ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12/2023 от 25.08.2023 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-12/2023

42RS0001-01-2022-000666-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Музафрова Р.И.,

при секретаре Коробовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области

25 августа 2023 года

гражданское дело по иску прокурора г.Анжеро-Судженска в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Капитал – К» об обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Анжеро-Судженска Кемеровской области в защиту интересов государства обратился в суд с иском к ответчику об обязании произвести действия, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой города с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности обществом с ограниченной ответственностью «Основа-К».

Установлено, что ООО «Основа-К» допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которой установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Противопожарное расстояние от автозаправочных станций моторного топлива до мест массового пребывания людей должно составлять 50 метров.

Вопреки указанным требованиям противопожарное расстояние от здания магазина «Мария-РА» (<адрес>) до стенок резервуара для хранения топлива составляет 5 метров.

Резервуары для хранения топлива АЗС, расположенных по адресу: <адрес>, не оборудованы системами предотвращения их переполнения.

На данные нарушения указывалось в представлении об устранении нарушений закона от <дата>, однако до настоящего времени они не устранены.

Определением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> по делу произведен замена ответчика на Общество с ограниченной ответственностью «Капитал-К».

С учетом уточнений просит суд признать незаконной и прекратить деятельность ООО «Капитал-К» по эксплуатации АЗС, расположенной на части земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, до устранения нарушений, а именно до обеспечения противопожарного расстояния 50 метров от стенок резервуара для хранения топлива до объекта торговли, расположенного на части земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

В судебное заседание не явился представитель ответчика, извещен надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующий по доверенности, исковые требования не признавал, просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

В судебном заседании представители истца прокурор <адрес>ФИО4, требования поддержал. Просил суд вынести решение об их удовлетворении с учетом уточнений.

В судебном заседании представитель третьего лица <адрес>, Генеральной прокуратуры помощник прокурора <адрес>ФИО5, действующая по доверенности, требования поддержала.

В судебном заседании представитель третьего лица ОНДПР г. Анжеро-Судженска, Яйского и Ижморского районов ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу ФИО6, действующая по доверенности, требования поддержала.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии со ст. 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Размещение автозаправочных станций в жилых зонах не допускается.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 71 Закона N 123-ФЗ, при размещении автозаправочных станций на территориях населенных пунктов противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного оборудования, в котором обращаются топливо и (или) его пары, от дыхательной арматуры подземных резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, корпуса топливно-раздаточной колонки и раздаточных колонок сжиженных углеводородных газов или сжатого природного газа, от границ площадок для автоцистерн и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий и сооружений автозаправочных станций с оборудованием, в котором присутствуют топливо или его пары: до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций с наличием интерната, лечебных учреждений стационарного типа, одноквартирных жилых зданий; до окон или дверей (для жилых и общественных зданий).

Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Помимо этого, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Капитал – К» имеет на праве собственности автозаправочную станцию (АЗС), расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый (выписка из ЕГРН от <дата> на л.д. 174-186, т.1).

Вблизи указанной АЗС расположено нежилое помещение с кадастровым номером , которое передано в аренду Обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирме «Мария – Ра» по договору от <дата> (выписка из ЕГРН от <дата> на л.д.99, т.2).

Прокуратурой города Анжеро-Судженска проведена проверка исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности Обществом с ограниченной ответственностью «Основа-К», в ходе которой установлено, что АЗС, расположенная по адресу: <адрес> эксплуатируется с нарушениями, а именно: не соблюдено противопожарное расстояние от здания магазина «Мария – Ра» до стенок резервуара для хранения топлива составляет 5 метров (нормативный показатель 50 метров), что является нарушением статьи 71 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-Ф.

По результатам проверки ООО «Основа – К» вынесено представление от 12.04.202021, в котором указаны нарушения норм пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем, может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность.

Определением Анжеро-Судженского суда от <дата> по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза с целью определения нарушения требований пожарной безопасности в части соответствия расчетных величин пожарного риска АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, соответствия АЗС требованиям пожарной безопасности.

Проведение экспертизы поручено экспертам департамента экспертиз Союза «Кузбасская ТПП».

Согласно заключению эксперта Союза «Кузбасской торгово-промышленной палаты» от <дата> установлено:

- нарушение требований пожарной безопасности в части соответствия расчетных величин пожарного риска АЗС, расположенной по адресу: <адрес>;

- после выполнения ООО «Основа-К» дополнительных противопожарных мероприятий, которые заключаются в следующем: исключение из работы АЗС ближайший к магазину резервуар с бензином марки АИ-80; сокращение количества находящегося в остальных резервуарах бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива до 3-х м3 в каждом резервуаре; наполнение резервуаров топливом с помощью автоцистерны производится с учетом отсутствия в магазине посетителей (в нерабочее для магазина время); проведение мероприятия по оповещению людей, находящихся в общественной зоне о пожаре на АЗС, АЗС, расположенная по адресу: <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности в части соответствия расчетных величин пожарного риска на данном объекте на дату проведения судебной экспертизы. Мероприятия должны выполняться на обязательной основе (л.д.167-224, т. 2).

В исследовательской части указанного экспертного заключения указано, что фактическое расстояние от автозаправочной станции до окон рядом стоящего здания магазина составляет 21,2 м. (стр. 9 заключения).

Определением Анжеро-Судженского суда от <дата> по делу назначена судебная экспертиза с целью определения используемых ответчиком на АЗС резервуаров для хранения топлива а именно определение являются ли они подземными или наземными.

Проведение экспертизы поручено экспертам департамента экспертиз Союза «Кузбасская ТПП».

Согласно заключению эксперта от <дата> установлено, что резервуары для хранения топлива, расположенные по адресу: <адрес> - подземные резервуары для хранения топлива (л.д.47-78).

Суд считает, что по смыслу положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из наиболее важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования.

Суд, оценивая представленные суду заключения, исходит из следующего.

Согласно п.2.9 ГОСТ Р 53324 2009: Ограждения резервуаров. Требования пожарной безопасности.» предусмотрено, что подземный резервуар (заглубленный в грунт или обсыпанный грунтом резервуар) - резервуар, в котором наивысший уровень жидкости ниже не менее чем на 0,2 м низшей планировочной отметки прилегающей площадки (в пределах 3 м от стенки резервуара).

В абзаце втором и третьем заключения (исследовательской части по первому вопросу экспертного заключения) указано следующее:

на территории АЗС предусмотрено размещение двух островков топливораздаточных колонок, здание операторной АЗС, а также 4 подземных резервуаров с бензином марок АИ 80,92,95 и дизельным топливом. В настоящее время на АЗС находятся 3 емкости по 10м3 бензина и 1 емкость по 10м3 дизельного топлива (на которых прописан объем).

Экспертом утверждается, что резервуары являются подземным не приводя обстоятельства, при которых резервуар может быть отнесен к категории подземных (п.2.9 ГОСТ Р 53324-2009).Так же отсутствует в экспертном заключении исследовательская часть на основании которых возможно было бы проверить выводы эксперта о том что резервуары расположены в соответствии с п.2.9 ГОСТ Р 53324 2009.

В абзаце десятом заключения приведены требования п. 6.6. СП 155.13130.2014 склады нефти и нефтепродуктов требования пожарной безопасности — «Расстояние от подземных резервуаров для нефти и нефтепродуктов до зданий, сооружений и наружных установок склада следует принимать: до водопроводных (питьевого назначения) и противопожарных

насосных станций, пожарных постов и помещений хранения противопожарного оборудования и огнегасящих средств, противопожарных резервуаров или водоемов (до водозаборных колодцев), административных и бытовых зданий, зданий и сооружений с производственными процессами с применением открытого огня - по таблице 3; до других зданий, сооружений и наружных установок склада расстояние, указанное в таблице 3, допускается сокращать до 50%; до заглубленных продуктовых насосных станций со стороны глухой (без проемов) стены - не менее 3 м.»

Однако суд устанавливает, что данный нормативный документ не может быть применен к сооружениям АЗС, так как в п.1.4. СП 155.13130.2014 склады нефти и нефтепродуктов требования пожарной безопасности указано, что настоящий свод правил не распространяется на:

- склады нефти и нефтепродуктов негражданского назначения, проектируемые по специальным нормам; склады сжиженных углеводородных газов;

- склады нефти и нефтепродуктов с давлением насыщенных паров более 93,1 кПа (700 мм рт. ст.) при температуре 20 °С; склады синтетических

- жирозаменителей; склады полярных жидкостей; склады нефти и нефтепродуктов с применением резервуаров с защитной стенкой (резервуары типа "стакан в стакане");

- подземные хранилища нефти и нефтепродуктов, сооружаемые геотехнологическими и горными способами в непроницаемых для этих продуктов массивах горных пород, и ледогрунтовые хранилища для нефти и нефтепродуктов;

- резервуары и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов;

- автозаправочные станции, не относящиеся к топливозаправочным пунктам складов нефти и нефтепродуктов предприятий нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

В абзаце первом раздела «Характеристика объектов экспертизы» указано следующее: «На дату проведения экспертизы установлено, что в настоящее время на АЗС находится 3 емкости по 10м3 бензина и 1 емкость по 10м3 дизельного топлива (на которых прописан объем)». Ниже экспертом приводятся результаты экспертного осмотра четырех резервуаров объемом Зм3.

Однако, о каких резервуарах идет речь непонятно, на АЗС размещены 4 емкости по 10м3. Четыре резервуара объемом Зм3 признаны экспертом подземными, не приводя обстоятельств, при которых резервуар может быть отнесен к категории подземных (п.2.9 ГОСТ Р 53324-2009).

При этом нормативными документами по пожарной безопасности не предусмотрена возможность присваивать емкостям другие объемы, отличные от их физических параметров.

Кроме того, экспертом не указано, на какую глубину заглублен резервуар, от прилегающей площадки в пределах 3 м от стенок резервуаров. Также не дана оценка наивысшего уровня жидкости в резервуаре (ниже не менее чем на 0,2 м низшей планировочной отметки прилегающей площадки (в пределах 3 м от стенки резервуара).

Таким образом, суд считает, что заключение эксперта не дает ответ к какому виду резервуаров относятся резервуары расположенные на АЗС по адресу <адрес>.

Анализируя изложенное, суд не соглашается с заключением эксперта в части признания резервуаров расположенных на АЗС по адресу <адрес> подземными. Как следствие суд считает заключение эксперта недопустимым доказательством по делу.

Как установлено ранее, согласно пункту 2 статьи 71 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", противопожарное расстояние от автозаправочной станции моторного топлива с надземными резервуарами общей вместимостью более 20 куб. м до зданий производственного назначения должен составлять 25 м, для объектов общественного назначения противопожарный разрыв должен составлять 50 м.

Из фототаблиц имеющихся в материалах дела суд усматривает, что размещение резервуаров расположены выше прилегающей площадки расположенной в пределах 3 м от стенок резервуаров.

Таким образом, резервуары, расположенные на АЗС по адресу <адрес> судом признаются надземными, в связи с чем, расстояние от автозаправочной станции до окон рядом стоящего здания магазина должно составлять менее 50 метров. Как следствие размещение надземных резервуаров ответчика не соответствует нормативным требованиям технического регламента по требованиях пожарной безопасности и является нарушением правил пожарной безопасности (фактически расстояние составляет 21,2 м., что подтверждается замерами произведенными представителем третьего лица л.д. 104-109) в результате которого существует опасность причинения вреда в неопределенному кругу лиц и их имуществу будущем.

Факт частичного демонтажа оборудования из ближайшей к магазину надземному резервуару (л.д. 83-88), не может служить доказательством выполнения требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" а именно доказательством противопожарного разрывав размере 50 м, так как остальные три резервуара находятся в непосредственной близости с резервуаром в которой произведен демонтаж оборудования расстояние до которой как было установлено ранее составляет 21,1 метра.

Как следствие суд считает, что ответчиком не представлено доказательств соблюдения вышеуказанного законодательства, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

Ответчиком понесены расходы по оплате двух экспертиз проведенных в рамках рассматриваемого дела. В связи с тем что ответчик является проигравшей стороной по делу, с учетом положений ст. 98 ГПК РФ расходы по оплате экспертиз ему второй стороной по делу не возмещаются.

С учетом того, что истец при подаче иска освобожден от обязанности по оплате госпошлины, суд в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ взыскивает с ответчика в доход бюджета Анжеро-Судженского городского округа государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Анжеро-Судженска в защиту интересов государства, интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Капитал – К» об обязании произвести действия удовлетворить.

Признать незаконной и прекратить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Капитал-К» ИНН 4246023118, ОГРН 121420011596 от 02.08.2021 местонахождение: 652470, Кемеровская область-Кузбасс, г.о. Анжеро-Судженский, г. Анжеро-Судженск, ул. М. Горького, д.29 по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной на части земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, до устранения нарушений, а именно до обеспечения противопожарного расстояния 50 метров от стенок резервуара для хранения топлива до объекта торговли, расположенного на части земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Капитал – К», ИНН 4246023118, ОГРН 121420011596 от 02.08.2021 местонахождение 652470, Кемеровская область-Кузбасс, г.о. Анжеро-Судженский, г. Анжеро-Судженск, ул. М. Горького, д.29 в доход местного бюджета госпошлину в размере 6000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.

Председательствующий: