61RS0№-21
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
09 августа 2023 г.
Железнодорожный районный суд г Ростова на Дону в составе
председательствующего судьи Соколовой И.А.,
при секретаре Виноградовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску зам. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, третьи лица МКУ ЖКХ <адрес>, ПАО «Газпром газораспределение», администрация <адрес> об обязании оформить право бесхозяйной вещи,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес>, об обязании оформить право бесхозяйной вещи, мотивируя тем, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей и выморочного имущества.
<адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части постановки на учет бесхозяйных объектов газоснабжения. Проведенной проверкой установлено, что подземный объект газоснабжения, расположенный по адресу: <адрес> «а» от пер. Жлобинского, в виде подземного газопровода диаметром -159 мм, длиной -430 м., в реестре бесхозяйного имущества не числятся, собственник указанного объекта теплоснабжения не определен, контроль за его техническим состоянием не осуществляется.
Согласно ответу на представление из администрации <адрес>, на территории района выявлено 22 объекта газоснабжения, в отношении которых проводятся мероприятия, предусмотренные постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей и выморочного имущества».
Вместе с тем, согласно информации ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» подземный объект газоснабжения, расположенный по адресу: <адрес>. 20 «а» от пер. Жлобинского, представляющий собой подземный газопровод диаметром 159 мм, длиной 430 м, имеет признаки бесхозяйного. Таким образом, конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Положения № МКУ до настоящего времени не принято, выход в адрес местонахождения вышеуказанного объекта газоснабжения с целью обследования не осуществлен.
B настоящее время балансодержатель вышеуказанного объекта газоснабжения не определен, контроль за его техническим состоянием не осуществляется, конкретных мероприятий в отношении указанного объекта по признанию бесхозяйным не принимается, вопрос о принятии в муниципальную собственность в установленном порядке не разрешен. Отсутствие собственника и балансодержателя вышеуказанного объекта влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обслуживанию имущества и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Осуществление газоснабжения потребителей при эксплуатации бесхозяйных объектов, создает угрозу и опасность причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц и не обеспечивает их конституционное право на охрану здоровья, предусмотренное ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Несоблюдение требований законодательства ставит под угрозу защищенность жизни здоровья граждан, сохранность их имущества, а также создает реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Истец просит суд обязать администрацию <адрес> выполнить мероприятия, предусмотренные п. 2.1.1 и п. 2.1.2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей и выморочного имущества», направленные на инициирование процедуры принятия в муниципальную собственность объекта газоснабжения, имеющего признаки бесхозяйности, расположенного по адресу: <адрес> «а» от пер. Жлобинского, в виде подземного газопровода диаметром -159 мм, длиной -430 м.
Установить срок исполнения решения в течение пяти месяцев после вступления в законную силу.
Представитель истца помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В отношении него дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица администрации <адрес> по доверенности ФИО5, в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, представил возражения на иск, в которых указал, что участок газопровода должен быть принят на баланс ПАО «Газпром газораспределение», которые осуществляют поставку газа к дому, расположенному по адресу: <адрес> «а».
Представитель муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
ПАО «Газпром газораспределение Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителей третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей и выморочного имущества.
Согласно п.п. 2.1.1 и 2.1.2 указанного Положения о порядке принятия в муниципальную собственность принятие бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность <адрес> производится в следующем порядке:
<адрес>, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества. <адрес> в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании топографической съемки участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект, иных имеющихся документов по такому объекту визуального обследования при участии отраслевого (функционального) органа Администрации <адрес> или муниципальной организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, иных заинтересованных юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, устанавливает вид, назначение, наименование обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, адрес (адресный ориентир), кадастровый номер объекта (если имеется), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект, или иные параметры, позволяющие определить местоположение бесхозяйного объекта недвижимого имущества, атакже площадь, количество этажей, материал наружных стен, материал основных конструкций (для площадных объектов в зависимости от типа (вида) площадных объектов), протяженность (длина), ширину, площадь, диаметр (сечение), материал, марку, количество (для линейных объектов в зависимости от типа (вида) линейных объектов). Далее, <адрес>, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 10рабочих дней после установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества;направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о бесхозяйном объекте недвижимого имущества (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН), в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта;
в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации (далее - СМИ) (городская газета "Ростов официальный") объявление о выявлении на территории района <адрес> бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, предоставления документов, подтверждающих его право собственности. В объявлении указываются вид, назначение, наименование, адрес (адресный ориентир) и иные характеристики обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, указанные в настоящем пункте, срок (30 календарных дней) при котором лицо, считающее себя собственником, имеет право обратиться в администрацию соответствующего района <адрес>, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества будет передан в муниципальную собственность <адрес> как бесхозяйный.
После чего, в случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Если сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в срок не более 5 месяцев с даты составления акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества проводит организационные мероприятия по изготовлению специализированной организацией технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
При выявлении несоответствия сведений о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, содержащихся в техническом плане объекта, сведениям таком объекте, содержащимся в акте о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества и (или) объявлении о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, опубликованном в СМИ, администрация района <адрес>, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 5 рабочих дней с даты получения технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества повторно подает в СМИ объявление о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества со сведениями о таком бесхозяйном объекте, содержащимися в техническом плане объекта.
В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества. После выполнения указанных мероприятий администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 3 рабочих дней обращается в Муниципальное казенное учреждение "Управление казной <адрес>" с письменным заявлением о включении бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части постановки на учет бесхозяйных объектов газоснабжения.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Проведенной проверкой установлено, что подземный объект газоснабжения, расположенный по адресу: <адрес> «а» от пер. Жлобинского, в виде подземного газопровода диаметром -159 мм, длиной -430 м, в реестре бесхозяйного имущества не числятся, собственник указанного объекта газоснабжения не определен, контроль за его техническим состоянием не осуществляется. Л.д. 11
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» направило в адрес прокуратуры <адрес> письмо №, в котором предоставило информацию по объектам, имеющим признаки бесхозяйного имущества, в том числе газопровод диаметром 159 мм, протяженностью 430 м, расположенный по адресу: <адрес> «а» от пер. Жлобинского.
<адрес> внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации <адрес> об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, согласно которому прокуратурой выявлены объекта газоснабжения, имеющие признаки бесхозяйности, расположенные по адресам, в том числе по адресу: <адрес> «а» от пер. Жлобинского в <адрес>. Указано на необходимость принятия мер по принятию бесхозяйных объектов в муниципальную собственность.
Согласно ответу на представление из администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, на территории района проводятся мероприятия, предусмотренные постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей и выморочного имущества».
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального городского округа.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Инициирование администрацией района процедур, указанных в Положении о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей и выморочного имущества, утвержденном постановлением Администрации <адрес> н/Д от ДД.ММ.ГГГГ№, необходимо для определения организации, которая на законных основаниях будет осуществлять обслуживание и ремонт данных линий газоснабжения.
По существу спора ответчиком и представителем администрации города не приведено достаточных и убедительных аргументов в опровержение доводов иска. Суждения, изложенные в возражениях на иск администрации <адрес>, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. Нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в частности, ст.7) возлагают обязанность по организации мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения. Предмет рассматриваемого спора связан с иными юридически значимыми обстоятельствами, вытекающими из применения статьи 225 ГК РФ. Непринятие же органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи.
Доводы иска прокурора, основанные на вышеприведенных нормах права и материалах проверки, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства. Иная оценка ответчиком и третьим лицом обстоятельств дела не является основанием для вывода о неправомерности доводов и требований прокурора, основанных на нормах гражданского законодательства и полномочиях заявленного ответчика.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц соответствует обстоятельствам дела и ст.12 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> в течении пяти месяцев после вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, предусмотренные п. 2.1.1 и 2.1.2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей и выморочного имущества», направленные на инициирование процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного объекта газоснабжения, расположенного по адресу:
- <адрес> «а» от пер. Жлобинского, представляющий собой подземный газопровод диаметром -159 мм, длиной -430 м.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 10.08.2023 года.