ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1307/16 от 17.11.2016 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2- 1307/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п.Вешкайма 17 ноября 2016 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Живодеровой В.В.,

При секретаре Матросовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о возложении обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в счет возмещении вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратилось в суд с вышеназванным иском, в котором просит обязать Администрацию МО «Вешкаймский район» Ульяновской области возместить вред, причинённый почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения почв нефтепродуктами на территории земельных участков, расположенных в центральной части кадастрового квартала ***, в 250 м северо- восточнее дома , в 250 м юго-восточнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области; в 510 м юго-западнее дома в пер. ***, в 500 м западнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счёт средств Муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу. В обоснование иска приводит следующие доводы. В ходе проверки, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора в связи с поступившим обращением руководителя региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Ульяновской области Б.М.П. о нарушениях законодательства при утилизации мазута в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, выявлен факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала ***, в 250 м северо-восточнее дома , в 250 м юго-восточнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, общая площадь загрязнения составила 188 кв.м. По результатам лабораторных исследований установлено, что содержание нефтепродуктов в интервале глубин 0,00-0,20 м в пробе (2091 мг/кг) превышает фоновую концентрацию (79 мг/кг) в 26,47 раз (протокол результатов КХА почв от 20.07.2016 № 16П0017).

Кроме того, в ходе проведенного в период с 05.07.2016 по 15.07.2016 рейдового мероприятия с целью проверки поступившего из Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и Региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Ульяновской области обращения Ш.В.А. о нарушениях законодательства при утилизации мазута в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, выявлен факт загрязнения земельного участка, расположенного в 510 м юго- западнее дома в переулке ***, в 500 м западнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, нефтепродуктами, общая площадь загрязнения составила 337 кв.м. По результатам лабораторных исследований установлено, что содержание нефтепродуктов в интервале глубин 0,00-0,20 м в пробе № 1 (1264 мг/кг) превышает фоновую концентрацию (68 мг/кг) в 18,5 раз (протокол результатов КХА почв от 20.07.2016 ). В ходе вышеназванных мероприятий установлено, что загрязнение почв нефтепродуктами на вышеуказанных земельных участках произошло вследствие осуществления ответчиком с привлечением сторонней организации - ООО «***» демонтажа металлических емкостей с целью передачи лома и отходов черных и цветных металлов во исполнение решения от 14.10.2015, принятого в ходе рабочего совещания Администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области по вопросу о порядке использования неучтенного в реестре муниципальной собственности имущества, находящегося в зданиях бывших котельных, расположенных по адресам: ***. Согласно расчету, произведенному филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», размер вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв на вышеуказанных земельных участках, составил 488 800 рублей и 657 150 рублей.

По указанным фактам в отношении Администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области составлены протоколы от 12.08.2016 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ - порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях указанное юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, ему назначены административные наказания в виде штрафов в размере 80 000 руб. - постановления от 17.08.2016 , от 25.08.2016 о назначении административных наказаний (вступили в силу 27.08.2016, 04.09.2016, соответственно).

Таким образом, факт загрязнения земель, а также место причинения вреда: в центральной части кадастрового квартала ***, в 250 м северо- восточнее дома , в 250 м юго-восточнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области; в 510 м юго-западнее дома в пер. ***, в 500 м западнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, установлены в ходе вышеназванных мероприятий и подтверждены вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях. Предложения о добровольном возмещении вреда направлены ответчику заказными письмами с уведомлением от 25.08.2016 , ***, которые получены им 29.08.2016 (согласно почтовым уведомлениям о вручении). Юридическому лицу предлагалось возместить вред в добровольном порядке в течение 30 дней с момента получения писем. В адрес Управления поступили письма МУ Администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области от 30.09.2016 , в которых сообщалось о заключении договоров со специализированными организациями на утилизацию загрязняющих веществ и на выполнение работ по рекультивации земель. Кроме того, в названных письмах излагалась просьба снижения суммы возмещения вреда и предоставления отсрочки для его возмещения. По результатам рассмотрения указанных писем Управлением в адрес ответчика направлены письма от 04.10.2016 , ***, в которых сообщалось о невозможности предоставления отсрочки, разъяснялся порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В настоящее время вред в добровольном порядке не возмещен. Согласно руководящим указаниям Росприроднадзора, изложенным в письме от 23.05.2012 г. № ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 г. № ВК- 03-03-36/14757» в случаях, когда ответчиками являются органы местного самоуправления, при возмещении вреда приоритетным является возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, поскольку суммы, взыскиваемые с ответчиков по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов согласно ст. 46 Бюджетного кодекса РФ. В связи с этим взыскание ущерба в денежном выражении противоречит целям возложения обязанности возмещения вреда, т.к. причинитель вреда заплатит самому себе, но вред окружающей среде останется фактически не возмещённым и не ликвидированным. Исходя из смысла положений ч. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, возложение судом на нарушителя природоохранного законодательства обязанности разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации земель) осуществляется в целях последующего фактического восстановления нарушенного состояния окружающей среды. Поэтому возлагая на ответчика обязанность по разработке проекта восстановительных работ, необходимо одновременно решать вопрос о возложении на него обязанности и по последующей реализации такого проекта.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях и доводах иска настаивал.

Представитель Администрации МО «Вешкаймский район» Королев О.В. в судебном заседании указал на непризнание иска, пояснил, что в связи с перераспределением полномочий между МО «Вешкаймский район» и сельских поселений в 2014 году в муниципальную собственность МО «Вешкаймский район» были переданы имущество сельских поселений, в том числе и квартальные котельные в селах *** и *** ( решение Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 30.10.2014 ). Состояние указанных котельных не позволяло их эксплуатировать, данное обстоятельство было подтверждено заключением независимой экспертизы, проведенной ОГУП БТИ. Затем с учетом мнения общественности было принято решение о демонтаже указанных котельных и реализовать их в качестве лома металла. Для выполнения работ по демонтажу и вывозу лома металла администрацией МО «Вешкаймский район» был заключен договор с ООО УНП «Вторчермет», которое выполнило работы по демонтажу и вывозу металлолома. Затем место проведения работ по демонтажу котельных было обследовано комиссией с участием начальника ТЭР, ЖКХ и строительства. Установлено, что при демонтаже котельных были разлиты нефтепродукты. С целью немедленного устранения данных последствий был заключен договор с ООО «***» на оказание услуг по сбору и утилизации промышленных отходов. Также был заключен договор на выполнение работ по технической рекультивации земель с ООО «***». В настоящее время все указанные работы выполнены. В связи с тем, что в бюджете района нет достаточных денежных средств, администрация МО «Вешкаймский район» не имеет возможности с привлечением специализированных учреждений разработать проект восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ. Кроме того, срок -6 месяцев, в течение которого истец предлагает разработать проект восстановительных работ и выполнить работы по восстановлению почв, не достаточен для исполнения требований истца. На основании изложенного, ответчик просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (далее - филиал «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»)в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Ст. 42 Конституции РФ установлено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Частью 1 ст. 39 названного закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 4 ст. 39 Закона об охране окружающей среды, при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования, в т.ч., экологических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Судом установлено, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, в связи с поступившим обращением руководителя региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Ульяновской области Б.М.П. о нарушениях законодательства при утилизации мазута в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, была проведена проверка и выявлен факт загрязнения земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала ***, в 250 м северо-восточнее дома , в 250 м юго-восточнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, нефтепродуктами. Общая площадь загрязнения составила 188 кв.м. В ходе указанной проверки привлеченными специалистами лаборатории филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (далее - филиал «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО») были отобраны пробы почв на загрязненном земельном участке (проба ) и фоновая проба (проба № фон), что подтверждается актами отбора проб от 15.07.2016 . По результатам лабораторных исследований установлено, что содержание нефтепродуктов в интервале глубин 0,00-0,20 м в пробе (2091 мг/кг) превышает фоновую концентрацию (79 мг/кг) в 26,47 раз, что подтверждается протоколом результатов КХА почв от 20.07.2016 № ..... Кроме того, в ходе проведенного в период с 05.07.2016 по 15.07.2016 рейдового мероприятия с целью проверки поступившего из Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и Региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Ульяновской области обращения гр. Ш.В.А. нарушениях законодательства при утилизации мазута в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, был выявлен факт загрязнения земельного участка, расположенного в 510 м юго- западнее дома в переулке ***, в 500 м западнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, нефтепродуктами. Общая площадь загрязнения составила 337 кв.м. В ходе указанного мероприятия привлеченными специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» были отобраны пробы почв на загрязненном земельном участке (проба ) и фоновая проба (проба № фон), что подтверждается актом отбора проб для КХА почв от 15.07.2016 . По результатам лабораторных исследований было установлено, что содержание нефтепродуктов в интервале глубин 0,00-0,20 м в пробе (1264 мг/кг) превышает фоновую концентрацию (68 мг/кг) в 18,5 раз, данное обстоятельство подтверждается протоколом результатов КХА почв от 20.07.2016 .

Судом установлено и не оспаривается сторонами то, что загрязнение почв нефтепродуктами на вышеуказанных земельных участках произошло вследствие осуществления ответчиком с привлечением сторонней организации - ООО «УНП Вторчермет» (на основании договора от 01.10.2015 ) демонтажа металлических емкостей с целью передачи лома и отходов черных и цветных металлов во исполнение решения от 14.10.2015, принятого в ходе рабочего совещания Администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области по вопросу о порядке использования неучтенного в реестре муниципальной собственности имущества, находящегося в зданиях бывших котельных, расположенных по адресам: ***.

По указанным фактам в отношении Администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области составлены протоколы от 12.08.2016 , об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ – за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях указанное юридическое лицо – Администрация МО «Вешкаймский район» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, ему назначены административные наказания в виде штрафов по 40 000 руб. постановлениями вступившими в законную силу от 17.08.2016 , от 25.08.2016 .

Таким образом, в судебном заседании совокупностью вышеуказанных доказательств достоверно установлено, что действиями администрации МО «Вешкаймский район» при демонтаже котельных в селах *** и *** Вешкаймского района был причинен ущерб почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате загрязнения почв нефтепродуктами на территории земельных участков, расположенных: в центральной части кадастрового квартала ***, в 250 м северо- восточнее дома , в 250 м юго-восточнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области общей площадью 188 кв.м; в 510 м юго-западнее дома *** в пер. Школьном, в 500 м западнее дома *** по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области общей площадью 337 кв.м.

Согласно заключению филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 27 июля 2016 года размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате поступления в почву нефтепродуктов на территории земельного участка, расположенного в центральной части кадастрового квартала ***, в 250 м северо- восточнее дома , в 250 м юго-восточнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, исчисленный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. , составляет 488 800 (четыреста восемьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей.

Согласно заключению филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 22 июля 2016 года размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате поступления в почву нефтепродуктов на территории земельного участка, в 510 м юго-западнее дома в пер. ***, в 500 м западнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, исчисленный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. № 238, составляет 657 150 (шестьсот пятьдесят семь тысяч сто пятьдесят) рублей.

В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется и в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (пункт 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ).

Положениями пункта 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на причинившее вред лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18.10.2012 N 21 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21), и по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Возмещение вреда в натуре в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено положениями статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из анализа действующего природоохранного законодательства и положений Гражданского кодекса, регулирующих обязательства вследствие причинения вреда, следует, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды является способом возмещения вреда.

Ссылка ответчика, как на основание для отказа в удовлетворении иска, на то, что Администрацией МО «Вешкаймский район» Ульяновской области с привлечением ООО «ЭкоСервисПлюс» были выполнены работы по откачке разлившегося мазута, а также были проведены работы по рекультивации земель с привлечением ООО «Чапаев», суд считает не обоснованными, поскольку лишь факт откачки разлившихся нефтепродуктов, не свидетельствует о том, что ущерб, причинённый почвам, возмещен.

Согласно п.3.1 договора от 08.08.2016 года на выполнение работ по рекультивации земель, представленного ответчиком, после окончания работ по рекультивации земель подрядчик проводит анализ почвы на содержание мазута, при достижении фонового показателя содержания мазута в почве стороны подписывают акт выполненных работ. К указанному договору приложен акт выполненных работ от 18 августа 2016 года, вместе с тем из данного акта невозможно определить объем выполненных работ, кроме того, ответчиком суду не представлены результаты количественно -химический анализа почвы, проведенного после выполнения работ ООО «Чапаев», подтверждающий факт полного возмещения причиненного почвам вреда.

При таких обстоятельствах представленные ответчиком договоры и акты выполненных работ не подтверждают факт возмещения причиненного ответчиком вреда почвам на спорных земельных участках.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрен иной порядок возмещения вреда.

Согласно ч. 2 ст. 78 вышеназванного закона на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счёт собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утверждёнными проектами рекультивации земель.

В соответствии с п. 5 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 № 140, рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Согласно п. 6 вышеуказанного положения разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно- гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

С учетом изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению полностью.

На основании ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок исполнения решения суда обязывающего характера в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок достаточным и разумным.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области возместить вред, причиненный почвам как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв нефтепродуктами на территории земельных участков, расположенных: в центральной части кадастрового квартала ***, в 250 м северо- восточнее дома , в 250 м юго-восточнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области; в 510 м юго-западнее дома в пер. ***, в 500 м западнее дома по ул. *** в с. *** Вешкаймского района Ульяновской области, путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счёт средств Муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Майнский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья В.В.Живодерова

Решение изготовлено 21 ноября 2016 года

Судья В.В.Живодерова