ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1449/2013 от 26.09.2013 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

26 сентября 2013 года.

Черновский районный суд г.Читы

в составе председательствующего Ман-за О.В.

при секретаре Киселевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дела по исковому заявлению Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Аэропорт Чита» о признании бездействия незаконным, понуждению к исполнению требования законодательства об авиационной безопасности,

у с т а н о в и л :

Читинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на нижеследующее.

Читинской транспортной прокуратурой во исполнение плана работы проведена проверка исполнения законодательства об авиационной безопасности в ОАО «Аэропорт Чита» (аэропорт г. Читы), расположенном по <адрес>

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований п. «г» ст. 8, ст.9 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42 (далее Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры) контрольно-пропускной пункт аэропорта г. Читы не оборудован инженерно-техническими системами, обеспечивающими идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца; на территории международного аэропорта создаются непрерывно функционирующие посты (пункты) управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, оборудованные техническими средствами для сбора, обработки и хранения в электронном виде данных со всех инженерно-технических систем охраны, с автоматической передачей этих данных в режиме реального времени органам федеральной службы безопасности и органам внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

Кроме того, по результатам проверки установлено, что в нарушение п.п. 5, 23, 27 Требований авиационной безопасности к аэропортам, утверждённых приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 (ред. от 31.01.2008) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта не обеспечены служебным оружием; в аэропорту г. Читы с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра не очищена от мусора (железобетонных столбов) и кустарника, допускается складирование оборудования и материалов; на привокзальной площади аэропорта Чита не создана зона безопасности шириной не менее 50 метров от здания аэровокзального комплекса и других объектов аэропорта, кроме того, администрацией аэропорта допускается стоянка автотранспортных средств в зоне безопасности.

Руководствуясь ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1»О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ Читинский транспортный прокурор просит суд признать незаконным бездействие ответчика ОАО «Аэрофлот Чита» в части несоблюдения требований, предусмотренных п.п. «г» ст. 8, ст. 9 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (утв. Постановлением Правительства РФ № 42 от 01.02.2011), п.п. 5, 23, 27 Федеральных авиационных правил. Требования авиационной безопасности к аэропортам, утв. приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142, а также обязать ОАО «Аэрофлот Чита»:

- оборудовать контрольно-пропускной пункт аэропорта инженерно-техническими системами, обеспечивающими идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца;

- создать в аэропорту непрерывно функционирующие пост (пункт) управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, оборудованный техническими средствами для сбора, обработки и хранения в электронном виде данных со всех инженерно-технических систем охраны, с автоматической передачей этих данных в режиме реального времени органам федеральной службы безопасности и органам внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;

- обеспечить службу авиационной безопасности аэропорта г. Чита служебным оружием;

- оборудовать на привокзальной площади аэропорта зону безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропорта.

В судебном заседании представитель истца пом. прокурора Лахотнюк Н.М. исковые требования уточнила, пояснила аналогичное вышеизложенному, дополнив, что ответчиком в добровольном порядке исполнено требование прокурора в части произведения очистки с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения аэропорта полосы шириной 3 метра от мусора, кустарника, оборудования и материалов. В связи с этим, просила обязать ответчика произвести в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суд все изложенные в просительной части искового заявления действия, за исключением очистки внутренней и внешней сторон периметрового ограждения аэропорта полосы шириной 3 метра. Кроме этого, не оспаривает, что Читинскому аэропорту присвоена 2 категория.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу в части рассмотрения исковых требований прокурора о произведении очистки с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения аэропорта полосы шириной 3 метра от мусора, кустарника, оборудования и материалов прекращено в связи с добровольным исполнением этих требований ответчиком и отказом прокурора от иска в этой части.

Представитель ответчика ОАО «Аэропорт Чита» В.Н. Концов исковые требования признал частично, суду пояснил, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказа Минтранса России от 21.02.2011 № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности», а также приказа Минтранса России от 21.01.2011г. № 22 «О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» Федеральным агентством воздушного транспорта проведено категорирование аэропорта Чита, по результатам проведения которого аэропорту г.Читы присвоена вторая категория, о чем внесена соответствующая запись в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что подтверждается письмом Федерального Агентство воздушного транспорта от 25.07.2011г.

В силу п.10 приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» для аэропортов второй категории устанавливаются иные, нежели для первой категории, требования по обеспечению транспортной безопасности. Требования, предъявляемые прокурором в части возложения на ОАО «Аэропорт Чита» обязанности по оборудованию контрольно-пропускного пункта аэропорта инженерно-техническими системами, обеспечивающими идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца (п.2.1. уточненных исковых требований), в силу вышеуказанных нормативных актов применимы к аэропортам первой категории, вследствие чего в их удовлетворении судом должно быть отказано.

По поводу требования прокурора о создании зоны безопасности шириной 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропорта представитель ответчика Концов В.Н. пояснил, что такая зона безопасности имеется, работы проводятся, в ближайшее время данные работы будут выполнены, поэтому не возражает против их удовлетворения в течение 4 месяцев, как указано в исковых требованиях.

Относительно требований прокурора о возложении обязанности по обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием Концов В.Н. пояснил, что в соответствии с п.5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утв. Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005г. № 142, ОАО «Аэропорт Чита» имело лицензию на оружие, но в связи с заменой руководителя структурного подразделения данная лицензия была сдана на переоформление в ЛОВДЖВТ. Однако переоформления не было произведено, причины отказа не были предоставлены ни в письменной, ни в устной форме, в связи с чем, ОАО «Аэропорт Чита» обратилось с письмом в МВД России для выяснения обстоятельств, послуживших отказу в выдаче переоформленной лицензии. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорт Чита» получило ответ из МВД РФ, в котором указывалось о правомерности отказа в выдаче лицензии. Указанный отказ в выдаче лицензии ОАО «Аэропорт Чита» не обжаловало.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.83 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Согласно ст.84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции"; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

При осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе в том числе:

- осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

- запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности.

Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (Постановление Правительства РФ от 01.02.2011 N 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", далее – Правила авиационной безопасности).

Указанные Правила авиационной безопасности определяют порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности. При этом под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (п.1 указанных Правил).

В целях осуществления охраны периметра аэропорта устанавливается ограждение, а также организуются контрольно-пропускные пункты. Ограждение аэропорта оборудуется инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта (п.6 Правил).

Пропуск лиц, транспортных средств на территорию аэропорта через контрольно-пропускные пункты осуществляется только после:

- идентификации личности и транспортного средства;

- установления действительности оснований для прохода (проезда) на территорию аэропорта;

- проведения досмотра с использованием досмотровых средств (п.7 Правил).

Контрольно-пропускные пункты в международных аэропортах оборудуются инженерно-техническими системами, обеспечивающими:

- предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропорта;

- воспрепятствование проходу (проезду) лица и (или) транспортного средства через контрольно-пропускной пункт до завершения идентификации личности, транспортного средства и проверки действительности оснований для прохода (проезда) на территорию аэропорта;

- идентификацию лиц по документам, удостоверяющим личность;

- идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца;

- осуществление досмотра лиц, а также транспортных средств (п.8 Правил).На территории международного аэропорта создаются непрерывно функционирующие посты (пункты) управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, оборудованные техническими средствами для сбора, обработки и хранения в электронном виде данных со всех инженерно-технических систем охраны, с автоматической передачей этих данных в режиме реального времени органам федеральной службы безопасности и органам внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (п.9).

Согласно ч.2 ст.48, ч.4 ст.84 Воздушного кодекса РФ требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов (ч.2 ст.48 ВК РФ); требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ч.4 ст.84 ВК РФ).

Во исполнение пункта 2 статьи 48, пункта 4 статьи 84 издан приказ Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам").

Согласно п.1 Правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Согласно материалам дела в ходе проведения проверки транспортной прокуратурой было выявлено, что на привокзальной площади аэропорта Чита не создана зона безопасности шириной не менее 50 метров от здания аэровокзального комплекса и других объектов аэропорта, кроме того, администрацией аэропорта допускается стоянка автотранспортных средств в зоне безопасности; в аэропорту г. Читы с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра не очищена от мусора (железобетонных столбов) и кустарника, допускается складирование оборудования и материалов, л.д.

В силу п.п. 23, 27 Правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону; расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров; в ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры (23); на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов (п.27).

Таким образом, правомерны требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по исполнению требований, установленных п.п. 23, 27 Правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам". Также суд учитывает и то, что в данной части исковые требования стороной ответчика не оспаривались.

Также представителем истца заявлены исковые требования об оборудовании контрольно-пропускного пункта аэропорта инженерно-техническими системами, обеспечивающими идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам, а также по документам на транспортное средство установленного образца и создании в аэропорту непрерывно функционирующие пост (пункт) управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, оборудованный техническими средствами для сбора, обработки и хранения в электронном виде данных со всех инженерно-технических систем охраны, с автоматической передачей этих данных в режиме реального времени органам федеральной службы безопасности и органам внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу ст.6 ФЗ "О транспортной безопасности" в Российской Федерации осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" разработан Приказ Минтранса России от 21.02.2011 N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности"

Согласно указанному Приказу Минтранса от 21.02.2011 № 62, устанавливаются не более четырех категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного, воздушного, городского наземного электрического, железнодорожного, морского и речного транспорта, метрополитена и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в порядке убывания их значимости - первая, вторая, третья, четвертая (п.3); категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта (п.4); критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются: степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования (п.5.1.); возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде (п.5.2). 6. По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям N 1 - 6 к Порядку (п.6).

В ходе судебного следствия установлено и подтверждается материалами дела, что аэропорту Читы присвоена вторая категория, соответствующая запись внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, л.д.

В соответствии с п.6.3.1 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" субъект транспортной инфраструктуры первой категории обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через КПП на границах зоны транспортной безопасности и/или критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.

Как следует из раздела 10 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40 требования п.6.3.1 на объекты транспортной инфраструктуры второй категории не распространяются.

Таким образом, принимая во внимание, что аэропорту Читы присвоена вторая категория объектов транспортной инфраструктуры, не подлежат удовлетворению исковые требования прокурора о возложении обязанности на ОАО «Аэропорт Чита» по исполнению требований п. «г» ст. 8, ст.9 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42.

    Также прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить службу авиационной безопасности аэропорта г. Чита служебным оружием.

Исследовав материалы дела, суд находит обоснованными требования транспортного прокурора о возложении данных обязанностей на ОАО «Аэропорт Чита» по следующим основаниям.

П. 5 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" служба авиационной безопасности, аэропорта, служба авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

В соответствии с п.4 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Служба авиационной безопасности аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

В соответствии со ст.ст. 4, 10, 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об оружии" к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции; предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (ст.4); право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют юридические лица с особыми уставными задачами (ст.10); юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.12).

Таким образом, довод представителя ответчика о том, что служба авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Чита» не имеет служебного оружия по причине отрицательного ответа МВД РФ по вопросу выдачи лицензии на оружие, несостоятелен, поскольку в силу приведенных выше доводов ОАО «Аэропорт Чита» обязано обеспечить свою службу авиационной безопасности служебным оружием; кроме того, отказ в выдаче лицензии на оружие ОАО «Аэропорт Чита» вправе был обжаловать в установленном законом порядке.

При описанных обстоятельствах, суд находит исковые требования Читинского транспортного прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Также суд находит обоснованными исковые требования транспортного прокурора об исполнении ответчиком обязанности обеспечить службу авиационной безопасности аэропорта г.Чита служебным оружием и оборудовать на привокзальной площади аэропорта зону безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропорта, в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку данное условие не противоречит положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и не нарушает права ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковые требования прокурора Читинского транспортного прокурора удовлетворить частично.

    Обязать ОАО «Аэропорт Чита» в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения:

- обеспечить службу авиационной безопасности аэропорта г. Чита служебным оружием;

- оборудовать на привокзальной площади аэропорта зону безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропорта.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца через Черновский районный суд г.Читы.

Судья:                         Ман-за О.В.