ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/18 от 30.01.2018 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-13/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2018 года г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Фадеева А.Ю., при секретаре Самоловой Л.С., с участием помощника прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М., представителей администрации Макарьевского муниципального района Костромской области - Смирновой С.В., Груздева О.А., представителя администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области по доверенности Медведевой М.А., представителя муниципального унитарного предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство» - директора Казвирова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области о возложении обязанности принять комплекс мер по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов, к муниципальному унитарному предприятию «Макарьевское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности прекратить размещение мусора на полигоне твердых бытовых отходов,

установил:

Прокурор Макарьевского района Костромской области, действующий в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Макарьевский районный суд Костромской области с исковым заявлением к администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, администрации Макарьевского муниципального района Костромской области, муниципальному унитарному предприятию «Макарьевское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности в срок до 01.12.2018 осуществить комплекс мер по ликвидации свалки бытовых отходов, расположенной в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома – Верхнеспасское, на земельном участке с кадастровым номером №44:09:160240:26 и возложении обязанности в течении двух лет после ликвидации свалки осуществить комплекс мер по рекультивации указанного земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Макарьевского района Костромской области проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления установлены отдельные нарушения указанного законодательства, а именно: на территории городского поселения г. Макарьев в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома-Верхнеспасское на земельном участке с кадастровым номером №44:09:160240:26, площадью 30 000 квадратных метров, расположена свалка бытовых отходов и мусора. Проверкой установлено, что на свалке складированы твёрдые бытовые отходы, в числе которых пластиковые стеклянные бутылки, полиэтиленовая, бумажная и картонная упаковочная тара, бытовой мусор, растительно-древесные и прочие отходы. Указанная свалка существует с 12.05.1980 и эксплуатировалась до 01.02.2017. Решением Макарьевского районного суда Костромской области от 08.05.2008 установлен факт отвода земельного участка под размещение указанной городской свалки на основании решения Исполкома Макарьевского городского совета народных депутатов Костромской области от 12.05.1980. Распоряжением главы Макарьевского муниципального района от 03.05.2006 №151-р городская свалка передана из казны Макарьевского района муниципальному предприятию Макарьевского муниципального района «Макарьевское коммунальное хозяйство». Постановлением главы Макарьевского муниципального района №35 от 03.02.2009 муниципальное предприятие «Макарьевское коммунальное хозяйство» передано из собственности Макарьевского муниципального района Костромской области в собственность городского поселения г. Макарьев. На основании распоряжения главы городского поселения г. Макарьев от 24.03.2009 №49 Б-Р свалка передана в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство». В период с 2006 года за сбор и вывоз отходов на свалку, размещение отходов на свалке с жителей и организаций взималась плата в пользу муниципального предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство», учредителем которого являлась администрация Макарьевского муниципального района. С 01.01.2017 эксплуатация полигона приостановлена в связи с тем, что приказом департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №512 от 30.11.2016 принято решение о закрытии тарифного дела «Об установлении фиксированных тарифов на утилизацию твердых коммунальных отходов для муниципального унитарного предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство». За весь период существования свалки на ней осуществлялось накопление бытовых отходов и мусора, в связи с чем установить собственников отходов не представляется возможным. С 1980 по 01.01.2017 ответчиками осуществлялась деятельность по размещению отходов на городской свалке на возмездной основе, в связи с этим, последствия указанной деятельности подлежат устранению ответчиками солидарно. Свалка находится в черте населенного пункта городское поселение г. Макарьев, не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Территориальной схемой обращения с отходами Костромской области, утвержденной приказом директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 22.12.2016 №576, санкционированные полигоны для хранения и утилизации твердых бытовых отходов на территории Макарьевского района не предусмотрены. Ответчиками какие-либо меры, направленные на ликвидацию полигона бытовых отходов и мусора, рекультивацию земельного участка, не приняты. Непринятие мер по ликвидации свалки отходов и рекультивации земельного участка способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных, при этом, человек подвергается как прямому влиянию бытовых отходов и мусора, так и непосредственному, при контакте с измененными компонентами окружающей среды.

В ходе рассмотрения дела прокурор Макарьевского района Костромской области исковые требования уточнил, просил возложить на администрацию городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области обязанность принять комплекс мер по разработке проекта рекультивации полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома – Верхнеспасское, на земельном участке с кадастровым номером №44:09:160240:26, в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать муниципальное унитарное предприятие «Макарьевское коммунальное хозяйство» прекратить размещение мусора на полигоне твёрдых бытовых отходов, расположенного в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома – Верхнеспасское, на земельном участке с кадастровым номером №44:09:160240:26.

В судебном заседании помощник прокурора Макарьевского района Костромской области уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что свалка на территории г. Макарьева эксплуатируется более тридцати восьми лет. До 2007 года эксплуатацией свалки занималась администрация Макарьевского муниципального района, после – администрация городского поселения г. Макарьев. Складирование мусора на данной свалке осуществляли как администрация района, так и администрация городского поселения. Согласно информации Росприроднадзора, установить размер причинения вреда не представляется возможным. Факт наличия отходов на данной свалке установлен судом и не отрицается ответчиками. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49, лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. Без разработки проекта рекультивировать свалку невозможно. Отметил, что срок исковой давности в данном правоотношении составляет двадцать лет. Просил суд принять признание исковых требований ответчиком МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство».

В судебном заседании представитель администрации Макарьевского муниципального района Костромской области по доверенности Смирнова С.В. исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, истцом не доказан вред, причиненный окружающей среде. Указала, что истцом пропущен трехгодичный срок исковой давности. Полагала, что администрация Макарьевского муниципального района Костромской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку у районной администрации нет соответствующих полномочий в виду нахождения свалки отходов в собственности городского поселения. Ответственность за размещение свалок муниципальный район несет только в пределах территорий сельских поселений, не включая городское поселение, так как городское поселение осуществляет эти мероприятия самостоятельно. В период с 2005 по 2008 год район, возможно, производил складирование мусора на свалке, но в рамках полномочий городского поселения.

В судебном заседании представитель администрации Макарьевского муниципального района Костромской области исковые требования по доверенности Груздев О.А. исковые требования не признал. Пояснил, что в 2016 году он совместно с представителями Росприроднадзора и ЦЛАТИ участвовал в осмотре свалки, где были взяты пробы воздуха и почвы. По результатам осмотра было сделано заключение, согласно которого, превышения предельно допустимой концентрации по воздуху не было. Отметил, что прокурором не доказано причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании представитель администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области по доверенности Медведева М.А. исковые требования не признала. Указала, что истцом не представлено доказательств наличия вреда. Для разработки проекта рекультивации необходимы большие деньги, которых нет у городского поселения. От жителей г. Макарьева в администрацию городского поселения жалоб по поводу свалки не поступало. Рекультивация свалки, предусмотренная перечнем мероприятий по реализации генерального плана городского поселения г. Макарьев не осуществлена в виду отсутствия средств. Отметила, что объём средств бюджета городского поселения составляет менее 12 миллионов рублей.

Ранее в судебных заседаниях представитель администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области Колесов Н.П. пояснял, что он согласен с тем, что администрация городского поселения должна принимать участие в ликвидации свалки, но только в части и по соглашению с муниципальным районом. Пояснил, что называть данную территорию городской свалкой нельзя, так как туда свозят мусор, в том числе, сельские близлежащие поселения. Указал, что свалка является несанкционированной (л.д. 93).

В судебном заседании директор муниципального унитарного предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство» Казвиров А.Н. исковые требования признал. Пояснил, что в настоящее время свалка не работает и предприятие не платит за неё арендную плату. Предприятие вывозило на данную свалку мусор, исполняя полномочия городской администрации.

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил. В отзыве на исковое заявление директор департамента просил суд отказать в удовлетворении исковых требований к департаменту ТЭК и ЖКХ Костромской области и рассмотреть дело без участия представителя департамента, полагая администрацию Макарьевского района Костромской области, администрацию городского поселения г. Макарьев Макарьевского района Костромской области и МУП «Макарьевское коммунальное хозяйство» надлежащими ответчиками по данному делу.

Выслушав истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов и утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с п. 1 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Макарьевского муниципального района (утв. Решением Собрания депутатов Макарьевского муниципального района Костромской области от 22.05.2007 №103 «О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Макарьевского муниципального района», далее – Правила) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 3 Правил предусмотрено, что основными принципами обращения с отходами являются, в том числе, охрана и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления Макарьевского муниципального района за обеспечение благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания человека в процессе обращения с отходами; недопущение организации несанкционированных свалок отходов и захламления территорий; возмещение вреда, причиненного окружающей среде и направление средств, полученных в счет возмещения, на природоохранные мероприятия.

В силу статьи 5 Правил к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в сфере обращения с отходами относятся, в том числе, осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящих Правил обращения с отходами; организация проектирования, строительства, эксплуатации муниципальных объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов; планирование, утверждение, обеспечение реализации целевых программ, межмуниципальных программ по обращению с отходами, контроль за их исполнением.

На основании статьи 6 Правил к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений и городского поселения г. Макарьев в сфере обращения с отходами относится, в том числе, организация очистки территорий сельских и городского поселений в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организация работы по систематической и своевременной ликвидации отходов производства и потребления, образующихся на территории поселения.

В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 статьи 8 Правил территории городского и сельских поселений, в том числе места временного проживания и отдыха граждан, подлежат регулярной очистке от отходов; порядок сбора отходов на территориях городского и сельских поселений, определяется схемой очистки, утвержденной органами местного самоуправления городского и сельских поселений, предусматривающий своевременное удаление отходов, а также экономически целесообразный раздельный сбор и утилизацию отдельных видов отходов.

Согласно п. 16.10 ст. 16 Правил собственник объекта размещения отхода обязан осуществлять в период, и после завершения эксплуатации объекта экологический мониторинг (контроль состояния, прогноз изменения состояния, принятие мер по устранению допущенного отрицательного воздействия и его последствий) мест размещения отходов и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 22.2 статьи 22 Правил предусмотрено, что в состав тарифов на оказание услуг на размещение отходов на свалках и полигонах ТБО включаются доли затрат на возмещение потерь и ущерба, связанных с изменением целевого использования земель, рекультивацией отработанных земель, проведение мониторинга окружающей среды в период эксплуатации объекта по размещению отходов, и плата за размещение отходов. Средства на рекультивацию накапливаются при эксплуатации объекта по размещению отходов и используются по целевому назначению.

В силу частей 2-4 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

На основании ст. 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В силу правовой позиции, выраженной в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В соответствии с терминами и определениями, данными в «ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.1983 N5854), рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

На основании пунктов 3, 4, 5 и 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утвержденных совместным приказом Минприроды Российской Федерации №525, Роскомзема №67 от 22 декабря 1995 года) рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основании проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Судом установлено и следующее.

На основании решения Макарьевского районного суда Костромской области от 08.05.2008 года установлен юридический факт отвода земельного участка под размещение городской свалки г. Макарьева, площадью 3 га, в районе 2-го километра республиканской дороги Макарьев-Кострома вправо от дороги на основании решения Исполкома Макарьевского городского совета народных депутатов Костромской области от 12.05.1980 г. (л.д. 33).

Согласно ответа МО по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, свалка бытовых отходов г. Макарьева расположена на земельном участке с кадастровым номером №44:09:160240:26, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – специальная деятельность, площадь 30 000 квадратных метров, адрес: примерно 300 м на север от д. 42 по ул. Володина г. Макарьев Костромской области. Земельный участок находится в государственной неразграниченной собственности (л.д. 82).

Распоряжением главы Макарьевского муниципального района Костромской области от 03.05.2006 №151-р городская свалка передана из казны района муниципальному предприятию Макарьевского района «Макарьевское коммунальное хозяйство» и закреплена за ним на праве хозяйственного ведения (л.д. 99).

Решением Совета депутатов городского поселения г. Макарьев от 14.11.2008 №236, решением Собрания депутатов Макарьевского муниципального района от 25.11.2008 №240 были согласованы перечни объектов муниципального имущества, подлежащего передаче из собственности Макарьевского муниципального района в муниципальную собственность городского поселения г. Макарьев, с указанием в перечне передаваемого имущества муниципального предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство», на балансе которого находилась городская свалка (л.д. 103-105).

В силу п.1 ст. 1 Закона Костромской области «О внесении изменений в закон Костромской области «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «городское поселение», «сельское поселение» в Костромской области» право муниципальной собственности городского поселения город Макарьев на имущество, указанное в приложении 13 ((перечень 6.1) в том числе, городская свалка, п. 2.53 указанного перечня) к настоящему Закону, возникает с 01.01.2009.

Постановлением главы Макарьевского муниципального района Костромской области №35 от 03.02.2009 муниципальное предприятие Макарьевского района «Макарьевское коммунальное хозяйство» передано в собственность городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области (л.д. 28).

Распоряжением главы городского поселения г. Макарьев №49 Б-Р от 24.03.2009 городская свалка передана в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство» (л.д. 27).

Согласно выписки из реестра муниципального имущества городское поселение г. Макарьев от 06.06.2017 объект свалка, площадью 30 000 квадратных метров, расположенный по адресу: Костромская область, г. Макарьев, ул. Володина, в 300 м на север от ориентира «здание №42» находится в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия «Макарьевское коммунальное хозяйство» (л.д. 25).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснил суду, что с ДД.ММ.ГГГГ является начальником Территориального отделения надзорной деятельности Макарьевского и Кадыйского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области. Периодически на городской свалке происходят возгорания, пожары, как в результате самовозгораний из-за химических реакций, вызванных гниением мусора, так и при участии посторонних лиц, поджигающих свалку. В пожарную часть поступают звонки жителей улиц Уколово, Лесная, Рябиновая, что они задыхаются, поскольку дым идет на их улицы. С трёх сторон свалки расположены лесные насаждения, происходит угроза причинения вреда лесу. На свалке находятся бытовые отходы, доски, брёвна, пластик, являющиеся горючими материалами. Пластик и резина при горении выделяют химические соединения, которые опасны для здоровья. В 2017 году зарегистрировано 2 факта возгорания свалки. В ноябре 2017 свалка тлела более недели. В 2016 году зафиксировано 4 факта возгорания свалки.

Пунктом 5.15 Перечня мероприятий по реализации генерального плана городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области (утв. Постановлением главы администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области №16 от 19.03.2013) предусмотрена рекультивация существующий свалки со сроком исполнения в 2015 году.

Согласно протокола осмотра от 28.03.2016, составленного государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области, на территории земельного участка в районе юго-западной окраины г. Макарьев Макарьевского района Костромской области около трассы Макарьев – Кострома, принадлежащего муниципальному унитарному предприятию «Макарьевское коммунальное хозяйство», выявлен факт размещения мусора, твердых бытовых отходов различных классов опасности. Основными компонентами свалки являются: твердый бытовой мусор, остатки мебели, пластиковая, стеклянная бутыль, картон и др. По периметру свалки обваловка и ограждение в виде забора имеются частично. На указанный земельный участок вывозятся отходы производства и потребления, образующиеся от деятельности хозяйствующих субъектов г. Макарьев и прилегающей территории. Территория земельного участка не внесена в объекты размещения отходов государственного реестра размещения отходов. У организации, эксплуатирующей свалку твердых бытовых отходов, отсутствует лицензия на размещение и захоронение отходов на данном земельном участке. На момент осмотра работы по засыпке и утрамбовке отходов грунтов не проводятся, противопожарного оборудования (спецтехника, бочки с водой) не имеется (л.д. 113-115).

Руководитель Управления Росприроднадзора по Костромской области в ответе на запрос прокурора Макарьевского района Костромской области указывает, что свалки твёрдых бытовых отходов оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, что приводит к ухудшению экологической и санитарной обстановки в данном районе и наносит вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. Отмечает, что Управление Росприроднадзора Костромской области поддерживает требования прокуратуры Макарьевского района о возложении обязанности провести рекультивацию свалки (л.д. 132-134).

Согласно ответа врио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Островском районе от 26.12.2017, земельный участок, расположенный в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома – В. Спасское не является специально оборудованным сооружением (полигоном), а является несанкционированной свалкой, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам, на свалке не гарантирована санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, так как нарушается технологический регламент эксплуатации свалки, допускается сжигание отходов (л.д. 176).

Сторонами не оспаривалось, что в течение длительного времени в указанном месте функционировала свалка твердых бытовых отходов. Также не оспаривалось, что с 01.01.2017 полигон твердых бытовых отходов не эксплуатируется.

Из изложенных выше правовых норм и установленных обстоятельств следует, что земельный участок с кадастровым номером №44:09:160240:26, расположенный в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома – Верхнеспасское, занятый полигоном твердых бытовых отходов, эксплуатация которого в настоящее время прекращена, подлежит рекультивации, а обязанности по разработке проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов, лежат на администрации городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области и администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.

Оценивая доводы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям, суд считает их несостоятельными, так как в соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Доводы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о том, что согласно заключения ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» по результатам количественного химического анализа проб атмосферного воздуха МУП городского поселения г. Макарьев «Макарьевское коммунальное хозяйство» не выявлено превышений нормативов предельно допустимой концентрации вредных веществ (л.д. 197-199) не могут быть приняты судом во внимание на том основании, что размещение отходов производства и потребления само по себе является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, поэтому с учетом положений п. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда окружающей среде и, как следствие, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, являются достаточным поводом для обращения в суд с настоящим иском и для исключения вредоносности свалки путем вынесения судебного решения. Избранный прокурором способ защиты гражданских прав неопределенного круга лиц является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 ГК РФ.

Суд принимает признание исковых требований муниципальным унитарным предприятием «Макарьевское коммунальное хозяйство» о возложении обязанности прекратить размещение мусора на полигоне твердых бытовых отходов, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения г. Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области, администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области принять комплекс мер по разработке проекта рекультивации полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома – Верхнеспасское, на земельном участке с кадастровым номером №44:09:160240:26 в срок не позднее 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Макарьевское коммунальное хозяйство» прекратить размещение мусора на полигоне твёрдых бытовых отходов, расположенного в двух километрах от г. Макарьева на 184 километре автодороги Кострома – Верхнеспасское, на земельном участке с кадастровым номером №44:09:160240:26.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня приятия в окончательной форме.

Судья А.Ю. Фадеев

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2018 года.