ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-137/20 от 11.06.2020 Лоухского районного суда (Республика Карелия)

№2-137/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Лоухи 11 июня 2020 года

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,

при секретаре Шильниковой Е.А., с участием: представителя истца Бакулиной Т.С., действующей по доверенности, представителя ответчика – администрации Лоухского муниципального района Рыбальченко Е.В., действующей по доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах к администрации Лоухского муниципального района, Муниципальному унитарному предприятию «Лоухский коммунальный центр» о признании бездействия противоправным, обязании определить источники водоснабжения в населенных пунктах, разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологические заключения, профинансировать разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения,

установил:

представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия) обратился в суд в исковыми требованиями, уточенными в судебном заседании, к администрации Лоухского муниципального района, МУП «Лоухский коммунальный центр» о признании противоправным бездействия администрации Лоухского муниципального района по не определению источника питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения водоснабжения в п. Кестеньга Лоухского района Республики Карелия (артезианская скважина №...) и обязать определить источник питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения водоснабжения в п. Кестеньга Лоухского района Республики Карелия (артезианская скважина ...); обязании МУП «Лоухский коммунальный центр»: обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, в отношении следующих источников: п. Пяозерский – поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Лоухи – артезианская скважина ..., поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Амбарный – поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Энгозеро - поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Малиновая Варакка - поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Хетоламбина – поверхностный источник водоснабжения – ..., п.Кестеньга – ...), п.Плотина - поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Тунгозеро – артезианская скважина ..., в срок до 30 мая 2023 года; возложении на администрацию Лоухского муниципального района обязанности профинансировать разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначение в поселках: Пяозерский, Лоухи, Амбарный, Энгозеро, Малиновая Варакка, Хетоламбина, Кестеньга, Плотина и Тунгозеро.

Требования мотивированы тем, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена проверка юридических лиц по соблюдению на территории Лоухского района требований в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Установлено, что система централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 18.07.2018 передано администрацией Лоухского муниципального района в управление МУП «Лоухский коммунальный центр». В нарушение действующих санитарно-эпидемиологических норм ответчиками не определены источники питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения водоснабжения в п. Кестеньга Лоухского района Республики Карелия, не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения, не разработаны в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, не получены санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, в отношении источников находящихся в п. Пяозерский, п. Лоухи, п. Амбарный, п. Энгозеро, п.Хетоламбина, п. Кестеньга, п. Плотина, п. Тунгозеро, что нарушает права неопределенного круга лица, создает реальную угрозу ухудшения состоянии окружающей среды и санитарно- эпидемиологической обстановки.

Представитель ответчика МУП «Лоухский коммунальный центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть при данной явке.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по РК Бакулина Т.С. уточенные исковые требования поддержала, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика администрации Лоухского муниципального района РК Рыбальченко Е.В. в судебном заседании исковые требования признала частично. Признала наличие фактов нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судом установлено, что администрация Лоухского муниципального района, собственник объектов водоснабжения в населенных пунктах Лоухского района, на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ХХ.ХХ.ХХ передало на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество (согласно Приложения Номер) МУП «Лоухский коммунальный центр».

Проверкой, проведённой Управлением Роспотребнадзора по РК, установлено, что в населенных пунктах Лоухского района не определен источник питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения водоснабжения в п. Кестеньга Лоухского района Республики Карелия (артезианская скважина ...); отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, в отношении следующих источников, расположенных в Лоухском районе: п. Пяозерский – поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Лоухи – артезианская скважина ..., поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Амбарный – поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Энгозеро - поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Малиновая Варакка - поверхностный источник водоснабжения - ..., п. Хетоламбина - поверхностный источник водоснабжения - ..., п. Кестеньга – артезианская скважина Номер Кестеньга (...), п. Плотина - поверхностный источник водоснабжения – ..., п. Тунгозеро – артезианская скважина ....

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, сторонами не оспаривались, в связи с чем, суд полагает их установленными.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального Закона РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. Ч. 1, 3 ст. 18 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса РФ).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 № 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).

Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (абзац третий этого же пункта).

Границы второго пояса зон санитарной охраны водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности - не менее 500 м. Граница второго пояса ЗСО на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 км или 5 км в соответствии с пунктом 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 - 1000 м в соответствии с пунктом 2.3.2.4 (раздел II Санитарных правил).

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Определение границ зоны и составляющих ее поясов содержится в текстовой части проекта зон санитарной охраны (пункты 1.6, 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Подпунктом «а» пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Исходя из изложенных правовых норм, установленных судом обстоятельств о том, что в населенных пунктах Лоухского района не разработаны зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и не получены санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие проектов зон санитарным правилам, не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам, что создает угрозу жизни и здоровью населения проживающих в данных населенных пунктах, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению, с возложением указанных обязанностей на МУП «Лоухский коммунальный центр» как лицо, ответственное за водоснабжение в населенных пунктах Лоухского района.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Устава МУП «Лоухский коммунальный центр», предприятие осуществляет функции по оказанию услуг по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов.

Таким образом, суд приходит к мнению, что в силу действующего законодательства и принятых на себя обязательств, МУП «Лоухский коммунальный центр» обязано устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, являющиеся предметов исковых требований.

В силу ст. 11 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно п. 2 ст. 2 данного закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

Исходя из приведенных норм, обязанности по определению источника питьевого и хозяйственного водоснабжения и осуществлению финансирования разработки проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов лежит на собственники объектов водоснабжения - органе местного самоуправления, то есть администрации Лоухского муниципального района, на которую и следует возложить данную обязанность.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учётом финансового состояния ответчиков, длительности требуемых к исполнению мероприятий, суд полагает необходимым установить срок их исполнения до 30.05.2023.

Взыскать в соответствии со ст.ст. 98,103 ГПК РФ с МУП «Лоухский коммунальный центр» в бюджет Лоухского районного суда Республики Карелия государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56,114, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах к администрации Лоухского муниципального района, Муниципальному унитарному предприятию «Лоухский коммунальный центр» о признании бездействия противоправным, обязании определить источники водоснабжения населенных пунктов, разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровод питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологические заключения, профинансировать разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, удовлетворить.

Признать противоправным бездействие администрации Лоухского муниципального района по не определению источника питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения водоснабжения в п. Кестеньга Лоухского района Республики Карелия (...) и обязать определить источник питьевого и хозяйственно-бытового обеспечения водоснабжения в п. Кестеньга Лоухского района Республики Карелия (...).

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Лоухский коммунальный центр»:

обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, в отношении следующих источников:

п. Пяозерский – поверхностный источник водоснабжения – ...,

п. Лоухи – ..., поверхностный источник водоснабжения – ...,

п. Амбарный – поверхностный источник водоснабжения – ...,

п. Энгозеро - поверхностный источник водоснабжения – ...,

п. Малиновая Варакка - поверхностный источник водоснабжения - ...,

п. Хетоламбина - поверхностный источник водоснабжения – ...,

п. Кестеньга – ...),

п. Плотина – поверхностный источник водоснабжения – ...,

п. Тунгозеро – артезианская скважина ...,

в срок до 30 мая 2023 года.

Обязать администрацию Лоухского муниципального района профинансировать разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначение в поселках: Пяозерский, Лоухи, Амбарный, Энгозеро, Малиновая Варакка, Хетоламбина, Кестеньга, Плотина и Тунгозеро, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Лоухский коммунальный центр» в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК госпошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Л. Поращенко

Решение в окончательной форме

изготовлено 15 июня 2020 года.