ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13521/2017 от 15.02.2018 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-1444/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 февраля 2018 года г. Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Юдиной С.Н.,

при секретаре Закировой М.И.,

с участием прокурора Назреевой Г.М.,

представителя ООО "Регион" Шушарина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Регион» о запрете деятельности службы заказа такси «Максим»,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным заявлением в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Регион», указав, что проведенной проверкой установлено нарушение федерального законодательства. 13.02.2012 ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, зарегистрирован в г. Набережные Челны. ООО «Регион» организует на территории города Новороссийска перевозки пассажиров и багажа легковым такси, привлекая к пассажирским перевозкам водителей, как зарегистрированных так и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Для этого на информационных буклетах и баннерах на территории города Новороссийска размещена информация, которой населению предлагается совершить заказ такси «Максим». Операторы диспетчерской службы такси «Максим» (ООО «Регион») принимают заявки от граждан на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на телефонные номера, предоставленные оператором связи и распределяют заявки между водителями. Поле подачи автомобиля по заявленному заказчиком такси адресу, сотрудники диспетчерской службы уведомляют пассажира о подаче автомобиля. При этом служба заказа такси «Максим» (ООО «Регион») заключает договоры на предоставление информационных услуг с лицами, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковыми такси и не имеющимися на данную деятельность разрешения, выдаваемого в установленном законом порядке, а также не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей. Кроме того, не осуществляет проведение контроля технического состояния автомобилей и медицинского освидетельствования водителей перед выездом на линию, а также не ведет учет рабочего времени и соблюдения водителями времен отдыха. Проведенной сотрудниками УМВД России по г. Новороссийску по поручению прокуратуры города проверкой, установлено, что 16.10.2017 К. на принадлежащем ему автомобиле «... осуществлял перевозку пассажиров и багажа без соответствующего разрешения и оформления в качестве индивидуального предпринимателя, получив заявку на пассажирскую перевозку от службы заказа такси «Максим» (ООО «Регион»), что подтверждается протоколами об административном правонарушении в отношении К.. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем соответствующего разрешения на осуществление данной деятельности. Таким образом, в отсутствие данного разрешения, считают, что деятельность является незаконной, общественно опасной. В связи с чем просят запретить деятельность службы заказа такси «Максим» (ООО «Регион») по предоставлению диспетчерских и информационных услуг лицам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковыми такси и не имеющими на данную деятельность разрешения, выдаваемого департаментом транспорта Краснодарского края.

В судебном заседании помощник прокурора Назреева Г.М. исковые требования поддержала в полном объёме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Регион» исковые требования не признал, показал, что на основании договора фрайчанзинга от 31.10.2013, заключенного между ООО "Мобил ТелеКом" и ООО "Регион" получено право пользования комплекса исключительных и иных сопутствующих прав в целях осуществления информационной деятельности с использованием технологического процесса бренда "Сервис заказа такси Maxim", однако ООО "Регион" является не единственным лицом, осуществляющим на территории г.Новороссийска деятельность под брендом "Сервис заказа такси Maxim" и никаких договоров на предоставление информационных или каких-либо иных услуг с К. не заключалось, деятельность Общества не создает опасность причинения вреда в будущем.

Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил отзыв к иску.

С учетом мнения представителя ответчика, прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

В ходе судебного заседания установлено следующее.

На основании протоколов № 15535227, № 15-535228 от 16.10.2017 К.., с его слов являющийся водителем такси "Максим", 16.10.2017 в 09 -00 часов в ..., на автомобиле "..., принадлежащем на праве собственности А. ( л.д. 58-59), за денежное вознаграждение в размере 85 рублей осуществил услугу перевозки легковым автомобильным транспортом, не имея специального разрешения (лицензии)на данный вид деятельности, совершил правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( л.д. 46,47), автомобиль изъят ( л.д. 48,62).

Согласно объяснений К.. ( л.д. 50) ему на программу "Максим" такси, которую установили в офисе, расположенном по адресу: ..., 16.10.2017 в 09-00 часов поступил заказ забрать пассажиров. Он работает в фирме такси с 15.10.2017, трудовой договор не заключался, ему только установили программу на его личный телефон организацией, которой он платит денежное вознаграждение за заказы путем списания с его личного счета в размере от 8 до 10 % за заказ, при этом он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ( л.д. 50-51).

ООО "Регион" создано 13.02.2012 на основании внесения в ЕГРЮЛ записи №1124501001393 и зарегистрировано по адресу нахождения юридического лица: ... ( л.д. 10-40).

13.10.2013 между ООО Мобил ТелеКом" (Правообладатель) и ООО "Регион" ( Пользователь) заключен договор франчайзинга б/н, согласно которому правообладателем пользователю предоставлен комплекс исключительных и иных сопутствующих прав в целях осуществления информационной деятельности с использованием технологического процесса, бренда "Сервис заказа такси "Maxim", бизнес -модели и технологии менеджмента правообладателя с использованием электронного ресурса в пределах административных границ согласованной сторонами территории: ... ( л.д. 71-72).

Согласно ответу ООО "Мобил ТелеКом" ( л.д. 74), на территории ... имеются иные лица, помимо ООО "Регион", с которыми заключены договоры франчайзинга на право использования в предпринимательской деятельности исключительных и иных сопутствующих прав в целях осуществления информационной деятельности с использованием технологического процесса, бренда "Сервис заказа такси Maxim".

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу части 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Предусмотренное приведенной нормой правило имеет предупредительное значение и корреспондирует указанному в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способу защиты гражданских прав - пресечению деятельности, создающей угрозу нарушения права. Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" под пассажирами понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, а под перевозчиком - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанности перевезти пассажира и доставить багаж. При этом пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - за провоз багажа. Фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" одним из видов перевозки пассажиров и багажа является перевозка легковым такси.

Согласно статье 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.

На основании вышеуказанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В силу пунктов 102, 103, 104, 107 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации: а) номер заказа; б) дата принятия заказа; в) дата выполнения заказа; г) место подачи легкового такси; д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси; е) планируемое время подачи легкового такси.

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм права, заказ легкового такси с использованием средств связи - это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.

Прокурор г.Новороссийска, обращаясь в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указал, что ООО "Регион" позиционирует себя как служба заказа такси "Максим", не имеет разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края, при этом на информационных буклетах и баннерах на территории ... размещена информация, по которой населению предлагается совершить заказ такси "Максим", позиционируя размещение данной информации ООО "Регион".

При этом суду не представлены допустимые доказательства, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наличие гражданско-правовых, трудовых отношений с К., Коваленко В.А, получение ими заработной платы от ООО "Регион", выдачу им страховых медицинских полисов, перечисление за них страховых взносов в Пенсионный фонд от заработной платы, а также наличие договора аренды транспортного средства, принадлежности телефона с номером "22 22 22" ООО " Регион", доказательства привлечения К. к административной ответственности ( отсутствует постановление).

ООО "Регион" не имеет и не может иметь статус фрахтовщика, перевозчика, не может осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, так как не принимает плату за такие услуги, не оказывает их и не имеет транспортных средств во владении.

Из представленных ответчиком рекламных проспектов не следует, что ООО "Регион" оказывает услуги по перевозке легковым такси или услуг фрахтования.

ООО "Регион" является юридическим лицом, оказывающим информационные услуги, а именно принимает заявки заказчиков, которые обратились за предоставлением услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси по телефону, формирует базу данных заявок, доступ к которой имеют перевозчики, извещает заказчика о принятии заявки к исполнению.

Исходя из представленных доказательств ответчиком, информационная (диспетчерская) деятельность, осуществляемая ООО "Регион", не может рассматриваться в качестве деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, поскольку в общем итоге общество не имеет отношения к фактической перевозке пассажиров и ее деятельность не может быть признана незаконной только на том основании, что услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси оказывались лицами, не имеющими соответствующих разрешений, поскольку ответственность за неполучение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в уполномоченных органах исполнительной власти соответствующего субъекта Российской федерации лежит именно на владельцах транспортных средств, осуществляющих указанную деятельность, а не на организациях, оказывающих информационные и рекламные услуги по привлечению клиентов.

Несмотря на то, что спорное сообщение привлекает граждан для обращения к диспетчерской службе с целью получения услуг по пассажирской перевозке в легковом такси, ответственность за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения, выданного в установленном порядке, несет лицо, осуществляющее перевозку и не имеющее разрешения.

Диспетчерская служба в рассматриваемом случае действует лишь в рамках договора коммерческой концессии и договора на оказание информационных услуг. ООО "Регион", являясь IT-организацией, осуществляет деятельность по предоставлению доступа к электронной базе данных, содержащей актуальные сведения о существующей потребности в перевозке пассажиров и багажа легковым такси, предоставляет доступ к указанной базе данных своим контрагентам-перевозчикам, осуществляющим соответствующие виды деятельности, на основании сублицензионных договоров.

Участвуя в оформлении заказов на перевозку легковым такси, ООО "Регион" не обязано проверять наличие разрешений, поскольку вышеуказанная обязанность законодательно не установлена, каждый хозяйствующий субъект (диспетчерская служба и перевозчики) занимаются самостоятельной предпринимательской деятельностью, не несут ответственности за действия друг друга и диспетчерская служба не обязана осуществлять контроль за порядком осуществления деятельности своих контрагентов - перевозчиков в отсутствии прямо предусмотренной законом обязанности.

Соответственно, за действия данных лиц должен нести ответственность перевозчик, с которым данные водители состоят в трудовых отношениях, а не ООО "Регион", оказывающее информационные услуги.

Кроме того, требование прокурора состоит в запрете деятельности службы заказа такси "Максим". "Максим"- это бренд, правообладателем которого ООО "Регион" не является.

Таким образом, учитывая вышеизложенное в совокупности, в удовлетворении заявления должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью. «Регион» о запрете деятельности службы заказа такси «Максим» (ООО "Регион") по предоставлению диспетчерских и информационных услуг лицам, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения через Набережночелнинский городской суд.

Судья подпись Юдина С.Н.