на основании подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Решением ГУ - УПФ в <адрес> от <дата> в досрочном назначении страховой пенсии ему было отказано, основанием к отка­зу послужило отсутствие требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельно­сти по охране здоровья населения. Пенсионным органом не зачтены периоды службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицин­ского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, в/частей 19880, 11637, 14989, 65309, 421 Отдельно­го восстановительного батальона. В обоснование отказа ответчик сослался на отсут­ствие документальных подтверждений медицинской специальности, а в отношении последнего из перечисленных периодов (1999-2000 г.г.) — на то, что «зачет службы по специальности не предусмотрен Правилами от <дата>, Правила­ми от <дата>» Истец с решением пенсионного органа не согласен, так как в подтверждение факта прохождения военной службы и ее характера им был предоставлен в пенсион­ный орган военный билет, в котором зафиксированы воинские звания (стар­ший лейтенант, капитан, майор медицинской службы), а также наименование должно­стей, в которых истец проходил службу (начальник медицинской службы, начальник меди­цинского пункта). Как в военном билете, так и в его послужном списке указаны соответствующие коды ВУС (военно-учетной специальности), а именно: 901000 — лечеб­ное дело в наземных войсках (врач общей практики); 902000 — терапия. В соответствии с письмом Главного Военно-медицинского Управления Ми­нистерства Обороны РФ от <дата>, медицинские пункты, отделения, взводы, роты, батальоны всех наиме­нований (в т.ч. медицинские пункты, лазареты и роты воинских частей, отдельные ме­дицинские батальоны и роты соединений) включены в Классификацию воинских фор­мирований медицинской службы Вооруженных Сил. Медицинский пункт (лазарет, ро­та) воинской части является медицинским воинским подразделением, являющимся са­мостоятельным структурным подразделением воинской части, имеющим в своем со­ставе амбулаторию и лазарет. Указанные воинские формирования следует считать ле­чебно-профилактическими формированиями или их структурными подразделениями войсковой медицинской службы Вооруженных Сил. Согласно п.117 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Ука­зом Президента РФ от <дата>, а также п.п.28, 29 Руководства по меди­цинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ в мирное время, утв. приказом началь­ника Тыла Вооруженных Сил РФ — заместителем Министра обороны РФ от <дата> (и аналогичным нормативным актам, действовавшим в указанные выше пе­риоды его военной службы), в числе обязанностей начальника медицинской службы (медицинского пункта) значатся: проведение лечебно-профилактических и возложен­ных на медицинскую службу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организация медицинского обследования личного состава полка, участие в амбулаторном приеме; осмотр больных, находящихся в медицинском пункте полка и направляемых в лечебные учреждения; контроль лечения больных, помещенных в ме­дицинский пункт полка; ведение постоянного медицинского наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями; еженедельный личный амбулаторный прием больных и врачебный обход с начальником и врачами медицинского пункта всех больных, нахо­дящихся в лазарете медицинского пункта; и <адрес> обязанности свиде­тельствуют о том, что деятельность начальника медицинской службы (медицинского пункта) непосредственно относится к лечебной или иной деятельности по охране здо­ровья населения. В соответствии с п.27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, именно военный билет является основным документом, подтверждающим факт прохождения военной службы. При этом характер службы, предполагающий именно деятельность по охране здоровья населения (военнослужа­щих) и никакую иную, был данным документом также подтвержден. Истец полагает, что ни­каких фактических обстоятельств, которые дали бы пенсионному органу основание не доверять данному документу, не было. Соответственно, в его специальный стаж ука­занные выше периоды военной службы должны были засчитываться. Также ответчиком неправомерно не был включен в специальный стаж период работы с <дата> по <дата> в должности меди­цинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клиниче­ской больницы (<адрес>, Таджикская ССР). Отказ в зачете данного периода от­ветчик обосновал отсутствием документального подтверждения занятости на ле­чебной деятельности. При этом пенсионным органом не было принято во внимание то обстоятельство, что должность медбрата (медсестры) относится к должностям среднего медицинского пер­сонала и в качестве таковой упоминается во всех нормативных актах, регламентирую­щих порядок исчисления специального стажа в целях досрочного назначения пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (начиная с По­становления Совета Министров СССР от <дата> и заканчивая ныне действующим Постановлением Правительства РФ от <дата>. Кроме того, пенсионным органом неправомерно не были включены в специальный стаж следующие периоды времени, в течение которых истец находился на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> По мнению ответчика, данные пери­оды не предусмотрены Правилами , что не соответствует закону. Ссылаясь на изложенное, просил суд признать за ним право на до­срочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятель­ностью по охране здоровья населения; обязать ответчика – ГУ - УПФ РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) назначить страховую пен­сию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента возникновения соответствующего права, но не ранее момента обращения в пенсионный орган, т.е. с <дата>.

В судебном заседании представитель истца Т.А.Р.А., действующий по доверенности, заявленные исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам.

Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в <адрес>Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что период с <дата> по <дата> работы истца на территории <адрес> не может быть включен в специальный стаж, так как не подтверждена занятость на лечебной деятельности. Периоды службы в Вооруженных Силах СССР и РФ с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицин­ского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, Отдельно­го восстановительного батальона не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку отсут­ствует документальное подтверждение медицинской специальности, при том, что зачет периода службы с 1999-2000 г.г. по специальности не предусмотрен Правилами от <дата>, Правила­ми от <дата>. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены Правилами от <дата>., в связи с чем, также не учитываются при исчислении специального стажа. Таким образом, поскольку специальный стаж истца на момент обращения составил 17 лет 2 месяца 22 дня, что менее требуемых 25 лет, просила в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Т.А. обратился в пенсионный орган с вопросом назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, то есть на основании п.п.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях.

ГУ - УПФ РФ в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. При этом пенсионным органом не включены в специальный стаж истца периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицин­ского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, Отдельно­го восстановительного батальона, поскольку отсут­ствует документальное подтверждение медицинской специальности. Периоды с <дата> по <дата> в должности меди­цинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клиниче­ской больницы (<адрес>, Таджикская ССР) – в связи с отсутствием документального подтверждения занятости на ле­чебной деятельности. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, поскольку не предусмотрены пенсионным законодательством.

Не согласившись с решением ответчика истцом подано настоящее исковое заявление.

Согласно военному билету Т.А. серии , выданному <адрес><дата>, истец проходил военную службу в должности начальника медицинской службы с <дата> по <дата>.

Как следует из сведений послужного списка истца Т.А. в период с <дата> по <дата> занимал штатную должность начальника медицинской службы – начальника медицинского пункта 1223 военно-строительного отряда Главного специального военно-строительного управления; <дата> зачислен в распоряжение командующего войсками <адрес>, в период с <дата> по <дата> служил в должности начальника медицинского пункта 347 учебного танкового полка 473 окружного учебного центра подготовки младших специалистов, с <дата> по <дата> начальником медицинской службы – начальника пункта 88 отдельного дорожно-комендантского батальона Уральского военного округа, в период с <дата> по <дата> находился в распоряжении командующего войсками Приволжского военного округа, в период с <дата> по <дата> находился в должности начальника медицинской службы – начальника пункта 421 отдельного учебно-ремонтного восстановительного батальона 469 окружного учебного центра подготовки младших специалистов, в период с <дата> по <дата> занимал должность начальника медицинской службы 17 бригады радиационной, химической и биологической защиты Приволжского военного округа, с <дата> по <дата> – в должности начальника медицинской службы 1979 базы хранения вооружения и техники, досрочно уволен в связи с невыполнением условий контракта на основании приказа от <дата>, а <дата> исключен из списков л/с ВЧ всех видов обеспечения.

Согласно подп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этой нормы закона Правительство РФ Постановлением от 16.07.2014г. утвердило Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. В соответствии с указанным Постановлением, при исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяется Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении стажа применяются: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <дата>; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

В период прохождения истцом службы с 1992 по 1999 года действовало Постановление Совета Министров РСФСР от <дата> N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет". Единственным и основным условием включения службы в специальный стаж является службы в медицинских должностях. Данное условием истцом было соблюдено, что следует из исследованных судом документов. Медицинские пункты, где работал истец, относятся к лечебно-профилактическим учреждениям.

Кроме того, в период прохождения военной службы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от <дата> N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата> N 2-П со ссылкой на Постановление от <дата> N 8-П и Определение от <дата> N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно приказу Минобороны Российской Федерации от <дата>, главе 2 ч. 1 (ст.ст. 6,12), Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил СССР от <дата>, а также Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений), утвержденному <дата> министром здравоохранения Российской Федерации, начальником медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации, медицинские пункты, части, отделения, взводы, роты, батальоны всех наименований включены в классификацию воинских формирований медицинской службы Вооруженных Сил. При этом все они являются самостоятельными структурными подразделениями и имеют в своем составе амбулаторию и лазарет. Согласно п. «а» ч. 1 Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений) к лечебно­-профилактическим учреждениям (подразделениям) со стационарами относятся отдельные медицинские батальоны и роты. Отдельные медицинские батальоны являются воинской частью медицинской службы, предназначенной для всестороннего медицинского обеспечения соединения (ст. 804). На медицинский батальон возлагается решение задачи оказания квалифицированной хирургической помощи и стационарного лечения больных (п. 3 ст. 805).

В соответствии с п. 29 гл. 3 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденным приказом начальника Тыла заместителем Министра обороны РФ от <дата>, начальник медицинского пункта является командиром медицинской роты и отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжение полка медицинской техникой и имуществом, состояние и работу всех функциональных подразделений медицинского пункта. В числе обязанностей начальника медицинского пункта: обязан обеспечивать постоянную готовность медицинского пункта полка к выполнению задач по медицинскому обеспечению полка; оказание неотложной помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях и травмах; организовывать амбулаторное и стационарное лечение больных, их реабилитацию в медицинском пункте полка, а также лечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на дому; периодически лично проводит амбулаторный прием больных, участвует во врачебных обходах, проводимых начальником медицинской службы полка и один раз в неделю самостоятельно проводить врачебный обход с врачами воинских частей военного городка всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта; осматривать всех больных, поступивших в лазарет медицинского пункта в течение суток и всех больных перед выпиской из лазарета, знать состояние больных, находящихся в военном госпитале и других лечебных учреждениях; проводить профилактические осмотры личного состава, диспансерное динамическое наблюдение и необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваемости и травматизма в полку; проводить утреннюю конференцию с медицинским составом медицинского пункта, организовывать питание больных медицинского пункта по госпитальной норме; осуществлять контроль за медицинским имуществом и т.п.

Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 2140) предусмотрено, что начальник медицинской службы полка обязан проводить лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия, участвовать в амбулаторном приеме, осматривать больных, находящихся в медицинском пункте полка и направляемых в медицинские учреждения, знать состояние больных, помещенных в медицинский пункт полка и контролировать их лечение (ст. 112).

Проанализировав представленные доказательства, суд при приходит к выводу о том, что факт занятости истца в должности начальника медицинской службы войсковой части связан с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, совпадает с обязанностями в соответствующих Списках, характер выполняемой работы подтвержден представленными в судебное заседание доказательствами.

При этом суд принимает во внимание, что в судебном заседании на основании представленных доказательств достоверно подтвердился период службы в указанной должности истца до <дата>, в связи с чем отказывая истцу во включении в специальный стаж периода его работы с <дата> по <дата> орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил его в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем суд не усматривает оснований для включения в специальный стаж истца период его работы в должности начальника медицинской службы с <дата> по <дата>, поскольку достаточных доказательств, подтверждающих факт занятия указанной должности и осуществления лечебной деятельности в материалах дела не имеется. Согласно сведений послужного списка истца Т.А. был досрочно уволен за невыполнение требований контракта <дата>, при том, что зачет службы по специальности не предусмотрен Правилами от <дата>., Правилами от <дата>

В этой связи решение пенсионного органа в данной части суд полагает законным и обоснованным.

Одновременно с этим суд полагает, что решение ответчика в части не включения в специальный стаж истца периодов работы с <дата> по <дата> в должности меди­цинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клиниче­ской больницы (<адрес>, Таджикская ССР) и периодов нахождения на курсах повышения квалификации является незаконным по следующим основаниям.

Вопросы осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР регулируются, в том числе, Соглашением от <дата>, согласно которому учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от <дата>, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от <дата>).

В соответствии с Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от <дата>, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от <дата> учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до <дата>, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от <дата>.

В статье 1 Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству, на территории которого они проживают.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от <дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от <дата>, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до <дата>, с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды по трудовому договору с <дата> и по найму с <дата> подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> разъяснено, что согласно абзацу третьему пункта 3.5 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от <дата>, действующее до дня вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы за границей после <дата> засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями. Таким образом, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории государств - участников СНГ до <дата>, периоды работы до <дата> засчитываются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Факт работы подтверждается архивной справкой Национального медицинского центра респ. Таджикистан от <дата>, подтверждающей работу Т.А. с <дата> до <дата> в должности медицинского брата нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы .

С <дата> Республиканская клиническая больница <адрес> Таджикской ССР переименована в Республиканскую клиническую больницу имени Д.А.<адрес> Таджикской ССР на основании Постановления Совета Министров Таджикской ССР от <дата> и Приказа Министра здравоохранения Таджикской ССР от <дата>

С <дата> Республиканская клиническая больница имени Д.А., переименована в Национальный медицинский Центр Республики Таджикистан на основании Постановления Хукумата Республики Таджикистан т от <дата> и Приказа Министра здравоохранения Республики Таджикистан от <дата>.

Справкой от <дата> подтверждается начисление истцу заработной платы в спорный период за работу в должности медицинского брата нейрохирургического отделения.

В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением СМ СССР от <дата>. право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений: больничные учреждения всех типов и наименований.

В опровержение доводов ответчика истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие его работу в должности и в учреждении, дающих право на назначение льготной пенсии в связи с лечебной деятельность, в связи с чем период работы Т.А. с <дата> по <дата> в должности меди­цинского брата детского нейрохирургического отделения Республиканской клиниче­ской больницы (<адрес>, Таджикская ССР) также подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности.

Согласно ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников.

Положения ст. 112 Кодекса законов о труде РФ, ст. 187 Трудового кодекса РФ гарантируют работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от производства, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодателем производятся соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Повышение квалификации является обязанностью каждого медицинского работника, исполнение которой имеет характер неотъемлемого условия для допуска к осуществлению лечебной работы. Так, согласно подп.3 п.2 ст.73 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от <дата> № 323-ФЗ (и анало­гичным нормам действовавших ранее Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от <дата>), медицинские работники обязаны совершенство­вать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных орга­низациях. Таким образом, требование об обязательном повышении квалификации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей истца, зафиксированных как в действующем законодательстве РФ, так и в соответствующих должностных инструкци­ях и, исходя из этого, находится в неразрывной связи с осуществлявшейся им деятельностью по охране здоровья населения.

Периоды работы истца с <дата> включены в специальный стаж истца в бесспорном порядке.

Факт повышения квалификации подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами, удостоверениями, сертификатами.

Таким образом, учитывая, что в период работы по осуществлению лечебной деятельности, подлежащей включению в специальный стаж, истец направлялся на курсы повышения квалификации работодателем, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж Т.А.

Учитывая, что специальный стаж истца составил 17 лет 2 месяца 22 дня, а с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы судом специальный стаж истца, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, составляет более 25 лет, пенсия подлежит назначению истцу в силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ней, то есть с <дата>, а решение пенсионного органа в данной части суд полагает незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным в части решение ГУ УПФ РФ в <адрес> от <дата>.

Включить в специальный стаж Т.А. периоды работы:

- <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должностях врача части (начальника медицинской службы — начальника медицин­ского пункта), начальника медицинского пункта, начальника медицинской службы 1223 военно-строительного отряда, Отдельно­го восстановительного батальона;

- с <дата> до <дата> в должности медицинского брата нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы <адрес>, Таджикской ССР;

- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – нахождение на курсах повышения квалификации.

Признать за Т.А. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за ней, то есть с <дата>.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2019

Судья: О.А.Мельникова