ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1314/16 от 01.02.2016 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-1314/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Катюха А.А.,

при секретаре Вшивковой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония УФСИН России по Сахалинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС),

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в Южно-Сахалинский городской суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония УФСИН России по Сахалинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проведена проверка ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области на предмет исполнения законодательства о противопожарной безопасности в местах массового пребывания граждан (осужденных). Проверкой установлено, что ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области (далее – исправительное учреждение) является местом массового пребывания граждан. На территории производственной зоны исправительного учреждения расположено здание котельной, в котором размещены помещения дизельной и сувенирного участка. В здании на территории производственной зоны учреждения, имеющем инвентарный , размещен сварочный пост. Помещения дизельной, сувенирного участка и сварочного поста не являются помещениями с мокрыми процессами, не предназначены для инженерного оборудования зданий и относятся к категории «Б» по пожарной опасности, однако данные помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Факт допущенных нарушений подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки ФКУ ИК УФСИН России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением начальника пожарной части учреждения Г.Е.Ю от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного истец просит суд обязать ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещения дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

В судебном заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Согласно части 1 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 37 данного Федерального закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Пунктом 1 ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей; каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья, гарантированные статьями 20 и 41 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Также, в целях реализации положений данного закона издан приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)».

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установленные, в том числе Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

В соответствии с пунктом 61 ППР, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует на реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Пунктом 1 НПБ 110-3 установлено, что настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

В соответствии с пунктом 4 НПБ 110-03, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:

- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);

- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

- категории В 4 и Д по пожарной опасности;

- лестничных клеток.

Из материалов дела следует, что на территории производственной зоны исправительного учреждения расположено здание котельной, в котором размещены помещения дизельной и сувенирного участка. В здании на территории производственной зоны учреждения, имеющем инвентарный , размещен сварочный пост.

Материалами делу подтверждено, что согласно акту проверки ФКУ ИК УФСИН России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ помещение дизельной, сварочного поста и сувенирного участка не оборудованы пожарной сигнализацией.

Данные помещения дизельной, сувенирного участка и сварочного поста не являются помещениями с мокрыми процессами, не предназначены для инженерного оборудования зданий и относится к категории «Б» по пожарной опасности.

Это является безусловным нарушением правил пожарной безопасности, поскольку создается угроза возникновения пожара, а ввиду увеличения сроков поступления соответствующего сообщения в службу МЧС по причине несвоевременного обнаружения возгорания и начала его ликвидации может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью лицам, находящимся в помещениях на территории исправительного учреждения.

Неисполнение требований федерального законодательства об оборудовании помещений исправительного учреждения автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления людей при пожаре помещений исправительного учреждения ставит под угрозу жизнь и безопасность круга лиц, которые там находятся постоянно либо временно, в случае возникновения пожара.

Установлено, что ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области в нарушение требований Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года недолжным образом выполняется возложенная законом обязанность соблюдения пожарной безопасности и не предприняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений и установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления людей при пожаре в помещениях исправительного учреждения.

Доказательств принятия исчерпывающих мер по оборудованию помещений автоматическими установками пожарной сигнализации, ответчиком не представлено.

Таким образом, обращение прокурора с исковым заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц является обоснованным и отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 45 ГПК РФ.

Установлено, что ФКУ ИК УФСИН России по Сахалинской области является исправительным учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - осужденных, сотрудников и персонала учреждения, состав которых постоянно меняется, т.е. определить конкретный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, действительно не представляется возможным.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд должен установить срок исполнения решения.

Определяя конкретные сроки исполнения, суд учитывает мнение обеих сторон, но в первую очередь исходит из приоритетности выполнения требований пожарной безопасности.

Суд, руководствуясь статьями 194 - 199, 206 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковое заявление Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония УФСИН России по Сахалинской области о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония УФСИН России по Сахалинской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение дизельной, сувенирного участка и сварочного поста автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца через Южно-Сахалинский городской суд со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий судья А.А. Катюха

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2016 года.

Председательствующий судья А.А. Катюха