Дело № 2-1314/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Катюха А.А.,
при секретаре Вшивковой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № УФСИН России по Сахалинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС),
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № УФСИН России по Сахалинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проведена проверка ФКУ ИК-№ УФСИН России по Сахалинской области на предмет исполнения законодательства о противопожарной безопасности в местах массового пребывания граждан (осужденных). Проверкой установлено, что ФКУ ИК-№ УФСИН России по Сахалинской области (далее – исправительное учреждение) является местом массового пребывания граждан. На территории производственной зоны исправительного учреждения расположено здание котельной, в котором размещены помещения дизельной и сувенирного участка. В здании на территории производственной зоны учреждения, имеющем инвентарный №, размещен сварочный пост. Помещения дизельной, сувенирного участка и сварочного поста не являются помещениями с мокрыми процессами, не предназначены для инженерного оборудования зданий и относятся к категории «Б» по пожарной опасности, однако данные помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Факт допущенных нарушений подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ№, актом проверки ФКУ ИК№ УФСИН России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением начальника пожарной части учреждения Г.Е.Ю от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного истец просит суд обязать ФКУ ИК-№ УФСИН России по Сахалинской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещения дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
В судебном заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно части 1 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 37 данного Федерального закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Пунктом 1 ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей; каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья, гарантированные статьями 20 и 41 Конституции РФ.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Также, в целях реализации положений данного закона издан приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)».
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установленные, в том числе Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.
В соответствии с пунктом 61 ППР, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует на реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Пунктом 1 НПБ 110-3 установлено, что настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
В соответствии с пунктом 4 НПБ 110-03, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В 4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Из материалов дела следует, что на территории производственной зоны исправительного учреждения расположено здание котельной, в котором размещены помещения дизельной и сувенирного участка. В здании на территории производственной зоны учреждения, имеющем инвентарный №, размещен сварочный пост.
Материалами делу подтверждено, что согласно акту проверки ФКУ ИК№ УФСИН России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ помещение дизельной, сварочного поста и сувенирного участка не оборудованы пожарной сигнализацией.
Данные помещения дизельной, сувенирного участка и сварочного поста не являются помещениями с мокрыми процессами, не предназначены для инженерного оборудования зданий и относится к категории «Б» по пожарной опасности.
Это является безусловным нарушением правил пожарной безопасности, поскольку создается угроза возникновения пожара, а ввиду увеличения сроков поступления соответствующего сообщения в службу МЧС по причине несвоевременного обнаружения возгорания и начала его ликвидации может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью лицам, находящимся в помещениях на территории исправительного учреждения.
Неисполнение требований федерального законодательства об оборудовании помещений исправительного учреждения автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления людей при пожаре помещений исправительного учреждения ставит под угрозу жизнь и безопасность круга лиц, которые там находятся постоянно либо временно, в случае возникновения пожара.
Установлено, что ФКУ ИК-№ УФСИН России по Сахалинской области в нарушение требований Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года недолжным образом выполняется возложенная законом обязанность соблюдения пожарной безопасности и не предприняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений и установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления людей при пожаре в помещениях исправительного учреждения.
Доказательств принятия исчерпывающих мер по оборудованию помещений автоматическими установками пожарной сигнализации, ответчиком не представлено.
Таким образом, обращение прокурора с исковым заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц является обоснованным и отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 45 ГПК РФ.
Установлено, что ФКУ ИК№ УФСИН России по Сахалинской области является исправительным учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - осужденных, сотрудников и персонала учреждения, состав которых постоянно меняется, т.е. определить конкретный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, действительно не представляется возможным.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд должен установить срок исполнения решения.
Определяя конкретные сроки исполнения, суд учитывает мнение обеих сторон, но в первую очередь исходит из приоритетности выполнения требований пожарной безопасности.
Суд, руководствуясь статьями 194 - 199, 206 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковое заявление Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № УФСИН России по Сахалинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № УФСИН России по Сахалинской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца через Южно-Сахалинский городской суд со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья А.А. Катюха
Мотивированное решение составлено 08 февраля 2016 года.
Председательствующий судья А.А. Катюха