ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13/20 от 28.09.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-13/2020

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2020 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Силаевой Е.А.,

с участием истцов Елькина А.В., Искандаровой В.Ш., Червочкиной Н.Г., Лемешева А.И., Бунина В.В., Смирнова О.И., Самсоновой Л.Ю., Хайрулиной Н.Б., представителя истцов адвоката Малого И.Е., представителя истца Никитина А.В. – Филатова И.А.,

представителя ответчика по доверенности Козиной Н.Н.,

представителей третьих лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Шилкина И.С., Министерства экологии и природопользования Московской области Гуничева А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-13/2020 по иску Елькина Андрея Викторовича, Васина Романа Валерьевича, Тиканова Дмитрия Николаевича, Гордеенко Дмитрия Анатольевича, Боровикова Ивана Сергеевича, Смирнова Олега Игоревича, Горбуновой Елены Анатольевны, Бурова Дмитрия Евгеньевича, Смирнова Игоря Владимировича, Роговой Галины Викторовны, Стариченко Александра Александровича, Щекиной Галины Владимировны, Андреева Александра Гавриловича, Питякова Игоря Владимировича, Прокофьевой Нины Павловны, Елькиной Елены Владимировны, Парфенова Максима Павловича, Парфеновой Оксаны Владимировны, Парфеновой Елены Максимовны, Прокопчук Екатерины Николаевны, Прокопчука Владимира Николаевича, Алифановой Светланы Владимировны, Затеевой Татьяны Федоровны, Горловой Альбины Викторовны, Першиковой Натальи Алексеевны, Иванова Андрея Викторовича, Ивановой Екатерины Борисовны, Колотовкиной Татьяны Ивановны, Ярововой Надежды Дмитриевны, Нефёдовой Ольги Юрьевны, Мазуровой Натальи Владимировны, Чернецовой Аллы Викторовны, Огоровой Татьяны Егоровны, Юрициной Лидии Дмитриевны, Марченко Елены Владимировны, Дроздовой Ларисы Викторовны, Ульевой Любови Николаевны, Чекалкиной Натальи Николаевны, Модзалевской Ирины Викторовны, Даналаки Виктора Васильевича, Коробкиной Любови Николаевны, Матвеевой Таисии Адольфовны, Тялиной Елены Ивановны, Кириченко Ольги Геннадьевны, Кабанчук Нины Викторовны, Елистратовой Оксаны Александровны, Иванова Сергея Викторовича, Мягких Ирины Валерьевны, Мягких Андрея Леонидовича, Перетрухина Алексея Петровича, Щербаковой Любови Николаевны, Суптеля Татьяны Владимировны, Леонова Александра Юрьевича, Борисовой Дарьи Алексеевны, Полуниной Натальи Анатольевны, Франкова Сергея Викторовича, Стеблина Валерия Ивановича, Антоновой Галины Николаевны, Тебиной Екатерины Игоревны, Михейчевой Нины Федоровны, Гуровой Ольги Алексеевны, Аркадьевой Елены Леонидовны, Астафьевой Юлии Сергеевны, Киреева Василия Евгеньевича, Матвеевой Натальи Сергеевны, Хромовой Алефтины Владимировны, Рубцова Александра Константиновича, Кноповой Анны Алексеевны, Арефьевой Аллы Юрьевны, Бородиной Елены Александровны, Простякова Бориса Ивановича, Бодровой Ирины Викторовны, Матыциной Галины Максимовны, Перетрухина Евгения Петровича, Сергеева Василия Филипповича, Карловой Татьяны Николаевны, Агеевой Ольги Борисовны, Бережного Вячеслава Валерьевича, Матяевой Надежды Ивановны, Ветчининой Валентины Васильевны, Петухова Александра Георгиевича, Падериной Юлии Юрьевны, Левиной Тамары Леонидовны, Туманской Людмилы Николаевны, Платоновой Ольги Александровны, Гузун Ларисы Вячеславовны, Никитина Алексея Викторовича, Деминчика Ивана Петровича, Абросимовой Лады Борисовны, Искандаровой Венеры Шамиловны, Бунина Валерия Васильевича, Громаковой Людмилы Владимировны, Денисовой Татьяны Васильевны, Акиньшина Сергея Владимировича, Цегельнюк Ирины Павловны, Благушиной Анны Михайловны, Черкасовой Натальи Тихоновны, Норкиной Людмилы Валентиновны, Петровой Людмилы Григорьевны, Шичкиной Марии Сергеевны, Воробьевой Зинаиды Сергеевны, Сайкова Сергея Борисовича, Ивановой Елены Николаевны, Карабанова Алексея Витальевича, Чистехина Сергея Александровича, Васильевой Ольги Александровны, Вилковой Натальи Васильевны, Червочкиной Надежды Геннадьевны, Хайруллиной Натальи Борисовны, Шматко Любови Николаевны, Щербакова Федора Михайловича, Сальникова Николая Константиновича, Марушкина Сергея Николаевича, Дудина Михаила Алексеевича, Козлова Владимира Юрьевича, Афанасьева Владимира Владимировича, Осина Анатолия Васильевича, Фирсова Виктора Михайловича, Хадыева Марселя Вараевича, Киселкиной Марии Николаевны, Ромакоти Екатерины Николаевны, Алексеевой Юлии Борисовны, Гаврилова Александра Александровича, Алексеева Андрея Валерьевича, Павлова Вячеслава Анатольевича, Червоной Елены Александровны, Белякова Валерия Алексеевича, Перевезенцевой Ирины Сергеевны, Гусаковой Ирины Сергеевны, Малокумовой Марины Анатольевны, Малокумова Дениса Валерьевича, Лемешева Артема Игоревича, Черемных Елены Алиевны, Овсянниковой Маргариты Леонтьевны, Макаренко Юлии Александровны, Бровкиной Анны Сергеевны, Литвиненко Надежды Владимировны, Загорской Ирины Валерьевны, Калининой Елены Сергеевны, Соколовой Натальи Николаевны, Самсонова Сергея Павловича, Самсоновой Натальи Юрьевны, Самсонова Дмитрия Николаевича, Самсоновой Людмилы Юрьевны, Никоновой Полины Викторовны, Никонова Константина Петровича, Токаевой Анны Владимировны, Никоновой Галины Анатольевны, Сапего Екатерины Сергеевны, Сильяновой Елизаветы Михайловны, Перельдик Алексея Ильича, Луховского Александра Эдуардовича, Девятовой Нины Вячеславовны, Захаровой Натальи Николаевны, Терентьевой Галины Александровны, Мукминовой Елизаветы Тиборовны, Субботиной Валентины Афанасьевны, Смолюга Натальи Анатольевны, Тажудиновой Юлии Сергеевны, Литовченко Натальи Леонидовны, Митрошина Тимофея Валерьевича, Горбова Бориса Владимировича, Гордеенко Анатолия Михайловича, Благушиной Ирины Владимировны, Шматченко Анны Николаевны, Шматченко Александра Вадимовича, Илюхина Константина Николаевича, Илюхиной Ольги Николаевны, Илюхиной Надежды Семеновны, Кадыковой Анны Дмитриевны, Дежникова Вячеслава Александровича, Кадыкова Николая Андреевича, Дежникова Григория Вячеславовича, Дежниковой Людмилы Николаевны, Дежникова Андрея Вячеславовича, Епихиной Галины Геннадьевны, Епихина Евгения Георгиевича, Воробьевой Елены Викторовны, Вилковой Натальи Васильевны, Скоркина Андрея Петровича, Мазалова Юрия Анатольевича, Мазаловой Ирины Александровны, Боровикова Дмитрия Алексеевича, Моисеевой Ирины Юрьевны, Семичастновой Александры Ильиничны, Банниковой Татьяны Валентиновны, Кузьминой Анастасии Вячеславовны, Мельниковой Татьяны Сергеевны, Эльбир Валерии Борисовны, Иванниковой Нины Васильевны, Голубева Александра Александровича, Тольской Татьяны Валерьевны, Савельева Алексея Николаевича, Каландарова Михаила Анастасовича, Кузнецовой Татьяны Алексеевны, Борисовой Юлии Ивановны, Никишиной Елены Сергеевны, Засенко Галины Анатольевны, Дудиной Татьяны Ивановны, Ризаева Глеба Вадимовича, Анисинкина Александра Павловича, Дмитриевской Людмилы Борисовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Скайвэй» о прекращении эксплуатации полигона ТКО «Лесная»,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Елькин А.В., Васин Р.В., Тиканов Д.Н., Гордеенко Д.А. и др. обратились в Серпуховский городской суд Московской области с исковым заявлением и просят прекратить эксплуатацию полигона ТКО «Лесная» ответчиком Обществом с ограниченной ответственностью «Скайвэй» (ООО «Скайвэй»), расположенного на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, по <адрес>, в районе автодороги.

Свои требования истцы мотивируют тем, что на территории Серпуховского муниципального района по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе автодороги, на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, расположен полигон твердых коммунальных отходов ТКО «Лесная». Лицом, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на указанном полигоне является ответчик ООО «Скайвэй». Между Администрацией Серпуховского муниципального района, чьим правопреемником является Администрация городского округа Серпухов, и ответчиком заключены долгосрочные договоры аренды указанных земельных участков, а именно - договор аренды <номер> от 10.08.2012, договор <номер> от 28.12.2009, договор <номер> от 16.07.2012. ООО «Скайвэй» 30.06.2016 выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов, бессрочно. Полигон ТБО «Лесная» поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <номер> от 06.11.2014 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «реконструкция полигона ТБО «Лесная» с учетом прирезки 18,6 га, общей площадью 32,8 га», действующей в соответствии с приказом Росприроднадзора от 07.07.2014 <номер> и от 30.09.2014 <номер>. Установлен срок действия заключения до 31 декабря 2017 года.

В настоящее время экспертной комиссией государственной экологической экспертизы установлено соответствие представленной проектной документации «проект реконструкции и рекультивации и полигона ТКО «Лесная» требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждено распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ. Вместе с тем, согласно утвержденному проекту, а также Территориальной схемы обращения с отходами Московской области, утвержденной Постановлением Правительств Московской области от 09.07.2019 № 411/22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области» установлены предельные объемы загрузки данного полигона, и они составляют 3 952, 4 тыс. тонн, при загрузке 450 тыс. тонн в год. При этом, только на основании отчета 2ТП-отходы, представленного ООО «СКАЙВЭЙ» за 2017 г., на полигон ТКО «Лесная» поступило 762,6 тысяч тонн отходов, то есть проектная мощность только за 2017 год была превышено почти в два раза. А общий объем захороненных отходов по оценкам истцов в настоящее время составляет 4 957 670 м. куб., что превышает предельно допустимый объем размещения ТКО почти на 0,5 миллион тонн / 4 957 670 м. куб * 0,9 - коэффициент перевода м. куб в тонны = 4 461 903 тонн, при предельно допустимой загрузке полигона 3 952, 4 тыс. тонн, что является нарушением проекта, которое неустранимо и должно повлечь за собой прекращение деятельности полигона.

Истцы являются жителями города Серпухова и бывшего Серпуховского района, они проживают в непосредственной близости от данного полигона и полигон оказывает отрицательное воздействие на безопасность жизни истцов и их близких. За период с 2014 по 2017 год надзорными органами неоднократно проводились проверки соблюдения законодательства. В 2014 году в результате совместной выездной проверки старшим помощником Серпуховского городского прокурора было выявлено отсутствие ограждения тела полигона, что не соответствует пункту 4.4 СП 2.1.7.1038-01. В декабре 2016 года Министерством экологии и природопользования Московской области проведена выездная проверка ООО «Скайвэй», по результатам которой общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами по ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ. Также в октябре 2017 года Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области было проведено контрольно-надзорное мероприятие в отношении ООО «Скайвэй». По результатам проверки юридическое лицо вновь было привлечено к административной ответственности в порядке ст. 8.2. ч, 2 ст. 8.4. КоАП РФ. Таким образом, общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушения природоохранного законодательства.

06.11.2019 Определением суда объединены в одно производство гражданские дела №2-3007/2019 и гражданские дела №2-3178/2019, №2-3204/2019, №2-3205/2019, № 2-3208/2019, №2-3209/2019 с присвоение номера №2-3007/2019 (2-13/2020) (л.д. 186-189 т. 4). Также с гражданским делом 2-3007/2019 (2-13/2020) объединены гражданские дела № 2-3291/2019, № 2-3341/2019, № 2-3319/2019 (л.д. 103,124-125, 142-143 т.5).

В судебном заседании представитель истцов Елькина А.В., Савельева А.Н. – адвокат Малый И.Е. исковые требования поддержал по доводам искового заявления, письменных пояснений, пояснил, что проведенная по делу экспертиза является недопустимым доказательством, поскольку истцов не пустили на полигон когда проходил осмотр и обследование, эксперты должны были исследовать – имеется ли превышение объемов исходя из замеров относительно проектов, причиняется ли вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, этого сделано не было.

Истцы Елькин А.В., действующий также по доверенности в интересах Елькиной Е.В. и Прокофьевой Н.П., Искандарова В.Ш., Червочкина Н.Г., Бунин В.В., Лемешев А.И., Смирнов О.И., Самсонова Л.Ю., Хайрулина Н.Б., представитель истца Никитина А.В. – Филатов И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, пояснили, что на полигоне размещен большой объем отходов, что видно визуально, много автомобилей ежедневно завозят отходы на полигон. Вокруг полигона постоянно неприятный запах, происходят выбросы газа, что влияет на состояние здоровья людей, на окружающую среду, очистные сооружения не построены, фильтрат уходит в почву, в воде в ближайшей деревне обнаружен фильтрат. Установленные на полигоне факелы не прошли экспертизу, в них отсутствует фильтр. Не соблюдается санитарно-защитная зона. Не согласились с проведенной по делу судебной экспертизой.

Ранее в судебных заседаниях участвовали Киреев В.Е., Петрова Л.Г., Антонова Г.Н.,Боровиков И.С., Суптеля Т.В., Голубев А.А., Матвеева Т.А., Щербакова Л.Н., Питяков И.В., Затеева Т.Ф., Марченко Е.В., Бодрова И.В., Перетрухин Е.П., Падерина Ю.Ю., Платонова О.А., Никитин А.В., Козлов В.Ю., Гаврилов А.А.,, Сильянова Е.М., Кузнецова Т.А., Борисова Ю.И., Анисинкин А.П., Дмитриевская Л.Б. заявленные требования по доводам искового заявления поддерживали.

Истец Елькин А.В. пояснил, что при проведении экспертизы были нарушены права истцов, поскольку их не пустили на осмотр на территорию полигона. Экспертиза была проведена некорректно, данные экспертов являются неправильными, истец делал замеры, показатели превышают норму.

Остальные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в том числе, путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на иске настаивают (л.д. 234-250 т.1, л.д. 1-116, 141-155 т.2, л.д. 1-44 т.3, л.д. 11,38,69,100,118 т.5).

Представитель ответчика ООО «Скайвэй» Козина Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений (л.д. 152-155 т.4), в которых указала, что в ходе эксплуатации на теле полигона ТКО «Лесная» предусмотрено размещение (захоронение) отходов производства и потребления IV-V классов опассности в соответствии с перечнем, установленным в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов. В связи с вышеизложенным сам по себе полигон является объектом негативного воздействия на окружающую среду, а эксплуатирующий его ООО «Скайвэй» вносит платежи за негативное воздействие. Для эксплуатации полигона получено Санитарно-эпидемиологическое заключение № 50.15.04.000М.000236.11.15 от 18.11.2015 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области. Согласно проекту СЗЗ составляет 500 метров (СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). На границе СЗЗ проводится постоянный мониторинг с привлечением аккредитованной лаборатории. Согласно протоколов лабораторных исследований показания атмосферного воздуха, воды, почвы находятся в рамках предельно допустимых концентраций и в точках воздуха, воды, почвы находятся в рамках предельно допустимых концентраций и в точках отбора не превышает санитарной нормы. В месте проживания истцов замеры не проводились. В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 09.07.2019 № 411/22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области», полигон ТКО «Лесная» должен эксплуатироваться до 2023 года, остаточная вместимость (емкость) на начало 2019г. – 1531 тыс. тонн, годовой объем поступления отходов установлен в 450 тыс. тонн, размещено отходов на начало 2019г. – 2156 тыс. тонн. 07.05.2019 было выдано положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Лесная». Согласно которому общий объем захороненных на полигоне отходов на начало 2018 года составляет около 2,0 млн.тонн, общий объем захоронения – 2735323,0 куб.м., общая площадь насыпного холма полигона в плане – 273683,0 куб.м., превышение насыпи над естественным рельефом на момент проектирования – 169,5 -183,0 м., абсолютные отметки поверхности полигона на конец эксплуатации (по подошве финального перекрытия) – 200,0 м. При этом, технологическим процессом предусмотрена послойная изоляция уплотненных ТБО грунтом, мощность слоя промежуточной изоляции 0,15 метров. Объем грунта не учитывается в «Проекте реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Лесная» вместе с объемом размещенных отходов. Со стороны законодательства деятельность ООО «Скайвэй» по эксплуатации полигона ТКО «Лесная» законна и нарушений, в том числе в части превышения предельно допустимого объема размещения ТКО, нет. Истцами не представлено доказательств допущенных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и реальности наступления опасности причинения вреда жизни истцов и окружающей среде в будущем, от существующего объема размещенных отходов на полигоне «Лесная». Ранее вопрос о деятельности ООО «Скайвэй», эксплуатирующего полигон ТКО «Лесная» всесторонне рассматривался в Арбитражном и Апелляционном суде Московской области. Согласно Постановлением Апелляционного суда по делу № А41-4545/18 о запрете ООО «Скайвэй» эксплуатацию полигона ТКО «Лесная», суд со ссылкой на п. 27 Постановления №49, отказа в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, сославшись на то, что приостановление либо прекращение деятельности ТКО «Лесная» противоречит общественным интересам. Поддержала экспертное заключение, пояснила, что при производстве экспертизы на осмотр приходили истцы Елькин А.В., Червочкина Н.Г., Голубев А.А., они не являются специалистами, на полигоне действует пропускной режим, поэтому их не пропустили. В настоящее время нормативно-правового акта Правительства Московской области о закрытии полигона не имеется, актом органа местного самоуправления с 25.12.2020 прекращается прием твердых коммунальных отходов на полигон. В апреле 2020 года был разработан проект санитарной зоны, утверждённый Роспотребнадзором.

Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Шилкин И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснил, что на территории Московской области вводятся комплексы по переработке отходов, полигоны постепенно будут устраняться. Сами полигоны ТКО являются источниками повышенной опасности, воздействуют на окружающую среду, предусмотрены предельно допустимые нормы. Проверку деятельности ответчика на полигоне осуществляет, в том числе, Министерство ЖКХ МО. Поддержал экспертное заключение, пояснил, что никаких превышений поступающих объемов бытовых отходов экспертизой не установлено. В настоящее время находится в работе поручение Губернатора Московской области о закрытии полигона до конца 2020г.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области Гуничев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержал экспертное заключение. Пояснил, что ответчик осуществляет свою деятельность на полигоне на законных основаниях. Проектная документация полигона получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Контроль за деятельностью ответчика на полигоне осуществляет уполномоченный орган.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 75,77 т. 4).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истцов, их представителей, представителя ответчика, представителей третьих лиц, специалиста, эксперта, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Скайвэй» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Лесная» на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер> на основании договоров аренды, заключенных с администрацией Серпуховского муниципального района Московской области (л.д. 85-90 т.1 приобщенного гр.дела <номер>).

Истцы Фирсов В.М., Осин А.В., Платонова О.А., Елькина Е.В., Воробьева Е.В., Голубев А.А. представили свидетельства о государственной регистрации права на принадлежащие им объекты недвижимости в г.о. Серпухов Московской области (л.д. 218,219,220,222,224, 226 т.).

В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на выкопировку из территориальной схемы на обращение с отходами в Московской области, в соответствии с которой вместимость полигона ТКО «Лесная» составляет 3952,4 тыс.т, мощность – 450 тыс.т. (л.д. 216 т.1), замеры объемов полигона ТКО «Лесная», согласно которым по состоянию на 12.06.2019 объем составляет 4957670 куб.м. (л.д. 217 т.1, 161-162 т. 7), по состоянию на 22.04.2020 объем составляет 5550190 куб.м. (л.д. 163 т.7).

ООО «Скайвэй» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-V классов опасности на основании лицензии <номер> от 30.06.2016 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (л.д. 156-157 т.4).

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Роспотребнадзора от 31.07.2014 №50.99.04.000.Т.001129.07.14 проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны полигона захоронения ТБО «Лесная» общей площадью 32,8 га (с учетом прирезки 18,6 га), по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе автодороги на полигон ТБО «Лесная» соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Основанием для признания представленных документов соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам являются экспертное заключение ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» № 01.05.Т.12132.06.14 от 03.06.2014 (л.д. 155-162 т. 4).

Полигон ТБО «Лесная», эксплуатирующая организация – ООО «Скайвэй», включен в перечень объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов на основании Приказа от 31.07.2015 № 625 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (л.д. 163-165 т.4).

Представлен перечень мероприятий по контролю за деятельностью ООО «Скайвэй» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (л.д. 97-151 т. 4).

Постановлением Правительства Московской области от 09.07.2019 № 411/22 внесены изменения в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области». В соответствии с приложением А (таблица А8 – Характеристика объектов по размещению отходов) полигон ТКО «Лесная» эксплуатируется ООО «Скайвэй», предусмотрена мощность размещения – 450 тыс. тонн/год, размещено – 2156,0 тыс. тонн, остаточная вместимость – 1532 тыс. тонн (л.д. 166-173 т. 4).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (л.д. 174). Из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» следует, что представленная на государственную экологическую экспертизу проектная документация «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В результате анализа проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» экспертная комиссия государственной экологической экспертизы считает возможной реализацию указанного объекта государственной экологической экспертизы (л.д. 175-184 т. 4).

Представлены выдержки из разделов проекта «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (л.д. 219-221, 223-224 т.7).

В ответ на обращение Елькина А.В. от 19.09.2019 по вопросу предоставления информации о проведении государственной экологической экспертизы проекта технической документации на выскотемпературное факельное устройство, Росприроднадзор сообщил, что по состоянию на 10.10.2019 приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 13.06.2018 № 186-Э утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику и технологию «Выскотемпературное факельное устройство для обезвреживания (очистки) биогаза, свалочного газа, шахтного газа, природного газа и других промышленных газов в модульном и контейнерном исполнении», заказчиком выступило ООО «Экоком». Приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 28.02.2012 № 126-Э утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция и рекультивация полигона ТБО в Серпуховском районе Московской области площадью 14,12», заказчиком выступило ООО «Скайвэй», срок действия 2 года. В соответствии с Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 1646-р, Правительству Московской области переданы полномочия по организации и проведению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, проектов вывода из эксплуатации указанных объектов, проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности, предусматривающих реализацию исключительно на территории Московской области (л.д. 95-96 т. 4).

Представлены сведения с официального сайта Росприроднадзора об уведомлении об отрицательных результатах проведения государственной экологической экспертизы, заказчиком которой выступало ООО «ЭКОКОМ» (л.д. 153-157 т.5).

По сообщению Федерального агентства по недропользованию, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020121:365 расположено месторождение кирпично-черепичных глин Серпуховское в составе нераспределенного фонда недр. Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Московской области, утверждённому распоряжением от 25.10.2010 Министерством природных ресурсов Российской Федерации, № 39-р Губернатором Московской области № 392-рг, глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина) относятся к общераспространенным полезным ископаемым. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (л.д. 200-201 т. 5).

В материалы дела представителем ответчика в обоснование возражений представлены: справка о принятых в 2020 году отходах (сводные данные с системы «АИС-Отходы»), справку о количестве завезенных и использованных грунтов и протоколы лабораторных исследований выбросов от высокотемпературных факелов, атмосферного воздуха от пяти точек до границы СЗЗ, воды и почты – 4 точки (л.д. 119-140 т. 7).

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Московской области от 22.06.2020, направленного в адрес Елькина А.В., эксплуатацию полигона ТКО «Лесная» осуществляет ООО «СКАЙВЭЙ», имеющее лицензию на осуществление в области обращения с отходами производства и потребления №077589 от 30.06.2016, выданную Департаментом Росприроднадзор по ЦФО. Полигон ТКО «Лесная» включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под № 50-0023-3-00625-310715, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Возникновение запахов от деятельности полигона возможно лишь при нарушениях технологии захоронения отходов при эксплуатации полигонов, его перезагрузке, а также как результат проведения работ по рекультивации и реконструкции полигонов, связанных с перемещением захоронных масс отходов, толще которых приходят биохимические процессы расхождения отходов. ООО «СКАЙВЭЙ» разработана проектная документация «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная», на который получено положительное заключение государственной экологической экспертизы 07.05.2019 года. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в феврале 2020 рассмотрены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенные Межрайонной природоохранной прокуратурой по ч. 4 ст. 8.2, ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ. По фактам выявленных нарушений природоохранного законодательства Министерство привлекло должностное и юридическое лицо ООО «СКАЙВЭЙ» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2, ч. 7 ст. 8.2, ст. 8.1 КоАП РФ в виде административных штрафов. В настоящее время Министерством продолжается работа по приведению процесса текущей эксплуатации полигона ТКО «Лесная» в соответствие с нормами и требованиями действующего природоохранного законодательства. Вместе с тем, по фактам нарушения природоохранного законодательства, в отношении ООО «СКАЙВЭЙ», эксплуатирующего полигон ТКО «Лесная», Министерством возбуждено и проводится административное расследование. По результатам административного расследования виновные будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По информации Серпуховского ТО на полигоне ТБО «Лесная» в соответствии с инвестиционной программой ООО «Скайвэй» по развитию технологии обращения с отходами, утвержденной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.05.2017 № 295-ЗМ, ведутся работы по строительству системы по укрытию откосов полигона специальной пленкой. Большая часть откосов укрыта. Вопросы наличия сертификатов и экспертиз на применяемые установки сжигания свалочного газа не относятся к компетенции органов Роспотребнадзора. Качественный и количественный состав выбросов от источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух санитарным законодательством не регламентируется. В соответствии с действующим санитарным законодательством ООО «СКАЙВЭЙ» разработана программа производственного контроля. В рамках производственного контроля в 2019 году ежеквартально проводились исследования качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ, превышений предельно допустимых концентраций не выявлено. Серпуховским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области неоднократно в 2019-2020 г.г. проводились проверки в отношении ООО «СКАЙВЭЙ» с отбором проб атмосферного воздуха. 15.01.2020 специалисты Серпуховского территориального отдела приняли участие в совместной с природоохранной прокуратурой Московской области проверке в отношении ООО «Скайвэй». В ходе проверки специалистами Серпуховского филиала ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Московской области» был произведен отбор проб атмосферного воздуха в двух контрольных точках в зоне влияния полигона ТБО «Лесная» в соответствии с направлением ветра на следующие показатели: метан, сероводород, аммиак, сера диоксид, метилмеркаптан, фенол. По результатам проведенных исследований обнаружено превышение ПДК по содержанию сероводорода и аммиака, о чем на имя главы г.о. Серпухов направлено письмо №39-04 от 15.01.2020. Информация о выявленных в ходе совместной проверки нарушениях: отсутствует установленная санитарно-защитная зона полигона, технологический процесс, эксплуатация полигона ТБО не обеспечивает предотвращение загрязнения атмосферного воздуха направлена Серпуховским ТО в прокуратуру для принятия мер. Лабораторные исследования проводятся ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области в городах Пущино, Серпухов, Серпуховском, Чеховском районах» в соответствии с направлением ветра, 1 раз в 10 дней на следующие показатели: аммиак, сероводород, метан, метилметилмеркаптан, диоксид серы, фенол. В 2020 году проведено 146 исследований атмосферного воздуха, из них 27 (18%) не соответствовали гигиеническим нормативам по содержанию сероводорода и аммиака (л.д. 178-181 т. 7).

Постановлением Десятого Арбитражного Апелляционного суда г. Москвы от 29.07.2020 решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2020 по делу <номер> о привлечении к административной ответственности ООО «СКАЙВЭЙ», предусмотренной частью 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100000 рублей - оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. При рассмотрении дела судом было установлено, что ООО «Скайвэй» осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV класса опасности с грубыми нарушениями требований действующего законодательства, что является нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении соответствующей деятельности (л.д. 164-175 т. 7).

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в ответ на обращение Елькина А.В. о нарушениях природоохранного законодательства при эксплуатации ТКО «Лесная» 26.08.2020 сообщено, что по результатам проверки выявлены нарушения текущей эксплуатации полигона, а также факты отсутствия у эксплуатирующей организации необходимой разрешительной документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы. По фактам выявленных нарушений законодательства в отношении ООО «СКАЙВЭЙ», генерального директора возбуждены производства об административных правонарушениях по итогам рассмотрения которых виновные лица привлечены к административной ответственности. Генеральному директору ООО «СКАЙВЭЙ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. В связи с неприятием мер по устранению выявленных нарушений законодательства межрайонная природоохранная прокуратура Московской области направило в Серпуховский городской суд исковое заявление об обязании разработать необходимую разрешительную документацию (л.д. 177 т. 7).

Представлен протокол испытаний № 0439.07.20-1 от 03.08.2020 (л.д. 178 т. 7).

Представлена выдержка из материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) новой технологии и оборудования «Система сбора и обезвреживания свалочного газа и высокотемпературных факельных установках на полигоне ТКО «Лесная» в городском округе Серпухов Московской области» (л.д. 182-189 т. 7); анализ данных, приведенных представителем ООО «Скайвэй» в судебном заседании 28.08.2020, составленный истцом Елькиным А.В. (л.д. 190 т. 7), протоколы результатов изменений от 10.08.2020 (л.д. 191-196 т. 7); анализ свалочного газа с полигона ТКО «Лесная» (л.д. 197 т. 7), сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017 год (л.д. 225-238 т. 7).

Истцом Червочкиной Н.Г. составлен расчет превышения объемов завезенного на полигон отходов, составленный на основании сведений об объемах ввозимого на полигон «Лесная» грунта (л.д. 240-250 т. 7, 1-3 т. 8).

Стороной ответчика в материалы дела представлены сообщение ЗАО «Спецгеоэкология», направленное в адрес Генерального директора ООО «СКАЙВЭЙ» Кулешова С.В., в котором указано, что инженерно-геодезические изыскания на участке работ – топографическая сьемка масштаба 1:500, выполнены в декабре 2017г. ООО «КомплексПроект»; работы выполнены на площади 46,9 кв.м., представлены результаты расчетов измерений (л.д. 213-214 т. 7), характеристика объекта размещения отходов (ОРО) на полигоне ТБО «Лесная», проведенной в 2017 году (л.д. 215-217 т. 7).

27.09.2017 Генеральным директором ООО «Скайвэй» Первому заместителю министра экологии и природопользования Московской области направлено сообщение о том, что проектная мощность полигона, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы 300 тыс. тонн в год, вместе с тем объемы размещаемых на полигоне ТБО «Лесная» составляют порядка 1000 тыс. тонн в год. Трехкратное увеличение размещаемых на полигоне объемов влечет за собой многократное увеличение нагрузки на производственные мощности полигона. Предлагаемое увеличение количества размещаемых на полигоне 1300 тонн в год приведет к острой нехватке грунта, используемого в качестве изолирующего материала, нехватке технического оснащения полигона для размещения такого количества отходов без нарушения действующего законодательства РФ, нехватке мощности подъездных дорог. В связи с чем сообщил о намерении ООО «СКАЙВЭЙ» провести экспертизу с целью определения максимальной мощности годовой загруженности (л.д. 239 т. 7). Вместе с тем, в материалы дела стороной истца представлена только копия данного письма, без предоставления подлинника, со ссылкой, что письмо размещено в свободном доступе в сети интернет.

Решением Серпуховского городского суда от 18.06.2020 по административному делу <номер> административный иск Елькина А.В. о признании незаконным распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» оставлен без удовлетворения (л.д. 6-14 т.8). Решение вступило в зконную силу 16.09.2020 (л.д. 4-5 т.8).

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 14.09.2020 №3223 с 25.12.2020 прекращается прием твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО «Лесная», расположенном по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, 1,1-1,2 км северо-западнее пос. Большевик, 1,3-1,5 км западнее г. Серпухова Московской области на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер> (л.д. 222 т. 7).

Для правильного разрешения возникшего между сторонами спора, на основании определения суда от 20.11.2019 по делу была назначена экологическая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Аналитический центр МГУ» Айбулатову Д.Н., Чернянскому С.С., Мартыновой М.М., Слободян В.Ю.

Из заключения эксперта № 30072020 от 30.07.2020 усматривается, что в истории формирования и эксплуатации полигона ТКО «Лесная» можно выделить следующие этапы:

Этап 1. Первичная, т.е. основанная на первоначально определенных для данного объекта проектных решениях, эксплуатация полигона (под наименованием «Дашковка») продолжалась с 1970 по 2000 год включительно. За этот период сформировался свалочный массив (курган, насыпь) площадью 12,4 га и высотой до 8 м, что соответствует объему размещенных отходов, приблизительно оцениваемому в 560 тыс. куб. м.

Этап 2. В период с 2000 по 2010 год полигон эксплуатировался без приема отходов. Размеры свалочного кургана за это время несколько сократились за счет уплотнения отходов и подстилающей их грунтовой толщи, а также, в меньшей степени, потерь наиболее подвиж­ных компонентов отходов при «дыхании» свалки и с оттоком фильтрата. Точные геометри­ческие параметры насыпи по состоянию на 2010 г. неизвестны.

Этап 3. В дальнейшем было принято решение возобновить размещение отходов на полигоне, и с 2010 г. полигон эксплуатировался под новым названием («Лесная») на основании новых проектных решений (Проект реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Лес­ная», разработанный ФГУП «Институт организационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве»); прием отходов возобновился, но информация о массе и объемах отходов, принятых на полигон с 2010 г. по май 2012 г., отсутствует.

Этап 4. В 2012 г. было принято решение расширить площадь полигона, оформленное новым проектом его реконструкции (Реконструкция полигона ТБО «Лесная» с учетом прирезки 18,6 га, общей площадью 32,8 га - ЗАО «ГЕОПОЛИС», 2012) и положительным заключением государственной экологической экспертизы (Приказ Росприроднадзора от 06.11.2014 г. №700 «Об утверждении заключения экспертной комиссии»), С мая 2012 г. по январь 2018 г. на полигон поступила 1 413 341 т. отходов. Общий объем отходов, размещенных на Полигоне с 1970 по начало 2018 г., приближенно оценивался в 2 млн. тонн. Общая дополнительная вместимость полигона, согласно проекту ЗАО «ГЕОПОЛИС», составила 3 952 400 т, объем ежегодного размещения отходов принят равным ориентировочно 300000 т.

Этап 5. В 2018 г. ЗАО «Спецгеоэкология» разработан новый проект реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Лесная» (Шифр документации - ПД-17/17-10.17), также по­лучивший положительное заключение государственной экологической экспертизы (Утвер­ждено Распоряжением Министерством экологии и природопользования Московской области № 295-РМ от 07.05.2019 г.). Данным проектом предусмотрено: постепенное - до 2023 г. включительно - прекращение приема отходов; устройство противофильтрационных экранов; строительство сооружений для очистки фильтрата; устройство системы активной дегазации свалочного тела; создание системы сбора, отведения и очистки ливневых сточных вод, образующихся в границах Полигона; финальное перекрытие поверхности насыпи свалочного кургана геосинтетическими материалами с последующим нанесением плодородного слоя почвы и залужением.

Масса всех ранее размещенных на Полигоне отходов принята Проектом ориентировочно соответствующей 2 млн. т, из которых 1 413 341 тонна отходов, т.е. около 70 %, была доставлена в период с мая 2012 г. по январь 2018 г. (Этап 4).

Планируемый объем нового поступления отсортированных твердых коммунальных отходов для захоронения на Полигоне в 5-летний период реализации Проекта (с 2018 по 2023 г., Этап 5 настоящего перечня) составляет 450 000 т/год при механическом уплотнении тяжелым катком до объемного веса 1,0 т/м (то есть 2 250 000 м /год, при плотности «свежих» отходов 0,2 т/м3).

Общий свободный геометрический объем загрузки отсортированных отходов на полигон по высотной схеме рассчитан по картограммам земляных масс и составляет 2735323 куб.м. В пересчете на ежемесячный прирост объема насыпи за период в 5 лет (проектная продолжительность дозагрузки Полигона) это эквивалентно 45000 куб.м/мес. (с округлением до тысяч).

Проектом предусмотрена промежуточная изоляция масс размещаемых отходов инертным грунтом и измельченными строительными минеральными отходами. Каждый слой промежуточной изоляции должен иметь мощность не менее 0,15 м. Объем грунтов промежуточной изоляции на весь срок остаточной эксплуатации полигона оценен в 456 000 куб.м. Мощность слоя промежуточной изоляции составляет не менее 0,15 м. Объем захоронения отсортированных ТКО - 2 279 323 т (при проектной плотности в 1,0 т/куб.м) и соответствует разности между вышеприведенным свободным геометрическим объемом полигона и объемом грунтов изоляции.

На полигоне постоянно производят земляные работы и отсыпку отходами. На момент съемки с 20 июня по 25 июня 2020 года было установлено, что отметки поверхности в пре­делах участка полигона ТКО составляют 176-180 м, на локальном участке в центральной части - 185,0 м. Отметки естественной поверхности вблизи полигона - 151,0-155,0 м. Преобла­дающий уклон к юго-западу и западу, в меньшей степени - к востоку. Высота насыпи отхо­дов над прилегающей территорией - 20,0-30,0 м.

Согласно полученной информации, все доступные для рассмотрения результаты ин­струментальных измерений геометрических размеров свалочного кургана относятся к Этапу 5 эксплуатации Полигона:

- в январе 2018 г. предпроектными инженерно-геодезическими изысканиями установ­лен размер насыпи, равный 3 326 875 м3 (проектная документация ЗАО «Спецгеоэкология»), что в 6 раз превосходит объем отходов, размещенный на Этапе 1 существо­вания Полигона (1970-2000 гг.);

- в июне 2019 г. по инициативе истцов выполнены съемка и построение цифровой мо­дели местности, содержащей свалочную насыпь Полигона, что позволило оценить объем последней в 4 957 670 м3;

- в июне 2020 г. в рамках настоящего экспертного исследования выполнена наземная геодезическая съемка насыпи Полигона, объем которой составил 5 843 564 м3.

Таким образом, за период в 28 месяцев (с января 2018 г. по июнь 2020 г.) видимый объем насыпи, определяемый методами наземной геодезии, увеличился на 2 516 689 м3, т.е. прирастал со средними темпами 90 тыс. куб.м/мес. Учитывая, что заложенный в проект ЗАО «Спецгеоэкология» свободный геометрический объем Полигона был принят равным 2 735 323 м3, а срок эксплуатации Полигона до завершения приема отходов - 5 лет, проектные средние темпы увеличения объема насыпи в период с января 2018 г. по июнь 2020 г. превы­шены примерно в 2 раза. При этом предельный объем загрузки Полигона к моменту проведения исследований не превышен.

Несмотря на то, что геодезической съемкой не выявлено превышения максимальных проектных параметров насыпи Полигона, а геофизическими исследованиями – присутствия значительных объемов отходов ниже фонового уровня земной поверхности прилегающей к свалочному кургану территории, приблизительно двукратное превышение темпов накопления толщи отходов по сравнению со среднемесячными проектными параметрами может означать пропорциональный рост воздействий, связанных с доставкой отходов на территорию Полигона, их распределением по насыпи и уплотнением (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух двигателями внутреннего сгорания, акустическое воздействие автотранспорта и специальной техники Полигона и т.п.).

Ряд воздействий, обусловленных ускоренной дозагрузкой Полигона, не столь очевиден и может проявиться впоследствии; в из числе – меньшая степень уплотненности отходов и, как следствие, более высокие фильтрационные свойства их толщи, приводящие к увеличению доли объема ливневых и талых снеговых вод, переходящих в фильтрат; повышенные динамические нагрузки на толщу ранее размещенных отходов, ускоряющие ее дегазацию и усиливающие «дыхание» Полигона.

Дозагрузка Полигона ТКО «Лесная» отходами увеличивает значимость данного объекта как источника неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду в той их части, которая обусловлена массой содержащихся в отходах загрязняющих веществ, способных к поступлению в атмосферный воздух, поверхностный сток и фильтрат, геологическую среду, почвенный покров. Реализуемый в настоящее время проект реконструкции и рекультивации Полигона (разработчик – ЗАО «Спецгеоэкология») фактически не предусматривает собственно рекультивацию (согласно ГОСТ 17.5.1.01-83, под рекультивацией понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель), а является сочетанием мероприятий по реконструкции и консервации Полигона (согласно Правилам проведения рекультивации и консервации земель, консервацией является деятельность по уменьшению степени деградации земельных участков, предотвращению их дальнейшей деградации и/или негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель). Достаточность и эффективность мероприятий по консервации Полигона должна быть подтверждена результатами производственного экологического мониторинга, до получения анализа которых невозможно определить, компенсируется ли прирост объемов и массы отходов на Полигоне мероприятиями по предотвращению распространения их наиболее подвижных компонентов за пределы свалочного тела. Результаты геодезических исследований дают основания полагать, что как в толще отходов, так и в подстилающих ее грунтах естественного залегания имеются зоны со сравнительно высокими фильтрационными характеристиками, по которым может происходить нисходящая миграция фильтра из свалочного тела в геологическую среду. Одно из таких «гидрогеологических окон» предположительно приурочено к восточной части территории Полигона. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание при планировании работ по производственному экологическому мониторингу геологической среды и поверхностных водных объектов зоны влияния Полигона. Объем размещенных отходов на ТКО «Лесная», расположенного на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер> по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе автодороги, не превышает проектные показатели, указанные в «Проекте реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Лесная», утвержденном распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ. Эксперты также отмечают, что объем размещенных отходов на полигоне ТКО «Лесная» на момент полевых исследований может не соответствовать объемам на момент выдачи экспертного заключения в связи с тем, что работы по размещению отходов на полигоне продолжаются. Несмотря на выявленное отсутствие на момент проведения экспертизы превышений проектных объемов размещенных отходов, превышение темпов накопления толщи отходов по сравнению со среднемесячными проектными параметрами может означать пропорциональный рост воздействий, связанных с доставкой отходов на территорию Полигона, их распределением по насыпи и уплотнением (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух двигателями внутреннего сгорания, акустическое воздействие автотранспорта и специальной техники Полигона и тд.). Ряд воздействий, обусловленных ускоренной дозагрузкой Полигона, не столь очевиден и может проявиться впоследствии; в их числе – меньшая степень уплотненности отходов и, как следствие, более высокие фильтрационные свойства их толщи, приводящие к увеличению доли объема ливневых и талых снеговых вод, переходящих в фильтрат; повышенные динамические нагрузки на толщу ранее размещенных отходов, ускоряющие ее дегазацию и усиливающие «дыхание» Полигона (л.д. 67-114 т. 7).

Из объяснения Елькина А.В. от 07.07.2020, отобранного и.о. дознавателя МУ МВД России «Серпуховское» Кипелкиным В.А., усматривается, что 07.07.2020 Елькин А.В. находился по адресу: Московская область, г. Серпухов, ТБО «Лесная» с целью участия в проведении судебной экспертизы по гражданскому делу <номер>. В доступе на территорию полигона было отказано сотрудниками охраны, в связи с чем, Елькин В.А. обратился в службу 112. Каких-либо противоправных действий в отношении него не совершалось, оскорблений либо угроз высказано не было (л.д. 144 т. 7).

В материалы дела представлен журнал посещений общественных представителей ООО «Скайвэй» ТБО «Лесная», из которого усматривается, что эксперты и допущенные судом специалисты посещали полигон в период проведения экспертизы (л.д. 199-202 т. 7).

Представлена копия заключения специалиста по рассмотрению материалов и результатов, изложенных в заключении эксперта № 30072020 от 30.07.2020 судебной экологической экспертизы по гражданскому делу №2-13/2020, составленное Геоэкологом, к.г-м.н. Рукавицыным В.В., из которого усматривается, что представленные материалы не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, что не дает оснований утверждать о корректности полученных данных и достоверности полученных результатов: топографо-геодезические изыскания выполняются юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями, имеющими право на их выполнение в соответствии с ГрК РФ; исполнитель обязан при выполнении инженерных изысканий применять средства измерений, прошедшие в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» метрологическую поверку (калибровку) или аттестацию; геодезическое обеспечение геофизических работ выполнено не отвечающим требованиям методам работ; исполнитель инженерных изысканий обязан обеспечивать внутренний контроль качества выполнения работ и приемки работ: сведения о внутреннем контроле качества работы, виды и методы выполненного контроля работ, результаты полевого и камерального контроля и приемки работ, оценка качества работ, сведения о выполнении внешнего контроля качества заказчиком; отсутствуют сведения о ранее выполненных инженерно-геодезических изысканиях на участок работ, информацию об обеспеченности территории инженерных инженерно-топографическими планами, сведения о существующих в районе участка работ геодезических сетях; отсутствует информация об оценке точности результатов измерений (определений), соответствии полученных значений нормативным требованиям, полностью отсутствуют сведения об опорной и съемочной геодезических сетях, которые являются основой для всех геодезических работ на объекте); отсутствуют тестовые приложения: копия задания, копия программы, копия свидетельства о допуске к видам работ в составе инженерных изысканий, копии результатов метрологической поверки (калибровке) средств измерений; отсутствует графическая часть технического отчета: картограмма топографо-геодезической изученности; схемы созданных геодезических сетей; отсутствуют независимые данные, которые могли бы подтвердить оценки авторов заключения (л.д. 148-152 т. 7).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Рукавицын В.В. пояснил, что масштаб съемки полигона был 1:500, в ходе проведения экспертизы был использован прибор с погрешностью 3 метра, что является нарушением. Изначальное в отчете Геополиса указаны размеры земли меньше 3 миллионов, что не соответствует проекту. По состоянию на 2018 год был зафиксировано уже более 2 млн. отходов. При замерах использовались разные приборы, что вероятно могло привести к ошибкам в измерении.

В судебном заседании эксперт Слободян В.Ю. заключение поддержал, пояснил, что все используемые приборы при производстве экспертизы были проверены. При экспертизе акты внутреннего контроля не оформляются так же как при инженерных изысканиях, поскольку ТБО объект сложный. Чтобы исключить внешнее воздействие было заложено 3 профиля, по масштабу съемки при помощи ручных GPS, географическая связка не требовалась. Общий объем ввезенных ТБО показал около 5 млн. куб.м. В настоящее время превышение не обнаружено. Коэффициент плотности обоснован тем, что объект является разногрунтовым. Погрешности могут быть примерно 1%. На площади 30 га полигон имеет разную высоту. Также эксперт пояснил, что при производстве осмотра и обследования, истцы не были допущены на полигон, по какой причине, ему неизвестно.

Представленное экспертами заключение составлено полно, грамотно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречат закону и фактическим обстоятельствам, в связи с чем, принимаются судом как одно из доказательств по делу, в связи с целевым характером указанной экспертизы, обоснованной в рамках этого заключения необходимыми ссылками на источники информации. Сомневаться в выводах экспертов у суда оснований не имеется, с учетом компетентности, образования и стажа работы в качестве эксперта лиц, составивших данные документы.

Вместе с тем, суд считает несостоятельной ссылку стороны истца на заключение специалиста Рукавицына В.В. и его пояснения в качестве специалиста как на доказательства по делу, поскольку рецензия на заключение эксперта и консультация специалиста в соответствии с требованиями ст. 55 ГПК РФ не относятся к разряду доказательств по делу и ссылка на рецензию как на доказательство со стороны истца, не имеет правового значения для разрешения спора по существу.

Учитывая, что судебная экспертиза проведена в порядке, установленном ст. 84 ГПК РФ, заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ, с учетом фактических обстоятельств по делу, суд полагает возможным принять результаты экспертного заключения. Суд не усматривает в данном случае оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими стаж работы в соответствующей области экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Суд отклоняет доводы стороны истца о том, что заключение эксперта является недопустимым доказательством, поскольку истцы были лишены возможности присутствовать при осмотре объекта экспертизы (полигона ТКО), по следующим основаниям.

Частью третьей статьи 84 ГПК Российской Федерации прямо предусмотрено, что лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, когда такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. Данной норме корреспондируют положения статьи 24 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", устанавливающие, что при производстве судебной экспертизы могут присутствовать участники процесса; участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы; при составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается; в случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Таким образом, правила и условия проведения экспертизы выбирается экспертом, при этом стороны не вправе вмешиваться в деятельность экспертов, в связи с чем несогласие истца с правилами и условиями проведения экспертизы, определенными экспертной организацией, а также проведением экспертизы на территории полигона, эксплуатируемого ответчиком, без присутствия истцов, не свидетельствует о несоответствии выводов экспертов, отраженных в заключении.

При таких обстоятельствах суд полагает, что заключение экспертов ООО «Аналитический Центр «МГУ» отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.

В качестве способа защиты гражданских прав ст. 12 ГК РФ определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Гражданско-правовая ответственность в виде запрета деятельности наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных ст. 1065 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 данной статьи, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ).

Таким образом, для удовлетворения иска, основанного на положениях ст. 1065 ГК РФ, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения ответчика - причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, в данном случае причинную связь между эксплуатацией полигона ТБО и нанесением вреда либо угрозой нового вреда, вину причинителя вреда.

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В силу ч. 3 ст. 39 вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 56 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац 2 статьи 3 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ).

В ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов на территориях муниципальных образований.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 3 ст. 12).

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 12).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление) судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).

Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" установлено право суда прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований, в случае, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ссылаются на превышение предельно допустимого объема размещения твердых коммунальных отходов на ТКО «Лесная», эксплуатацию которого осуществляет ООО «Скайвэй», что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, несет угрозу безопасности истцов и их близких.

При рассмотрении дела судом установлено, что полигон ТКО «Лесная» эксплуатируется ответчиком на основании положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Проект реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Лесная», утверждённого Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 07.05.2019 № 295-РМ.

Постановлением Правительства Московской области от 09.07.2019 № 411/22 внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области, в которой указано, что размещено на полигоне ТКО «Лесная» 2156,0 тыс.т. отходов, остаточная вместимость предусмотрена – 1532 тыс. т. отходов, при ежегодной наполняемости 450 тыс. т., срок эксплуатации предусмотрен до 2023г.

Как следует из представленного заключения экспертов, на дату проведения исследований предельный объем загрузки полигона ТКО «Лесная» не превышен, установлено превышение темпов увеличения объема насыпи, что увеличивает значимость данного объекта как источника неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду.

При рассмотрении дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что допущенные ответчиком нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, за которое общество привлекалось к административной ответственности, носит неустранимый характер.

Суд также принимает во внимание доводы стороны ответчика, поддержанные представителями третьих лиц, о том, что полигон ТКО «Лесная» оборудован системой дегазации, сбора и очистки фильтрата, обеспечивающими безопасную эксплуатацию полигона.

Кроме того, во исполнение поручения Губернатора Московской области, постановлением Главы г.о. Серпухов Московской области Купецкой Ю.О. от 14.09.2020 № 3223, прекращается прием твердых коммунальных отходов на полигоне ТКО «Лесная» с 25.12.2020.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественных интересам (абз.2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ).

Отказ в удовлетворении таких требований не препятствует предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного этой деятельностью.

В рассматриваемом случае запрет на эксплуатацию полигона ТКО «Лесная» приведет к невозможности в настоящее время утилизации соответствующей части коммунальных отходов на территории Московской области, чем будут нарушены права иных лиц.

С учетом отсутствия доказательств причинения вреда, возникновения угрозы жизни и здоровью людей деятельностью полигона ТКО «Лесная», оценив соразмерность последствий прекращения деятельности полигона тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Елькина Андрея Викторовича, Васина Романа Валерьевича, Тиканова Дмитрия Николаевича, Гордеенко Дмитрия Анатольевича, Боровикова Ивана Сергеевича и других истцов, указанных во вводной части решения суда, о прекращении эксплуатации полигона ТКО «Лесная» Обществом с ограниченной ответственностью «Скайвэй», расположенного на земельных участках с кадастровыми <номер>, <номер>, <номер>, по <адрес>, в районе автодороги, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 13 октября 2020 г.