ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1401/2011 от 25.11.2011 Бологовского городского суда (Тверская область)

  Дело № 2-1401/2011 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ДАТА 2011 года г. Бологое

 Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Балан М.С., с участием представителя истца Жильцовой Е.В., ответчиков Архиповой С.Б. и Архиповой Н.В., прокурора Варича В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации городского поселения ... к Архиповой С.Б., ФИО1 и Архиповой Н.В. о выселении в связи со сносом жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,

 У С Т А Н О В И Л:

 Администрация городского поселения ... обратилась в суд с иском к Архиповой С.Б. о выселении в связи со сносом жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что согласно выписки из реестра муниципальной собственности на недвижимое имущество №... от ДАТА, собственником жилого помещения по адресу: ... является МО городское поселение .... Гражданке Архиповой С.Б. принадлежит право пользования данным жилым помещением на основании договора социального найма №... от ДАТА Регистрацию Архиповой С.Б. по указанному адресу подтверждает копия паспорта гражданки Архиповой серия №....

 ДАТА Межведомственная комиссия в порядке, предусмотренном постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006 г. "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", обследовав данное помещение, пришла к выводу, что здание является аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и подлежащим сносу (Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №... от ДАТА

 Постановлением №... от ДАТА МО «...» данное заключение межведомственной комиссии было утверждено.

 В связи с аварийностью и непригодностью дома адрес, данный дом вошёл в Региональную программу "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы" (утв. постановлением Администрации Тверской области от 16 апреля 2009 г. N 148-па), по условиям которой Архиповой С.Б. по договору социального найма №... отДАТА предоставляется жильё по адресу: .... Данный договор Архипова подписать отказалась, о чём свидетельствует её заявление от ДАТА

 Дом адрес, как и другие, вошедшие в Программу, подлежат обязательному сносу, т.к. угрожают обрушением жизни и здоровью граждан, но данный дом не может быть снесён, т.к. Архипова не покинула занимаемое жилое помещение.

 Добровольно освободить жилое помещение и переселиться в предоставляемое жильё ответчик не желает.

 В соответствии со ст. 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 истец просит суд выселить Архипову С.Б. из муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: ... с предоставлением другого благоустроенного жилья, расположенного по адресу: ....

 В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве ответчиков привлечены члены семьи нанимателя - Архипова Н.В. и ФИО1.

 Ответчики по первоначальному иску Архипова С.Б., Архипова Н.В. и ФИО1 обратились в суд с встречным иском к администрации ... о предоставлении жилого помещения в размере не менее 18 кв.м. на человека, мотивировав заявленные требования следующим.

 С ДАТА семья ответчиков проживает в доме адрес, которую они занимают по договору социального найма. Согласно акту обследования от ДАТА межведомственной комиссией, назначенной главой МО «...» от ДАТА №..., от ДАТА, дом был признан аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и подлежащим сносу, о чём сказано в заключении данной комиссии от ДАТА «Когда дом подлежит сносу в случае признания его непригодным для проживания, т.е ветхим и аварийным, выселение граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, производится с предоставлением им другого жилого помещения,.. .которое должно отвечать следующим критериям (статья 89 ЖК РФ):

 быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, т.е. оснащённым водопроводом, центральным отоплением, газопроводом и др.;

 быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, другими словами, быть размером не менее того, которое ранее занимал выселяемый;

 находиться в черте данного населённого пункта (города, посёлка и т.п.

 отвечать установленным требованиям, в частности санитарным и техническим правилам и нормам... Указанные критерии, включая последний, являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяем гражданам такого жилого помещения недопустимо». По программе «Ветхое жильё» ответчику администрацией ... выделена квартира во вновь построенном доме по адресу: .... общей площадью 29,1 м2, жилой - 14,1м2

 До переселения общая площадь квартиры составляла 27,5 кв. м, после переселения - 29,1 кв. м. Однако до переселения жилая площадь была 16,5 кв.м, после – 14, 1 кв. м. Кухня была 11 кв. м, стала 5 кв.м. Если до этого кухня и комната были изолированными помещениями, то теперь они имеют единое пространство, причём спланированное так, что ни о каком зональном делении при количестве жильцов 3 человека не может быть и речи. Де-факто это только кухня. В администрации города говорят, что теперь у ответчика ванная и коридор (1м шириной и 2 длиной), но согласно постановлению Правительства РФ №47 от 28.01.06 года «Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики». Так что семья ответчика в новой квартире стоит перед выбором, что поставить холодильник или кровать, не говоря уже про шкаф. Если учесть, что коридор и туалет, которыми ответчики пользовались в старом доме, были общими для четырёх квартир, то в действительности получается, что с 27,5 кв. ответчики должны переехать на 19,1 кв. м. Таким образом, произошло не увеличение, а уменьшение полезной для проживания площади, т.е. не улучшение, а ухудшение. В областной газете <....> от ДАТА опубликована следующая информация: «В ... утверждены региональные стандарты: нормативная площадь жилого помещения: на одного проживающего гражданина в размере 33 кв.м, на одного человека для членов семьи из двух человек в размере 21 кв.м, на одного человека при составе семьи трое и более в размере 18 кв.м на человека», что прописано и в Законе о жилье по ... области от 2006 года. Следовательно, на ту площадь, 29.1 кв.м, которую ответчикам выделили, может, теоретически, прописаться только один человек,   а двое, согласно распоряжению главы администрации города, остаются на улице, несмотря на то, что по Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на жильё, а согласно ЖК РФ, договор социального найма необходимо заключать с учётом нормы предоставления жилья.

 В постановлении Правительства РФ от22,01.2002 №33 (о программе "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилого фонда") сказано: "... основная задача программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям."

 В Законе Тверской области от 06.05.2003 №29-30 об областной целевой программе "Жилище": "Подпрограмма "Переселение граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" является частью областной целевой программы "Жилище" на 2003 - 2010 годы. Основная задача подпрограммы - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям".

 В постановлении администрации Тверской области от 26.11.2008 №435-па ("Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008-2009 годы"): "Основной целью реализации Программы являются обеспечение стандартов качества жилищных условий граждан Тверской области и создание безопасных условий для их проживания".

 В постановлении администрации Тверской области от 16.04.2009 №148-па("Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы"): "Основной целью реализации Программы являются обеспечение стандартов качества жилищных условий граждан Тверской области и создание безопасных условий для их проживания".

 ЖК РФ: "Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением

 4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти."

 ЖК РФ: "Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

 9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства".

 Кроме того, ознакомившись с техническим паспортом предоставляемой квартиры и муниципальным контрактом на данную квартиру, ответчики обнаружили несоответствие и самих документов и того, что в действительности построено.

 В связи с выше изложенным истцы по встречному иску просят обязать администрацию ... предоставить им квартиру в соответствии с ЖК РФ и региональными стандартами в размере не менее 18 кв.м на человека.

 В судебном заседании представитель истца Жильцова Е.В. иск поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, встречный иск не признала, пояснив суду, что в соответствии с региональной адресной программой Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2009-2010г.г. семье Архиповой С.Б. было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью 29.1 кв.м. и жилой площадью 14, 2 кв. метров, расположенной по адресу: ..., взамен муниципального жилого помещения, ранее занимаемого ее семьей по договору социального найма по адресу: ... и состоящего из кухни площадью 9,9 кв.м. и жилой комнаты площадью 16,7 кв. метров. Поскольку дом, в котором ранее проживала Архипова С.Б. и члены ее семьи, в 2006 году был признан аварийным и непригодным для постоянного проживания, он был включен в перечень многоквартирных домов, являющийся приложением к адресной программе Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Переселение граждан по данной программе происходит не в связи с улучшением их жилищных условий, а в связи с аварийностью жилых домов, в которых эти граждане проживали ранее, поэтому предоставляемое в рамках программы жилье должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ, согласно которым предоставляемое гражданам в случае сноса дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое ими по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009г. № 14, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. По этим основаниям встречные требования считает необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.

 В судебном заседании ответчик Архипова С.Б. иск о выселении не признала, представив возражения, которые состоят в следующем: В исковом заявлении о выселении в связи сносом жилого помещения администрация ... в качестве ответчика указывает только Архипову С.Б. и обращается в суд с просьбой: «Выселить Архипову С.Б. из муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: ... с предоставлением другого благоустроенного жилья, расположенного по адресу: ...». Из данной цитаты следует, что речь идёт только об одном человеке, что только С.Б. предоставляется другое жилое помещение. Администрация ... жалуется суду, что «Дом адрес... не может быть снесён, т. к. Архипова не покинула занимаемое жилое помещение». Значит, если в доме останутся ФИО1 и Н.В. (ведь им-то администрация города не предлагает другого жилья), его снести можно? Так как же конституционное право каждого гражданина РФ на жилье: Конституция РФ Статья 40 п.1: « Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища», п.2: « Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище»?

 Далее в исковом заявлении утверждается, что ДАТА Межведомственная комиссия признала дом адрес аварийным и подлежащим сносу. Ознакомившись с актом обследования помещения от ДАТА, ответчики утверждают, что в доме по улице адрес имеются 4 квартиры на первом этаже (№... и 3 - на втором (№...-коммуналка: три семьи, №... и №...), т. е. 7 квартир, а в акте обследования помещения от ДАТА и заключении о признании его непригодным для жилья от ДАТА речь идёт о 9-тиквартирном доме. В доме 2 большие квартиры. Большой (2 комнаты) была квартира №... семьи ФИО2. В квартире №... (коммуналка - 3 комнаты) по одной комнате занимали ФИО3, ФИО4 и ФИО5, и непонятно, откуда вдруг у ФИО5, согласно распоряжению глава администрации города, взялась 4-комнатная квартира площадью в 59,8 кв. м, на основании чего их переселяют в 2-комнатную квартиру? Каким образом соблюдается принцип «равнозначности по общей площади ранее занимаемому жилому помещению» (метр за метр), если переселение по Программе «Ветхое жильё» в данном конкретном примере происходит из несуществующей и никогда не существовавшей в доме адрес квартиры?

 На слушании ДАТА представитель администрации ... вручила судье копию технического паспорта кВ. адрес в 1-м экземпляре. Поскольку в этот день им предоставили копии материалов дела в здании суда, ответчики так же познакомились с этим документом. Согласно техпаспорту, общая площадь квартиры 26,6 кв.м. Тогда почему квартплата начислялась за большую площадь? В экземпляре договора социального найма жилого помещения №... от ДАТА обозначена общая площадь 27,5 метров и именно этот договор ответчик Архипова С.Б. подписывала на правах нанимателя. Согласно техпаспорту, жилая комната - 16,7 м, а в письме администрации ... от ДАТА - 16,5 кв.м. Инвентарный план предоставленного суду техпаспорта тоже заставляет сомневаться в его подлинности, т. к. всего окон в квартире - 4, и 3 из них в комнате, а не 2, как это указано на схеме.

 В четвёртом абзаце искового заявления истец прибегает к откровенной
фальсификации, утверждая, что в администрации города есть заявление от ДАТА от Архиповой С.Б., в котором она отказывается подписать договор социального найма. Общаясь по вопросу переселения с разными представителями администрации города ни в устной, ни в письменной форме ответчик Архипова С.Б. не делала никаких заявлений, что отказывается подписать договор социального найма, а только просила привести его в соответствие с законами РФ, в частности с ЖК РФ ст. 57 п.5 и п.9, что и подтверждает копия заявления от ДАТА, которую истец приложил к своему заявлению. Если же говорить конкретно о договоре №..., то в нём есть существенные фактические ошибки: дочь Архиповой С.Б. зовут не ФИО1, а ФИО1. К тому же, о каком договоре социального найма от ДАТА могла идти речь, если в феврале всё ещё на территории домов адрес продолжались строительные работы (фото-документы от ДАТА прилагаются)? С каких пор разрешено
селить людей на стройплощадку и кем?

 Суду истец предоставил копию неподписанного договора, а в Управление Государственной Жилищной инспекции ... администрацией города была отправлена информация, что с семьёй ответчика «заключён договор социального найма от ДАТА на переселение в комнату в квартире №... во вновь построенном доме адрес». В свете данных обстоятельств, ответчик просит запросить у администрации города копию договора от ДАТА, равно как и объяснение: если ответчик не подписывала ничего подобного (обвинить ее в невменяемости, в том, что не контролирует свои действия при ее профессии, трудно; к тому недавно по нацпроекту Архипова С.Б. прошла медицинское обследование, и заключение невропатолога - «здорова», кто подписал его за Архипову С.Б.?

 В исковом заявлении администрации ... от ДАТА
говорится о предоставлении другого благоустроенного жилого
помещения и указывается адрес: ....
Истец утверждает, что действует «в соответствии со ст. ст. 85, 86, 89
Жилищного кодекса Российской Федерации». Итак, ст. 89 ЖК РФ п.1
гласит: «Предоставляемое гражданам в связи с выселением по
основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего
Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма
должно быть благоустроенным применительно к условиям
соответствующего населённого пункта.. .». В ... благоустроенное жильё подключено к централизованному отоплению, голодному и горячему водоснабжению, газифицировано. У живущих в ... м-не людей в квартирах есть централизованное отопление, голодное и горячее водоснабжение, газ. По указанному в заявлении адресу подключения к газоснабжению нет. Если дома №... подключены к горячему водоснабжению, то почему установлены в квартирах водонагреватели? (фото-документы прилагаются). В свете изложенного выше можно ли считать предоставляемое помещение благоустроенным применительно к условиям ... и ... м-на в частности?

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 Положение п.12: «Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных». Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 требования Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями». В предоставляемой ответчикам квартире не соблюдены условия муниципального контракта №... т.к. в ней нет того, что декларировано в её техпаспорте.

 Но не только качество и не столько качество предоставляемого помещения возмущает ответчиков, а размеры предоставляемой жилой зоны. Ведь идёт о вновь построенном жилье, жилье XXI века. «Когда дом подлежит сносу в случае признания его непригодным для проживания, т.е ветхим и аварийным, выселение граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, производится с предоставлением им другого жилого помещения,.. .которое должно отвечать следующим критериям (статья 89 ЖК РФ):

 быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, т.е. оснащённым водопроводом, центральным отоплением, газопроводом и др.;

 быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, другими словами, быть размером не менее того, которое ранее занимал выселяемый;

 находиться в черте данного населённого пункта (города, посёлка и т.п...

 отвечать установленным требованиям, в частности санитарным и техническим правилам и нормам...

 Указанные критерии, включая последний, являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам такого жилого помещения недопустимо».

 По программе «Ветхое жильё» ответчикам администрацией ... выделена квартира во вновь построенном доме по адресу: ... общей площадью 29,1 м2, жилой – 14 м2

 До переселения общая площадь квартиры ответчиков составляла 27,5 кв. м, после переселения - 29,1 кв. м. Но до переселения жилая площадь была 16,5 кв.м, после - 14,1 кв. м!? Кухня была 11 кв. м, стала 5кв.м. Если до этого момента кухня и комната были изолированными помещениями, то теперь они имеют единое пространство, причём спланированное так, что ни о каком зональном делении при количестве жильцов 3 человека не может быть и речи. Де-факто это только кухня. В администрации города говорят, что теперь у ответчика есть ванная и коридор (1м шириной и 2 длиной), но согласно постановлению Правительства РФ №47 от 28.01.06 (положение20), «Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики». (Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 требования Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями») Так что семья ответчиков в новой квартире стоит перед выбором, что поставить холодильник или кровать, не говоря уже про шкаф. Если учесть, что коридор и туалет, которыми пользовались ответчики в старом доме, были общими для четырёх квартир, то в действительности получается, что с 27,5 кв. м они должны переехать на 19,1кв. м. Таким образом, произошло не увеличение, а уменьшение полезной для проживания площади, т.е. не улучшение, а ухудшение. В областной газете <....> от ДАТА опубликована следующая информация: «В ... утверждены региональные стандарты: нормативная площадь жилого помещения: на одного проживающего гражданина в размере 33 кв.м, на одного человека для членов семьи из двух человек в размере 21 кв.м, на одного человека при составе семьи трое и более в размере 18 кв.м на человека», что, прописано и в Законе о жилье по ... от 2006. Следовательно, на ту площадь, 29.1 кв.м, которую ответчикам выделили, может, теоретически, прописаться только один человек, а двое, согласно распоряжению главы администрации города, остаются на улице, несмотря на то, что по Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на жильё, а согласно ЖК РФ, договор социального найма необходимо заключать с учётов нормы предоставления жилья. Но никакие доводы ни администрации города, ни глава города ФИО6 слышать не хотят. Тем более, что жилищный вопрос за 23 года педагогической работы Архиповой С.Б. по ЖК РСФСР ст. 36 п.10 от 1983 и по Закону «Об образовании» от 10.06. 1992 местные органы власти обязаны были решить, и кому об этом не знать, как теперешней главе города ФИО6, многие годы возглавлявшей ... РОНО.

 Муниципальные власти воспользовались тем, что в ныне действующем ЖК РФ не прописана норма жилой площади на одного человека, а это полномочие делегировано субъектам, и, очевидно, решили, что могут действовать произвольно, с чем ответчики согласиться не могут, т.к. считают, что площадь данного помещения не позволяет соблюдать санитарно-технические нормы для троих человек. На жилой площади в 14.1 кв. м не соблюдается даже санитарная норма, учитываемая при планировки больничных палат.

 Кроме 89 статьи в ЖК РФ есть ст. 17 п.4: «Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». А также: ЖК РФ: "Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

 9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства".

 Следовательно, предоставляя ответчикам помещение, площадь которого не может по определению обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических и технических норм для троих человек, истец нарушает ЖК РФ.

 Истец утверждает, что переселяет ответчиков по «Адресной программе Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы» Постановление администрации Тверской области от 16.04.2009 №148-па. В ответе от ДАТА на выше упомянутое заявление Архиповой С.Б. от ДАТА глава администрации ... ФИО7 : «...расчётная стоимость жилого помещения в целях Программы по переселению определяется как произведение общей площади жилого помещение, равнозначного по общей площади жилому помещению, ранее занимаемому гражданами, подлежащими переселению». Согласно Адресной программе (сведения по ... из таблиц №...) стоимость 1 кв. м жилья - 40 000.00 руб. Площадь нашей квартиры по адресу ... - 27,5 кв. м. 40 000.00*27,5=1 100 000.00руб. Значит на переселение ответчиков выделено 1 100 000 руб. Стоимость 1кв. м в предоставляемой ответчикам квартире (213 000.00/29.1=7 339.83руб. за 1кв. м), т.е. истец, претворяя в жизнь данную программу, вышел на стоимость 7 339.83 руб. за 1м2. По такой цене за кв. м жилья можно приобрести 1 100 000 руб. (1 100 000.00/7 339.83=149,86 кв. м). а ответчики администрацию ... просят соблюсти их жилищное право и предоставить им квартиру в соответствии с ЖК РФ и региональными стандартами: "...на одного человека при составе семьи трое и более в размере не менее 18 кв.м на человека», т.е. не менее 54 кв. м, не более 108 кв.м. Согласно законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации, при переселении из аварийного и ветхого жилья граждане РФ имеют право на улучшение жилищных условий.

 В постановлении Правительства РФ от22.01.2002 №33 (о программе "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилого фонда") сказано: ".„основная задача программы -обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям..."

 В Законе Тверской области от 06.05.2003 №29-30 об областной целевой программе "Жилище": "Подпрограмма "Переселение граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" является частью областной целевой программы "Жилище" на 2003 - 2010 годы. Основная задача подпрограммы - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан,, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям".

 В постановлении администрации Тверской области от 26.11.2008 №435-па ("Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2008-2009 годы"): "Основной целью реализации Программы являются обеспечение стандартов качества жилищных условий граждан Тверской области и создание безопасных условий для их проживания".

 В постановлении администрации Тверской области от 16.04.2009 №148-па ("Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы"): "Основной целью реализации Программы являются обеспечение стандартов качества жилищных условий граждан Тверской области и создание безопасных условий для их проживания".

 Также Архипова С.Б. поддержала встречное исковое заявление по следующим основаниям: она и члены ее семьи подлежат переселению из аварийного дома адрес в дом адрес, однако там им выделяется квартира, не соответствующая по жилой площади ранее занимаемой. Кроме того, им должно быть предоставлено жилье по норме предоставления не менее 18 кв. метров на одного человека. Понимает, что переселение ее семьи осуществляется в рамках программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, однако целью программы является обеспечение качества стандартов жилищных условий, в связи с чем не согласна с позицией администрации, что по этой программе ей и ее семье должны предоставить равную по общей площади квартиру. В соответствии с п.20 Постановления Правительства № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 28.01.2006г., объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирных домах, минимальная площадь комнат должны обеспечить возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики. Так что семья ответчика в новой квартире стоит перед выбором, что поставить: холодильник или кровать, не говоря уже про шкаф. Если учесть, что коридор и туалет, которыми ответчики пользовались в старом доме, были общими для четырёх квартир, то в действительности получается, что с 27,5 кв. ответчики должны переехать на 19,1 кв. м. Таким образом, произошло не увеличение, а уменьшение полезной для проживания площади, т.е. не улучшение, а ухудшение жилищных условий. В областной газете <....> от №... опубликована следующая информация: «В ... утверждены региональные стандарты: нормативная площадь жилого помещения: на одного проживающего гражданина в размере 33 кв.м, на одного человека для членов семьи из двух человек в размере 21 кв.м, на одного человека при составе семьи трое и более в размере 18 кв.м на человека», что прописано и в Законе о жилье по ... от 2006 года. Следовательно, на ту площадь, 29.1 кв.м, которую ответчикам выделили, может, теоретически, прописаться только один человек,   а двое, согласно распоряжению главы администрации города, остаются на улице, несмотря на то, что по Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на жильё, а согласно ЖК РФ, договор социального найма необходимо заключать с учётом нормы предоставления жилья. Просит в первоначальном иске администрации ... отказать и удовлетворить встречный иск, обязав ответчика выделить ей и членам ее семьи жилое помещение из расчета не менее 18 кв.м. на одного человека.

 Ответчик по первоначальному и истец по встречному иску Архипова Н.В. в судебном заседании первоначальный иск не признала, встречный иск поддержала по тем же основаниям.

 Ответчик по первоначальному и истец по встречному иску ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее участвуя в судебных заседаниях, иск о выселении не признавала.

 Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего встречный и первоначальный иск не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд считает первоначальные и встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу статьи 86 ЖК Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

 Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

 Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

 Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

 Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.

 Согласно имеющемуся в материалах дела договору социального найма жилого помещения №... от ДАТА Архипова С.Б. зарегистрирована и проживает в муниципальной квартире общей площадью 27,0 кв. метров по адресу: ..., в состав ее семьи входят две дочери – ФИО1, <....> и Архипова Н.В., <....>, которые также постоянно зарегистрированы по данному адресу.

 В соответствии с актом обследования помещения и заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, составленными ДАТА межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы муниципального образования «...» №... от ДАТА, дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и подлежащим сносу.

 Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г. № 185-ФЗ предусмотрено предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для осуществления региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

 В соответствии с имеющимся в материалах дела Приложением 1 к региональной программе «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы», дом адрес, признанный аварийным на основании акта межведомственной комиссии от ДАТА №... и заключения №... от ДАТА, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы.

 Согласно распоряжению главы администрации ... №... от ДАТА «О переселении граждан из аварийных домов и оформлении документов», на основании региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы», утвержденной постановлением администрации Тверской области от 16.04.2009г. № 148-па, в связи с передачей застройщиком – ООО «...строй» администрации ... жилых помещений во вновь построенном жилом доме по адресу: ..., решено предоставить Архиповой С.Б. и членам ее семьи – дочери ФИО1 <....> и дочери Архиповой Н.В., <....>, проживающим по договору социального найма в однокомнатной квартире общей площадью 27,1 кв. м, в том числе жилой -16,5 кв.м, расположенной по адресу: ..., являющейся объектом муниципальной собственности, однокомнатную муниципальную квартиру общей площадью 29,1 кв.м, в том числе жилой – 14,2 кв.м., расположенную по адресу: ....

 В материалах дела имеется копия договора социального найма жилого помещения от ДАТА №..., в соответствии с которым наймодатель в лице администрации ... передает нанимателю Архипова С.Б. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование квартиру, находящуюся в муниципальной собственности, по адресу: ... для проживания в ней, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: отопление (центральное), водоснабжение (центральное), электроснабжение, водоотведение (канализация) (центральное). Также в материалах дела имеется копия технического паспорта указанного жилого помещения. Договор подписан представителем наймодателя и не подписан нанимателем Архиповой С.Б.

 Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

 Таким образом, судом установлено, что Архипова С.Б., Архипова Н.В. и ФИО1 занимали отдельную однокомнатную квартиру общей площадью 27,1 кв. м, в том числе жилой -16,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., квартира состояла из комнаты 16, 7 кв. м, кухни 9,9 кв. м.

 Взамен занимаемого жилья истцу предоставлена квартира общей площадью 29,1 кв.м, в том числе жилой – 14,2 кв.м., расположенная по адресу: ..., квартира состоит из комнаты 14, 2 кв. м, кухни 5,0 кв. м., прихожей 5,4 кв.м. и ванной 4.5 кв.м, то есть условия проживания Архиповых ухудшены по сравнению с прежними. При этом суд учитывает и состав семьи ответчиков, состоящей из трех взрослых человек, размещение которых в одной комнате размером 14, 2 кв. м, в том числе оборудование спальных мест для всех проживающих и размещение их личного имущества не представляется возможным.

 То обстоятельство, что Архиповым предоставлено жилое помещение большей общей площади и с большей степенью благоустройства, чем ранее занимаемое жилое помещение, не исключает необходимость соблюдения требований ч. 2 ст. 89 ЖК Российской Федерации.

 Таким образом, с учетом ранее приведенных правовых норм, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой менее ранее занимаемого.

 По этим основаниям суд отказывает в удовлетворении первоначального иска.

 Одновременно суд не может согласиться и с мнением истцов по встречному иску относительно того, что ответчик должен предоставить Архиповой С.Б. и членам ее семьи жилое помещение из расчета не менее 18 кв. метров на одного человека с учетом нормы предоставления согласно ст.ст. 57, 58 ЖК РФ, поскольку это противоречит требованиям закона.

 В соответствии с п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 2.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания и т. д.), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.

 Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

 В данном случае благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется истице не в связи с улучшением жилищных условий, а по иным основаниям, в связи с чем иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты во внимание.

 Доводы истцов по встречному иску о том, что предоставляемое жилое помещение не является благоустроенным применительно к условиям ..., поскольку не газифицировано и не подключено к горячему водоснабжению, а также не соответствует санитарным нормам и правилам, поскольку в строительстве жилого дома применен полистирол, являющийся материалом повышенного класса пожароопасности, суд не принимает во внимание, поскольку отказывает в удовлетворении первоначального иска о выселении в данное жилое помещение.

 Остальные доводы истцов по встречному иску (о количестве квартир в ранее занимаемом доме, наличии или отсутствии между сторонами договора социального найма от ДАТА, несоответствии действительности технического паспорта квартиры адрес, стоимости квадратного метра жилья) судом отклонены, как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего дела.

 С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения как первоначального, так и встречного исков.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Администрации городского поселения ... в удовлетворении иска к Архиповой С.Б., ФИО1 и Архиповой Н.В. о выселении из муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: ... в связи со сносом жилого дома, с предоставлением другого благоустроенного жилья, расположенного по адресу: ... отказать.

 Архиповой С.Б., ФИО1 и Архиповой Н.В. в удовлетворении встречного иска к администрации ... о предоставлении жилого помещения в размере не менее 18 кв.м. на человека отказать.

 Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда, то есть с ДАТА.

 Председательствующий

 Именем Российской Федерации