ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1439/2016 от 07.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2-1439/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2016 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Макаренко Н.О.,

при секретаре Еремеевой Н.С.,

с участием старшего помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Казначеевой Е.Н., представителя ответчика Дымовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке, разработать и согласовать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно- строительное управление» (далее - ГУП ТО «ОДРСУ»), в котором просит обязать ответчика провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; разработать и согласовать в Управлении Росприроднадзора по Томской области проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а, и получить утверждённые в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указывает, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по информации Управления Росприроднадзора по Томской области о длительном непринятии ГУП ТО «Областное ДРСУ» мер к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха. Выявленные уполномоченным органом в августе 2014 года нарушения природоохранного законодательства в деятельности ГУП ТО «Областное ДРСУ» до настоящего времени обществом в полном объёме не устранены. Хозяйственная деятельность ГУП ТО «Областное ДРСУ» на производственной площадке, расположенной по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а, связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. В процессе деятельности обществом осуществляется эксплуатация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: установка АБЗ, открытые склады песчано-гравийной смести и песка, ёмкости с битумом. Действующее законодательство устанавливает обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. В нарушение требований законодательства ГУП ТО «Областное ДРСУ» более полутора лет осуществляет эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на указанной производственной площадке в отсутствие разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха. На момент прокурорской проверки предприятием не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан и утверждён проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Несоблюдение ГУП ТО «Областное ДРСУ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области Казначеева Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУП ТО «Областное ДРСУ» Дымова О.Н., действующая по доверенности № 46 от 04.05.2016, в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что предприятие действительно допустило факт нарушения требований действующего законодательства. Завод был законсервирован, после расконсервации предприятие предприняло меры для устранения нарушений, в частности, заключен договор с СФТИ для проведения замеров вредных веществ. Просила назначить разумные сроки для совершения испрашиваемых действий.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. При этом, в ст.21 указанного закона закреплено, что количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Указанные положения ст.12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» конкретизируются в Положении о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона №7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей, устанавливаются нормативы, допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей сред» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 5 ФЗ №7 от 10.01.2002, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 данной статьи предусмотрены запреты на сброс отходов производства и потребления, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов и проч.

В силу ст. 13 Закона № 96-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Из п. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года №96-ФЗ следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем – «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно пунктам 1.1, 1.7 «Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», утвержденной Госкомприроды СССР (ГОСТ 17.2.1.04-77), инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет.

На основании пункта 1.2 «Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы.

Согласно статье 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учёт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно пункту 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579.

Согласно п.5 Порядка источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 Порядка.

К источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию в соответствии с пунктом 7 Порядка.

Пунктом 17 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, установлено, что нормативы ПДВ вводятся в действие разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, пункта 9 Положения, нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ предусматривает, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.

При отсутствии специального разрешения выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Судом установлено, что хозяйственная деятельность ГУП ТО «Областное ДРСУ» на производственной площадке, расположенной по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а, связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. В процессе деятельности обществом осуществляется эксплуатация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: установка АБЗ, открытые склады песчано-гравийной смести и песка, ёмкости с битумом.

Как следует из акта проверки Управлением Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» от 29.08.2014, проведена плановая выездная проверка предприятия, в результате которой 25.08.2014 в ходе натурного обследования площади ГУП ТО «Областное ДРСУ», расположенной по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а, выявлено, что на почве размещены отходы металлического лома черного несортированного, отход (шлам от очистки циклонов) размещен на почве, чем нарушены ч.1 ст. 39, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды». По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ГУП ТО «Областное ДРСУ» по ст. 8.2 КоАП РФ. При осмотре территории (географические координаты: 56?38?14??СШ, 85?37?10??ВД) установлено, что ГУП ТО «ОДРСУ» при эксплуатации производственной площадки АБЗ осуществляет сброс технологической воды после очистки циклона на почву, чем нарушает ч.1 ст. 34, ч.1,2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 12, 13, 42 ЗК РФ.

Протоколом Управления Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» от 29.08.2014 № НЗВАТР-203/1 об административном правонарушении установлено, что в период с 30.08.2014 по 17.04.2014 на промышленных площадках, расположенных по адресам в Томской области Томского района: д. Мазалово р. Юбилейная, 806, ул. Майская, 2а, с. Нелюбино, с. Кафтанчиково, ул. Коммунистическая, 15, и на 25.08.2014 года на промышленной площадке по адресу: д. Халдеево, ул.Иркутский тракт, 1а, в результате бездействия, выразившегося в непринятии мер по своевременному проведению инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не проведении производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов, на 25.08.2014 на площадке д. Халдеево, ул. Молодежная, 1, ул. Иркутский тракт, 1а, не оборудованы в соответствиями с требованиями природоохранного законодательства РФ: слив от мойки автотранспорта и слив от очистки циклонов, в результате чего ГУП ТО «Областное ДРСУ» нарушило требования природоохранного законодательства РФ, в частности нарушены п.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 22, п.1,3 ст. 25, п.1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

29.08.2014 Управлением Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» вынесено предписание № НЗВАТР-203/25 о проведении инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовании проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для источников, расположенных на промышленной площадке в Томской области, Томском районе, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1А (площадка АБЗ). Основанием для выдачи предписания является ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 22, ч.1 ст. 25, ч.1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Установлен срок для исполнения предписания - 02.04.2015.

Постановлением Управления Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» от 05.09.2014 № НЗВАТР-203/1 о назначении административного наказания ГУП ТО «ОДРСУ» за нарушение требований природоохранного законодательства РФ подвергнуто административному наказанию по ст.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Из Акта проверки Управления Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» № АТ-114-в от 16.04.2015 следует, что Предписание от 29.08.2014 НЗВАТР-203/25 не выполнено. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): выявлены несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в том числе, предписания от 29.08.2014 № НЗВАТР-203/25.

16.04.2015 Управлением Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» вынесено предписание № АТ-114-в/7 о проведении инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовании проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для источников, расположенных на промышленной площадке в Томской области, Томском районе, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1А (площадка АБЗ). Основанием для выдачи предписания является ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 22, ч.1 ст. 25, ч.1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Установлен срок для исполнения предписания - 01.02.2016.

Протоколом Управления Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» от 23.04.2015 № АТ-114-в/7 об административном правонарушении установлено, что на 03.04.2015 ГУП ТО «Областное ДРСУ», юридический адрес: 634009, г. Томск, пр. Ленина, 117, допущено нарушение, т.е. в установленный срок до 02.04.2015 (включительно) не выполнено Предписание от 29.08.2014 года № НЗВАТР-203/25 (провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовать проект нормативов ПДВ вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для источников, расположенных на промышленной площадке в Томской области, Томском районе, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1А (площадка АБЗ).

Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-234-1л/2015 от 04.06.2015 ГУП ТО «ОДРСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Согласно акту проверки Управления Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» № АТ-066-в от 18.03.2016 предписание об устранении нарушений нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 16.04.2015 № АТ-114-в/7 в установленный срок до 01.02.2016, не выполнено.

18.03.2016 Управлением Росприроднадзора по Томской области ГУП ТО «ОДРСУ» вынесено предписание № АТ-066-в/1 о проведении инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовании проекта нормативов предельно- допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для источников, расположенных на промышленной площадке в Томской области, Томском районе, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1А (площадка АБЗ). Основанием для выдачи предписания является ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 22, ч.1 ст. 25, ч.1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Установлен срок для исполнения предписания - 31.10.2016.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-211-1л/2016 от 20.04.2016 ГУП ТО «ОДРСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

05.05.2016 Управление Росприроднадзора по Томской области направило в Прокуратуру Томской области информацию для решения вопроса о предъявлении иска о понуждении ГУП ТО «ОДРСУ» с целью обязать предприятие провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и согласовать проект нормативов предельно- допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для источников, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения спора предприятием не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов; не разработан и не согласован проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов и не получены утверждённые в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспорены в судебном заседании.

Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца о загрязнении окружающей природной среды ответчиком, при использовании производственной площадки по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а.

Указанное позволяет суду сделать вывод о том, что действиями ответчика по не соблюдению им требований законодательства об охране атмосферного воздуха, причиняется ущерб окружающей природной среде.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способа защиты гражданских прав установлено присуждение к исполнению обязанности.

Исходя из смысла статьи 1065 ГК РФ наряду с существующим нарушением права основанием для применения мер судебной защиты является также опасность причинения вреда в будущем.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит об установлении в решении суда срока:

- в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а;

- в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; разработать и согласовать в Управлении Росприроднадзора по Томской области проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а, и получить утверждённые в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д. Халдеево, ул. Иркутский тракт, 1а.

Учитывая характер спорного правоотношения, пояснения в судебном заседании представителя ответчика ГУП ТО «Областное ДРСУ» Дымовой О.Н. о принятии мер по истребуемым действиям и о сроках, в течение которых такие действия потенциально могут быть совершены, позволяют суду счесть сроки, о которых просит истец, разумными для совершения обозначенных действий.

Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то на основании ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход муниципального образования «город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» удовлетворить.

Обязать Государственное унитарное предприятие Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д.Халдеево, ул.Иркутский тракт, 1а, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Государственное унитарное предприятие Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» разработать и согласовать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д.Халдеево, ул.Иркутский тракт, 1а, и получить утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Государственное унитарное предприятие Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поступающих от источников выбросов, расположенных на производственной площадке по адресу: Томская область, Томский район, д.Халдеево, ул.Иркутский тракт, 1а, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» в доход муниципального образования «город Томск» государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.О.Макаренко