ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/19 от 21.08.2019 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

Дело № 2-138/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2019 года п. Струги Красные

Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е.В.,

с участием заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора Еременок Н.А.,

представителей ответчика ООО «Техстрой» Бусыгина В.И., Костенко Р.Н., Штеймиллера Д. А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ГК по природным ресурсам и экологии Псковской области – Андреевой В.И., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - КУ «Стругокрасненское лесничество» - Федорова Ф.Ф.,

при секретаре Васильевой А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Техстрой» о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду,

УСТАНОВИЛ:

Псковский природоохранный межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Техстрой» о взыскании причиненного лесному фонду ущерба в размере 4 811 291 руб.

В обоснование заявления указывается, что 09.04.2019 в квартале 617 выделах 53, 59 защитные леса (водоохранная зона) Новосельского участкового лесничества КУ «Стругокрасненское лесничество», арендуемом ООО «Техстрой», выявлена незаконная рубка лесных насаждений общим объемом 354 м. куб.

По данному факту следственным отделом МО МВД «России «Струго-Красненский» проведена доследственная проверка, в ходе которой установлено, что 04.03.2017 между Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области) и ООО «Техстрой» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности , в том числе лесного участка Новосельского участкового лесничества в кварталах 601 - 635.

На основании лесной декларации от 05.09.2018, утвержденной Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области, ООО«Техстрой» в период с 01.09.2018 по 31.01.2019 с привлечением ООО «ПК» Лидер» на основании договора оказания услуг осуществлялась заготовка древесины в квартале 617 выделах 51, 52, 57 Новосельского участкового лесничества КУ «Стругокрасненское лесничество» в рамках отведенной делянки.

Отвод указанной выше делянки осуществляли сотрудники ООО «Техстрой» Л. А.В., И. В.И., которые при отводе ее на местности сдвинули границы делянки в сторону водоохраной зоны.

Согласно таблице 7.1 Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Техстрой» в 2015 году, рубка лесных насаждений на расстоянии 100 метров от р. Белка запрещена.

В ходе осмотра делянки установлено, что расстояние от р. Белка до деляночных столбов составляет от 10,4 до 92 метров, что является грубым нарушением.

Факт незаконной рубки лесных насаждений в квартале 617 выделах 53, 59 защитные леса (водоохранная зона) Новосельского участкового лесничества КУ «Стругокрасненское лесничество» зафиксирован в акте о нарушении лесного законодательства от 09.04.2019 .

В результате незаконных действий ООО «Техстрой» лесным насаждениям причинен ущерб, размер которого в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», составляет 4 811 291 руб.

Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора просил взыскать с ООО «Техстрой» в бюджет Российской Федерации причиненный лесному фонду ущерб в размере 4 811 291 руб. 00 коп.

В судебном заседании заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора поддержал исковые требования, пояснил вышеизложенное. Пояснил также, что нарушение лесного законодательства произошло вследствие умышленных действий ответчика, а именно намеренного искажения в лесной декларации 2018 года места расположения лесосеки, вырубленной в 2014 году, с целью поместить делянку 2018 года до водоохраной зоны реки Белка.

Представитель третьего лица – Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области – в судебном заседании выступил на стороне истца, считал факт причинения ущерба лесному фонду доказанным, а ущерб подлежащим взысканию с ответчика.

Представитель третьего лица – КУ «Стругокрасненское лесничество» - в судебном заседании выступил на стороне истца, показал, что лесная декларация 2018 года была сдана ответчиком, одобрена (утверждена) лесничеством. Ни по площади, ни объему вырубка 2018 года не превышена ответчиком. Однако декларация не предусматривала вырубку деревьев в выделах 53, 59 квартала № 617, таксация вырубленной древесины отличается от задекларированной. В процессе выяснения установлено, что при подаче декларации ответчик исказил местоположение отведенного в 2014 году участка леса, поэтому исказилось местоположение делянки 2018 года, поскольку они примыкают друг к другу. Они не проверяли натурно лесную декларацию ответчика 2018 года до начала вырубки леса, поскольку отраженное в ней описание делянки не вызвало у них сомнения, по кварталам и выделам она соответствовала договору.

В судебном заседании представители ответчика исковые требования не признали, считали, что нарушение лесного законодательства не доказано, незаконной вырубки леса ими не допущено. Суду показали, что лес не вырубался в выделах 53 и 59 квартала 617 и соответственно, в водоохранной зоне реки Белка. Делянка 2018 года вырублена строго в границах, отраженных в лесной декларации и согласованных с КУ «Стругокрасненское лесничество». Лесная декларация до начала вырубки проверена и одобрена лесничеством и ГК по природопользованию, а, следовательно, они несут ответственность за ее правильность. Причиной сложившейся ситуации стало неправильное определение лесничим Т., составившим Акт о лесонарушении берега реки Белка, которая фактически на сегодняшний день имеет минимум два русла, а в засушливом 2018 году представляла из себя несколько ручьев, не обнаруженных отводчиком делянки. Если измерять расстояние от лесосеки до второго русла, оно полностью соответствует схеме расположения лесосеки по декларации.

В 2016 году были изменены лесоматериалы Стругокрасненского лесничества (планшеты и т.д.), а замер делянки лесничим производился путем накладывания старого лесоматериала на новое. При проверке заявления о лесонарушении следователем СО МО МВД России «Струго-Красненский» было установлено путем осуществления натурного отвода делянки, что русло реки Белка по материалам лесоустройства не совпадает с квартальной просекой между 616 и 617 кварталами, что подтверждает несоответствие данных лесоустроительного планшета натурным данным; вырубленная делянка находится в границах отвода, соответствующих лесной декларации, в связи с чем в возбуждении уголовного дела отказано.

В судебном заседании свидетель Т. В.В. (лесничий) суду показал, что в связи с обнаружением лесонарушения 25.04.2019 проверял отвод спорной делянки в натуре. От квартального столба, установленного в 2014 году перед мостом через реку Белка, были установлены визиры по градусу и расстояниям, указанным в лесной декларации. Расстояние от квартального столба до делянки составляло 344 м. В итоге было установлено, что его отвод не соответствует отводу делянки ответчиком на 10,5 м. При этом установленная им граница отвода находилась ближе к реке.

Свидетель П. В.М. (инженер по лесопроизводству) суду показал, что лесная декларация 2018 года, поданная ООО «Техстрой», была проверена и не вызвала сомнений, направлена в ГК по природопользованию. В апреле 2019 года была обнаружена незаконная рубка леса ответчиком в незадекларированных выделах. При контрольной проверке азимуты и расстояния, указанные в лесной декларации и соблюденные работниками ответчика при отводе, совпали с азимутами и расстояниями контрольного отвода.

Выслушав стороны, представителей третьих лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 8 Лесного кодекса РФ лесной фонд является собственностью Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Статьей 83 Лесного кодекса РФ предусмотрена передача осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ.

На основании п. 4 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2.06.07 №394, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 19.02.2002 №174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» и ст. 8 Устава Псковской области высшим исполнительным органом государственной власти области является Администрация Псковской области, которая возглавляет систему органов исполнительной власти области.

Постановлением Администрации Псковской области от 14.07.2014 № 325 указанные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия переданы Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ денежные взыскания за нарушение лесного законодательства, установленного на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, зачисляются в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет по нормативу 100%.

Приказом Россельхоза №1079 от 28.12.2018 «Об администрировании органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ, местных бюджетов» утвержден Перечень органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений – администраторов доходов федерального бюджета.

Приложением к указанному Приказу предусмотрено, что администратором доходов федерального бюджета в Псковской области является Комитет по природным ресурсам и экологии.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Техстрой» о взыскании ущерба, причиненного им нарушением лесного законодательства. Подсудность определена истцом по месту исполнения договора аренды лесного участка.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ущерб лесному фонду рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 №173 «Об утверждении особенностей вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии с п. 1 и 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления - в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

04.03.2014 между Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды и ООО «Техстрой» заключен Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в том числе лесного участка КУ «Стругокрасненское лесничество» Новосельского участкового лесничества в кварталах 601 – 635. Срок действия договора установлен с 04 марта 2014 года по 03 марта 2063 года (л. д. 50-55).

26.11.2016 Приказом Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды утверждено Заключение государственной экспертизы «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Техстрой» для заготовки древесины в КУ «Стругокрасненское лесничество» по договору аренды от 04 марта 2014 года . Срок действия заключения установлен до 01.10.2026 (л. д. 9-13).

Пункт 7.1 Проекта содержит характеристику водных объектов, находящихся на территории лесного участка. В кварталах 616, 617 расположена река Белка протяженностью 23 км. В соответствии с Водным кодексом РФ в целях охраны объекта предусмотрен особый режим – запрещена рубка леса на расстоянии ближе 100 метров от русла реки.

В соответствии с п. 13 Договора Аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, проектом освоения лесов и настоящим договором, не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде, своевременно разрабатывать и предоставлять арендатору проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию, составлять и согласовывать с КУ «Стругокрасненское лесничество» технологические карты разработки лесосек на каждую лесосеку.

В соответствии с п. 11 Договора Аренды арендатор обязан производить, в том числе через подведомственное учреждение КУ «Стругокрасненское лесничество» согласование технологической карты разработки лесосек, составленной арендатором на каждую лесосеку, обеспечить контроль за соблюдением лесного законодательства при проведении работ по заготовке древесины.

В соответствии с п. 18 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.06 № 474 отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

05 сентября 2018 года ООО «Техстрой» подало в ГК Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Лесную декларацию , в которой известило, что с 16.09.2018 по 15.09.2019 намерено использовать леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном ему в аренду на территории КУ «Стругокрасненское лесничество», в которой указало объем эксплуатационных лесов, схему расположения мест проведения работ, схему размещения лесосеки в 2018 году, таксацию лесосеки.

Согласно схеме размещения лесосеки, она находится в квартале 617 КУ «Стругокрасненского лесничества», в выделах 51,52,57.

Лесная декларация была принята КУ «Стругокрасненское лесничество» и утверждена Комитетом по природным ресурсам и экологии Псковской области, расхождений с материалами лесоустройства в установленный для проверки срок обнаружено не было.

В соответствии с декларацией и схемой размещения лесосеки ответчиком в период с 16.09.2018 по 15.09.2019 была произведена рубка леса.

09 апреля 2019 года участковым лесничим Новосельского участкового лесничества Т. В.В. был составлен Акт о нарушении лесного законодательства . Согласно Акту ООО «Техстрой», осуществляя рубку леса по договору аренды от 04.03.2014, совершил незаконную рубку древесины в защитных лесах, а именно, в водоохраной зоне, в выделах №№ 53,59 квартала 617. В Акте отражен характер и размер нанесенного лесному фонду ущерба. Лесонарушение обнаружено 09.04.2019 во время патрулирования. По сообщению лица, обнаружившего лесонарушение, привязка делянки на чертеже не соответствует натурной привязке, поэтому в задекларированную площадь делянки 6,5 га вошла водоохранная зона выделов 53,59 квартала 617.

В силу п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 должностные лица, являющиеся лесничими, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии РФ; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, воспроизводство лесов и лесоразведение.

Как следует из материалов дела, с заявлением о нарушении лесного законодательства КУ «Стругокрасненское лесничество» обратилось в МО МВД России «Струго-Красненский». Постановлением от 16.05.2019 следователя СО МО МВД России «Струго-Красненский» Зулиной Н.В. в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием в действиях ООО «Техстрой» состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ.

Закон не ставит возложение на причинителя вреда обязанности возместить ущерб в зависимость от привлечения к административной или уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Установленная ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Как следует из материалов дела, натурный отвод делянки, предназначенной для заготовки древесины в 2018 году, в квартале 617, выделы 51,52,57 производился работниками ООО «Техстрой» Л. А.Р. и М. В.И. Согласно их объяснениям при отводе делянки они руководствовались правилами отвода лесосек, привязку делали от квартального столба, расположенного вдоль дороги справа по направлению в Струги Красные. Руководствовались таксационным описанием и картами, использовали рулетку, навигатор. Во время отвода рек, расположенных рядом с делянкой, они не видели.

Отведенная в натуре лесосека стала основой её схемы, как части лесной декларации, которую ООО «Техстрой» предоставило в КУ «Стругокрасненское лесничество».

Федеральной службой лесного хозяйства России Приказом от 15 июня 1993 г. N 155 утверждено Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации. В соответствии с данным документом лесосека представляет собой участок леса, отведенный для рубок главного или промежуточного пользования, отграниченный визирами (естественными рубежами) и лесосечными знаками (столбами).

Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах РФ применяется при подготовке лесосечного фонда по главному пользованию, отводе деревьев для рубок ухода за лесом, санитарных и прочих рубок, подсочки (осмолоподсочки), а также при отпуске второстепенных лесных материалов и является обязательным для выполнения всеми органами лесного хозяйства и другими предприятиями, ведущими лесное хозяйство.

В соответствии с п.п. 9,11 указанных Наставлений перед началом работ по отводу лесосек лесхозами проводятся подготовительные работы, в том числе анализируются и при необходимости уточняются лесоустроительные материалы; намечаемые к отводу участки леса предварительно обследуются в натуре. В соответствии с п. 4 наставлений контроль за соблюдением правильности отводов и таксации лесосек возлагается на директора и главного лесничего соответствующего лесничества.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов" прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов является государственной услугой, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений; её прием является результатом предоставления государственной услуги.

Недостоверность сведений, указанных в лесной декларации, является одним из оснований для приостановления или отказа в предоставлении указанной государственной услуги.

Ответчик приступил к рубке леса после отвода лесосеки, проверки лесной декларации, её регистрации КУ «Стругокрасненское лесничество» и приёмки ГК по природным ресурсам и экологии Псковской области.

Как следует из показаний представителей ответчика, рубка леса была произведена в границах указанной схемы места расположения делянки.

Данный факт был подтвержден следователем при выходе на место происшествия путем повторного натурного отвода спорной делянки. Указанное следственное действие проводилось с участием участкового лесничего Т. В.В., мастера леса К. Н.В., представителей ответчика. Согласно протоколу осмотра места происшествия (л.д.40-44) деляночные столбы, действительно, расположены на расстоянии менее 100 метров от берега реки Белка. Однако установленный отвод полностью соответствовал схеме расположения делянки по лесной декларации.

Следователем сделан вывод, что делянка отведена в соответствии с существующими правилами, порубка осуществлялась исключительно на отведенном участке местности, не выходя за его пределы. В возбуждении уголовного дела отказано.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки (п.16).

Указанных признаков незаконной рубки из обстоятельств дела не усматривается.

Из материалов лесоустройства и лесной декларации от сентября 2018 года следует, что лесосека 2018 года разработана в продолжение лесосеки, освоенной ответчиком в 2014 году в соответствии с лесной декларацией 2014 года, а также непосредственно примыкает к ней в своей восточной части. Данное обстоятельство подтверждено представленным суду космическим снимком лесного участка.

Претензий по отводу и разработке лесосеки 2014 года к ответчику не предъявлено. Истцом и третьими лицами вменяется в вину ответчику искажение места нахождения делянки 2014 года в схеме лесной декларации 2018 года. На сравнительном чертеже отвода делянки (л.д.23) изображена схема фактического расположения спорной делянки и предполагаемого правильного места расположения её, определенная путем наложения схемы на планшет 58.

На снимке со спутника отражено фактическое расположение делянок 2014 и 2018 года, их общая граница. С учетом указанного фактического места расположения обоих делянок по отношению друг к другу, с учетом того, что ответчику не вменяется в вину превышение размера площади делянки 2018 года (6,5 га) и превышение объема выпиленной древесины, рубка леса за пределами лесосеки не подтверждается.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика в части того, что осуществление им незаконной рубки леса в водоохраной зоне и соответственно причинение вреда лесному фонду истцом надлежащим образом не доказано. При этом суд принимает во внимание доводы ответчика об имеющихся расхождениях в материалах лесоустройства в части места расположения реки Белка и квартальной просеки между 616 и 617 кварталами, а также факт наличия у реки Белка нескольких русел, отсутствие обозначения водоохранной зоны реки Белка на местности.

Кроме того, рассмотрев дело (в соответствии со ст. 41, 196 ГПК РФ) по предъявленному иску к ООО «Техстрой», суд учитывает, что согласно показаниям представителей ответчиков, рубка леса в лесосеке, принадлежащей на праве аренды ООО «Техстрой», в 2018 году осуществлялась по договору оказания услуг по лесозаготовке иным юридическим лицом - ООО «ПК Лидер», на которое в соответствии со ст. 1064 ГК РФ также может быть возложена ответственность за причинение вреда лесному фонду. Таким образом, истцом надлежащим образом не доказано, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Техстрой» о взыскании причиненного лесному фонду ущерба оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 26 августа 2019 года.

Судья Е. В. Богданова